Амит Шарма
Фото - Кевин Никсон
Total Guitar, август 2023
перевод с английского
Вольфганг Ван Хален - счастливый человек. Тёплым летним днём он только что впервые исполнил акустический сет со своей группой Mammoth WVH - для избранной публики в новой штаб-квартире Fender в лондонском Вест-Энде.
"Думаю, всё прошло хорошо!" - усмехается он, откидывая волосы назад, чтобы открыть глаза. "Обычно я сочиняю вещи на акустике, так что все мои идеи рождаются именно там. Это было необычно, но в то же время немного знакомо".
Разумеется, в этом месте, где расположены демонстрационные залы других музыкальных брэндов Fender - от Jackson, Squier и Gretsch до Charvel, PreSonus и EVH, - есть множество оборудования.
Здесь можно найти инструменты и усилители всех форм и расцветок, удовлетворяющие практически всем видам гитарного звука, которые только можно себе представить: от винтажных полуакустик, твидовых мини-усилителей до семиструнных боевых машин с мощными стэками усиления.
Но Вольфганг, будучи спокойным и непринуждённым человеком, рассказывает Total Guitar: "Сегодня я просто использовал любую гитару, которую мне дали. Я не слишком привередничал: всё, что угодно, лишь бы работало!"
Акустический сет из трёх песен начался с "Another Celebration At The End Of The World", главного сингла с нового альбома Mammoth II, в котором Вольф исполнил приём тэппинга второй струны на третьем, пятом, восьмом и десятом ладах, чтобы сыграть минорную пентатонику Eb на акустике Fender Paramount, настроенной на полтона ниже.
Затем он исполнил с группой из четырёх человек ещё один новый сингл "Like A Pastime", после чего завершил выступление кавером на хит группы Foo Fighters "My Hero", отдав дань памяти покойному барабанщику группы Тейлору Хокинсу, в честь жизни которого в прошлом году состоялись два концерта, где Вольфганг вместе с Дэйвом Гролом, Джастином Хокинсом и Джошем Фризом исполнил несколько любимых композиций Тейлора из репертуара Van Halen.
Вольф смеётся, описывая один из моментов акустического сета - своё соло в песне "Another Celebration At The End Of The World". "Играть это первое соло было забавно", - говорит он. "Я исполняю эту двойную тэппинговую фишку, чередуя при этом нижние ноты. Это больше похоже на ритм, потому что он повторяется и повторяется снова и снова, не останавливаясь на чём-то одном. У меня было много времени, чтобы поработать над подобными вещами. Я спрашивал себя: "Хочу ли я, чтобы он вернулся к началу, или я просто продолжу, пока не дойду до этого бенда в конце?"".
И в его голосе чувствуется спокойная уверенность, когда он устраивается на сером кожаном диване в акустической гостиной, чтобы обсудить новый альбом - а также то, что он планирует для брэнда EVH, который он курирует вместе с давним техником своего покойного отца Эдварда Мэттом Бруком.
Как и в случае с дебютным альбомом Mammoth WVH 2021 года, новый альбом был сочинён и исполнен Вольфгангом в одиночку, а его запись вновь проходила в студии 5150 в Калифорнии, где были записаны все альбомы Van Halen, начиная с 1984 года. "Для меня, - говорит Вольф, - это место всегда было домом. Здесь царит атмосфера старой школы, но мы обновили пульт и экраны".
Mammoth II - это показатель того, что человек все больше и больше чувствует себя в своей шкуре. В качестве примера: вполне естественно, что сын того, кто популяризировал, если не сказать изобрёл, двуручный тэппинг в рок-музыке, должен быть в какой-то степени неравнодушен к создаваемому им звуку.
На дебютном альбоме, безусловно, было немало такого материала, хотя, конечно, человек, стоявший у руля музыки, проявлял определенную осторожность. На этот раз, однако, перчатки сняты, и он претендует на золото - двуручные приёмы безоговорочно присутствуют везде.
"Я пытался понять, кем я был на прошлой пластинке, но к этой я подошел с гораздо большей уверенностью", - рассуждает он. "Мне кажется, что в каждой песне, или, по крайней мере, в каждом соло, в какой-то момент можно услышать тэппинг!"
В одной из песен, "Erase Me", есть соло, полностью исполненное тэппингом с использованием эффекта фэйзера - почти как будто нельзя отрицать, кто этот музыкант и откуда он пришёл.
При упоминании об этом Вольфганг просто улыбается и кивает. Возникает ощущение, что теперь он заработал себе полную творческую свободу и может говорить то, что ему нужно, без компромиссов.
"Забавно, как соло "Erase Me" переходит от триольного ритма к другой разновидности накатанной идеи", - говорит он. "Мне очень нравится играть эту партию. И да, я включил там фэйзер. На мой слух, это была очень фэйзерная песня, думаю, что в итоге я оставил его включенным на всю продолжительность!"
Как и его отец, Вольфганг использует для тэппинга указательный палец правой руки, а не средний, как это принято у большинства гитаристов. Однако он никогда не задумывался над этим, признавая, что это "получилось само собой", учитывая, сколько времени он провёл рядом с одним из самых изобретательных умов в гитарной музыке.
Если вы когда-нибудь видели видеозапись, на которой Вольфганг исполняет тэппинговую часть соло "Eruption", выложенную в сентябре прошлого года в честь 45-летия со дня её записи на студии Sunset Sound в Голливуде, то вы уже знаете, что он весьма продвинут в этом мастерстве.
"Большинство гитаристов используют средний палец... не так ли?" говорит Вольфганг. "Я думаю, что мой подход к игре возник благодаря тому, что я вырос и видел, как это делает отец. Я всю жизнь был рядом с тэппингом! Часто я обхватываю гриф большим пальцем правой руки, что позволяет освободить указательный палец для тэппинга. Я всегда так делал".
"Многое в звуке зависит от ритма, в котором вы исполняете тэппинг. Я видел, как многие гитаристы, не знакомые с этой концепцией, исполняют тэппинг так, будто дёргают струну на себя, понимаете? На самом деле так делать не следует. Вы должны быть более прямолинейны и параллельны грифу. Просто посмотрите видео, как это делает отец, и вы поймёте, как он добился такого звука..."
"Я даже не знаю, как это описать, я просто делаю это! Я думаю, что все сводится к практике, как и в любом другом деле. Нужно делать это медленно, пока не получится. Играть на одной скорости до тех пор, пока не получится достаточно хорошо и пока не надоест, а затем увеличить скорость на 5 или 10 BPM и посмотреть, сможешь ли ты сделать это на более высокой скорости".
"Просто продолжайте. Чем больше времени вы потратите, тем лучше вы станете. Это, как правило, 10 000 часов. Нельзя просто так взять и научиться быстро играть на гитаре. Нужно продолжать, потому что это результат всех тех тысяч жопочасов обучения".
Когда Вольфганг в последний раз общался с Total Guitar в начале этого года, он сказал, что новая музыка расширит границы того, на что способна его группа. И хотя многие группы используют такие понятия, как "мелодичные партии более мелодичны, а тяжёлые - более тяжелы", для того чтобы подогреть интерес к своим последним творческим начинаниям, в данном случае это действительно так.
Открывающая альбом композиция "Right" - с её риффом в октаву в E, нисходящей хроматикой и трешевым ритмом - задаёт настроение альбому, сочетая в себе самые жёсткие риффы с самыми сильными хуками.
"Я думаю, что эта песня отлично отражает все мои взгляды на музыку и тот факт, что я начинал с ударных", - говорит он. "Это очень ритмичная вещь. Это также, по некоторым причинам, одна из многих песен, в которых я, очевидно, отказываюсь начинать на первую долю Этот основной рифф начинается на "вверх"! Это идеальное сочетание мелодичности и агрессивной тяжести, при этом ни то, ни другое не отменяет друг друга".
"Они живут вместе в полной гармонии, потому что у вас есть действительно мелодичный припев, но после сумасшедшего соло идёт практически грёбаная джент-партия! В последний раз, когда мы разговаривали, я сказал, что расширяю границы того, чем может быть эта группа. Ну, вот, пожалуйста!"
Как и сама песня, соло проходит через свои стадии метаморфоз - от октавных бендов в начале, дабблстопов на верхних струнах и ми-минорного блюза до неистового чередования пикинга и двуручного тэппинга.
"Мне нравится писать свои соло почти так, как будто это собственные маленькие песни", - объясняет он. "В этой композиции я пытался сделать акцент на ритме, не переходя сразу к основному соло. Он вводит эту секцию, не сбивая слушателя с ритма. Я не хотел просто набросить на него кучу всякой всячины - я хотел убаюкать людей ритмом, а затем позволить соло взять верх! Она перетекает из одного ритма в другой, рассказывая историю - это не просто дрочка на протяжении всего времени".
Но, конечно, у всех лид-гитаристов есть свой дьявол за плечами, и Вольфганг, безусловно, не исключение. "О, ближе к концу, конечно, есть много дрочки, - смеется он, добавляя, - как и положено всем хорошим соло!"
Композиция также отличается стаккато гармонизированных линий, которые демонстрируют другую сторону творческой личности Вольфганга, на этот раз в виде "почти новой волны".
Описывая себя как "прежде всего, композитора-песенника", он говорит, что это произведение просто не требует никаких трюков с лид-гитарой. Несмотря на то, что сингл получил в основном положительную реакцию, он знает о том, что минимум вокала ожидает больше пиротехники на грифе, и справедливо отмечает, что для таких вещей всегда есть время и место.
"Были некоторые люди, кто разочаровался, но не каждая песня нуждается в соло", - отмечает Вольфганг. "Соло - это здорово, но нужно уважать песню. Если вы слушаете песню только ради 20 секунд после второго припева, то это уже неуважение к песне!"
Среди других ярких композиций альбома - "Miles Above", в которой пауэраккорды с открытой струной А сгущаются с помощью нижней квинты на струне Е ("Я всегда слышал этот приём в риффах Weezer, это почти как инверсия"), и "I'm Alright", в которой используются многослойные арпеджио, создающие основу для фортепиано в стиле хонки-тонк и октавных аккордов "классически звучащего" припева.
Но один из самых значительных моментов гитарного героя альбома наступает в песне "Take A Bow", которая начинается с тревожного аккорда, который спускается по одной ноте за раз и, в конце концов, перерастает в одно из самых эпических соло, которые мы слышали от Вольфганга до сих пор, со вкусом используя ноты дорийского Bb в манере Дэвида Гилмора и даже ссылаясь на соло Van Halen "Panama" с его бендом струны G и несколькими тэпами выше по грифу...
"Да, этот бенд на струне G и тэппинг были очень похожи на приёмы моего отца", - говорит он, - "и они просто оказались в том, что я тоже делаю! Эта песня очень особенная для меня. Всё началось с этой начальной идеи, где я играю аккорд и двигаюсь вниз по одной из струн. Она очень зрелая и настроенческая для нас".
"А соло также не похоже ни на что, что я делал раньше. Я просто сидел и повторял рифф, и в итоге придумал всю эту вещь, крещендо с тэппинговой партией. Я просто следовал своим ушам и тому, что мне казалось правильным, когда я это играл".
"Может быть, если и есть связь с Дэвидом Гилмором, то из-за промежутков между нотами и, как вы сказали, из-за всего этого дорийского лада. Если это звучит так, как будто парень сидит в комнате с закрытыми глазами, значит, так оно и было!".
Песня "Take A Bow" также примечательна тем, что это единственная композиция на альбоме, в которой используются исторические инструменты из семейной коллекции - в частности, одна из самых культовых гитар в истории рок-н-ролла.
"Именно "Франкенштейн" я использовал в этом соло", - говорит Вольф. "Я думал использовать его во многих песнях, но в итоге остановился только на этом соло, потому что оно много для меня значит. Я даже не просто использовал "Франкенштейн", я подключил его к оригинальной голове и кабинету Marshall моего отца... так что это было именно то, что он использовал для ранних вещей Van Halen. Я думаю, вы можете услышать тот самый звук".
"Всё остальное было записано через мой 50-ваттный 6L6 5150III через кабинет 4x12", точно такие же голову и кабинет я использовал на концертах памяти Тейлора Хокинса - которые, по какой-то причине, на записи я назвал "Ноэль" и "Лиам" [очевидно в честь братьев Галлахер из группы Oasis – прим. переводчика] на концерте на Уэмбли! И, хотите верьте, хотите нет, но те чистые гитары в начале - это моя новая SA-126, а не Телек или гитара с синглами. Это говорит о том, насколько универсальна эта гитара - у нее даже нет режима отсечки. Я использовал свой нэковый звукосниматель, мы добавили немного реверберации, и всё!"
Кстати говоря, новая именная гитара гитариста SA-126 (ссылающаяся на дату рождения его отца [26 января - прим. переводчика], как и инструментальная 316 [16 марта - прим. переводчика] группы Van Halen 1991 года, названная в честь появления Вольфганга) теперь запланирована к выпуску на 2024 год.
Вольфганг называет свой третий прототип в цвете Tobacco Sunburst "звуком Mammoth II", поскольку на этой гитаре были сыграны риффы и соло в каждой композиции - за исключением вышеупомянутого соло "Take A Bow". Дата выхода альбома не определена, но гитарист может подтвердить: "Скорее всего, среди вариантов отделки будут Burst и Stealth Black".
Мэтт Брук также подтвердил, что "Эд оставил много идей", и рассказал о 24-ладовой модели Wolfgang, а также о вариантах хардтейла, первый из которых можно увидеть в руках второго гитариста Mammoth VH Джона Журдана в видеоролике "Another Celebration...". Несмотря на то, что SA-126 является приоритетом для Вольфганга, в работе находится множество интересных вещей.
"Мы очень ответственно относимся к этому", - говорит он о своих обязанностях по контролю за семейным брэндом и продолжению его наследия. "Я постоянно встречаюсь с высшим руководством Fender. Мы давно планируем будущее. У нас очень много идей, которые оставил нам мой отец, а также те, которые мы с Мэттом воплощаем в жизнь, например, SA-126. Так много всего в запасе".
"Мэтт, который также возглавляет компанию, не мог бы быть лучшим руководителем. Он так важен, так великолепен и так умён. Он работает на брэнд с самого начала. Я просто помогаю следить за тем, чтобы все происходило правильно, и нахожусь рядом, потому что так хотел мой отец".
Не меньший ажиотаж вызвало и новое сотрудничество EVH с компанией Boss, в рамках которого любимый рэковый дилей Эдди, SDE-3000, был воплощён в виде педали, в которую были включены собственные настройки Эдди.
"Это невероятная педаль", - улыбается Вольфганг. "Мэтт очень и очень старался сделать так, чтобы она абсолютно точно повторяла оригинальные настройки рэка моего отца. Я думаю, что Пит Торн проделал прекрасную работу, продемонстрировав возможности этой педали в рекламном ролике. Я обязательно добавлю ее на свой "борд", чтобы немного развлечься".
Но тем, кто надеется услышать, как Вольфганг задействует эти классические звуки в кавер-версиях "Panama", "Hot For Teacher" и "On Fire", как он это сделал на двух концертах в честь Тейлора Хокинса, советуем не задерживать дыхание.
Как бы это ни было печально для многих поклонников, Вольфганг не видит шансов на воссоединение Van Halen в рамках концерта или тура в честь своего отца. Это то, что есть, - пожимает он плечами.
"К сожалению, с тем, как Van Halen работает и работал, я не думаю, что это возможно", - признаёт он. "В случае с Foo Fighters и тем, что они провернули с трибьютом Тейлору Хокинсу, вся организация с нуля была основана на том, что состав не был слишком многочисленным".
"С Van Halen и всей историей, стоящей за ним, возможно, придётся отложить слишком многое для того, что должно произойти. Лично мне кажется, что я получил свое завершение, когда сыграл трибьют Тейлору Хокинсу, потому что - по крайней мере, для меня - они были в той же степени посвящены моему отцу, что и Тейлору".
Джо Сатриани - человек, который в своё время претендовал на роль гитариста в любом трибьют-туре Van Halen, - был настолько впечатлён выступлением Вольфганга на концертах памяти Тейлора Хокинса, что исключил себя из числа участников и признал, что никто, кроме Вольфганга, не должен исполнять эти песни. "Это было очень мило и любезно с его стороны", - говорит Вольфганг. "Джо - замечательный гитарист, который может практически всё".
Создавая Mammoth WVH, Вольфганг поклялся, что в этой группе он никогда не будет играть песни Van Halen, и эту клятву он намерен сдержать. Тем не менее, он гордится тем, как исполнял эти песни на концертах памяти Тейлора Хокинса.
"Если и было время для этого, то именно тогда", - говорит он. "И я был счастлив, что нашёл в себе силы сделать это, потому что не был уверен, что смогу это сделать. Но, чувак... Это случилось, и я очень рад, что сделал это. Играть "Panama" было очень здорово. Очевидно, что я хорошо знаком с музыкой, но я никогда не знал, как играть эти вещи. Мне пришлось выучить все это за месяц, предшествующий первому концерту".
"Hot For Teacher" - это ещё один пример такого умного тэппинга. Это не просто тэппинг вверх в одном направлении, с баррэ на одном месте. Он движется вверх и вниз по одной струне, прежде чем перейти к следующей. А затем он переходит в буги-рифф. На бумаге эта песня никогда бы не стала успешным синглом! Что это за хит, который начинается с барабанного соло, переходящего в гитарное соло на протяжении полутора минут? Это довольно забавно...
"Думаю, такие вещи были для меня очень естественными, потому что я вырос среди всего этого. И "On Fire" была просто великолепна - соло почти как разминка в те моменты, когда ты очень быстро взбираешься по этим гаммам. Я был очень благодарен за возможность принять участие в этих мероприятиях - это очень много значит! Я выплеснул все свои чувства, когда мы выступали на этих концертах. Это то, с чем я смирился..."
Он делает небольшую паузу, прежде чем сказать в заключение: "Когда речь заходит о Van Halen, слишком многое оказывается не совсем правильным. К сожалению, некоторые вещи просто такие, какие они есть. Но сейчас в моей собственной группе всё в порядке".
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.