GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Eddie Van Halen

 

 

1984

 

 

 

 

 

 

Стивен Роузен

Guitar World, январь 1984

перевод с английского

 

 

 

 

 

Год - 1983-й. Шесть альбомов назад, включая тот, который ещё не вышел, группа Van Halen выпустила свою первую пластинку "Van Halen". Она была драматичной, интенсивной и смелой. В одиннадцати композициях чувствовалось: "Это серьёзное заявление". Так оно и было.

 

Энергия, страсть и техника гитариста Эдварда Ван Халена выделили группу среди множества других. Сейчас, когда квартет из Пасадены готовится выпустить свою шестую пластинку, очевидно, что Эдди является главным катализатором подъёма электрогитары в восьмидесятые.

 

Как и любой настоящий художник, он никогда не планирует и не задумывает. Он просто творит. Будет ли следующая запись звучать так же, как предыдущая, его мало волнует. Что он делает, так это "пытается", и хотя, по его собственному признанию, это не всегда удаётся, каждая его нота содержит качество и целостность.

Все еще пошатываясь от последствий '83 US Festival, Ван Хален сидит в своём доме, расположенном на Голливудских холмах, c горечью по поводу этого концерта. В конечном итоге, это шоу будет рассматриваться как один из самых грандиозных рок-н-ролльных фестивалей в истории, но в следующей беседе гитарист Van Halen очищает паутину, проливает реальный свет на концерт и рассказывает о работе над предстоящим альбомом группы - 1984.

 

Что ты думаешь о вашем выступлении на US Festival?

 

Я думаю, что мы выступили очень хорошо. Я считаю, что сыграл очень хорошо. Это трудный период, когда ты не играл перед публикой так долго, три или четыре месяца. "Jump" со следующего альбома - единственная новая песня, которую мы смогли исполнить.

 

Для меня весь этот US Festival был как самый быстрый в мире тур. Мы репетировали к нему, как к гастролям. Нам нужно было подготовить усилители, свет, всё. Это было похоже на турне, за исключением того, что было только одно шоу. После того, как мы закончили это выступление, я сказал: "Ну, куда мы пойдём после этого шоу?". И это был дом.

 

Ты настраиваешься на шоу и хочешь сделать еще больше, когда закончишь. Ты просто разогреваешься после первого выступления. Обычно мы даём десять концертов, прежде чем выходить на крупные рынки, чтобы вернуться в привычное русло.

 

Весь US Festival для меня был сплошной занозой в заднице. Единственное, что было упомянуто в прессе, это то, сколько мы заработали. Всё, что вы слышали о US Festival - это сколько народу погибло в наш день и сколько денег мы заработали. Я до сих пор ношу ту же пару туфель и те же брюки [на самом деле, было всего двое погибших за 4 дня, чего не скажешь о предыдущем трёхдневном '82 US Festival, во время которого было 36 арестов, 12 случаев передозировки наркотиков, одно убийство и, кстати, первый телемост США-СССР - прим. переводчика].

Что ты думаешь о видео, которое они сняли?

 

Алекс [Ван Хален] и Пит [член команды осветителей] смонтировали его, и я подумал, что оно получилось очень хорошим. Я думаю, это было великолепно.

 

Я помню, ты упоминал ранее, что не был очень доволен съёмочной группой на фестивале.

 

Это было смешно. На меня направляли камеру, и это выглядело так, как будто  чувак ставил камеру под сцену, уходил отлить или выкурить сигарету, а потом возвращался и снова поднимал камеру. Через пять минут его снова не было. Операторы из Union Camera просто ничего не слушают. Они не хотят мириться с орущими подростками. Они не хотят поднимать свои уши над сценой, чтобы слышать музыку.

 

За те деньги, которые мы заработали, мы потеряли больше, чем это когда-либо стоило. Полтора миллиона долларов - это, конечно, много, но, сколько можно потерять на видео и во всех других моментах. Кроме того, они сами предложили нам деньги, мы их не просили.

 

Вы работаете над новым альбомом?

 

Он близок к завершению и выйдет в январе. Кажется, что мы не торопимся, но на самом деле это не так. US Festival, опять же, не перестаёт нас преследовать. Мы должны были участвовать в радиошоу, о котором не знали, а в это время мы пытаемся записать альбом. Нам звонят: "Эй, вы участвуете в радиошоу", и мы говорим: "О, Боже, только не это!"

 

У нас есть все готовые треки для тринадцати песен, но мы не можем использовать их все. Песни длятся по четыре-пять минут, а мы не любим помещать на альбом больше тридцати-пяти - сорока минут, потому что теряется концепция. Это начинает звучать как сборник лучших хитов пятидесятых. Вы теряете целостность. Многие нас за это ругают: "Ваши записи слишком короткие". Вы слушаете пластинку от начала до конца, и если вы чувствуете, что потраченные вами деньги стоят того, это прекрасно.

 

Я думаю, что следующая пластинка будет офигенным альбомом. Большинство соло будут с наложениями. Всё зависит от того, насколько это будет уместно. Будет быстрый буги под названием "Hot for theTeacher". Есть ещё одна песня "Anytime, Anyplace" с живым соло. Много наложений. Мой отец может сыграть вступление к песне. Есть песня "Panama" с живым соло, и песня "Jump".

На альбоме есть несколько клавишных треков?

 

Да, в последнее время я увлёкся клавишными. Донн [Лэнди, инженер] найдёт мне пианино. Есть две песни, в основном основанные на клавишных; одна называется "Jump", а вторую я пока не знаю, как назвать.

 

Я использую OBX-A и OB-8 [Oberheim - прим. переводчика]. С синтезатором вы можете возиться со звуками до такой степени, что будете довольны. Последнюю песню я придумал на OBX-A, но он не поддавался настройке, поэтому мне дали другой  на время, пока OBX-A чинили. Они дали мне OB-8, но он не давал такого же звука в левой руке, как OBX-A, так что мне пришлось довольствоваться тем, что получалось. В итоге он звучал совершенно по-другому, но мне всё равно понравилось.

 

Думаешь ли ты о том, что люди могут судачить о том, что ты играешь на клавишных, а не на гитаре?

 

Я думаю, что пока я делаю то, что делаю хорошо, что бы они ни говорили, мне всё равно. Я имею в виду, что они не могут сказать, что это отстой. Если им не нравится, что я играю на клавишных, это очень плохо.

 

Разве ты не использовал ещё одну гитару, сделанную специально для тебя?

 

Эту гитару сделал Стив Рипли. У него была идея, что каждая струна на гитаре имеет индивидуальный регулятор. Приходится использовать два усилителя. На этой гитаре вы можете панорамировать каждую струну в любой канал, в какой захотите. У меня есть супер-пупер прототип, который позволяет не только отправлять каждую струну влево или вправо, но и добавлять эффект к каждой струне. Это сумасшедший звук. Я использую его в двух вещах на альбоме и обязательно буду использовать его вживую.

Вернемся на минутку к US Festival. День, когда вы были хедлайнерами, был объявлен как Heavy Metal Day. Чувствуешь ли вы что-то общее в музыкальном плане с различными группами разогрева, среди которых были Оззи, Scorpions, Judas Priest и Triumph?

 

Я даже не осознавал, какие группы играли с нами, это дошло до меня только тогда, когда я был дома у Донна и смотрел это по Showtime. Я говорю: "Теперь я знаю, что они подразумевают под хэви-металом". Группы постоянно менялись; наш менеджер говорил нам: "Ну, вы играете с тем-то и тем-то".

 

Я думаю, что всё менялось вплоть до того дня, когда мы играли, и только когда я сидел дома у Донна и смотрел в телевизор и видел, кто на самом деле играет с нами, меня осенило. Я думаю, что единственным способом, которым мы действительно вписывались в компанию, была громкость.

 

Я вообще не считаю Van Halen хэви-металом. Я даже не знаю, что означает это слово. Тяжёлый металл? Это хорошее название для журнала.

 

Направление, в котором движутся эти группы, тебя не интересует?

 

Я не слушаю, я вообще ничего не слушаю. Я ничего не слушаю. Я слушаю Донна, я слушаю Эла. Я не помню, когда я в последний раз покупал кассету. В последний раз это были Brand X или Билл Бруфорд. Что-то в этом роде. Прошли годы с тех пор, как я покупал какие-либо рок-н-ролльные пластинки или кассеты.

 

Это не значит, что я не могу играть рок-н-ролл. Что такое рок-н-ролл? Это чувство, выдаваемое на большой громкости. Для меня хэви-метал - это просто рок-н-ролл. Я думаю, чем больше кожи и шипов на тебе, тем это больее тяжёлый металл. Поэтому я ношу забавную полосатую одежду.

 

Иногда то, как ты видишь себя, не совпадает с тем, что видят другие. Я точно не считаю нас хэви-металистами. Я не стараюсь делать что-то интересное и отличное от того, что я делал раньше. Не думаю, что мне это всегда удаётся, но я стараюсь.

 

Я не сижу и не слушаю наш материал с мыслью: "Это отличается от предыдущего?". Мне всё равно. Потому то, что я создаю, это то, что я создаю. Я не сравниваю. Алекс всегда говорит: "Это будет наш шестой том". А если бы вы были женаты, и у вас был бы шестой ребенок, или у вашей жены скоро будет шестой ребенок? Скажете ли вы: "Надеюсь, он будет другим". Понимаете? Вы не можете судить всех шестерых своих детей, они - часть вас. Вы просто не можете. Думаю это дело критиков.

 

Если они хотят думать, что это другое, пусть. Пусть читают в нём то, чего там нет. Меня это не волнует. Я точно не пишу ни для кого, кроме себя. Если люди хотят считать, что это глупый, бьющийся головой о стену рок-н-ролл, хорошо. Тогда, думаю, это то, что мне нравится делать.

 

Очевидно, что люди так не думают.

 

По правде говоря, мне всё равно. Я бы не стал вкладывать свою жизнь в то, что считаю глупым. Мне это нравится. Я думаю, что другие люди получают от этого удовольствие, так какого чёрта?

Есть ли планы на тур?

 

19 января - последнее, что я слышал.

 

И ты работал над музыкой для фильма, в котором снимается твоя жена Валери [Бертинелли]?

 

Да. По сути, меня загнали в угол. Я приехал забрать Валери из аэропорта Бёрбанка после того, как она неделю снималась в Сан-Франциско, увидел её, и она была вся на взводе. Она сказала: "Напиши песню на эту тему", и объяснила сюжет.

 

Как только я вернулся домой, я начал играть на синтезаторе и придумал кое-что. Она услышала это и сказала: "Это идеально". Мы с Донном спустились и посмотрели видеозаписи, и они действительно подошли. Это практически идеально подходит для сцены, но режиссер хотел вокал. Если бы мы добавили вокал, это превратилось бы в "Лихорадку субботнего вечера", потому что это уличная сцена.

 

Затем Валери сказала мне, что ей нужно что-то для концовки, что звучало бы очень грустно, и я вспомнил кое-что, что придумал давным-давно, фортепианную пьесу, и ей это тоже понравилось. Они пытаются заставить меня сниматься в этом фильме, а я не хочу. Слишком много давления; я недостаточно взрослый, чтобы справиться с таким дерьмом. Я не знаю, как вести себя со взрослыми, которые хотят петь.

 

Они сказали, что хотят использовать вступительную тему в разных частях фильма, но я сказал им, не знаю. Он [режиссёр] позвонил мне неделю назад и попросил кассету. Я сказал ему, что не хочу давать ему кассету. Я хотел быть там с Донном, чтобы посмотреть, к чему, чёрт возьми, они собираются ее применить, потому что если она не подходит, я не хочу, чтобы они ее использовали.