Автонастройка
Гэри Купер
MI Pro, октябрь 2010
перевод с английского
После долгих лет разработки, на выставке Summer NAMM был представлен самонастраивающийся бридж ADT на гитаре Fret King, разработанный Уилкинсоном. Гэри Купер крутит редукторы вместе с Тревором Уилкинсоном, чтобы узнать, как всё это работает...
Треву Уилкинсону всегда есть над чем подумать. Как британский гитарный мозговой центр, состоящий из одного человека, это не особенно удивительно - действительно, вы представляете, что его мозг должен постоянно бурлить идеями, но почти сразу после того, как мы начинаем беседовать, становится ясно, что он хочет выговориться. Проблема, объясняет он, заключается в восприятии. Он хочет убедиться, что индустрия понимает, что недавно запущенная система самонастраивающегося бриджа Wilkinson ATD HT440 не была единичным проектом и, кроме того, скоро будет доступна на других гитарах, помимо его (и JHS) Fret King - первого брэнда, представляющего это замечательное устройство.
Хотя это было бы не в стиле MI Pro - задавать вопросы в стиле Паксманестики [дотошный стиль интервьюирования известного английского журналиста Джереми Паксмана - прим. переводчика], откровенность Уилкинсона немного развеяла наши паруса, поскольку это были два вопроса, которые мы намеревались поднять - история создания Auto Tuning Developments и то, не начался ли этот проект в меньшей степени, чем можно было бы ожидать для того, что могло бы стать поистине всемирно признанной идеей.
ATD создавался очень долго. Слухи о его разработке начали распространяться несколько лет назад, и первоначально имя Уилкинсона не было связано с ним. Мы хотели узнать, как он оказался вовлечён в проект, какова была его роль в нём и считает ли он, что сможет успешно продать систему автоматической настройки людям (не говоря уже о коммерции), которые не слишком одобряют концепцию Gibson Robot.
Более того, мы хотели узнать, считает ли он, что Gibson очернил весь рынок самонастраивающихся гитар.
Но прежде, откуда взялась ATD?
Система возникла в первую очередь благодаря Ричарду Уиттоллу и его сыну Нику. Ник учился в колледже и был гитаристом. Он услышал, как один парень говорил об устройстве, которое может автоматически настраивать гитару. Он сказал об этом своему отцу как об устройстве, которое они должны разработать, и, короче говоря, они так и сделали. Затем они стали искать лучший способ довести то, что было очень крупным и дорогим механизмом, до следующего этапа. Они связались со мной - и чтобы дать вам некоторое представление о том, как долго все это находилось в зачаточном состоянии, это было примерно в 1996 или 97 году.
Уилкинсон - единственный человек в Британии, которому удалось оспорить монополию США на передовые гитарные вибрато-системы и компоненты - обладал здесь уникальным опытом. Он имел репутацию среди гитаристов, продавал брэндовую продукцию крупным международным гитарным компаниям, был первопроходцем в обеспечении надежного дальневосточного лицензирования без кражи своих идей - словом, он пользовался авторитетом в международном гитарном мире. Именно этот опыт и проницательность заставили его поставить два начальных условия для своего участия в проекте. Первое заключалось в том, что она должна была подходить к American Standard Stratocaster, а второе - в том, что она должна была продаваться по доступной цене. Два условия, которые, особенно в свете того, что Gibson дебютировал десять лет спустя, демонстрируют ту рыночную проницательность, которой славится Уилкинсон. На этом этапе интервью Уилкинсон начинает увлекательный рассказ о технических трудностях, которые пришлось преодолеть команде (в которую входили Ричард Уиттолл, инженер цифровых технологий, инженер-механик и он сам). Остаётся надеяться, что какой-нибудь из гитарных журналов найдёт место для этой истории - чего у нас, сосредоточенных на бизнес-тематике, нет - потому что для всех, кто интересуется гитарами, инженерным делом или превращением идеи в продукцию, она должна быть интересна наравне с сагой о Dyson [имеется в виду производитель робот-пылесосов - прим. переводчика].
Британский бизнес
Наше внимание сосредоточено на бизнесе, поэтому необходимо зафиксировать трудности, с которыми, по словам Уилкинсона, столкнулась команда в попытке получить поддержку - знакомая история, которая оставила Великобританию с непревзойдённым рекордом патентов и пустым сундуком для сокровищ, поскольку множество изобретателей были отвергнуты банками. Несмотря на все разговоры о "Клёвой Британии" и позирование членов правительства с рок-звёздами, никто из чиновников не был заинтересован в том, чтобы помочь ATD воплотиться в жизнь, а банки оказались столь же равнодушными. Уилкинсон и команда были предоставлены сами себе.
Помощь пришла от других компаний - включая Maxon Motor, немецких производителей редукторов, основанных семьёй Braun (известной своими электробритвами), и Turchan, американской компании, которая разработала революционный процесс с использованием лазеров, применяемых для выращивания искусственных алмазов на сёдлах бриджа ATD и производителя электроники Shadow, опять из Германии. Эта тройка работала вместе с британским квартетом (который сам претерпел некоторые изменения в составе конструкторов), и в конце концов устройство было доведено до производства, хотя на это ушло изнурительных 14 лет.
Командная работа
Я хочу внести ясность в этот вопрос, - продолжает Уилкинсон. Это не была сольная работа. Например, десять лет назад я привёл в команду парня по имени Энди Лидбеттер, который сразу после колледжа получил диплом с отличием в области машиностроения. В то время мы думали, что нам придётся самим конструировать всю трансмиссию, что было кошмарным проектом. Энди присоединился к проекту, не имея ни малейшего представления о гитарах, и это более или менее определило мою роль, которая заключалась в том, чтобы быть конструктором и постановщиком задач. Я предоставил свои знания о гитарах, системах вибрато и фиксированных бриджах, а он сделал всю работу. Вот так всё и получилось - это был командный проект.
Ричард Уиттолл, как управляющий директор, собрал необходимые средства и сделал всё необходимое для того, чтобы подобное стало реальностью. В течение 14 лет мы были научно-исследовательской компанией - деньги не поступали, они просто уходили.
Уилкинсон также подчеркивает вклад Дэйва Гудвэя, инженера по цифровым технологиям, который был ключевым компонентом команды.
Среди других партнёров была компания Maxon. Они производят планетарные редукторы, и я должен объяснить, почему это имеет значение. Мы должны иметь достаточный крутящий момент, чтобы вращать струну 52-го калибра вокруг вала размером со шток колка, в ограниченном пространстве киля вибрато в бридже, и не глубже 45 мм, потому что 1 3⁄4 дюйма - это толщина корпуса Страта. Это означает, что мне нужно было найти редукторы и двигатели в пределах этого размера. Я знал, что Maxon делает планетарные редукторы, и после небольшого подшучивания над нашим прототипом они сказали, что могут это сделать. Они оценили это. Я думаю, это был вызов - способ продемонстрировать свои навыки. Они вложили много времени и денег, и я очень благодарен за их участие.
У нас было много подобных вещей - Maxon был стратегическим партнёром, как и Turchan. Нам нужно было решить одну проблему - уменьшить трение на сёдлах бриджа без ущерба для звучания Страта. У Turchan была такая технология, и они оказали нам неоценимую помощь.
Запуск
Стартовой площадкой для самонастраивающегося устройства ATD стал Fret King Super-Matic.
Не желая умалять значение Fret King, разве это не был скромный запуск для такого захватывающего продукта? Не произвёл ли бы он большее впечатление на Fender или Ibanez? У Уилкинсона есть интригующий ответ.
Устройство доступно каждой гитарной компании в мире и было таковым с самого начала. Причина, по которой оно появилось первым на Fret King Super-Matic, заключается лишь в том, что Деннису Драмму из JHS хватило смелости и дальновидности сказать: "Мы сделаем это - установим на одну из наших гитар". Это просто факт, что Деннис был готов сделать это раньше других.
Так что же сдерживало остальной мир? Считает ли Уилкинсон, что Gibson мог подстрелить лису автонастройки своим Robot, оттолкнув гитаристов от этой идеи?
Я не думаю, что они нанесли ущерб рынку - я думаю, что они нанесли ущерб самим себе. Я думаю, что в некотором смысле они оказали нам услугу, поскольку они принесли что-то на массовый рынок, дав людям понять, что технология существует и действительно работает. И нет никаких сомнений, что технология Gibson действительно работает - просто она работает в рамках определённых ограничений. Но я не только считаю, что Gibson навредили себе, я считаю, что Tronical тоже навредили себе, выпустив на рынок эксклюзивную компанию.
Здесь кроется то, что может оказаться самым умным шагом ATD и Уилкинсона или самой большой ошибкой. Нетрудно представить себе сделку с крупным производителем гитар, чтобы предложить ATD в качестве эксклюзивного продукта - но Уилкинсон уверен, что это было бы неправильным решением.
В идеальном мире я бы хотел, чтобы его можно было приобрести у каждого гитарного брэнда в мире. Но пройти путь с нуля до производства 10 000 бриджей в месяц было бы невозможно. Кто-то должен был быть первым. Я встречался с инвесторами, которые немного знают о рок-н-ролле, и их первый комментарий всегда был таким: "Нам нужно продать это Fender". Но я всегда говорил: "Fender может получить это с удовольствием", но я работал с такими компаниями, как Fender и Ibanez в прошлом, и они хотят эксклюзивности. Почему я хочу отдать его компании, которая занимает 20 процентов рынка, и тем самым оттолкнуть от себя остальные 80 процентов? Если я предложу это остальным 80 процентам, эти 20 процентов в любом случае должны получить это - или остаться позади.
Можно только представить, какая борьба шла за кулисами, когда Уилкинсон пытался убедить членов совета директоров и инвесторов в правильности этой точки зрения. И все же его логику трудно не понять.
Я не злословлю в адрес Fender и Gibson - они были моими хорошими клиентами в прошлом - но они больше не продают гитары, они продают ностальгию, и им не нужно так стараться, как другим. У вас есть огромное количество клиентов моего возраста, которые играли на гитаре, никогда не занимались этим профессионально, занялись бизнесом, заработали несколько шиллингов и позже в жизни решили, что всегда обещали себе Les Paul или Stratocaster. Но они смотрят не на гитару, а на ностальгию. "Ключом к этому была разработка инструмента, который гитарист может уверенно использовать на сцене, а не для того, чтобы показать, насколько мы круты. Это не отвлекает от его искусства - вот наш руководящий принцип.
Как я уже сказал, мы никогда не собирались установить его сразу на гитару каждого. Кто-то будет первым, и после нескольких лет агитации с различными гитарными компаниями, кто-то должен был быть готов стать первым, и оказалось, что никто - никто - не сказал: "Хорошо, Трев, я возьму немного этих штук", кроме Денниса из JHS.
При условии, что он чёрный [цитата Генри Форда – прим. переводчика]
И то, что произошло, было проиллюстрировано реакцией "крупного гитарного ритейлера" в США, который, несмотря на то, что система, по всей видимости ему нравится, заявил, что никто не станет платить $1600 за гитару корейского производства. Неважно, что корейские гитары могут быть сделаны лучше, чем гитары американского производства, или что они оборудованы удобной для гитариста системой самонастройки, которая действительно работает. Это не означает, что вышеупомянутая сеть магазинов гитар была не права.
Гитаристы, как известно всем в этой индустрии, могут заставить Институт Благородных Девиц выглядеть радикально и современно.
Я не ругаю дилеров, потому что знаю, что им приходится нелегко, но иногда мне просто хочется, чтобы эти два препятствия на пути продаж - дилеры и дистрибьюторы - отдавали должное потребителю за то, что он делает выбор. Я знаю, что они считают это авантюрой, но если бы мы решили, что создание ATD - это слишком большая авантюра, я бы вместо этого отправился на рыбалку. Если никто не будет рисковать, как, чёрт возьми, мы будем двигаться вперед? От такого отношения пострадал даже Лео Фендер. Он хотел сделать гитару лучше, чем '62 Strat, и он говорил мне: "Тревор, почему люди хотят покупать мои старые гитары? Они же устаревший хлам? Ну, они не были устаревшими, но я знаю, что он имел в виду. Его гитары G&L были, по его мнению, лучше. Он делал их до самой смерти - пытался сделать "лучшую мышеловку".
Игра в ожидание
Возвращаясь к настоящему моменту, систему ATD пока можно встретить только на гитаре Fret King Super-Matic, но это поднимает вопрос о первоначальном предостережении Уилкинсона, когда ему предложили принять участие в игре - разве не предполагалось, что она будет доступна в качестве модификации для Страта?
Сейчас это возможно, но я рано понял - особенно когда представил роликовые верхние порожки Wilkinson, благодаря которым я пришёл в бизнес в 1984 году - если вы положите что-то в коробку и поставите на витрину, первый вопрос будет "Это работает?". Если вы не можете указать ему на гитару на стене, где он может увидеть, как оно работает, вы никогда не продадите это. Поэтому сначала нам нужно было вывести это на рынок. Мы играем в ожидание, и если бы вы назвали дату, я бы сказал, что это будет доступно в качестве модификации к следующему году. Оно может появиться и завтра, но я чувствую, что не должен отвлекать силы на продажу его другим гитарным компаниям.
Увидим ли мы в ближайшее время ESP, Ibanez или Dean с ATD?
Я совершенно уверен, что к моменту проведения NAMM 2011 будет довольно много крупных гитарных компаний, у которых будет представлен прототип с этой системой.
Если Уилкинсон прав, то появление системы ATD на гитарах различных брэндов побудит этот до крайности консервативный рынок довериться этой идее. Это должно привести к росту продаж гитар, поскольку ATD станет новейшей "обязательной вещью". Кроме того, должен вырасти рынок для дооснащения этим устройством Стратов и их копий - еще один долгожданный стимул для продаж, которого у индустрии сейчас нет.
Это возвращает нас к вопросу о сложности привлечения инвестиций.
Есть ещё очень много того, что можно было бы сделать с теми идеями, которые у нас имеются.
Разочарование заключается в том, что вы не можете получить денег на разработку чего-либо. Мы не заботимся о своих людях в этой стране. Я мог бы рассказать вам еще о многом, что мы могли бы сделать, и все же, даже с продажами на руках, вы не можете получить деньги в банке. Это еще один наш огромный долг благодарности - Ричарду Уиттоллу и его семье, без которых ничего этого не могло бы произойти.
Тем не менее, с ATD у индустрии MI появилась новая возможность для роста бизнеса. Будем надеяться, что её собственный врожденный цинизм не помешает ей воспользоваться этим шансом.