GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

.strandberg*

 

 

Инновационные гитары для
инновационных гитаристов

 

 

Интервью с Олой Страндбергом

 

 

 

 

 

Скот Коллинз

Guitar Muse, апрель 2012

Перевод с английского

 

 

С 1982 года Ола Страндберг из .strandberg* Guitarworks провёл огромную работу по трансформированию электрогитары в эргономичный инструмент, адаптированный к анатомическим особенностям человеческого тела (вместо того, чтобы гитарист адаптировался к анатомическим особенностям гитары). Благодаря растущей очереди на предзаказы (в настоящее время она составляет 97 человек) и таким гитаристам, как Тосин Абаси из Animals As Leader, Миша Мансур из Periphery и Крис Летчфорд из Scale The Summit, играющим на своих собственных моделях, .strandberg* Guitarworks превратился в плохо скрываемый секрет среди гитаристов. В этом интервью Ола рассказывает об эволюции гитар и компании, о том, что делает его инструменты уникальными, а также о роли прозрачности и сотрудничестве в эволюции дизайна.

Как вы начали заниматься гитаростроением?

 

Изначально я играл на барабанах, но когда моя семья переехала в другой город, в фургоне для переезда не нашлось места для ударной установки. Я продал её, и обменял аквариум (который тоже не поместился) на гитару гитариста нашей группы. Это была самая паршивая гитара в мире, и я сразу же начал её модифицировать. Мне тогда было около 14 лет. Через несколько лет (и несколько гитар) я поступил в колледж и изучал машиностроение, а один из моих учителей оказался одним из самых известных изготовителей никельхарп в мире. Я купил себе литературу и устроился в его мастерской, позаимствовав некоторые специальные инструменты у местного гитарного/скрипичного мастера. А остальное - уже история. На моем сайте есть фотографии этих первых экспериментов, а также стильных шмоток из '80-х. После школы я также подрабатывал ремонтом гитар в местном магазине, а затем у шведского дистрибьютора Charvel/Jackson.

 

Что послужило толчком к эволюции ваших нынешних моделей и/или кто оказал на них влияние? Я вижу элементы таких вещей, как гитары Klein, грифа Rick Toone и веерной системы ладов Novak, но есть и ваши собственные инновации, такие как конструкция бриджа и топлока.

Мне всегда нравилась идея безголовой гитары. Мне кажется, в этом есть смысл. Мне нравились Steinberger с корпусом (серия M), и я даже сделал свою собственную гитару в ранние годы. После 15-летнего перерыва, связанного с новой карьерой в компьютерных науках и воспитанием детей, я захотел начать всё заново, но не просто сделать лучший страт/телек/леспол/(или вставьте сюда свою любимую гитару). Я начал искать железо для безголовых гитар, и ничего не нашёл.

 

Однако в ходе этих поисков я наткнулся на сайт buildingtheergonomicguitar.com, который стал огромным источником вдохновения. Здесь я нашёл безголовые инструменты, инструменты с витым грифом, инструменты, которые обнимают ваше тело и так далее. Я заметил, что существует потребность в легком железе, а также то, что эстетика этих эргономичных инструментов совершенно не похожа на обычные гитары. Поэтому я решил создать такую гитару, которую хотел бы иметь сам. И до сих пор я делаю это в каждом своём инструменте!

 

Но на самом деле, как только я начал делать свою гитару и, узнав о такой вещи, как блог, я начал вести блог о своем процессе производства. Я запостил ссылки на сайт buildingtheergonomicguitar.com и на форум Project Guitar, и с этого момента всё начало расти как снежный ком. Люди начали связываться со мной и хотели заказать фурнитуру. Мне потребовалось почти два года, чтобы выйти из колеи фурнитуры и вернуться к созданию своей первой гитары. Это время было очень весёлым. Я не получил абсолютно никакой прибыли, но приобрёл друзей по всему миру, и этого для меня было достаточно.

 

С самого начала концепция "Ergonomic Guitar System" состояла из трех компонентов: лёгкого тремоло-бриджа, эргономичного грифа и гитары в целом. Замысел состоял в том, чтобы предложить компоненты бриджа и грифа в качестве модификаций, которые могли бы превратить существующую гитару в более эргономичную, но также могли быть использованы для новых конструкций.

 

Когда я был молодым, я всегда хотел иметь тремоло на своих гитарах. Я не мог понять, почему кто-то может этого не хотеть, и поэтому именно его я и решил сконструировать в первую очередь. Я сделал его тех же размеров, что и тремоло Floyd Rose, по двум причинам. Во-первых, чтобы мне не пришлось придумывать собственные шаблоны для фрезеровки, а во-вторых, чтобы можно было заменить имеющееся тремоло и обычные колки и значительно снизить вес инструмента. Я придумал сменные ножи, которые можно снять и перевернуть, чтобы удвоить срок службы, но из-за небольшого объёма заказов стоимость ножей выходила непомерно высокой. Оказалось, что большинство гитаристов всё равно предпочитают хардтейл, поэтому я переключил внимание на него. Однако преодоление конструктивных ограничений тремоло со сменными ножами не выходило у меня из головы. После долгих экспериментов я нашел окончательное решение в миниатюрных игольчатых подшипниках, с которыми гитары звучат лучше, чем с чем-либо другим, и которые не изнашиваются. Раньше я отказывался от этого решения, поскольку не мог придумать, как регулировать высоту бриджа, пока подшипники в чём-то зажаты, но с индивидуальной регулировкой высоты сёдел я могу просто вставить подшипники прямо в корпус гитары.

 

Первоначально я действительно хотел разработать также витой гриф (т.е. Torzal Natural Twist, по проекту Джерома Литтла). Я дошел до создания формы для грифа из карбона, но в то время был слишком увлечен разработкой фурнитуры, чтобы завершить ее.

Позже мне довелось поиграть на гитаре Lace с витым грифом, и это действительно работает! Через сайт buildingtheergonomicguitar.com я связался с лютье Риком Туном, который создает самые удивительные инструменты. Он понял, что гриф с чёткими гранями, а не с плавным радиусом, лучше раскрепощает мышцы пальцев, кисти и предплечья. Работа с лицензированными у него конструкциями (но, не выпуская из головы идею изгиба) привела к изобретению моего запатентованного грифа EndurNeck. Она сочетает в себе опорные поверхности с изгибом тыльной части, который способствует тому, чтобы ваше запястье находилось под оптимальным углом во всех местах грифа. Он похож на Torzal Natural Twist, но с обычным прямым фингербордом. Помимо того, что он не так пугающе выглядит для гитариста, он также не требует специальных инструментов или методов для работы гитарного мастера или гитарного техника.

Можете ли вы рассказать о различиях между предлагаемыми профилями грифа: обычный профиль, EndurNeck, Trapezoidal Neck Profile/Intersecting Plane Neck Profile и дополнительной опцией GrooveNeck?

 

На сайте trapezoidneckprofile.com Рик Тун собрал прекрасный справочник по семейству профилей грифа трапециевидной формы. Подводя детальный итог на очень, можно сказать, что грани этих профилей грифа обеспечивают стабильную поверхность для прижатия большого пальца, в отличие от изначально нестабильного состояния, в котором оказывается большой палец на изогнутой поверхности. Это расслабляет большой палец, ладонь и всё предплечье. Различные варианты зависят от личных предпочтений и стиля игры. При создании EndurNeck я хотел, помимо расслабления ладони и пальцев, обратить внимание на угол запястья. Многие гитаристы играют на первых ладах с довольно острым углом запястья, а EndurNeck поощряет правильную и более расслабленную постановку левой руки.

Я заметил, что вы предлагаете выбор между болчёным и сквозным грифом. Есть ли у вас предпочтения в пользу того или иного варианта в зависимости от количества струн (или других факторов)?

 

С точки зрения конструкции, я определенно предпочитаю болчёнку. Это намного эффективнее и проще как с точки зрения материалов, так и с точки зрения производства. Большая часть того, что я делаю, сводится к промышленному производству, минимизации количества изготавливаемых деталей и оптимизации процедуры изготовления.

 

В тональном отношении... жюри еще не определилось. Некоторые предпочитают болчёное крепление, другие - сквозное. Я скажу, что заметил некоторые свойства сквозного грифа, которые мне нравятся, но я уверен, что это связано с моим процессом армирования карбоном, которое проходит через весь корпус в сквозном грифе. Я пытаюсь найти время, чтобы преобразовать сквозную модель в сделать болчёную (если это имеет смысл). С увеличением количества струн возрастает натяжение и нагрузка на гриф, поэтому крепление на болтах - это неплохая подстраховка и страховка от будущих неизбежных изменений в древесине, хотя я принимаю и другие меры для предотвращения неожиданностей в этом отношении.

Я предполагаю, что гриф - это клён, армированный карбоном для усиления, но были ли другие способы решения?

 

Я использую различные материалы для изготовления грифа, но общая для всех грифов технология - армирование однонаправленным углеродным волокном с эпоксидной смолой. В значительной степени это усиление, но я считаю, что это также повышает отзывчивость и устойчивость. В самом начале я проводил некоторые эксперименты с грифами имеющими полости, но у меня не было времени на дальнейшее изучение этого вопроса.

Не могли бы вы рассказать о своем решении добавить опцию веерных ладов, и о том, какие, по вашему мнению, у них плюсы?

 

Рик Тун - тот, кто первым привел меня к использованию нетрадиционных профилей грифа, и он же привел меня к использованию веерных ладов целях эргономики. Хотя мультискейловые гитары - это старая концепция. Ральф Новак провёл обширное исследование тональных преимуществ неравной мензуры для каждой струны, что было запатентовано под названием Fanned Fret. На сайте Novax Guitars есть отличные статьи об этом, а срок действия патентной защиты уже истёк. То, как я использую такое расположение ладов, действительно имеет тембральные преимущества - более толстая струна интонирует и звучит намного лучше с более длинной мензурой - но в основном я использую это для более расслабленной позиции кисти, и я применяю это в зависимости от размера рук и стиля игры гитариста.

 

Если вы проанализируете движение, которое совершает ваше предплечье при перемещении вверх и вниз по грифу - я располагаю лады так, чтобы обеспечить расслабленное запястье на всём диапазоне игры. Я ориентируюсь на некоторые стандартные соотношения, которые кажутся особенно хорошо работающими с общей точки зрения гитариста. Небольшой веер с расхождением в полдюёма на шестиструнной гитаре (25,5" самой толстой струне и 25" на самой тонкой), как правило, тактильно ощущается и звучит естественно и совсем не сбивает вас с толку. На гитарах с большим количеством струн я пробовал мензуру 25,75", 26", 27" и 28" для седьмой и восьмой струн, и это действительно имеет значение для тембра. Даже немного более экстремальные соотношения, такие как 28"-26,5" на восьмиструнных гитарах, которые я сделал для Тосина Абаси и других, для большинства гитаристов тактильно ощущаются очень естественно и не требуют переучивания. Однако эргономические преимущества заметны с самого начала.

Какие музыкальные и немузыкальные факторы повлияли на вашу эстетику дизайна?

 

Я люблю множество различных жанров музыки. От прог-рока до попсы и шансона, от трэш-метала до блюза и так далее. Я мечтал, создать гитару для Аллана Холдсворта. Но что касается музыкальной индустрии, то я был полностью отстранён от неё в течение 15 лет и до сих пор с трудом возвращаюсь обратно (несмотря на посещение NAMM и других выставок). Лавируя между основной работой и занятиями спортом, и добавляя к этому создание гитар, у меня просто нет свободного времени. Я очень интересуюсь промышленным дизайном и архитектурой, но не настолько, чтобы можно было процитировать влияние. Но моя основная работа по специальности – всегда была невероятно творческой - проектирование аппаратного и программного обеспечения, разработка способов решения проблем и оптимизации производства.

Как развивалась компания .strandberg*?

 

Она росла. Из некоммерческого хобби это превратилось в нечто, что может стать настоящим бизнесом. Но [в плане производства] это также переросло из производства гитар по одной, в неторопливом темпе, в столько, сколько я могу делать параллельно в рамках моих ограничений по времени и пространству. Сейчас моя главная задача - умственная - попытаться решить, как увеличить или уменьшить масштабы производства, сохранив при этом душу гитар .strandberg*.

 

Я думаю, что ключ к тому, чего я достиг, заключается в том, что я начал это как хобби, не требуя, чтобы в результате этой работы у меня была еда на столе, и это позволило мне пойти на риск, на который профессиональный мастер никогда бы не пошёл. В сочетании с полным незнанием того, как это нужно делать (а начинал я как хобби с мотивацией завести новых друзей), это также позволило мне применить новый подход, сделав все свои проекты доступными по лицензии типа "авторское лево", подобно программному обеспечению с открытым исходным кодом. Сейчас среди нас есть несколько человек (например, Даррен Уилсон из Decibel Guitars), которые работают над тем, чтобы быть максимально открытыми и прозрачными. Я рассматриваю это как "лютье эпохи интернета", что, по крайней мере, если говорить о Даррене и обо мне, является тактикой выживания, а не чем-то ещё. Будучи открытыми в отношении цен, опций и списков ожидания, а также технологии производства и т.д., мы можем отвечать на большинство электронных писем вежливыми односложными фразами со ссылкой на веб-сайт, а не сочинять каждый раз ответы. Это также открывает возможности для вирусного маркетинга через социальные сети. Если этого нет в сети, значит, этого не было.

 

Я знаю, что ваши инструменты изготавливаются по индивидуальным требованиям гитаристов, но, похоже, есть определенная ниша музыкантов(Djent и т.д.), которые тяготеют к ним. Считаете ли вы, что общий дизайн появился благодаря потребностям гитаристов, или они выбирают гитару .strandberg*, потому что мультискейл (и другие идеи) подходят под их эстетику.

 

Я думаю, что многое связано с тем, что гитаристы хотят смотреть на себя в зеркало и говорить "Йееееа!" Если вы любите рок-н-ролл, вы не будете чувствовать себя так без определённых инструментов, и просто существует слишком много культовых гитар. Что касается тусовки Djent/ERG/Metal, я думаю, они могут посмотреть в зеркало и почувствовать себя так же с чем-то другим. Кроме того, эти ребята так преданы тому, что они делают. Они хорошо образованы, невероятно умны (несмотря на внешность), и им нужны инструменты, которые работают на них. Я не раз сомневался, что "эргономичность" будет отталкивать людей, потому что это скучно и "ты не мужик, если не можешь орудовать пятикилограммовым веслом", но, как оказалось, многие действительно ценят лёгкую гитару. Эти парни каждый день занимаются бесконечно долго! И дело в том, что существует не так уж много безголовых ERG [под ERG Ола имеет в виду "Extended Range Guitar, то есть многоструны – прим. переводчика].

Есть ли какая-то особая звуковая эстетика, к которой вы стремитесь?

 

Мне нравятся гитары с "органичным" звучанием, которые очень быстро реагируют. Я хочу чувствовать вибрацию своей грудью и животом, и слышать акустические тона.

 

Какие проблемы связаны с тем, чтобы ориентировать производство на изготовление отдельных компонентов?

 

Держать достаточный сток!

 

Я знаю, что в прошлом вы продавали запчасти отдельно, но я видел на сайте, что в настоящее время все детали используются для сборки. Есть ли у вас какие-нибудь сроки, когда люди смогут снова заказывать запчасти?

 

Я чувствовал, что мне придётся временно приостановить продажу запчастей, чтобы обеспечить собственные поставки в краткосрочной перспективе. Финансовые обязательства по заказу партии железа не являются легкомысленными, и есть несколько факторов, влияющих на решение о том, когда и насколько большая партия будет заказана. Намерение состоит в том, чтобы снова иметь запчасти для продажи задолго до лета (2012).

 

Есть ли конкретные усилители или тембра, под которые вы пытаетесь подобрать конструкцию?

 

Я всё ещё изучаю характеристики пород дерева и методы изготовления. Если я смогу обеспечить оптимальный путь сигнала от вашего сердца/мозга через руки, запястья, пальцы к струнам, а от струн к дереву, то остальное получится само собой. Я редко подключаю свои гитары к усилителю, не считая того, чтобы убедиться, что я правильно спаял электронику.

 

Алюминий играет заметную роль в ваших конструкциях. Есть ли звуковые характеристики, которые привлекают вас в нем, или в дело вступают и другие факторы?

 

Всё началось с чистой эстетики и веса, если быть до конца честным. Малый вес, т.е. отсутствие инерции, позволяет вибрациям проходить через этот материал гораздо легче, чем через тяжелый материал. Вибрации передаются в дерево с меньшим воздействием, что имеет множество положительных эффектов. Так получилось, что звукосниматели Lace Alumitone появились как раз в нужное время и вписались в мою концепцию. Как я уже говорил выше, я обычно даже не включаю их в усилитель. Во время разработки первых прототипов я передавал свои гитары друзьям и в музыкальные магазины, чтобы получить отзывы, и многие не могли сказать ничего хорошего... Но некоторым они нравились, что обнадёживало, и теперь их довольно хорошо принимают. Мне нравится тот факт, что они в некотором роде хайфайные и широкополосные. Вы всегда можете подстроить эквализацию своего усилителя, чтобы сформировать частотку сигнала. Кроме того, как выяснилось, я все это время использовал "неправильные" потенциометры - может, в этом и есть ключ! Хаха...

Ваш блог о разработке интересен мне по нескольким причинам. В то время как многие разработчики зациклены на секретности и защите своих идей, вы, напротив, очень прозрачны в отношении прототипов, дизайна и т.д.  Фактически, большая часть блога посвящена созданию собственной ERG и использованию принципов Creative Сommons [некоммерческая свободная публичная лицензия – прим. переводчика] в этих конструкциях, чтобы другие люди могли извлечь пользу из дизайна. Очевидно, что эргономичный дизайн гитары для вас - это нечто большее, чем просто маркетинговый инструмент.  Как вы начали уделять внимание этому аспекту дизайна и как вы оцениваете роль сотрудничества в вашей работе?

 

Поскольку это начиналось просто, как способ просто общаться с людьми и находить новых друзей, было вполне естественно быть открытым. Позже, когда я понял, что, возможно, существует рынок безголовых гитар, я подумал, что разумнее развивать этот рынок и занять небольшую долю, чем загонять в угол крошечный рынок. С принятием и доступностью безголовых гитар все больше людей захотят купить и мою. Открытость превратилась в инструмент выживания - я не могу ответить на все письма, которые получаю, и теперь я почти всегда могу провести быстрый поиск на собственном сайте и отправить ссылку, где есть ответ. То же самое с ценообразованием на заказные гитары - я предпочитаю позволить людям самим определять цену и работать над тем, чтобы приблизиться к ней.

 

Если люди рассматривают возможность заказа кастомовой гитары, какие вопросы они должны задавать и с чем обращаться к производителю (кроме денег)?

 

Ключевым моментом является то, чтобы гитара устраивала тактильно, когда вы берёте её в руки. Конечно, материалы и звукосниматели имеют значение, но ощущение, которое вы испытываете, когда берёте её в руки и смотрите на неё, будет иметь огромное значение. При описании стиля музыки, который вы играете, и причуд вашего стиля игры (наклоняетесь ли вы вверх, вниз? Соскальзывают ли струны с грифа ваших гитар? Много ли вы играете аккордов или в основном мелодии/соло? и т.д.) Производитель должен быть в состоянии дать рекомендации. Подготовьтесь вот таким образом: поиграйте на большом количестве гитар. Попытайтесь понять, что чем вас привлекает одна гитара больше, чем другая.

 

Что ждёт .strandberg* в будущем?

 

Многое происходит! В ближайшем будущем будет несколько анонсов. Вопреки прежним прозрачным подходам, я начал сотрудничество с Аль-Мумином из HAARP Machine, внося последние штрихи тому, над чем я работал несколько лет, что очень увлекательно. Сейчас это последняя подготовка к Франкфурту [ежегодная весенняя выставка Musikmesse – прим. переводчика]. У меня нет своего стенда, но я планирую сотрудничать с Leqtique (примочки) и True Temperament, так что будет хорошая экспозиция. Я очень интенсивно работаю над увеличением темпов сборки, сохраняя каждую гитару уникальной, настоящим .strandberg*, так что есть чего ждать!

 

Большое спасибо за уделённое время, Ола! Для тех, кто хочет узнать больше о .strandberg* Guitarworks, посетите их сайт, страницу на facebook или блог Олы о разработках.