GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Van Halen

 

 

Van Hagar?

 

 

 

 

 

 

 

Майкл Смолен

International Musician

февраль 1986

перевод с английского

 

 

 

 

Van Halen попрощались с "кислым виноградом" Рота и поприветствовали Хагара. Что же группа собирается делать дальше?

Каньон Голдуотера - неправильное название. Здесь не только довольно тепло, но и улицы узко вьются по склону горы. Несоответствие названия и места, однако, лишь тонкое указание на ещё больший разлад, который недавно произошёл в этих усиленно охраняемых границах - реформирование рок-группы Van Halen.

 

За воротами охраны, под бдительным оком постоянного электронного наблюдения, находится дом 29-летнего голландского иммигранта Эдварда Ван Халена. В данный момент здесь спокойно: на подъездной дорожке мирно расположились многочисленные Ferrari и Lamborghini, а единственное волнение в бассейне вызвано ветром. В нескольких метрах от дома находится домашняя студия Эдварда, где он проводит время, определяя роль электрогитары в рок-музыке. Но пока не слышно ни звука.

 

Примерно дюжину лет назад Эдвард вместе со своим братом Алексом, Майклом Энтони и Дэвидом Ли Ротом основал группу Van Halen. Теперь, спустя шесть платиновых альбомов и три сингла, вошедших в двадцатку лучших, Van Halen снова есть что доказывать: они по-прежнему "Van Halen" без присутствия выдающейся рок-звезды Рота. Вокалист и Эдвард Ван Хален были творческим костяком группы - Рот вносил свой вклад в тексты песен и вокал в музыку. У них всегда были неспокойные отношения, поэтому их прошлогоднее решение о том, что они больше не могут работать вместе - ни ради искусства, ни ради денег, не было шокирующим.

Невысокий, худой и курящий Эдвард - по собственному признанию, интроверт, который не разделяет чувств Дэйва Ли Рота. Всё свободное время он проводит в своей студии, названной 5150 (полицейский код для невменяемых), погруженный в свою музыку. Он стал неоспоримым гитарным героем восьмидесятых, завоевав множество наград "Лучший гитарист", а его оригинальную технику игры двумя руками копировали бесчисленные гитаристы. Но в отличие от Рота, он предпочитает не говорить об этом, ни с кем. "Я не люблю давать интервью, потому что мне нечего сказать", - огрызается он. "Я говорю через свою музыку".

 

Всего через год после того, как группа выпустила пластинку номер два в чартах, 1984, и добилась своего первого хита номер один, Jump. Van Halen раскололись. Эдвард остался со своим братом и Энтони, а Рот занялся музыкой и актёрской карьерой. Или всё было не так просто?

 

"Я ненавижу говорить "под конец", но под конец мне показалось, что всё стало слишком деловым, мы больше не общались", - вспоминает 30-летний басист Энтони, вечно непоколебимая опора Эдварда. "Эд, Эл и я были здесь, у Эдди, играли, и вдруг Дэйв входил, и это было похоже на "Окей, репетиция может начинаться". Он входил с таким настроем. Он хотел снять свой фильм, но мы решили, что раз наш последний альбом и тур были такими замечательными, то мы сделаем ещё один замечательный альбом и тур, а потом сможем делать всё, что захотим. Но с Дэйвом этого так и не произошло".

 

"Van Halen - это трамплин для кинозвёзд, и я их всех режиссирую", - говорит Эдвард, который утверждает, что расставание было мирным. "Рот не хотел записывать альбом, он хотел сниматься в кино. Так что он ушёл сниматься в своём фильме, а мы приступили к записи. На самом деле всё просто: он хотел быть кинозвездой, а мы хотели быть рок-н-рольщиками, и мы и есть рок-н-рольщики".

 

Так же, как и заменивший его Сэмми Хагар.

В прошлом Хагар расхаживал по сцене с гитарами Gibson, Charvel, O'Hagen и Roland, используя усилители Marshall и Hiwatt. Теперь, когда в марте стартует гастрольный тур Van Halen, возможности сцены безграничны. Увидим ли мы Хагара и Эдварда играющими на гитарах? Будет ли Хагар играть на гитаре, в то время как Эдвард будет заниматься своим последним видом творчества - клавишными? Будет ли Эдвард петь? С присоединением Хагара у Эдварда появляется шанс по-настоящему исследовать свои музыкальные границы.

 

"В основном я буду только петь, но я также буду немного играть на гитаре, если это будет необходимо", - объясняет Хагар. "Эдвард не из тех гитаристов, которым нужен второй гитарист; я больше других говорю, что не вижу себя играющим на гитаре в этой группе. "В основном потому, что петь в этой группе - достаточно хлопотное занятие, особенно петь хорошо. Мне всегда нравились традиционные группы, только гитара, бас, барабаны и вокалист, такие как The Who или Led Zeppelin. И мне нравится роль певца".

 

Хагар уже доказал, что он может зажечь толпу не хуже Рота. Свидетельство тому - его выступление на феерии Farm Aid в ноябре прошлого года, во время которого Эдвард присоединился к группе Хагара для финальной песни. Очевидно, Хагар немного переборщил со сквернословием во время вступления к своему хиту I Can't Drive 55. Ходили слухи, что несколько спрнсоров, пожертвовавших деньги на организацию Farm Aid, отказались от поддержки из-за действий Хагара.

"Перед тем, как мы начали исполнять 55, я сказал публике: "Вот песня для всех вас, ублюдки, тянущие трактор", - парирует Хагар. "Так разговаривают все подростки, которых я знаю, а я просто разговаривал со своими фанатами так, как разговариваю я, совершенно не осознавая того факта, что мы были на телевидении. Я просто делал обычное шоу. Я выложил из своего кармана 25 тысяч долларов, чтобы сделать это шоу. Реакция, которую мы получили, была просто невероятной: она была больше, чем у кого-либо другого во всем этом чёртовом шоу. И любой, кто думает, что я навредил этому шоу, либо завидует, либо несёт полную чушь! Моя мама увидела шоу и сказала: "Тебе не нужно было играть в этом шоу". Я просто сделал свое дело, и если кто-то сможет доказать, что я навредил этому шоу, я заплачу разницу из своего кармана. Но сначала им лучше подсчитать, сколько народу я привлёк на шоу, потому что когда мы вышли, по всему колизею были развешаны таблички".

 

"Я думаю, меня критиковали за то, что я не вышел на сцену, не произнёс какую-то заунывную речь и не спел пару мелодий в стиле кантри-энд-вестерн", - продолжает Хагар, становясь таким же красным, как и футболка, которую он надел. "И я хочу сказать в печати: " Пошёл на хуй каждый, кому это не понравилось!"

 

Если Хагар выступает так, как будто он делает сольное шоу Сэмми Хагара, ему лучше быстро измениться. Это в основном концерт Эдварда, и он намерен продолжать в том же духе. По контракту Хагар должен своему лейблу ещё один альбом и обещает, что это будет не просто "выполнение контракта". Однако он признаёт, что больше не будет гастролировать как Сэмми Хагар. "Я не буду сольным артистом, пока всё это не взлетит на воздух", - добавляет он. "Van Halen - это бомба замедленного действия, как и любая другая великая группа. Но не из-за личностей, а из-за музыкальной интенсивности".

 

Хагар прав. После щедрого предварительного прослушивания грядущего альбома Van Halen (Van Hagar?), который включает первую балладу группы, Love Walks In, можно с уверенностью сказать, что музыкальная интенсивность по-прежнему на месте. Одна из причин в том, что Хагар поёт лучше, чем когда-либо прежде. Но реальный фактор заключается в том, что три оставшихся участника демонстрируют прстоянство, столь необходимое для хард-рок группы во время записи седьмого альбома. Некоторые могут утверждать, что слово "постоянство", когда оно применяется к музыке, может означать "застой". Одно и то же. В определённой степени это относится и к новому альбому Van Halen. Постоянство заключается в инструментальном звучании группы, за исключением, возможно, расширения роли клавишных в его движущей текстуре. "Не расширяется", - пожимает плечами Эдвард, - "просто используются клавишные". Это замечание во многом не соответствует его действиям во время тура 1984, где он исполнил гитарное соло на Oberheim OBXa, к большому огорчению публики.

Его брат Алекс Ван Хален до сих пор играет на своей чрезмерно огромной установке Ludwig, и вы всё ещё можете рассуждать о том, действительно ли ему нужны все эти барабаны, или он делает это для показухи. Хотя он ещё не решил, что возьмет с собой в дорогу в этом году, новый альбом он записывал с драмсетом Simmons SDS5, который начал использовать два года назад. Это сет с двумя бас-бочками, тремя подвесными томами, установленными спереди, и двумя напольными томами справа от него. Заполнения Алекс делает на 13- и 14-дюймовых акустических томах и 20-дюймовом напольном томе Ludwig, а его тарелки Paiste серии 2002 включают 20-дюймовую чайна, три 20-дюймовых крэша, 24-дюймовый райд, 15-дюймовые хай-хэты Sound Edge и 40-дюймовый гонг. Весь хардвэр - Ludwig, как и все его пластики. Алекс использует малый барабан Tama Rosewood 14"x6,5", а его палочки - Pro-Mark 5As.

 

"Он любит использовать эти старые педали Ghost", - говорит его техник Грегг Эмерсон. " Фирма прекратила свою деятельность, поэтому мы запасаемся ими и всегда рады получить подержанные" [Педали Ghost имели необычную конструкцию на торсионных пружинах, по типу бельевых прищепок. Эти педали штатно шли к ударным установкам Ludwig. В 1975 году Ludwig выкупил бизнес Ghost, а в 1981-м прекратил производство, аргументируя это сложностью процесса установки пружин. В настоящее время подобную конструкцию можно встретить на Dixon Precision Coil - прим. переводчика].

 

Даже после шести мировых туров, некоторые из которых длились по 10 месяцев, Алекс утверждает, что "нет лучшего чувства, чем играть перед людьми и видеть, как они получают удовольствие от твоей музыки".

 

"И, - добавляет он, усмехаясь (и не показывая никаких заметных признаков ухудшения слуха), - когда за твоей спиной раздаётся звук мощностью в миллион ватт. Вот почему мы продолжаем это делать. Нам повезло, потому что людям нравится то, что мы делаем, - добавляет его брат, - но мы никогда не сидим и не пытаемся понять, что понравится людям, мы пытаемся понять, что нравится нам".

 

Не то чтобы Van Halen не были известны тем, что потворствовали своей в основном подростковой аудитории. На вопрос о том, будет ли он исполнять свое знаменитое соло "Trash-My-Bass" в этом году, Майкл Энтони объясняет, что, несмотря на то, что он хочет в первую очередь показать свои способности, всегда есть элемент шоуменства: "Сомневаюсь, что в этом году я буду исполнять бас-треш", - говорит он. "Дэйв всегда очень любил показушные вещи. В этом году я буду играть на бас-гитаре и, конечно, немного показухи - вы должны это делать! Многим из этих 15-летних подростков плевать на всё остальное - они просто хотят увидеть, как я резвлюсь на своём басу".

 

"Поскольку я пью Jack Daniels, - смеется Энтони, - все сказали, что я должен сделать бас в виде этой бутылки, и мы с одним из членов нашей команды собрали эту штуку. Корпус был сделан для меня компанией Charvel, а фурнитура - от старых басов Kramer Duke. В итоге получилось много деталей от разных басов. Компания под названием Zeta Systems изготовила для меня звукосниматели, которые устанавливаются в сёдла бриджа, и когда всё было готово, звучание оказалось намного лучше, чем я думал. Я думаю, что буду использовать его снова в этом туре, но я также пробую некоторые новые вещи. Некоторое время назад я использовал басовый синтезатор Roland, и, возможно, я верну его обратно. Roland недавно пригласил меня на свою фабрику, чтобы показать кое-что из своих новинок. Поскольку сейчас я собираюсь играть немного более техногенную музыку, я могу использовать басовый синтезатор, чтобы немного разнообразить её".

Эдвард, однако, будет придерживаться оборудования, которое на протяжении многих лет обеспечивало ему его так им называемый "коричневый" звук". Его основным инструментом будет незаконорожденный кусок деревяшки Kramer/Eddie Van Halen, который он называет гитарой 5150, с одним звукоснимателем Gibson PAF, одним регулятором громкости, тремоло Floyd Rose, колками Schaller и очень тонкими струнами Fender XL, которые он варит перед установкой. Его основным усилителем остается 100-ваттный Marshall с кабинетом оборудованным динамиками Celestion. Ван Хален также использует свою стереогитару Ripley - "одну из четырёх когда-либо сделанных, настоящую супер-пупер модель" - которую он использовал в "Top Jimmy" на альбоме 1984, и недавно он заказал третью гитару Steinberger с новой системой транспонирующего тремоло этой компании. Его основным клавишным инструментом по-прежнему является OBXa, а его эффекты включают в себя MXR Phase 90, флэнджер, эхо и Micro-amp, преамп ADA, Roland DC30, и он играет на концертах через беспроводную систему Nady FM.

 

Возможно, временное решение Рота не комментировать произошедшее - что большая редкость - является самым большим показателем того, что разрыв был не таким уж дружественным, как утверждает Эдвард. Есть также слухи о том, что Алекс пришёл в ярость из-за успеха дебютной сольной сорокопятки Рота "Crazy From the Heat", попавшей в Топ-10 в 1985 году, чтобы подогреть ваше воображение. И к этому можно добавить отказ Алекса от темы: "Мы предпочитаем не говорить о прошлом, потому что это пустая трата времени, - говорит он, - "а Van Halen никогда не были лучше, чем сейчас. Конец интервью".

 

"Я думаю, что люди будут рассматривать всё, что мы делаем, в сравнении с тем, какими были предыдущие Van Halen", - продолжает 30-летний барабанщик, который начал свою музыкальную карьеру, играя на акустической гитаре, пока Эдвард зарабатывал деньги на развозе газет, чтобы купить себе ударную установку. Мы не делаем сознательных усилий, чтобы пойти в другом направлении, сказать: "Эй, это настоящий Van Halen". Мы просто занимаемся музыкой, не пытаясь ничего сохранить или изменить".

 

"Приход Сэмми в группу - это как глоток свежего воздуха", - вздыхает Энтони. "Мы все так прекрасно ладим друг с другом, что стало трудно сделать какую-либо запись, потому что мы просто любим тусоваться и хорошо проводить время. Это также привело к обновлению дружеских отношений между мной, Элом и Эдом; всё стало намного свободнее и комфортнее. С Дэйвом всегда было так: "Гррр, мы сделаем то или это сейчас, а ты должен быть пунктуальным, ты должен сделать это потом и быть там сейчас...". Он заставлял нас идти и покупать эту одежду для фотосессий. Теперь мы можем просто быть собой. Музыка стала лучше - чёрт, всё стало намного лучше!".

 

Эдвард?

 

Он ухмыляется. "Мы все становимся актёрами".

Пристанище Ван Халена

 

В своей студии Эдвард оттачивает звук с помощью модифицированного 16-канального пульта UREI, бобинных рекордеров 3M M-56 и Ampex ATR800, листового ревербератора EMT, двух гармонайзеров Eventide H910, линий задержки Lexicon Super Prime Time и MXR Delay System II, трёх пиковых лимитеров UREI 1179 LN, эквалайзера Lang PEQ-1 и кассетной деки Studer A710. Мы предварительно прослушали новый альбом Van Halen (пока без названия) в 5150, которая выглядела как нечто из ядерного холокоста, и контрольная комната звучала превосходно.