За пределами управляемого*
Название седьмого студийного альбома Pantera [прим. переводчика]
Ник Боукотт, фото – Дастин Джек
Guitar World, июль 2023
перевод с английского
Закк Уайлд - не только один из лучших метал-гитаристов, когда-либо населявших эту планету; он всегда был открытой книгой, когда дело доходило до выражения своей глубокой любви, а также глубокого почтения и уважения к своему дорогому другу, покойному Даймбэгу Дарреллу. Да, сэр, Закк искренне выражает свои чувства к Дайму.
Именно поэтому на каждом концерте Black Label Society с 2005 года звучит "In This River" - полная эмоций баллада, которую Закк написал для Дайма, - в сопровождении изображений его лучшего друга на заднем плане большого экрана. А с тех пор, как брат Даррелла, Винни Пол, к сожалению, скончался в 2018 году, его фотография также украшает сцену BLS во время исполнения этой песни. "Это наши кореша, чувак", - говорит Закк необычайно мягким, но пронзительно искренним тоном. "Эта песня и их изображения никогда, никогда не покинут выступление Black Label".
Дружище, не найдётся ли у тебя Дайма*?
Игра слов, Дайм = гривенник [прим. переводчика]
Когда Закку Уайлду понадобилась помощь в разучивании некоторых гитарных партий Даймбэга, куда он обратился? Конечно же, на ютуб-канал Олы Инглунда.
В огромном океане метал-контента, который таится в YouTube, шведский шестиструнник Ола Инглунд (Haunted, Feared) - главная сила, и заслуженно. Он также большой поклонник Pantera - и многие из его видео, посвящённых Дайму, набрали впечатляющее число просмотров. На самом деле, они настолько хороши, что Закк Уайлд посмотрел некоторые из них, когда разучивал партии для нынешнего тура, посвящённого памяти группы Pantera. "Забавно слышать, что гитарист, на которого я равняюсь, даже потрудился посмотреть мои дурацкие видео", - говорит Инглунд. "В каком-то смысле это полный круг... Даймбэг был моим первым настоящим гитарным героем. Я услышал рифф из песни "Walk", когда мне было 15 лет, и это было всё. Лучший гитарный звук и рифф, который я когда-либо слышал! Тем летом я рвал жопу, чтобы заиметь возможность купить Washburn Blackjack, когда мне исполнилось 16. После этого пути назад уже не было".
Что ты думаешь о трибьют-туре и составе группы Pantera?
Как и многие люди, которые любят Pantera, когда я впервые услышал об этом, мне показалось, что это обоюдоострый меч. Я подумал: "Но вы не можете сделать это без Даймбэга и Винни - Даймбэг и Винни - это Pantera". Но, в то же время, Фил и Рекс - это тоже 50% Pantera. К тому же, как фэн, я чувствовал, что это самая близкая возможность снова увидеть мою любимую группу. Ты можешь быть предвзят, но мы также должны сохранить наследие Pantera, наследие Дайма и Винни. Лучший способ сделать это - отдать дань уважения братьям.
Когда я услышал состав с Чарли [Бенанте] и Закком, я почувствовал: "Это то, что нужно". Я бы даже сказал, что это единственный способ сделать это. Как фэн, и я говорю здесь от имени 15-летнего Олы, Закк - единственный вариант. Я не хочу видеть никого другого. Зная, что Закк и Дайм были настолько близкими друзьями и что они проводили так много времени вместе, никто другой не сможет сделать это так, как он.
Многие люди говорили, что ты должен был играть на гитаре в трибьюте Pantera.
Я очень польщён этим, но нет! Это должен быть Закк. Он тот самый парень. Он - рок-звезда. Есть много ребят, которые могут играть Даймебэга на гитаре на YouTube, но они не рок-звёзды; они не могут носить эту обувь. Закк может. Кроме того, я хочу видеть группу - я не хочу быть на сцене! Я хочу быть в зале и слушать, как эти вещи снова играют вживую; 15-летний Ола давно мечтал об этом. Я не могу дождаться!
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.
Искренние слова, которые Уайлд написал в своей популярной колонке Guitar World "Brewtality" в начале 2005 года, подытоживают его отношение к Дарреллу как к музыканту и человеку: "В моём понимании Дайм был, без сомнения, лучшим метал-гитаристом в мире - у вас есть Джими Хендрикс, у вас есть Эдди Ван Хален, у вас есть Джимми Пейдж, у вас есть Рэнди Роадс, у вас есть Тони Айомми, и у вас есть Даймбэг Даррелл. Он принадлежит к этим святым именам без тени сомнения. Помимо своего таланта, Дайм был еще и замечательным человеком. Он был полностью лишён эго, искренен как день, а еще он был самым добрым человеком, которого я когда-либо встречал. Каждый раз, когда он входил в комнату, он озарял её, как луч солнца, которым он и был. Дайм был ангелом, которого добрый Господь послал нам, чтобы скрасить нашу жизнь и сделать нас счастливыми, но теперь он нужен ему, и он забрал его обратно. У меня никогда не было брата, но Дайм был настолько близок по крови, насколько это возможно, и моя любовь к нему была, есть и всегда будет безусловной и вечной. Итог таков: Влияние Дайма будет ощущаться всегда, и память о нём никогда, никогда не умрет. Он живёт в жилах каждого гитариста, потому что это и есть гитарная игра: одно большое братство".
И, говоря о братстве, почти 20 лет спустя Закк играет на гитаре в трибьют-туре Pantera вместе с коллегами Дайма по группе Филипом Ансельмо и Рексом Брауном, а также Чарли Бенанте из Anthrax на ударных. На каждом концерте Уайлд надевает джинсовую жилетку с большими нашивками "St. Dime" и "St. Vinnie" спереди.
Как я уже сказал, Закк открыто выражает свои чувства к Дайму, от чистого сердца.
Один из последних разов, когда мы встречались с Даймом, был частный гитарный урок "Booze Brothers" [братцы-собутыльники - прим. переводчика], который вошёл в мартовский номер журнала Guitar World за 2003 год. В нём ты сказал, что услышав великого гитариста, ты вдохновил себя на то, чтобы "заниматься 24 часа в сутки 7 дней в неделю, и это происходит до сих пор". Когда ты разучивал гитарные партии Дайма для концертов Pantera, какие аспекты его игры вдохновляли тебя?
Каждая нота, отец Ник - каждая нота! [Смеётся] В дополнение к таким хитам, как "Walk", "I'm Broken", "Cowboys" и "This Love", мы исполняем и более глубокие композиции, такие как "Yesterday Don't Mean Shit" (Reinventing the Steel), "Strength Beyond Strength" и "Use My Third Arm" (обе с альбома Far Beyond Driven). Пока я их разучивал, я понял, что многие аккордовые прогрессии и выбор нот Дайма, были довольно диссонансными - просто для вкуса супа, если ты понимаешь, о чём я. Я всё время думал: "Вау, это было интересно. Я бы никогда не сделал такую аккордовую прогрессию или не перешёл на эту ноту; интересно, почему он выбрал именно её для этой партии". И, конечно, некоторые аккорды Дайма тоже очень интересны. Он часто использовал тоника/мажорная терция, тоника/минорная терция и обращения аккордов, вместо того чтобы просто играть обычные квинтовые пауэраккорды. Это определённо был очень крутой опыт.
Дайм также включал много хроматического движения и блюзовых бендов, которые, наряду с особенностями, которые ты только что упомянул, помогали добавить дополнительного напряжения, волнения и мрачности в рифф или аккордовую прогрессию.
Несомненно. Несомненно, есть определённые небольшие хитрости и некоторые приёмы Дага Хеннинга [известный канадский фокусник, скончавшийся в 2000 году] магические вещи, происходящие в вещах Дайма. Рекс показал мне пару вещей, в которых я не был уверен на 100 процентов, например, когда Дайм переходит на G# в "Becoming" вместо G, что, как многие думают, он играл, и я подумал: "Что это за колдовство?!" [Смеётся] Все дело в добавлении соуса Табаско или любой другой приправы, которую вы хотите - будь то кинза или сметана. Всё зависит от того, что вы сочиняете и к чему стремитесь. Это как Тони Айомми использует пониженную квинту, потому что так рифф звучит мрачнее. В то время как Джимми Пейдж иногда использовал мажорную терцию [напевает интермедийный рифф песни "Bring It on Home" с альбома Led Zeppelin II], которая больше поднимает настроение. Нет правильного и нет неправильного.
Как ты подходил к разучиванию риффов и соло Дайма?
Я выучил материал Дайма точно так же, как я это делаю, когда играю с Оззи, Zakk Sabbath, Generation Axe... [со Стивом Ваем, Ингви Мальмстином, Нуно Беттенкортом и Тосином Абаси] или Experience Hendrix. Ты просто должен сесть, выполнить домашнюю работу и научиться играть песню и соло - будь то песни Святого Дайма, Святого Рэнди, Лорда Айомми или Святого Джими, плюс, конечно, Джейка [И. Ли]. Это ничем не отличается. Есть большая разница между тем, чтобы слушать и любить песню, и тем, чтобы уметь её играть. Ты просто должен потратить время и поработать - для этого нет приложения iPhone, брат! [Смеётся]
Ты делал это "старым школьным" способом, слушая альбомы Pantera с гитарой в руках, или использовал транскрипции и видео?
Я делал всё вышеперечисленное, включая просмотр YouTube и тому подобное. Я помню, как посмотрел несколько видео Олы [Инглунда - см. бонус ниже], просто погуглив "как играть" определённые песни Pantera. В те времена ты спрашивал своих друзей, если не мог что-то понять. Например, я звоню тебе и говорю: "Ник, ты работал с Даймом над его колонкой в Guitar World; что он делает в этой части? Я не могу разобраться". Но в наше время можно просто зайти на YouTube и найти кого-нибудь, кто покажет тебе, как играть тэппинговую партию Эдди в "Eruption" или что-то ещё. Так что я действительно много занимался этим.
Я представляю, что репетиционные сборы были бесценны.
Играть только что выученные песни вместе с записанными версиями - это одно, а исполнять их в группе - совсем другое, особенно если это песни Pantera. Репетировать эти песни с ребятами, безусловно, очень важно; в этот момент боковые колёсики детского велосипеда определённо сняты! [Смеётся] Как ты сказал, играть вместе с альбомом - это одно, а уметь играть те же самые песни самостоятельно или с другими музыкантами - совсем другое. Это как пытаться проехать куда-то, где ты уже бывал, но без GPS в машине. Удачи!
Для меня это вопрос запоминания всего: выучить все части и затем запомнить, сколько раз они повторяются, прежде чем переходить к следующей вещи. Я намеренно сочиняю Black Label как пещерный человек, насколько это возможно. Но, как мы с тобой знаем, многие вещи Pantera совсем не такие; это определённо не материал типа "мясо с картошкой"! Еще раз повторюсь, ты должен вкладывать время и работать. Этого ничем не заменить, и нет никаких коротких путей. Ты не можешь избежать этого, отец Ник... ты просто должен идти в свою комнату и делать свою домашнюю работу, как хороший мальчик! [Смеётся]
И, конечно же, есть эти потрясающие соло.
Соло Дайма - это как первоклассные стейки: рибай, филе, портерхаус, филейная часть, нью-йоркский стриплойн... Они все разные и все отличные, так что давайте их все! Это как с Оззи, потому что для меня все они интересны. Очевидно, что мне нравится играть партии Рэнди, но я также могу сыграть соло [Джейка И. Ли] в "Bark at the Moon", что тоже потрясающе. С партиями Дайма всё точно так же. Я имею в виду, мы начали сет с "A New Level", и Дайм просто отрывался на протяжении всего соло - и это прямо с порога! Очевидно, что его соло в таких песнях, как "Walk" и "This Love" - это соло в стиле "Mr. Crowley", где ты должен играть так, как это звучит на оригинальной записи. Это песни в песнях, прямо из школы Святого Роадса по сочинению песен и соло.
Процитирую слова Дайма из частного урока "Booze Brothers", который вы провели вместе для мартовского номера GW 2003 года: "Когда дело доходит до соляков, Закк довольно много играет правой рукой. Он высекает медиатором гораздо больше, чем я, в то время как я склонен к легато гораздо больше, чем он. Но оба подхода одинаково круты, просто у них разная атака и ощущения". Обнаружил ли ты, что разучивание его соло заставило тебя изменить свой обычный подход к игре в некоторых местах?
Что касается техники игры и прочего, я играю более стаккатно, а Дайм - более легатно. Это просто то, как я играю. Тем не менее, есть определённые части, где нужно играть легато, так что ты просто делаешь это, иначе у тебя не получится такого звука. Если бы святой [Аллан] Холдсворт хотел взять медиатором каждую ноту, он мог бы это сделать, но это не дало бы того супу того вкуса, который он искал. Он хотел, чтобы звучание обладало дыханием, как у саксофона, а не звучало стаккатно.
Из-за твоего уникального стиля игры и подхода, в конце концов, ты всегда будешь звучать как ты, и, по моему скромному мнению, это замечательно.
Без сомнения, в этом и заключается красота гитары. Стиви Рэй Воэн, играющий "Voodoo Child", звучит как Стиви Рэй Воэн, играющий "Voodoo Child" - у него такой уникальный штрих, звук и стиль, он просто не может ничего с этим поделать! Это то же самое, что слышать, как Рэнди играет вещи Black Sabbath - это звучит как он, и это потрясающе.
Я беседовал с Олой [Инглундом] и Грейди [Чемпионом, гитарный техник Дайма] для этого номера, и, как и я, они оба считают, что Дарреллу понравилось бы, что ты чтишь его память, играя его песни и соло "по-закковски". И, точно так же, как ты играешь его материал с Филом, Рексом и Чарли, я уверен, что Дайм с полным почтением отнёсся бы к тому, что вы записали, но сыграл бы это в своём уникальном, неповторимом стиле.
Да, без сомнения. Все ноты в соло "No More Tears" были бы правильными, но это всё равно звучало бы как игра Дайма, потому что в этом был бы его стиль - от этого никуда не деться, да и не хочется. В этом вся прелесть; это была бы его интерпретация тех партий, которые он выучил.
Я заметил, что на всех кадрах и фотографиях, которые я видел на первых шести южноамериканских концертах, было похоже, что ты используешь только одну гитару, Wylde Audio Warhammer, настроенную ниже в C# и оборудованную тремоло системы Floyd Rose, плюс твоими привычными звукоснимателями EMG 81/85.
Я использовал только одну гитару во время всего выступления в тот первый раз. Вот и все: подключили и поехали!
Я знаю, что Дайм подарил тебе несколько гитар; можем ли мы ожидать, что они появятся на ближайших концертах?
Я определённо хочу взять их с собой, но мне не хотелось совершать с ними много перелетов, как мы делали в Южной Америке. Я подумал: "Блин, если они пропадут, я буду очень расстроен". Гитары, которые мне подарил Дайм, буквально "единственные экземпляры". Реплик не существует, и даже если бы они были, то вся особенность была бы в том, чтобы я вынес на сцену настоящую вещь.
Насколько я могу судить, оборудование, которое ты используешь до сих пор, состоит в основном из тех же усилителей, кабинетов и педалей, которые ты обычно используешь.
Всё верно, я использую то же оборудование, что и в Black Label, с Оззии, Zakk Sabbath, Experience Hendrix и Generation Axe - мои усилители Wylde Audio, кабинеты Marshall и мой обычный педалборд. Поскольку в Pantera Дайм использовал полупроводниковые усилители, а я - ламповые, я не был уверен, что это будет звучать правильно. Поэтому, когда я готовился к репетиции с ребятами, я думал узнать, какие головы Randall использовал Дайм, а затем купить целую кучу таких на Reverb или eBay. Но когда мы приступили к репетициям, я использовал своё оборудование, и всё получилось просто замечательно. Очевидно, что для "Becoming" мне пришлось купить педаль Whammy [DigiTech], и теперь я гордый обладатель одной из них. И ещё мне пришлось купить нойз-гейт, потому что обычно я ими не пользуюсь. Я просто набрал в Гугле "лучшие нойз-гейты", и мне попался Dunlop [Dunlop MXR Smart Gate M135], так что я купил парочку. Эти педали потрясающие; я могу стоять прямо перед своим оборудованием, когда оно орёт извергая молнии, и это не отражается, когда я играю такие вещи, как "5 Minutes Alone", "Walk" или куплетный рифф в "Cowboys". Нет ничего лишнего, только тишина.
Эти гейты определённо делают своё дело, и эта "тишина" - такая огромная составляюшая рецепта супа Даймбэга. Я имею в виду, что Дайму никогда не хватало дисторшна! [Смеётся] Он просто хотел, чтобы его звук был настолько искажённым, насколько это возможно, без необходимости убирать громкость; это была большая часть звучания Дайма.
Настраиваешь ли ты свои усилители по-другому для концертов Pantera?
Нет. Всё как обычно. Спасибо Господу Богу и Иоанну Павлу II за эти нойз-гейты. Без этих штук я бы не смог справиться с выступлениями Pantera; я бы отплясывал чечётку на своем педалборде, как в Ривердансе [стэп-шоу ирландских танцев - прим. переводчика], постоянно включая и выключая педаль овердрайв! [Смеётся]
Ты практически всё время держишь педаль овердрайва включенной, верно? Это неотъемлемая часть твоего звука.
Она всегда включена, за исключением песен "This Love" и "Planet Caravan", где я просто выключаю педаль, уменьшаю громкость на гитаре, и вот он мой чистый звук. Я не переключаю каналы или что-то в этом роде, я никогда этого не делал. Я просто использую примочки прямо в одноканальные головы. С таким простым оборудованием, как у меня, меньше вещей, которые могут пойти не так.
Помимо твоего давнего гитарного техника Стивена Мурильо, на концертах Pantera с тобой работает напарник Дайма, Грейди Чемпион.
Да, Грейди - часть выступления. Он там, на кухне, всё готовит, работает с педалью Whammy, настраивает гейты и всё такое - точно так же, как он делал это для Дайма
.
Многие отмечают, что в последнее время твои руки выглядят впечатляюще рельефными. Я спрашиваю для друга - что это за история?
Музыкальный бизнес уже не тот, что раньше, поэтому сейчас я подрабатываю в "Чиппендейлз"! [мужской стриптиз - прим. переводчика] Я также устраиваю Барб [жена Закка - прим. переводчика] приватные танцы, так что я зарабатываю деньги на стороне, занимаясь этим. Мужчина должен делать то, что должен делать мужчина!
Учитывая, что за плечами уже несколько концертов, а впереди ещё много других, что ты об этом думаешь и что ты вынес из опыта Pantera на данный момент?
Я всегда знал, что Дайм великолепен, но теперь, когда я изучил кучу его песен и соло, он стал ещё более великим, чем я мог себе представить. Он определённо сидит за одним столом со своими героями и дышит тем же разреженным воздухом, что и Тони Айомми, потому что, как и Black Sabbath, Pantera создали целый жанр музыки; они были точной машиной, которая и по сей день считается эталоном. Дело не только в том, как Дайм играл и насколько великолепной была его техника; дело в том, что он создал. Это его наследие - и оно намного, намного больше, чем просто быть великим лид-гитаристом.
Кроме того, музыка Pantera настолько мощная и особенная; она идеально создана для живых выступлений и фестивалей - это действительно так. Реакция толпы была просто безумной. Дайму и Винни определённо понравилось бы это - видеть, частью чего они были и что они создали.
Как мы с тобой знаем, каждый день у Дайма и Винни был пятницей или субботним вечером. Они наслаждались жизнью по полной программе. Поэтому я всегда говорю всем: если ты хотчешь отдать должное Дайму и Винни, ты должен благодарить их каждый день и отрываться как можно сильнее, насколько возможно! Я наслаждался многими дебошами Даймбэга, из-за которых я оказывался в немилости у жены! [Смеётся] А потом мне всегда приходилось посылать его поговорить с ней, чтобы всё уладить - потому что я знал, что она не будет кричать на Дайма, ведь он такой очаровательный милый парень!
В конце концов, для меня большая честь, что меня попросили помочь отдать дань уважения невероятному величию Святого Дайма и Святого Винни. Думаю, можно сказать, что у меня миссия от Бога, как и у Джейка и Элвуда! [Смеётся] Шутки в сторону, мы просто четверо друзей, чествующих память наших товарищей и удивительную вещь, которую они создали и которая приносит стольким людям радость и счастье - точно так же, как это делали их герои. Вот почему мы до сих пор слушаем Рэнди, Эдди, Black Sabbath, Led Zeppelin, Джими Хендрикса и Pantera - потому что это приводит тебя в твоё счастливое место. Это прекрасная вещь, и для меня каждое выступление, которое мы давали в честь Дайма и Винни, было особенным. За пределами...