Интервью с гитаристом UFO
Эндрю Дэйли
Фото любезно предоставлены Винни Муром
VW Music, февраль 2022
перевод с английского
Бум виртуозной гитары конца восьмидесятых был особенно плодородным и вдохновляющим временем для музыки с гитарным драйвом. В то время как многие из его участников появились и ушли, Винни Мур не только один из оставшихся в строю, но и один из самых успешных [от переводчика: здесь и далее я буду придерживаться принятому в рускоязычных СМИ произношению фамилии Мор].
Выходец скромного восточного побережья, в возрасте двадцати лет Мур последовал за своей мечтой на западное побережье и примкнул к развивающейся сцене хард-рока и хэви-метала, присоединившись к перспективной группе Vicious Rumors для записи их альбома 1985 года Soldiers Of The Night.
После одного альбома с Vicious Rumors Мур быстро понял, что ему лучше попробовать себя в качестве сольного исполнителя и позволить своим способностям говорить самим за себя. С выходом своего дебютного альбома 1986 года "Minds Eye" Мур быстро утвердился в качестве одного из лучших гитаристов своего поколения, а его следующий альбом 1988 года "Time Odyssey" мало что сделал, чтобы развеять это мнение.
Когда восьмидесятые уступили место девяностым, Мур оказался в нестабильной обстановке, но его карьера продолжала процветать, он работал с Элисом Купером над легендарным гитарным коктейлем альбома 1991 года Hey Stoopid, где он внес свой уникальный драйв в две композиции альбома, "Hurricane Years" и "Dirty Dreams". [На самом деле в том же официальном клипе Hey Stupid можно заметить Винни с красным Fender Heartfield на исполнении аккомпанимента - прим переводчика]
Для Мура сотрудничество с Элисом Купером оказалось недолгим, и он решил сменить направление и быстро возобновил свою сольную карьеру, записав еще четыре сольных альбома, Meltdown (1991), Out Of Nowhere (1996), The Maze (1999) и Defying Gravity (2001), а в 2003 году присоединился к хард-рок группе UFO.
То, что сначала рассматривалось как потенциально пятилетняя остановка, превратилось в девятнадцатилетние и продолжающиеся до сих пор отношения, в результате которых Винни Мур стал одним из самых долгоиграющих гитаристов UFO, а также неотъемлемым членом все ещё энергичной группы.
В дополнение к шести альбомам UFO, получившим признание критиков и коммерсантов, Мур выпустил еще три потрясающих сольных альбома, и при этом он остался на сцене хард-рока и хэви-метала в качестве одного из его ветеранов и лидеров индустрии в области технических инноваций, студийной изобретательности и творчества в написании песен.
Недавно мы встретились с ветераном гитаризма, и среди прочего мы с Винни обсудили его истоки, его ранние записи, его становление как сольного исполнителя, работу с Элисом Купером, присоединение к UFO, его эволюцию как гитариста, его дальнейшую сольную карьеру и многое другое.
Если вы хотите узнать больше о Винни Муре, вы можете зайти на его сайт и погрузиться в его творчество. Если вы хотите быть в курсе событий UFO, зайдите на их сайт и посмотрите, что они готовят.
Винни, спасибо, что нашли время. Как у молодого гитариста, каковы были ваши ранние предпочтения? Какие факторы, по вашему мнению, оказали наибольшее влияние и непосредственно повлияли на ваш стиль?
Когда я только начинал играть, всё было связано с Ричи Блэкмором, Джимми Пейджем, Брайаном Мэем и Джеффом Беком. Я хотел играть на гитаре из-за Deep Purple, Zeppelin, Beatles и Queen. А потом ещё и Питер Фрэмптон. Я также просто любил музыку в целом задолго до того, как начал играть.
Это все музыканты и вся музыка, которая мне нравилась и которую я слушал, а также то, что я изучал на уроках игры на гитаре и самостоятельно, и мой режим занятий.
Вы принадлежите к тому периоду, который стал известен как "виртуозный бум" молодых гитаристов конца восьмидесятых и начала девяностых. Расскажите нам о том времени и о ваших первых днях на сцене. Каково было воспитываться в такую благодатную эпоху гитарной музыки?
Наверное, на этот вопрос я смогу ответить более чётко в ретроспективе. В то время я ничего об этом не знал, так как это было нормой. Я просто делал свое дело и двигался вперёд, стараясь стать лучшим гитаристом и музыкантом. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было целое движение, в авангарде которого я каким-то образом оказался. Я рад, что был частью этого движения, потому что оно, похоже, повлияло на многих других гитаристов. Это был удивительный период времени. Все расширяли границы.
Я упомянул, что вы появились во время "бума виртуозов", но что, по вашему мнению, выделяет вас из общей массы, что позволило вам добиться успеха?
Наверное, то, что в те времена у меня были очень хорошие волосы. [Смеётся]. Когда я был ребенком, я смотрел сериал "Отряд "Стиляги"" После того, как вы только увидите Линца, вы всегда будете вспоминать его из-за этой крутой прически. Я рано понял, что мне нужно, чтобы моя игра с прическами полностью состоялась. Шутки в сторону, я не совсем уверен. Возможно, другие могли бы ответить на этот вопрос более чётко, поскольку я так близок к тому, что делаю. Я всегда очень глубоко чувствовал музыку, даже до того, как стал играть на гитаре, и этот элемент присутствует во время игры. Мои эмоции естественным образом проходят через ноты. На самом деле, если я беру в руки гитару и не чувствую чего-то, я даже не получаю удовольствия от игры и откладываю её на некоторое время. Я также всегда любил мелодии и создавать настроение в своей музыке. Мне нравится играть на гитаре, но я всегда больше любил создавать запоминающиеся мелодии. Например, первая пятинотная мелодия в моей песне "Daydream". Такие вещи застревают в голове, и ты можешь их спеть. Я бы предположил, что некоторые из этих качеств помогли мне, а также моё упорство и трудолюбие.
Одна из ваших самых первых записей была сделана с Vicious Rumors на их альбоме 1985 года Soldiers Of The Night. Как вы с ними сошлись?
Я договаривался с Майком Варни, владельцем Shrapnel Records, о записи альбома. У него на лейбле были Vicious Rumors, и они искали гитариста, так что он предложил мне присоединиться к группе.
Что привело к решению уйти из Vicious Rumors и начать сольную карьеру официально в 1986 году, выпустив альбом Mind's Eye?
В то время мне было двадцать лет, и я был родом с восточного побережья. Я отправился в Санта-Розу, Калифорния, чтобы сделать это, и, честно говоря, я очень тосковал по дому в течение четырех месяцев, которые я там провел. Я жил у Джеффа [Джефф Торп - гитарист/вокалист Vicious Rumors] и спал на полу, что не так уж плохо в таком возрасте, но я просто не мог представить, как я смогу переехать туда на постоянное место жительства. После записи альбома я вернулся домой, и мы просто ждали, будет ли тур. Было бы здорово выступить с ними, но в этот период мы с Варни заговорили о том, что я могу записать сольный альбом. Я начал сочинять композиции, и всё начало происходить очень быстро, и вскоре я так глубоко погрузился в это, что мне пришлось довести дело до конца и следовать своим собственным курсом.
Оглядываясь назад на Mind's Eye, что вы вспоминаете о сессиях записи альбома? Есть ли что-то, что вы бы изменили, или вы чувствуете, что всё ещё актуально?
Да, я бы постарался, чтобы времени было чуть больше. [Смеётся]. Кроме того, часы, когда мы записывали гитары, были не очень удобными. Я всё ещё на восточном побережье, и вы действительно собираетесь держать меня на ногах до пяти утра, записывая гитары? Мне это не очень понравилось, но ты делаешь всё, что нужно. Ну, в двадцать один год это так. Итак, я ложился спать и говорил: "Отвалите. Увидимся в 11 утра". [Смеётся]. Мы записали всю пластинку, включая сведение, за одиннадцать дней. Это определённо турбо-режим. Я всегда жалел, что у нас не было больше времени на работу и что мы подошли к некоторым вещам по-другому, но в целом это был отличный опыт, и я не могу пожаловаться на то, что получилось, или на то, что это сделало для меня. Эта запись положила начало моей карьере. Другие музыканты часто говорят мне, что этот альбом оказал на них большое влияние. Честно говоря, я слышал это довольно часто от опытных музыкантов, так что, основываясь на этом, я бы сказал, что он до сих пор не теряет своей актуальности.
Вы выпустили альбом Time Odyssey в 1988 году, а затем Meltdown в 1991-м. Каким было ваше продвижение от альбома к альбому в те ранние годы? Ваша игра казалась выше того, что считалось мейнстримом в то время. Как вам удавалось оставаться актуальными, сохраняя при этом художественную целостность?
Мне всегда нравилось идти своим собственным путём и искать, куда он приведёт. Я любил играть и сочинять и просто делал это, не задумываясь. Я не знаю, может, у кого-то есть какой-то грандиозный план. Ты просто делаешь это, чувак. В "Time Odyssey" проявились некоторые из моих фьюжн-влияний, а также другие элементы. Всё это происходит естественно и является своего рода снимком твоей жизни в любой момент времени. После того, как альбом вышел, и мы дали несколько концертов, и настало время записывать еще одну пластинку, я немного изменился. Я устал от неоклассических вещей, потому что они отражали только одну сторону моей игры. Я не хотел ограничивать себя этим, к тому же, это уже стало приедаться. Мне нужно было сделать что-то новое, что меня бы волновало. Это и послужило толчком к записи Meltdown. Кроме того, я всегда увлекался джазом, и каким-то образом джазовые, свинговые вещи стали выходить на первый план. В то время моя игра действительно начала развиваться ритмически, и вы можете услышать это на этом альбоме.
Расскажите мне о событиях, которые привели вас в группу Элиса Купера.
Я был в студии, записывал Meltdown и получил звонок с предложением сыграть на Hey Stoopid, который Элис записывал в то время. Они пригласили кучу гостевых гитаристов. У них уже были Слэш, Джо Сатриани, Стив Вай и другие. Для меня было большой честью получить предложение поучаствовать в этом. Я отправился в Bearsville Studios на севере штата Нью-Йорк, чтобы записать две композиции, в которых я участвовал, "Dirty Dreams" и "Hurricane Years". Я играл ритм и сольные партии, и всё это было сделано за полдня. Мы все пошли поужинать, а потом я поехал домой. Через несколько недель после этого я узнал, что они хотят, чтобы я играл в туре.
Вашей единственной студийной работой с Элисом были две песни на альбоме Hey Stoopid в 1991 году. Что вы помните об этих сессиях?
Я помню, как мой усилитель отключился во время записи, но, к счастью, это был просто перегоревший предохранитель. Когда я встретил Элиса, он и Стеф Бёрнс играли в придуманную ими игру на столе для пинг-понга под названием "скадболл". В ней на столе стояли пластиковые стаканчики, и они пытались попасть в них шариком. Название "скад" произошло от ракеты Scud. Поэтому один из моих первых разговоров с Элисом касался правил игры в скадболл. Было очень здорово работать с Питером Коллинзом, который был продюсером, а также с Полом Нортфилдом, который впоследствии смикшировал два моих альбома.
В конце концов, почему вы не остались с Элисом Купером в девяностые?
Я записал Meltdown, и мы планировали большой тур в связи с этим, чего я не делал с предыдущими альбомами. Когда случилась эта история с Элисом, всё немного изменилось. Всё выглядело как идеальный план, потому что я должен был отправиться в тур по США вместе с Купером, когда выйдет мой альбом. Но потом гастрольные планы Элиса изменились, и они решили поехать в Европу, а не в США. Мой лейбл сказал мне: "Нет смысла выпускать мой альбом, если ты собираешься уехать в Европу на полгода". Они планировали отложить релиз. Я закончил работу над "Meltdown" в январе, а лейбл планировал выпустить альбом в октябре, чему я уже был не очень рад. Если бы я остался с Элисом, альбом задержался бы ещё на полгода. Я просто не мог этого сделать. Кроме того, появилась возможность выступить на разогреве у Rush, а это было то, что я очень хотел сделать.
Вы начали свою сольную карьеру с того самого момента, на котором остановились после ухода из Элиса Купера. Как вы считаете, как время, проведенное с Элисом Купером, повлияло на вас как на сольного артиста?
Я был фанатом Элиса, когда был ребёнком, было здорово играть с ним эти песни, и тур был очень интересным. Но это не повлияло на меня в музыкальном плане.
Ваша сольная карьера, похоже, снова приостановилась после того, как вы присоединились к UFO в 2003 году. Расскажи мне о своем присоединении к группе.
Они искали гитариста, и общий друг предложил меня и сказал, что я им подхожу. Меня попросили прислать несколько моих песен Филу [Моггу], так что я записал одиннадцать песен на диск и отправил его ему. Через пару недель я услышал, что ему понравилась музыка и что он хотел бы, чтобы я присоединился к группе. Это была хорошая возможность для меня, потому что он искал композитора для совместной работы, а не просто наёмного гитариста. Первое, что мы сделали, это собрались вместе в Германии, чтобы начать работу над пластинкой You Are Here. А вскоре после этого начались гастроли. Я думал, что это продлится около пяти лет, но вот мы уже двадцать лет как мы вместе. Ничего себе. Было много записей, и много гастролей по всему миру. Это было очень хорошо для меня. Между всем этим я записывал сольные альбомы и совершил много сольных туров. Всё это держало меня очень занятым.
Вы работаете с UFO с тех пор, и участвовали в создании некоторых замечательных материалов позднего периода карьеры легендарной группы. Какие факторы способствовали тому, что ваши отношения с группой стали продолжительными?
Я думаю, тот факт, что нам всем нравится этим заниматься, и, по большей части, мы так хорошо ладим. Мы уже почти два года не давали концертов из-за всего этого дерьма с ковидобесием, и мы все скучаем друг по другу.
У UFO богатая история в роке и хэви-метале, и в придачу у них была своя доля замечательных гитаристов. Как часть этой истории, как вы поддерживаете это наследие, одновременно продвигая его вперед со своей собственной уникальной манерой?
Я подхожу к исполнению старых песен практически так же, как к исполнению своих собственных. Некоторые гитарные партии являются очевидной частью песни и должны быть воспроизведены как есть, а другие - это больше импровизация, их нужно чувствовать и играть в данный момент. Что касается записей, то я пишу больше песен в роковом стиле.
Я упоминал, что UFO - это классическая группа, у которой так много классических песен. С учетом этого, какие из них вы любите исполнять вживую?
"Too Hot To Handle", "Lights Out", "Rock Bottom", "Shoot Shoot", честно говоря, все они доставляют удовольствие. В детстве я был фанатом UFO, так что эти песни - часть моей музыкальной культуры.
В 2009 году вы, наконец, возобновили сольную карьеру, выпустив альбом To The Core, затем последовал Aerial Visions в 2015 году, и совсем недавно в 2019 году вышел Soul Shifter. Как вы оцениваете себя как сольного артиста на данном этапе по сравнению с молодыми годами? Что изменилось?
Сейчас я больше показываю, что я из себя представляю стилистически, по сравнению с ранними записями, которые были более узконаправленными. Я по-прежнему следую своему пути и пишу музыку, которая меня вдохновляет и волнует. Что изменилось, так это то, что люди развиваются со временем. Вы живете своей жизнью, и ваш опыт отражается в вашем творчестве. Я не смог бы записать тот же альбом, что и в 1988 году, потому что сейчас я нахожусь в совершенно другой реальности и в другом пространстве. И во многих отношениях я другой человек, как и все мы.
Какие гитары, примочки, эффекты и усилители вы используете в студии и на концертах? Вам нравятся винтажные гитары, или вы предпочитаете новое оборудование?
В последнее время я играю на гитарах Kramer в основном через мой 100-ваттный усилитель Marshall JMP 1980 года. Я включаю усилитель с небольшим количеством грязи, а затем использую педаль, чтобы немного разогреть преамп. В последние несколько лет это были KOT и The Archer, а в моих последних работах - ещё и Fulltone Octafuzz. Изначально я купил Octafuzz ради октавера, но понял, что он отлично звучит и без октавера, просто как фузз. Я не придаю большого значения всем этим винтажным гитарам. Хорошая гитара - это хорошая гитара, независимо от того, в каком году она была сделана. Она может заставить вас чувствовать себя лучше, когда вы играете на ней, так что это имеет значение, но запишите её и посмотрите, сколько народу сможет узнать её в слепом тесте.
Прошло несколько лет с тех пор, как мы видели новый альбом UFO и сольный альбом. Что у вас на очереди, Винни?
Я почти закончил микширование своего нового сольного альбома, который я планирую выпустить в первом квартале этого года. Я ещё не определился с названием, всё ещё обдумываю несколько идей. Но больше новостей об этом будет довольно скоро.