GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Откуда берётся нестроевич?

Несколько соображений касательно гитарного нестроевича, темперации и настройки гитары:

 

Для начала я попробую объяснить, что музыкальный звукоряд. Звукоряд – набор интервалов, образуемый обертонами относительно тоники. Я надеюсь, вы знаете, что такое обертона? Если нет, то грубо упростив, применительно к гитаре, это звуки, издаваемые струной и её частями, половиной, третью, четвертью и т.д. Чем больше знаменатель дроби, тем слабее слышен обертон на фоне основного тона. Европейская музыка исторически базируется на семиступенном звукоряде. Если за тонику взять длину целой струны, то остальные интервалы звукоряда получаются следующим образом:

 

Октава равна половине струны, квинта – две трети, кварта = 3/4, большая терция = 4/5, малая терция = 5/6, большой тон = 8/9, малый тон = 9/10 и полутон = 15/16 (заметьте, не все эти части совпадают с ладовыми порожками на грифе, о чём будет рассказано позже). Из этих интервалов можно составить гамму.

Для тональности C это: C>малый тон>Dбольшой тон>E>полутон>F>большой тон>G>малый тон>A>большой тон>B>полутон>C.

 

Полученная гамма представляет собой натуральный мажор. Вы наверно заметили, что в натуральном звукоряде нет единого целого тона, вместо него получились два интервала, большой тон и малый тон, которые в сумме дают большую терцию (8/9 х 9/10 = 4/5). С помощью большой терции и квинты можно расширить семиступенный звукоряд до двенадцатиступенного, получив между семью диатоническими нотами ещё 5 хроматических. C# - большая терция вниз от F, D# - большая терция вниз от G, F# - большая терция в верх от D, G# - большая терция вниз от C и A# - большая терция вниз от D.

 

Натуральный строй имеет один существенный недостаток. Он не приспособлен к ладовым инструментам. Ведь если мы рассчитаем звукоряд для гитарной струны, например E, и забьём по этой формуле лады, то для второй струны, B, эта формула уже будет непригодна, интервалы, сыгранные на двух струнах не будут строить. Для скрипки и других безладовых инструментов натуральный строй не вызывает затруднений исполнения любых произведений. Инструменты типа фортепьяно, где каждую ноту можно исполнить лишь одним способом, нажав определённую клавишу, можно настроить в натуральном строе, но при игре модуляций и отклонений в многоголосых партиях возникнут режущие слух биения обертонов. Лишь в пределах одной тональности все интервалы будут звучать стройно. С щипковыми струнными инструментами всё гораздо сложнее. Ведь на них одну и ту же ноту можно извлечь на разных струнах в разных местах грифа.

 

В средневековье струнные щипковые инструменты, такие как лютня, к примеру, или прототипы барочной гитары, не имели фиксированных ладовых порожков. Их функцию выполняли обвязанные вокруг безладового грифа струны, которые музыкант сдвигал, подстраиваясь под конкретную тональность, но всё равно, даже при исполнении простейших произведений уже возникали проблемы нестроевича.

Со временем музыкальные теоретики пришли к тому, чтобы сделать инструменты более универсальными. После ряда попыток, предпринятых Андреасом Веркмейстером (до Баха) и Иоганном Кирнбергером (после Баха) найти формулу  "хорошей" неравномерной темперации, решили просто уравнять все интервалы, как предлагал Шариков, взять всё и поделить. Взяли октаву и разделили её на 12 равных интервалов. В результате, вместо малого и большого тонов возник один интервал, целый тон, состоящий из двух полутонов. Так возник равномерно темперированный строй (к слову сказать, уже давно использовавшийся в Китае), на котором базируется вся музыка, начиная с Баха, и до современников.

 

Появилась возможность транспонировать любые произведения, не перестраивая инструмента, сочинять музыку в любых тональностях с любым модуляциями и отклонениями. Естественно не обошлось без жертв. Интервалы со знаменателем, которым кратно число 12 остались неизменными (Октава, квинта, кварта и малая терция (а также её обращение, большая секта)) остальные же (большая терция, секунды и септимы) съехали в сторону повышения или понижения. В результате, аккорды в равномерно темперированном строе, звучат не так ровно, как в натуральном, а с небольшими биениями. Это что касается фортепьяно. Что касается гитары, то тут всё гораздо сложнее. Интервалы выровнялись, и если раньше гитара не строила на отдельных нотах, то с введением равномерной темперации вообще перестала строить по всему грифу.

 

 

Погрешность отклонений выглядит следующим образом:

Производители гитар пытаются как-то сгладить этот нестроевич. Тонкомпенсирующий нижний порожек Стефена Дэвиса, раздельные сёдла для каждой струны Лео Фендера и Тэда Маккарти, система темперации База Фейтена, Earvana, Fretwave. В конце концов, непараллельные кривые лады компенсирующие погрешность каждой струны, как у Стиви Вая на Evo…

 

Как видите, гитара инструмент очень капризный, и от неё невозможно добиться идеальной настройки, не только для натурального звукоряда, но даже и для темперированного строя. Поэтому настраивать гитару надо очень тщательно, добиваясь максимально слаженного звучания интервалов. Электронный тюнер тут не помошник, он может вычислить точную частоту колебаний или высоту ноты, но не даёт гарантии, что интервал будет благозвучен.

 

Большинство гитаристов-любителей привыкло настраивать по тюнеру тупо шесть открытых струн. Это не совсем верный способ, которы приводит к тому, что строют лишь эти шесть нот, да и то, по отдельности, интервалы уже не строют. Да и дешевые тюнеры, которыми пользуются многие любители, имеют погрешность в пять центов, а встроенные в процессоры, и все двадцать. А ведь настройка инструмента, это один из самых важных нюансов отличающих профессионала от любителя. Послушайте гитаристов-классиков. Все они звучат стройно, не смотря, что классическая гитара ещё менее приспособленный к темперации инструмент, чем электрогитара. У неё нет даже тонкомпенсации нижнего порожка, струны задраны гораздо выше, миллиметра три над двенадцатым ладом, а то и все пять.

 

 

Ниже я приведу свой способ настройки гитары:

 

Первое, что нам понадобится, это включить дисторшн позлее. Высокий гейн усилит интерференции, и ненастроенные интервалы будут звучать с эффектом тремоло.

 

Первую струну я настраиваю по камертону или тюнеру на ноту ми (либо прижатую на пятом ладу на ноту A)

 

Вторую струну я состраиваю с открытой первой по нотам E на пятом ладу и A на десятом (унисон и кварта).

 

Третья струна самая капризная, её невозможно настроить идеально, с одной стороны это обусловлено спецификой самого материала, это переходная грань между голыми струнами и струнами с оплёткой, а с другой интервалом, который она составляет со второй струной, в отличии от совершенного консонанса, кварты, она составляет несовершенный консонанс со второй струной, большую терцию, к тому же интервал не натуральный. Я состраиваю третью струну прижатую на втором ладу с открытой первой и первой же, прижатой на втором ладу, добиваясь минимальных биений. Идеально на практике этого добиться не удаётся, нота A на втором ладу чуть высит в квинтовом интервале с открытой первой E, и чуть низит в большой сексте с той же самой первой струной, прижатой на втором ладу.

 

Четвёртую струну, прижатую на втором ладу, я строю в октаву с открытой первой и квинту с открытой второй струной.

 

Пятую, прижатую на втором ладу, я строю в октаву с открытой второй струной и прижатую на третьем в квинту с открытой третей.

 

И наконец шестую, прижатую на третьем ладу, я строю в октаву с открытой третей струной и сверяю её по флажолету на пятом ладу с флажолетом седьмого лада пятой струны. После этого любой аккорд, даже с альтерироваными надстройками, даже на большом гейне звучит стройно и слажено, не говоря уж о простейших интервалах и одноголосых мелодических линиях. Вы можете настраивать гитару и по другим интервалам, своим собственным, главное, чтобы все интервалы с участием как открытых, так и прижатых нот, строили равномерно по всему грифу.