GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни сил, ни мотивации им заниматься

Трампономика

 

Создатель гитарного звука Nirvana столкнулся с беспределом налоговой политики Трампа

 

Пошлины на импорт для таких небольших компаний, как Electro-Harmonix, вызывают беспокойство и увеличивают расходы.

 

 

 

 

Дэниел Тауб, фото - Дэвид Кабрера

Bloomberg, март 2025

перевод с английского

яКурт Кобейн из группы Nirvana в туре "In Utero" в Aragon Ballroom в Чикаго, 1993 год. Фото - Джеймс Крамп

 

 

Истерические и ожесточённые торговые войны презика Дональда Трампа приводят к проблемам в индустрии, которая стояла у истоков другой формы "искажений" - рок-н-ролла.

 

Просто спросите Майка Мэтьюса, который основал нью-йоркскую компанию Electro-Harmonix в 1968 году. Компания производит оборудование для трансформации звука электрогитар, создавая эффекты, используемые такими группами, как White Stripes, Red Hot Chili Peppers и Smashing Pumpkins. Гитарный рифф Курта Кобейна в песне Nirvana "Smells Like Teen Spirit"? Это педаль хоруса Small Clone от EHX.

 

Но главная головная боль Мэттьюса в эти дни не в том, чтобы радовать изменчивые вкусы музыкантов, а в том, чтобы противостоять давлению непредсказуемых пошлин.

 

"Нам придётся продолжать закупать комплектующие за границей, даже с учётом пошлин", - говорит 83-летний Мэтьюс в интервью на фабрике Electro-Harmonix, расположенной в промзоне Лонг-Айленд-Сити, к востоку от Манхэттена. "Политика Трампа в отношении пошлин, безусловно, вернёт в Америку производство очень крупных компаний, но для малого и среднего бизнеса объёмы будут недостаточно велики".

Такие гиганты, как Apple Inc. могут потратить миллиарды, чтобы перенести производство в США и избежать пошлин Трампа. Такие компании, как Electro-Harmonix, не настолько крупные, чтобы производить все необходимые им компоненты в США.

 

Мэттьюс, уроженец Бронкса, организовывал концерты с участием Isley Brothers и Чака Берри, изучая электронику в Корнельском университете. После учёбы он поступил на работу в International Business Machines Corp. и продолжил заниматься организацией концертов, подружившись со многими музыкантами, в том числе с Джими Хендриксом.

 

Когда Хендрикс и Rolling Stones популяризировали искажённое звучание гитар в конце шестидесятых, Мэтьюс начал помогать своему знакомому делать педали фузз - маленькие металлические коробочки, которые музыканты устанавливают на полу, подключая между гитарой и усилителем. Сотрудничество не заладилось, поэтому Мэтьюс основал компанию Electro-Harmonix и вскоре представил Big Muff Pi, педаль фузза, которая сегодня выпускается в более чем дюжине вариаций и продаётся тысячами в месяц по цене от $84 до $330 за штуку.

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).

EHX производят более 150 различных педалей реверберации, луперов, дилеев, синтезаторов и других эффектов, что принесло компании в прошлом году доход около 24 миллионов долларов.

 

В штаб-квартире EHX одни специалисты с паяльниками устанавливают печатные платы в алюминиевые корпуса. Другие используют осциллографы и гитары для тестирования педалей, которые затем передаются коллегам, упаковывающим их в картонные коробки. Хотя на предприятии площадью 130 444 квадратных фута (12 119 квадратных метров) работает сотня сотрудников, все компоненты, которые они используют, производятся в других странах: в основном в Китае, а также на Тайване и в Юго-Восточной Азии.

 

Комплектующие, которые EHX и другие компании импортируют из Китая, попали под шквал исполнительных распоряжений, последовавших сразу за инаугурацией Трампа 20 января. 4 февраля вступил в силу общий 10-процентный налог на комплектующие из Китая. К концу месяца Трамп объявил о введении дополнительных 10-процентных пошлин на китайскую продукцию, начиная с 4 марта.

 

Взымание пошлин и угрозы последовали так быстро, что многие американские производители оказались в недоумении.

У Electro-Harmonix и других небольших компаний нет другого выбора, кроме как продолжать закупать компоненты в Китае. Печатные платы и алюминиевые корпуса от американских поставщиков обойдутся в два-три раза дороже, говорит Мэтьюс, а собственное производство печатных плат слишком дорого для компании такого размера, как EHX [травление печатных плат в промышленных масштабах вообще запрещено в некоторых штатах экологогическими ограничениями. даже у TTM основное производсто находится в Гонконге - прим. переводчика].

 

"Это были бы действительно огромные инвестиции", - отмечает он.

 

Ещё до введения новых пошлин EHX постепенно диверсифицировали поставщиков печатных плат, закупая их на Тайване, чтобы избежать слишком большой зависимости от Китая. Компания также может приостановить некоторые поставки из Китая. Учитывая, что у EHX "очень большие запасы почти всех производимых нами педалей, мы сможем пережить этот шторм", - говорит он.

 

В конце концов, Мэтьюсу придётся решить, стоит ли смириться с расходами на пошлины или повысить цены впервые за два с половиной года - рискованный шаг, учитывая жёсткую конкуренцию и снижения потребительского спроса на музыкальное оборудование.

 

Большая часть рынка музыкальных инструментов и таких товаров, как усилители и гитарные педали, - а это 20 миллиардов долларов в год по всему миру, по данным Национальной Ассоциации Музыкальных Коммерсантов, - является дискреционной. Такие компании, как EHX, конкурируют за доллары покупателей не только с другими формами развлекательной индустрии, но и с товарами, которые уже подорожали в результате инфляции, например, продуктами питания и автомобилями.

 

"Мне придётся почесать репу, чтобы подумать, смогу ли я по-прежнему получать прибыль?" - говорит он. "Вы как бы прикидываете. Например, если поднять цены, что это даст?"

В Акроне, штат Огайо, один из конкурентов EHX сталкивается с теми же проблемами. В компании EarthQuaker Devices, которая производит педали овердрайва, дилея, дисторшна и других эффектов, используемых такими исполнителями, как Radiohead, PJ Harvey и LCD Soundsystem, работают 35 человек, которые нашпиговывают печатные платы транзисторами, а также сверлят, наносят порошковое покрытие и печатают графику на корпусах педалей из нешлифованного алюминия.

 

Хотя около шести лет назад EarthQuaker нашли некитайского поставщика корпусов, электронные компоненты, хотя и закупаются частично у американских компаний, в конечном итоге поставляются из Китая, говорит старший исполнительный директор Джули Роббинс.

 

EarthQuaker покупают транзисторы и резисторы у дистрибьютора компонентов Mouser Electronics Inc., и каждый заказ теперь сопровождается дополнительными надбавками, говорит она. Компания Mouser, расположенная в Мэнсфилде, штат Техас, с 2007 года принадлежит конгломерату Уоррена Баффета Berkshire Hathaway Inc.

 

"Если они не могут найти отечественных поставщиков, - говорит Роббинс, - то какие шансы у меня?" [в США просто нет массового производства электронных компонентов в необходимых объёмах, и наладить их с нуля одним распоряжением невозможно - прим. переводчика]

 

По словам Пита Шоппа, старшего вице-президента по бизнес-операциям дистрибьютора, компания Mouser уже съели издержки пошлин на китайские товары во время первого срока Трампа, но на этот раз не может принять удар на себя. "Наши расходы выросли, и мы вынуждены перекладывать их на других", - отмечает он.

 

Учитывая отсутствие доступных отечественных компонентов, EarthQuaker также борется за то, чтобы справиться с повышением затрат. По словам Роббинс, поднимать цены сейчас, а потом снижать их, нецелесообразно, поскольку ритейлеры потеряют деньги на педалях, находящихся в их стоке.

 

"Очень трудно строить бюджеты и планы, когда есть такая полная неопредёленность", - говорит Роббинс, которая является совладелицей EarthQuaker вместе со своим мужем, президентом компании Джейми Стиллманом.

 

Проблемы, с которыми столкнулись EarthQuaker и Electro-Harmonix, можно встретить во всей индустрии. Производители инструментов, педалей, усилителей и других аксессуаров поставляют такие товары, как электронные компоненты и древесину для гитарного звука, со всего мира, часто со сроками изготовления от нескольких месяцев до года, и пошлины, введённые без предупреждения, могут подорвать их бюджеты, говорит Джон Млынчак, президент и генеральный директор торговой группы Национальной Ассоциации Музыкальных Коммерсантов, или NAMM.

"У вас глобальные поставки - грузы перевозятся морем", - говорит он. "Поэтому, когда вам сообщают, что завтра внезапно введут пошлины, подождите, у меня есть корабль с грузом, у меня должен прибыть контейнер. Вы хотите сказать, что теперь этот контейнер сразу же будет стоить дороже?"

 

Хотя NAMM считают пошлины инфляционными и, следовательно, карательными для индустрии, и призывают своих членов обращаться к законодателям по этому поводу, непредсказуемость, вероятно, является более серьёзной проблемой, говорит Млынчак. "Наши члены сейчас не знают, что им делать".

 

В Лонг-Айленд-Сити Мэтьюс имеет дело не только с новыми пошлинами, но и с существующими 35-процентными тарифами на товары, импортируемые из России, где Electro-Harmonix уже несколько десятилетий принадлежит фабрика по производству вакуумных ламп, используемых в гитарных усилителях. Мэтьюс надеется, что Трамп найдёт способ остановить войну между Россией и Украиной, что в конечном итоге положит конец этим пошлинам [Майк сумел отстоять и сохранить саратовскую фабрику, одну из немногих в мире, производящих лампы, которую эффективные путинские менеджеры хотели ликвидировать. и это просто подвиг на фоне того, как недавно в Питере снесли фабрику Светлана под коммерческую застройку человейника - прим. переводчика].

 

83-летний Мэтьюс готов проводить меньше времени в EHX и больше - на рыбалке во Флориде. "Я открыт к предложениям и уже давно пытаюсь продать компанию", - говорит он. Пошлины на китайские комплектующие только усугубляют существующие проблемы. "Это трудное время".