GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Tom Morello

 


Создание ярких эффектов


Заядлый дикарь по части звука объясняет, как простая запись мощных, жутких, грязных гитарных риффов на iPhone стала для него "спасательным кругом", позволила выбраться из бункера, завязать новые связи и создать творческий оазис среди хаоса

 

 

 

 

 

Ричард Бинсток

Guitar World, январь 2022

перевод с английского

У Тома Морелло были большие планы на 2020 год - прежде всего, мировой тур с воссоединившейся группой Rage Against the Machine, в ходе которого он должен был зажигать на площадках от Питтсбурга до Праги, от Канзас-Сити до Кракова. Вместо этого, как и все мы, он застрял дома. "Честно говоря, это было время сильного напряжения и депрессии", - признаётся Морелло в интервью Guitar World.


Но затем произошло нечто шокирующее. "Странно, - продолжает он, - но вдохновение пришло... от …Канье Уэста".


Отметим для ясности, что нет, Морелло не сотрудничал с хип-хоп-иконой. Скорее, его вдохновили слова, сказанные Уэстом в одном из интервью. "Он рассказывал о том, как записал вокал к нескольким своим хитовым альбомам с помощью голосовых заметок на своём телефоне", - вспоминает Морелло. И я подумал: "Ну, у меня есть функция голосовых заметок на телефоне. Могу ли я записать гитарные риффы таким образом? Так я и сделал". Эти риффы, - продолжает он, - звучали просто замечательно, и я начал рассылать их различным инженерам и продюсерам по всему миру. Так возник генезис The Atlas Underground Fire".

Новый альбом The Atlas Underground Fire, ставший продолжением сольного альбома Морелло 2018 года The Atlas Underground, построен на аналогичном фундаменте: Морелло сотрудничает с различными музыкантами в самых разных жанрах, от рока (Брюс Спрингстин и Эдди Веддер в кавере на песню AC/DC "Highway to Hell"), метала (Bring Me the Horizon на "Let's Get the Party Started") и кантри (Крис Стэплтон на "The War Inside") до панка (Деннис Люкссен из Refused на "Save Our Souls"), альтернативы (Grandson на "Hold the Line") и регги (Дэмиан Марли на "The Achilles List"). "Это был своего рода свободный творческий процесс", - говорит Морелло. "Проект Atlas Underground позволяет мне выйти за пределы зоны своего комфорта".

Это особенно заметно в глубоком исследовании Морелло электронной музыки - на новой пластинке представлены артисты, населяющие различные уголки мира EDM, включая Майка Познера, Phantogram, Protohype и Саму Абдулхади, - что, по его словам, является основой духа Atlas Underground...


"Я пытался создать сплав двух миров. Это киборг - ты не знаешь, где заканчивается гитара и начинается EDM. Мне кажется, что это захватывающее будущее для электрогитары". Что же касается того, что The Atlas Underground Fire предложил Морелло в настоящем? "Это позволило мне выбраться из бункера", - говорит он. "Это был способ создать связи и найти музыкальное комьюнити в период абсолютной изоляции. Действительно, это был спасательный круг для здравомыслия".

Является ли The Atlas Underground Fire пластинкой, которая была бы записана, если бы не пандемия?

Господи, нет. Это запись, которая родилась в условиях изоляции. С тех пор, как мне исполнилось 17 лет, и до того момента, как мир остановился в марте 2020 года, у меня был творческий "вечный двигатель" для сочинения, записи и исполнения. И вот всё это резко застопорилось. "Первые четыре месяца или около того я был в полном замешательстве. Знаете, у меня дома есть хорошая студия, но я не знаю, как с ней работать. Например, я не знаю, как нажимать те или иные кнопки. Поэтому я подумал: "Я не смогу выступать на концертах. Я не смогу записывать музыку". "Но потом я прочитал интервью, в котором Канье Уэст сказал, что записал вокал к нескольким своим хитовым альбомам, используя голосовые заметки на своём телефоне. Так что я так и сделал.

Я представляю вас сидящим перед большим микшерным пультом, окружённым аппаратурой, в вашей полностью укомплектованной студии... и с маленьким телефоном, прислонённым к пульту, на который вы можете записывать.

[Смеётся] Да. На маленьком раскладном стульчике. Мой ноутбук открыт, чтобы я мог слышать BPM в наушниках или что-то ещё, а телефон балансирует на краю ноутбука на стуле напротив усилителя. Но знаете, нет такого руководства, в котором бы говорилось: "Микрофон" вашего iPhone должен находиться на расстоянии 20 сантиметров от верхнего динамика левого монитора...". Я просто положил его на стул. И должен вам сказать, что гитара звучала просто чертовски здорово. "А через пару месяцев я купил маленький микрофон, чтобы прикрепить его к самому телефону. Один из ребят, с которыми я работаю, наконец-то сказал: "Чувак, мы должны тебе как-то помочь!"
 

Как такая работа повлияла на запись?

Это действительно повлияло на то, как я играю и записываюсь. В самом деле, почему? Мой 21-й студийный альбом? И, наверное, 20 из них были сделаны с четырьмя или пятью участниками в одной комнате. В этот раз я не мог этого сделать. Так что необходимость - мать изобретения, и процесс не был таким: "Эй, давайте джемовать, давайте создадим атмосфер в комнате и посмотрим, как всё пойдёт". Это было "Вот четыре самых мощных, самых жутких, самых грязных риффов, которые я придумал сегодня. Кому мне их послать? И, возможно, я посылал их Bring Me the Horizon. А на следующий день: "У меня есть идеи для соло в "Highway to Hell". Я пошлю их Брюсу Спрингстину". Каждый день был своего рода творческим оазисом посреди всего этого хаоса.

То есть вы не обязательно сочиняли, имея в виду конкретных исполнителей?

Нет. Это был просто свободный творческий процесс. Например, в песне "Harlem Hellfighter", с которой начинается альбом, у меня было четыре или пять мощных риффов, которые в тот конкретный день оказались "низко висящими фруктами". И я послал их Джону Левину, моему другу-продюсеру, с которым я всегда хотел поработать. Я спросил: "Что ты думаешь об этом?". А он такой: "Я возьмусь за работу". И он прислал мне трек, поверх которого я мог играть. "На следующий день у меня было несколько риффов, на которые откликнулись Bring Me the Horizon, и эта песня была записана на трёх континентах - в Южной Америке, Европе и Северной Америке. Мы просто пересылали треки туда-сюда. "На самом деле, у некоторых песен были очень необычные обстоятельства для записи. Майк Познер в песне "Naraka" - это индуистское слово, означающее "ад", - с момента начала работы над песней и до момента её завершения он покорял вершину Эвереста. Некоторые из этих вокальных партий были записаны на высоте 10 000 метров.

Недавно я прочитал статью об альпинистах, которые пытаются покорить вершину Эвереста. Они не всегда возвращаются.

Не все выживают. Вы проходите мимо тел, поднимающихся и спускающихся. Это довольно безумно.

Морелло выступает с Prophets of Rage на сцене O2 Shepherd's Bush Empire в Лондоне, 12 августа 2019 г. Фото - Олли Милингтон.

 

 

Майк Познер - один из нескольких "нероковых" исполнителей на альбоме The Atlas Underground Fire. Что вас привлекает в том, чтобы привнести электрогитару в эти другие музыкальные сферы?

Я твёрдо убеждён, что электрогитара - это величайший инструмент, который когда-либо был изобретён человечеством. Нет инструмента с большей мощью и нюансами. Ничто не сравнится с электрогитарой - на ней можно играть что угодно, от великолепной классической пьесы Сеговии до, знаете ли, Sepultura, разрушающей стадион. Но я думаю, что у электрогитары есть будущее, а не только прошлое. Поэтому для меня очень важно работать с артистами, которые заставляют меня выходить за рамки того, что мне было удобно делать раньше. Я всегда хочу закрепить это риффами Black Sabbath/Led Zeppelin/Deep Purple, которые являются моим хлебом насущным, но я никогда не хочу быть в застое. Я всегда хочу бросить себе вызов и попробовать сыграть то, что я никогда не мог себе представит".

Похоже, это постоянная тема на протяжении всей Вашей карьеры.

Ну, было бесчисленное множество раз, когда люди считали, что электрогитара/рок-н-ролл исчерпали себя, понимаете? И один из этих моментов был, когда люди говорили: "Вы можете сэмплировать электрогитару, так что вам больше не нужен гитарист. Это может сделать диджей". И я сказал: "Ну что ж, я буду диджеем, только со стэком Marshall и голыми руками". Потом, когда появилась электроника, появились такие группы, как Crystal Method и Prodigy, которые были отличными рок-н-ролльными группами, в которых не обязательно был гитарист. И я приблизил бы звуки и текстуры к этим эмоциям, только, опять же, используя гитару и свои голые руки. Не зря на всех этих пластинках Rage Against the Machine и Audioslave было написано: "Все звуки издаются гитарой, басом и барабанами". Потому что я буквально воровал у других жанров, но находил способ сделать так, чтобы это звучало через усилитель Marshall.

Если рассматривать более традиционные рок-аспекты The Atlas Underground Fire, то вы пригласили Брюса Спрингстина и Эдди Веддера, чтобы они дуэтом исполнили кавер-версию песни AC/DC "Highway to Hell". Какова предыстория?

Ну, у нас с Брюсом и Эдди есть своя история с "Highway to Hell". Когда я выступал с E Street Band [акомпанирующий состав Брюса Спрингстина - прим переводчика] в 2014 году, мы были в австралийском городе Перт, на родине Бона Скотта, и я хотел отдать дань уважения его могиле. И вот я брожу по этому пертскому кладбищу в 11:30 вечера и никак не могу её найти. Я бродил там около часа, а потом вдалеке показался мотоцикл, как маленький огонек на кладбище. Подъезжает парень - крепкий такой, в немецком мотоциклетном шлеме времён Второй Мировой Войны и в футболке с надписью "Мне насрать, но если бы я это сделал, я бы сделал это именно на тебя". Я подумал: "Этот парень наверняка знает, где находится могила Бона Скотта!"

Он знал?

Конечно, да. Он показал мне её, я отдал дань уважения и вернулся в отель. И когда я пришёл туда, я увидел Брюса в баре. Я спросил: "Брюс, раз уж мы здесь, в Австралии, как ты думаешь, существует ли какая-то возможность пересечения групп E Street Band и AC/DC?". И он ответил: "Я никогда не думал об этом раньше, но теперь подумаю". И в течение следующих нескольких дней мы начали репетировать "Highway to Hell" на саундчеке. Потом мы играли на огромном футбольном стадионе в Мельбурне, и Эдди Веддер случайно оказался на концерте, потому что в то время он был в сольном туре. И у меня возникла идея. Я постучал в дверь Брюса и сказал: "Мы в Австралии, стране, где AC/DC - короли. Что если мы откроем концерт песней "Highway to Hell" с Эдди Веддером?". А он такой: "Отличная идея!". И мы так и сделали. И если вы думаете, что видели, как публика сходит с ума? Это не так, если только вы не были там в тот вечер. Это было безумие.

 

Поэтому, когда я записывал эту пластинку, на которой было много замечательных молодых исполнителей - Phantogram, Grandson, Майк Познер, Protohype, - я знал, что хочу, чтобы на ней была песня с моими рок-братьями. И я вспомнил ту ночь и тот трансцендентный момент вершины рок-мощности, который я ощутил. Я записал трек и отправил его Брюсу. Он спел два дубля, а затем я отправил его Эдди. Вот так всё и сложилось.

Какие инструменты вы использовали на записи?

Ну, преимущество того, что я был как бы заперт в своей студии, заключалось в том, что я просто заходил туда и брал гитару, чтобы быть в тренде. Часть музыки была записана на гитаре "Arm the Homeless". Часть музыки была записана на той моей гитаре, которая выглядит как SG, но это не она - это Kay за 50 долларов, моя первая гитара. Я использовал свой Les Paul эпохи Audioslave, с которой я выжег логотип Budweiser [изначально гитара, выпущенная как промо c нанесённой на неё рекламой пива – прим. переводчика], гитару "Soul Power" [Stratocaster], Telecaster "Sendero Luminoso", двугрифовку Джимми Пейджа [Gibson EDS-1275]... Была полная свобода в записи идей в любой день. Это было так: "Я здесь один, на какой гитаре я хочу играть? У меня есть полтора часа, пока бабки и дети не начнут орать, так что давайте запишем столько рок-н-ролла, сколько мы сможем!".

А что насчёт усилителей?

В основном это мой обычный полустэк Marshall, [JCM800] 2205. Перед усилителем стоял складной стул, на который я положил телефон, и это стало моим оборудованием. Что касается эффектов, то большая часть записи была сделана с помощью одной из этих небольших педалей [Electro-Harmonix] POG. Она позволяет одновременно звучать двум гитарам и перегруженному басу, поэтому я в значительной степени полагался на неё. У меня также была педаль [Way Huge] Swollen Pickle [фузз], а также Space Station, которую DigiTech выпустили в 1994 году или что-то вроде того, пытаясь скопировать все мои звуки и запихнуть их в одну хренову педаль. [Смеётся] Я до сих пор использую её.

Хотя вы более или менее использовали своё традиционное оборудование, чувствуете ли вы, что звук получился другим из-за того, что он был записан через ваш телефон?

Немного отличается. Но это то, что есть. И в этом есть что-то очень освобождающее. Я всегда принимал ограничения, и это было довольно существенное ограничение. Не в звуковом плане, потому что гитары от начала и до конца звучат просто великолепно, и делают это иногда разными и неожиданными способами, что, на мой взгляд, очень здорово. Но то, как мне пришлось творить, изменило мое творчество. Обычно, если я записываю гитарное соло, я записываю кучу дублей и переслушиваю их, и, возможно, там есть какие-то элементы, связанные с этой и той частью. Но в этот раз я просто крикнул в телефон и сказал: "Давайте назовём это соло "Среда". Например, соло "Highway to Hell"? Это было в среду, чувак. Это было здорово, когда можно было вот так отпустить себя и позволить фишкам падать, куда им вздумается. Чувствуется, что на этой пластинке было много очень интуитивной игры, и многие риффы пошли в другом направлении, чем если бы я потратил много времени на обдумывание.
 

Вы пытались не только переосмыслить роль гитары в поп-музыке, но и то, как, будучи рок-гитаристом, можно творить с помощью этого инструмента и записывать его в студии.

О, безусловно. Я имею в виду, что первый краеугольный камень моей игры - это неапологетичный и бескомпромиссный великий рок-н-ролл, и я никогда не отступлю от этого ни на йоту. Это то, от чего я больше всего отталкиваюсь, возвращаясь к первым плакатам AC/DC, Kiss и Led Zeppelin на моей стене. Это просто правильное ощущение и ощущение дома. В то же время другим краеугольным камнем моей игры стало пренебрежение ко всему, что связано с традициями, будь то мелодия, тембр или звук, или даже то, на какую часть гитары следует обратить внимание как на создателя.

Это можно услышать на альбоме The Atlas Underground Fire.

Это было общей нитью во всём, будь то запись Atlas Underground или Audioslave. Мне нужно чувствовать, как джем двигает воздух, но я также хочу, чтобы он бросал мне вызов". Вернон Рид назвал это фактором "Что за хуйня", понимаете? Например, когда ты включаешь запись и слышишь то, что должно быть гитарой, но не может быть гитарой, ты думаешь: "Что за хуйня?". "Я помню, что думал об этом снова и снова, будучи молодым человеком и молодым гитаристом. В каждой записи я стараюсь, чтобы было как можно больше вопросов "Что за хуйня?".
 

Об авторе: Рич является соавтором бестселлера "Ни о чём, кроме весёлого времяпровождения: Неподцензурная история взрыва хард-рока '80-х" (Nöthin' But a Good Time: The Uncensored History of the '80s Hard Rock Explosion). Он также является записывающимся и выступающим музыкантом, бывшим редактором журнала Guitar World и исполнительным редактором журнала Guitar Aficionado. Он также является автором нескольких книг, в том числе "Курт Кобейн: Чёртов монтаж" (Kurt Cobain: Montage of Heck), дополняющей одноимённый документальный фильм.

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.