GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Yoshi Ikegami

 

 

Босс BOSS

 

 

 

Ник Рэмбо

Tone Report, июль 2016

перевод с английского

 

 

 

Штаб-квартира Boss расположена на северной окраине Хамамацу, города на западе японской префектуры Сидзуока, где проживает около 800 000 человек. Комплекс не так велик, как можно было бы ожидать от транснациональной корпорации, но здесь, на фоне озера Хамана в нескольких милях к западу и гор Акаиши, служащих величественным фоном, логотипы Roland и Boss выделяются оранжевым и голубым цветом, на белом двухэтажном здании, за которым находится около 50 инженеров [на самом деле там красуется несколько логотипов Roland на разных корпусах, а оба логотипа, оранжевый Rpland и голубой Boss изображены на заборе - прим. переводчика].

 

Их цель - звук превыше всего. Всегда.

Японский обычай требует, чтобы к человеку с такой репутацией обращались "мистер Икегами" [полное имя Ёсихиро Икегами - прим. переводчика], но человек, стоящий за самой известной в мире серией гитарных педалей, менее привержен традициям, когда дело касается таких вещей, как приветствия и титулы.

 

На самом деле, если вы знаете его хоть сколько-нибудь долгое время, официальное обращение к нему может вызвать недоумённый взгляд и вежливое, если не совсем сдержанное возражение.

 

"Пожалуйста, зовите меня Йоши".

 

Американские коллеги считают его одним из самых неяпонских японцев, которых они когда-либо встречали. Он поощряет открытость и не тратит время на церемониал, чтобы вы чувствовали себя комфортно, как будто вы давно знакомы.

Ему приближается 60, но вы никогда не догадаетесь. Высокий и худой, как бегун, он называет себя винтажным. Он весельчак. Он часто вставляет небольшие односложные фразы в непринуждённую беседу; это короткие передышки от требовательности, с которой он говорит. Он хорошо говорит по-английски, но темп его речи медленный и тщательно отмеренный, чтобы каждое слово помогало безошибочно донести его мысль.

 

В детстве он работал со своим отцом - механиком, который держал небольшую мастерскую по ремонту автомобилей в Киото. Уже в 10 лет Йоши прогуливал уроки, чтобы помочь залатать проколотые шины. "Это были старые добрые времена. Сегодня это может обернуться судебным разбирательством, - шутит он, - но клиенты не жаловались и даже приносили мне мороженое".

 

Именно в мастерской он научился основам бизнеса - о чём он любит говорить и сегодня, - а также получил уроки, касающиеся денег и отношений.

 

"Однажды в конце месяца у нас не было денег, потому что [мой отец] оплатил счета, но кто-то не заплатил ему за работу. В тот вечер у нас не было еды".

 

Йоши говорит, что его родители никогда не поощряли формальное образование, но нетрудно увидеть связь между теми годами становления и высотами его нынешнего успеха.

 

В средней школе его друзья увлекались народной музыкой, вспоминает он, поэтому он научился играть на гитаре, которая принадлежала его старшему брату. Ему нравилось слушать Ларри Карлтона, Ли Ритенура, Джорджа Бенсона и Пэта Метени. Примерно в то же время у него появилось глубокое увлечение электроникой, вызванное общим со сверстниками интересом к любительскому радио и HiFi аудио.

 

Сразу после окончания средней школы он устроился на работу в области электроники - собирать синтезаторы. Для компании Roland.

 

Это был 1978 год.

"Моей первой работой была сборка GR-500, поэтому я купил такой и JC-120. Я собирал GR-500, GR-300, Jupiter-4, RE-201, CR-78 и так далее в течение более пяти лет".

 

За это время Йоши принял решение: он хочет стать инженером. Поэтому днём он работал на сборке, а ночью помогал команде исследований и разработок. В конце концов, к счастью, говорит он, Йоши получил место в отделе исследований и разработок на полную ставку.

 

Его первым проектом стал SDE-3000, рэковый прибор, который маститый Стив Вай однажды назвал одним из "лучших цифровых дилеев, которые, как мне кажется, когда-либо были выпущены".

 

Вай приобрёл пару SDE-3000 в 1985 году и подробно описал их славный путь, а также пару памятных встреч с Йоши, в своем блоге. Этому сообщению уже год, но оно по-прежнему привлекает внимание. Спойлер: три десятилетия спустя Вай вернул дилеи Йоши в качестве благодарности за то, что тот вообще их разработал.

 

"Я использовал их ВСЁ ВРЕМЯ", - говорит Вай. "Казалось, что никакие другие дилеи не были сделаны с такой тщательностью и вниманием к качеству, как эти".

 

По словам Йоши, этот уровень тщательности, основанный на глубоко простом упражнении - просто слушать звучание всех компонентов, - был распространён на большую часть линейки Roland, когда после успеха SDE-3000 он перешел к созданию архитектуры для большей части библиотеки цифровых задержек Roland.

 

Он разработал первый полностью редактируемый цифровой процессор обработки звука (DSP), который использовался в ранних процессорах эффектов и синтезаторах.

 

Он также создал алгоритмы реверберации, которые до сих пор используются в таких педалях, как RV-6 Reverb с 2015 года.

В результате своих многочисленных достижений в 1999 году Йоши был назначен на руководящую должность - директором по исследованиям и разработкам. В 2007 году компания Roland назначила его директором по производству, а в середине 2013 года он стал президентом Boss. С тех пор он открыл новую эру успеха для компании, давно известной своим стремлением к инновациям. И хотя некоторые могут считать эти подвиги выдающимися для человека, который начал работать на конвейере, только что, окончив среднюю школу и не имея никакого формального образования, такое мышление не позволяет, не признать страсть Йоши к бизнесу, интеллект, который он привносит в свою роль, и стремление, которое заставляет его мыслить шире.

 

Он всегда смотрит в будущее.

 

"В Boss мы внедряем инновации", - говорит он. "Это то, чем мы занимаемся".

 

В мире, наполненном большим количеством брэндов педалей, чем когда-либо прежде, Boss стоит особняком на вершине горы. Попросите любого гитариста, профессионала или любителя, описать, как выглядит гитарная примочка, и вы, скорее всего, получите описание, совпадающее с описанием ставшей уже легендарной педали Boss.

 

И это неудивительно. На сегодняшний день в мире продано более 15 миллионов компакт-педалей с логотипом Boss. Оригинальное трио - OD-1 Overdrive, PH-1 Phaser и SP-1 Spectrum - дебютировало в 1977 году. Три с половиной десятилетия спустя компания Boss перешагнула трёхзначный рубеж, выпустив TE-2 Terra Echo, свою сотую компакт-педаль.

Но человек, ответственный за некоторые из самых значительных успехов компании, не столь озабочен цифрами.

 

"Музыкальный бизнес - это зрелый рынок, поэтому трудно гнаться за количеством", - говорит Йоши. "Мы должны думать о качестве бизнеса. Качество Boss строится на инновациях и стоимости. Мы не всегда самые дешёвые, но всегда лучшие по цене".

 

А процесс создания ценности Boss - это всегда командная работа.

 

Американский путь, заявляет Йоши, заключается в том, что за создание творения несёт индивидуальную ответственность один гений. В Японии всё дело в команде - все работают вместе, чтобы создать нечто большее, чем сумма составляющих. Почти все инженеры Boss - гитаристы или музыканты другого рода, и каждый из них глубоко увлечён поиском звука.

 

"Великие музыканты могут заставить что угодно звучать хорошо", - говорит Йоши. "Мы понимаем необходимость создания звуков, которые подходят всем".

 

Новые компакт-педали требуют от шести до восьми месяцев разработки - или максимум год - с момента возникновения первоначальной идеи до завершения работы над продуктом. И, как это свойственно истинным охотникам за звуком, специалисты Boss постоянно находятся в поиске новых идей.

 

Одной из таких идей является новая революционная технология многомерной обработки (MDP), используемая в TE-2 Terra Echo, MO-2 Multi Overtone и BC-1X Bass Driver.

 

В отличие от давно ставшего стандартом подхода COSM, который моделирует электронные, механические и магнитные характеристики инструмента, усилителя или динамика в реальном времени с помощью цифровой обработки сигнала, MDP идёт глубже, всесторонне анализируя динамику и частотные характеристики входящего сигнала, затем разделяя его на различные измерения и независимо применяя оптимальный эффект к каждому измерению.

Все существующие педали, созданные с использованием технологии MDP, используют её по-разному для создания уникального звукового образа, и каждая из них является свидетельством универсальности платформы.

 

И хотя MDP вполне может быть будущим брэнда, появление Waza Craft однозначно вызвало больше шума.

 

Тщательно отобранные и разработанные гибридной командой ветеранов и молодых инженеров - с целью создания важной преемственности знаний и техники - линейка Waza Craft дебютировала на летнем NAMM 2014 и сделала следующий шаг к исключительному звуку и отзывчивости благодаря процессу усовершенствования, который сосредоточен на художественной природе создания звука.

 

Сейчас лейбл Waza Craft включает шесть педалей и универсальную платформу усилителя, которую Йоши называет "высшей ассимиляцией цифровых и аналоговых технологий". Но не вводите себя в заблуждение - концепция является полным прорывом, без ограничений.

 

"Люди считают, что WAZA - это просто модификация, но для нас это вызов звуку и технике. Модификации - это просто замена деталей, а мы можем изменить всё, даже базовую схему. Мы сделаем любое изменение, если для этого есть причина".

 

Эта линия мышления - смешение десятилетий опыта и маниакального внимания к деталям - очевидна во всём процессе Waza Craft. От почти навязчивого отбора отдельных компонентов до комплексной модернизации схем, Boss вышли далеко за рамки простой модификации, перейдя на уровень полной кастомизации.

 

Именно в этом и заключается смысл. Waza Craft - это намеренное столкновение великолепного конструирования и мастерства. А цифровой или аналоговый, Йоши всё равно - лишь бы звучало хорошо.

"Мы хотим расширить значение слова WAZA. Нам всё равно как, мы просто хотим создавать хороший звук".

 

И хотя Waza Craft вернула к жизни таких фаворитов, как DM-2 Delay, VB-2 Vibrato и недавно анонсированный CE-2 Chorus, рекомендуется умерить ожидания по поводу подобных воскрешений.

 

"Для некоторых педалей мы не можем достать оригинальное устройство, поэтому у нас нет [плана по возвращению всех культовых фаворитов]", - говорит Йоши. "У меня нет никакого интереса к примитивному возрождению".

 

Что его интересует, так это большие новые идеи. В течение первых трёх лет своего пребывания на посту президента Boss Йоши возглавлял изобретательскую деятельность, делая это с непоколебимой приверженностью качеству и подходом, ориентированным на исполнителя. По его словам - и в соответствии с командным характером его культуры и индустрии - он лишь "запустил историю и концепцию", в то время как команда Boss расширила идею для новых продуктов.

 

В результате такого расширения появился ES-8 - новаторский подход к программируемой коммутации эффектов.

 

"За последние 30 лет мы часто обсуждали систему коммутации, подобную Bradshaw", - говорит Йоши. "Популярность педалей Boss падала, поэтому мы обсуждали, как снова занять место на педалборде".

ES-8 именно это и сделал. Являясь воплощением мечты пользователей во всем мире, ES-8 - и его младший брат, ES-5 - предлагают беспрецедентную гибкость маршрутизации и настройки, и делают это с исключительным вниманием к качеству. Тональная чистота - сохранение звука максимально чистым и свободным от шумов - была на первом месте в проекте и достигается благодаря тщательно разработанной аналоговой схеме.

 

Интересно, что DD-500 - обновлённый вариант современного мегадилея с дюжиной режимов, глубокими возможностями редактирования и назначаемыми функциями управления в реальном времени, которые делают его мечтой на сцене, в студии и дома - родился в процессе разработки ES-8. На начальных стадиях проекта ES-8 становилось всё более очевидным, что необходимо добавить новую цифровую задержку - в частности, с возможностью MIDI.

 

"DD-20 Giga Delay - отличная педаль, но у нее нет возможности MIDI", - говорит Йоши. "Современные цифровые дилеи обладают большой функциональностью и гибкостью, и одной твин-педали для этого недостаточно". А для педалбордов пространство было ещё одним важным фактором".

 

Так что более компактный, изящный, более гибкий и настраиваемый DD-500 - это ещё один шаг в будущее. Доказательство того, что компания и её лидер - одержимы идеей "что будет дальше". Что лучше. И что звучит хорошо.

 

Йоши говорит, как новатор в области звука, что стремление к оригинальности, лежит в основе брэнда Boss с 1976 года.

 

Сегодня, четыре десятилетия спустя, ничего в этом не изменилось.

 

Boss по-прежнему смотрит в будущее.

 

Йоши не стал раскрывать никаких секретов относительно будущих продуктов, но хотел, чтобы мы обратили внимание на новое приложение TU-3 для iOS и Android. Оно бесплатно, так что загрузите его из App Store или Google Play.

 

От переводчика: 30 марта сего 2022 года Йоши ушёл на пенсию.