GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Tom Cram

 

 

Интервью с легендой DOD/DigiTech

 

Он стоял за возрождением DOD/Digitech в 2010 году, а теперь вернулся за руль, чтобы заставить колёса компании снова вращаться – через пять лет после того, как брэнды были уничтожены увольнениями.

 

 

 

 

 

Киллиан Бретнэк

Guitar.com*, февраль 2023

перевод с английского

с февраля 2022 Guitar Magazine перестал издаваться в виде журнала, и вновь превратился в информационный сайт

 

 

 

 

 

Апрель 2022 года стал для фанатов DOD и DigiTech чем-то вроде безумного аттракциона. Именно тогда эти два тесно связанных между собой брэнда гитарных эффектов были официально упразднены их материнской компанией Harman. Это произошло через четыре года после того, как Samsung купили эту материнскую компанию и фактически закрыли всю деятельность DOD/DigiTech. Поэтому на какое-то время можно было предположить, что это последний гвоздь в гроб, до краёв заполненный легендарными педалями: Whammy. Overdrive Preamp 250. И кто может забыть наш любимый Gonkulator?

 

Одним из многих, кто считал, что только что услышал предсмертный крик DOD/DigiTech, был Том Крэм. Крэм сыграл важную роль в возрождении брэнда в начале 2010-х годов [к тому времени DOD сняли с производства все примочки, передав это направление DigiTech, и оставив только дибоксы - прим переводчика], обеспечив эпоху ренессанса с множеством обновлённых легендарных моделей. Он также стоял за такими классическими современными моделями, как Ricochet, Drop, Carcosa и Rubberneck (и это лишь некоторые из них).

Когда появилась новость о том, что Harman ликвидировали DOD/DigiTech, педальное сообщество обратилось к нему. Но после драматического краш-зума Том пожал плечами перед камерой и призвал скептически отнестись к возможности ещё одного успешного возрождения DOD/DigiTech. "Когда я впервые услышал о продаже, я не знал, кто это. Я решил, что это очередная крупная корпорация, вроде MusicTribe [Behringer – прим. переводчика] или кого-то подобного", – говорит он нам по видеосвязи из своей хорошо оборудованной мастерской по производству педалей. "Моя первая реакция была такой: "Это неважно, все инженеры уже ушли [в Yamaha/Line 6 – прим. переводчика], это ничего не изменит".

 

Фанаты примочек поначалу разделяли его скептицизм. Без человека, который стоял у истоков их возрождения, который сделал новые DOD/DigiTech особенными? Казалось, что Samsung нанесли убийственный удар в 2018 году, а Harman просто продали труп. Конечно, это только казалось. Вы уже знаете, что история закончилась не так: и вот мы разговариваем с Томом о том, как он снова возглавил брэнды. Что же изменилось?

 

"Я узнал, что это были CorTek", – говорит Том. "Это было позже. Я такой: Погодите-ка, они все гитаристы, они частная компания – это совсем другое дело". Сначала моя реакция была негативной. А потом я узнал, кто это был, и она стала гораздо более позитивной".

 

Хотя чувства Тома изменились, он не сразу начал переговоры о том, чтобы снова сотрудничать с брэндами – он был занят своим собственным проектом Spiral Electric FX, который он организовал после истории с Samsung в 2018 году. Но, как рассказывает Том: "Одной из первых вещей, которую мне сказал Ён Пак из CorTek, было то, что он хочет, чтобы я продолжал заниматься Spiral. Он знает, что это очень важно для меня. Я не знаю, как это будет работать, это будет странно. Но я привык к странностям".

Восходящая спираль

 

Возможность продолжать работу Spiral Electric была частью того, что убедило Тома вернуться на полную ставку. Он открывает новую главу в своей долгой истории с DOD/DigiTech, которая начинается не только с возрождения в 2010-е годы. Мы попросили Тома рассказать о его почти 30-летней работе в компании в кратком изложении.

 

Я начал работать в DigiTech и DOD на производстве примерно в 1995, 1996 годах. Затем я перешёл в отдел доставки комплектующих, то есть, по сути, просто привозил детали и прочее для тех, кто занимается производством. Потом я перешёл в отдел тестирования звука, а затем в отдел маркетинга DOD. Это была большая перемена – перейти с производства туда, где я действительно участвовал в процессе. Одна из моих первых задач там заключалась в переходе от старой серии FX к двухцветной [двухцветной её прозвали из за чёрно-бежевой упаковки (натуральный картон с чёрной печатью) с цветной наклейкой на торце вместо прежних цветных коробок. из важных изменений, ЕМНИП году в 1998, стало стандартное бочёнкообразное гнездо питания вместо прежнего миниджека (к которому позже пришли и MXR, также питавшиеся от миниджека), новый дизайн футсвитча и откидная крышка батарейного отсека вместо постоянно теряющейся съёмной, хотя и она легко снималась и проёбывалась – прим переводчика]. Тогда я занимал должность специалиста по маркетингу и связям с общественностью, поэтому я работал на выставках и тому подобных мероприятиях, а также был частью нескольких команд, занимавшихся разработкой продукции.

 

Но потом я перешёл из гитарного подразделения в отдел техподдержки dbx, про-аудио подразделения Harman. Затем я перешёл в подразделение под названием SDIG, занимающееся программным обеспечением. Там создавалось всё программное обеспечение для управления огромными стадионами, гигантскими PA-системами и тому подобными вещами.

 

Впоследствии я услышал, что DigiTech и DOD ищут нового сотрудника по связям с артистами – я всю жизнь играл в группах, гастролировал, у меня много связей и я знаю многих артистов, так что мне показалось, что это имеет смысл. И в тот момент я немного устал от про-аудио, мне хотелось вернуться к гитарным делам. Я пролоббировал эту должность и получил её, это было примерно в 2010 году.

И вот здесь мы подходим к решающему поворотному моменту в этой истории – работа Тома с DOD и DigiTech в течение следующих восьми лет стала основанием того, что мы все так рады его возвращению на борт. Но всё было не так гладко: он делал это в условиях нестабильной корпоративной атмосферы. "С 2010 по 2018 г. Произошла целая серия перестановок и перетрясок в руководстве, и по чистой случайности я оказался последним, кто устоял во всех этих переделках".

 

Я начал поднимать вопрос о возрождении DOD в конце 2010 – начале 2011 года. Но у меня не было возможности сделать что-либо в этом направлении до конца 2011 или 2012. Новая продукция DOD/DigiTech появилась на рынке в 2013 году. С этого момента я был очень глубоко вовлечён в процесс, и в итоге стал отвечать за разработку продукции, а затем и за брэнд.

 

За этот период Том дал удивительное множество импульсов DigiTech и DOD: бесчисленное количество новых и старых примочек, и ни одна из них не была просто "еще одной педалью овердрайва". Брэнды казались неудержимыми, и, конечно, вселенная (в виде гигантской компании по производству электроники) восприняла это как вызов.

 

Как раз в тот момент, когда я почувствовал, что мы работаем на полную катушку – это был 2018 год, только что вышел Rubberneck – в этот момент Harman были проданы Samsung'у. Это означало конец проекта DigiTech и DOD. Samsung купили Harman для своего автомобильного и консюмерского подразделения. Поэтому часть MI, в частности DigiTech и DOD, их не интересовала.

 

И на этом всё закончилось, на некоторое время. Стремительный маховик производства DOD и DigiTech начал останавливаться – всё было прекращено, кроме названия, а сотрудники бесцеремонно уволены и занялись другими проектами, таким как Spiral.

 

Остальное вы знаете. Перенесёмся в февраль 2023 года: Первым делом Тому нужно заставить маховик снова вращаться. "Мы возрождаем все, что можем, – у нас всё ещё есть проблемы с поставками некоторых вещей. Но все аналоговые устройства DOD возвращаются, в том числе и Rubberneck, Whammy, FreqOut, Ricochet, Drop – все они возвращаются. Что касается тех вещей, у которых есть проблемы с комплектующими, мы пытаемся это решить".

 

Неудивительно, что, учитывая нынешний кризис с поставками микросхем DSP, цифровая часть продукции труднее всего поддается восстановлению. "У нас довольно серьёзные проблемы с комплектующими для отдельных эффектов DigiTech: Obscura, Polaris, Ventura и Dirty Robot. Их возвращение займёт некоторое время" [это связано, прежде всего, с чипами, производившимися по индивидуальному заказу для DOD/DigiTech – прим. переводчика].

Собираем команду заново

 

В отличие от Spiral, DOD/DigiTech никогда не были делом одного человека, и для итерации 2023 года в состав группы вернулся не только Том Крэм. Самый известный человек из числа инженеров DOD/DigiTech снова взял в руки паяльник. "У нас есть Джим Пеннок, Роджер Джонсон, Мэтт Колдер и Паркер Кунс [каждый из них легенда DOD/DigiTech, заслуживающая отдельной статьи – прим. переводчика], а также некоторые южнокорейские ребята – но все местные инженеры принадлежат к разным эпохам DigiTech и DOD", – объясняет Том. "Они, как и я, ушли на другую работу. Джим Пеннок в своё время работал в DOD, но перешёл на работу инженером в сфере про-аудио. Роджер Джонсон, он работал с Джейсоном Лэмбом над целой серией педалей с чудаковатыми названиями, всей классикой вроде Meat Box, Gonkulator".

 

А Паркер Кунс, он работал со мной над Rubberneck и Carcosa. И Мэтт Колдер – тоже интересный случай: он был одним из специалистов DigiTech и DOD, а в перерыве между Samsung и CorTek он вернулся к учёбе и получил диплом инженера-электронщика. Таким образом, он был демонстратором, а теперь стал инженером. Джим Пеннок описывает это так: мы снова собираем команду. И это действительно так. Все старые сотрудники возвращаются и снова начинают работать вместе.

 

Тому пришлось перейти от работы в большой команде к работе в одиночку в Spiral, и он имеет представление о том, как устроен мир гитарных примочек. Во многих отношениях это уникальный опыт: на педалборде то, что сделано на гигантской фабрике, может быть всего лишь на расстоянии патч-кабеля от того, что сделано вручную за кухонным столом.

 

"Я не могу вспомнить подобное", – говорит Том. "Может быть, в некоторых областях искусства – моя жена гончар, так что я использую это в качестве примера. У вас могут быть вещи, сделанные гончаром, который делает всё вручную, который ковыряется в собственной глине, понимаете, это может стоять на полке рядом с чем-то, что производится массово. Так что в мире искусства есть некоторые закономерности. Но одна из самых крутых вещей, которую я думаю о мире примочек, это то, что, знаете, это очень заметно, когда вы участвуете в выставке NAMM или чём-то подобном. Там есть ребята из крупных компаний: MXR, EHX, общаются с парнем, который мастерит на своем кухонном столе. У меня была возможность поговорить с Майком Мэтьюсом с глазу на глаз на одной из моих самых первых NAMM. Я был никем. Так что, знаете, это одна из самых крутых вещей в нашей, так сказать, индустрии".

 

Конечно, это не значит, что мир бутиковых фуззов ручной работы Spiral сразу же начнёт конкурировать с продукцией DOD/DigiTech. "Эти рынки разделяются между собой сами в зависимости от цены. Когда мы говорим об аналоговых примочках, парень, который смотрит на Carcosa, скорее всего, не будет также смотреть на Black Spiral. Просто цены слишком разные. Они могут пересекаться, не поймите меня неправильно. У меня есть клиенты, которые являются поклонниками обеих моделей. Но вы также должны учитывать объём производства – со Spiral я работаю в одиночку. Я могу сделать только столько. Сейчас я на пределе. Так что это не значит, что я вдруг перейду на массовое производство Spiral и буду напрямую конкурировать с DigiTech и DOD".

 

Это рыночная составляющая. Что касается концептуальной составляющей, то доступные мне ресурсы, инженеры и команда, которые у меня сейчас есть в DigiTech и DOD, на порядок превосходят то, что я могу сделать со Spiral. Spiral – это то, что придумал я. DigiTech и DOD – это то, что придумал я, а также команда, или инженеры, которые являются настоящими инженерами. И я могу придумать более странную идею для DigiTech и DOD и воплотить её в жизнь, потому что у меня есть такая помощь. Если же я придумываю безумную идею для Spiral, мне приходится её осуществлять, исследовать и находить способы её реализации.

Переломный момент

 

Возрождение DOD/DigiTech в 2010-е годы можно проследить по одной конкретной педали – Overdrive Preamp 250, которую Том модифицировал самостоятельно. Он показал её высшему руководству, которое спросило: "Почему мы не делаем это в большем масштабе?" – и так родился OD 250 2013 года.

 

Нам интересно, какие именно изменения Том внёс в конструкцию, благодаря чему она получилась такой убедительной. "Все это были практические вещи", – говорит Том. "Я всегда был фанатом 250, у меня на педалборде была копия 250, ещё со времен, когда я подростком играл на басу. Из-за природы модели 250, чем больше вы увеличиваете гейн, тем больше басов она срезает – но если есть "сладкая точка" для бас-гитары, где вы получаете этот скрежет, но при этом остаются низкие частоты".

 

Суть в том, что: Я много возился со схемой 250 на протяжении многих лет. От практичных вещей до очень непрактичных. Те изменения, которые я сделал в педали, которые я показывал, когда хотел воскресить DOD, все они были практичными. Замена футсвитча чтобы сделать труЪ-байпас. Добавление светодиода. Замена разъёма питания с мини-джека на современное гнездо в стиле Boss. Всё это вошло в модель 250 версии 2013 года.

 

С учётом сказанного, в схеме появились некоторые незначительные изменения. Некоторые из них были внесены мной, а некоторые – просто из-за того, как мы её производили. Я хотел добавить немного больше низких частот, поэтому слегка изменил значение входного конденсатора. Но это было сделано только потому, что это соответствовало моему любимому винтажному 250-му: я видел в Интернете комментарии о том, что здесь многовато низов и он звучит не так, как оригиналы. Так и есть, потому что оригиналы звучат по-разному. В моём экземпляре 250 было немного больше низов, и мне это нравится.

 

Кроме того, конусность потенциометров немного отличается из-за доступных сейчас, а допуски компонентов в самой педали стали жёстче. Модель 250 образца 2013 года ближе к оригинальным характеристикам, чем это было возможно в то время. Таким образом, все эти небольшие изменения складываются воедино. Поэтому педаль 250 (2013)  – даже если в ней используется тот же чип LM741, что и в винтажной модели – будет звучать немного иначе, просто в силу реальности.

 

У винтажных 250-х допуски на компоненты составляли 20 процентов. На практике это означает, что если в оригинальной схеме предусмотрен резистор 100 кОм, то в реальной педали он может быть от 80 до 120 кОм. То же самое касается конденсаторов и потенциометров. Поэтому любой 250-й может дико отличаться по звучанию от другого. "У меня есть коллекция из 15 250-х, начиная с серого и заканчивая более поздними моделями девяностых", – говорит Том. "Все они звучат по-разному. Они все звучат как 250, но это как лимонно-жёлтый и горчично-жёлтый – всё равно оба желтые".

 

Любовь Тома к 250-м, конечно же, нашла своё отражение в Spiral Electric FX. "Многое из моих экспериментальных работ с ним превратилось в Yellow Spiral. А недавно я выпустил лимитированную педаль под названием Aleph – это, по сути, несколько радикальных экспериментов на платформе 250, чтобы превратить её в фузз. Так что вы можете сделать много странных вещей. Но если бы я выпустил 250-ю модель образца 2013 года, и она звучала бы как Aleph – это было бы плохо".

 

"Чтобы превратить 250-й в фузз", объясняет Том, нужно совершить небольшое кощунство. "Если кто-то из самодельщиков читает это, то если вы внесёте изменения, которые я сделал в Aleph, в 250 на LM741, это не будет работать", – говорит Том. "Там должен быть LS351, поскольку у него есть управление смещением. Есть некоторые способы заставить LM741 вести себя "грязно", но с LS351 всё гораздо проще".

Лазяя по форумам

 

Если вы когда-нибудь занимались моддингом или сборкой самодельных педалей, или даже просто гуглили, стоит ли покупать педаль A или педаль B, вы могли наткнуться на довольно жаркие обсуждения на форумах об оп-ампах, транзисторах или аналогичных специфических аспектах оборудования. Легко отмахнуться от этого как от ненужного, но для такого человека, как Том, подобное внимание к деталям имеет свое место. "В некоторых случаях это действительно оправдано", – говорит он. "И позвольте мне пояснить, почему я так думаю: если вы делаете клон Rat, то в нём должен быть LM308. Вы можете сделать похожую по звучанию педаль с другой микросхемой внутри. Но если вы делаете клон и пытаетесь сослаться на родословную Rat, у вас должна быть определённая деталь. Например, в Overdrive Preamp 250, насколько я понимаю, должен стоять оп-амп LM741, хотя мой любимый оп-амп в схеме 250 – LS351. Такие вещи я понимаю".

 

Но когда вы пытаетесь сделать что-то новое, когда вы пытаетесь пробить новую почву, все эти вещи бессмысленны: Это совершенно неважно. Важно то, что вы получаете в итоге. Это одна из причин, почему я хочу создавать новые вещи с DigiTech и, в частности, с DOD. Когда дело доходит до аналоговых устройств, ностальгия, детали, соответствующие эпохе, – это ловушка. Или это мёртвая точка. Вы никогда не сможете заставить её звучать так же. Допуски на детали другие. Воспоминания людей заставляют вещи звучать по-другому. Вы можете зайти так далеко по этому пути – и вы должны уметь создавать новые вещи.

 

Нам любопытно, как это "новое" может выглядеть. Тому ещё рано делиться какими-либо подробностями, и, конечно же, сейчас всё внимание сосредоточено на том, чтобы заставить колёса снова вращаться. Но есть и хорошие новости: "У меня был план действий ещё тогда, когда нас закрыли. Так что не так уж много нужно, чтобы вернуться на этот путь. Сейчас, когда я с вами разговариваю, у меня на столе лежат прототипы, оставшиеся с тех времён, когда нас закрыли. Так что, как только я смогу, я переключусь и снова начну создавать новые вещи. Это моя фишка. Я люблю создавать новые вещи".

 

Как и положено педалестроителю, Том рассматривает процесс исследований и разработок скорее как художественное, чем чисто инженерное начинание. Как он говорит, "если рассматривать это с точки зрения чистой электроники, то вы пытаетесь сделать вещь, которая работает правильно и эффективно. Если же вы делаете педали с точки зрения музыканта, то вы разрушаете хреновы стереотипы. И это две совершенно разные вещи".

 

Я думаю об этом как о создании художественных инструментов. Я помогаю гитаристу вдохновиться на написание крутой песни. Я всегда говорю, что в каждой педали есть рифф. Я надеюсь, что та искра, которая вдохновила меня на создание чего-то, будет и в дальнейшем помогать артисту создавать что-то. Эта связь, я думаю, очень сильна. И поэтому я стараюсь не воспринимать ребят на форумах, углубляющихся в мелочи, как негатив – я стараюсь сохранять перспективу.

 

В конечном итоге это означает, что им не всё равно. Им не всё равно. Вы не найдёте людей, которым было бы настолько не всё равно насчёт открывашки консервов. Ну, может быть, есть какой-то парень, который действительно увлечён открывашками, но более универсальная вещь на гитарном рынке – это то, что гитаристам действительно не наплевать на такие вещи. И это положительный момент.

Настоящий панк-рок

 

Музыкальное творчество Тома, что неудивительно, началось ещё до его работы в DOD/DigiTech. История его происхождения, скорее всего, будет понятна тем, кто читает: "Мой друг организовал группу, и им нужен был басист, поэтому он сказал: "Эй, не мог бы ты поиграть на басу-гитаре". Я даже не знал, что такое бас, и вообще ничего не знал о музыке. В общем, настоящий панк-рок. Я нашёл подержанный бас Hondo и один из самых ужасных усилителей, которые только можно придумать. Он научил меня играть, и через несколько недель мы играли концерт в нашей школе. Так что я сразу бросился в огонь. Даже тогда я не знал, что хочу быть музыкантом. Я просто занимался этим, потому что это было прикольно – чистой "музыки" как страсти у меня тогда еще не было".

 

Спустя годы всё изменилось, и, знаете, я решил, что хочу стать полноценным музыкантом. Но когда я захотел стать создателем примочек? Это тоже не было решением, просто так получилось. Когда я учился собирать устройства, работал на производстве, а потом переходил в разные отделы, узнавал, как устроен процесс, это вдохновляло меня на эксперименты. Так я научился модифицировать педали. Я самостоятельно освоил некоторые основы электроники, но я также многому научился у инженеров, которые были рядом со мной. Либо методом тыка, либо обращаясь непосредственно к ним и спрашивая "как это работает?.

 

Но это никогда не было сознательным решением, когда я говорил: "Я собираюсь стать создателем примочек". Единственный раз, когда мне пришлось решиться на это, был после сделки с Samsung, когда нас закрыли. Я подумал: "Ладно, мне нужно чем-то заниматься, и я знаю, как делать педали". Тогда и родилась Spiral. Это было самое первое осознанное решение.

 

Как объясняет Том, для многих это "осознанное решение" не принимается, когда вы мотивированы такими разумными вещами, как стабильность и деньги. "Если вы начинаете свою жизнь и решаете, что будете инженером, и поступаете в училище, чтобы стать "настоящим инженером-электронщиком", то в 99 случаях из 100 вы не найдёте вариантов карьеры в индустрии гитарных эффектов. По правде говоря, в педалях не водится много денег. Не существует карьерного пути, который приведёт вас к обладанию яхтой. Если вы рационально подходите к выбору карьеры, то примочки – не лучший выбор".

 

Но вы читаете это интервью на Guitar.com, а не в Forbes. Где бы мы были, где бы были вы, если бы выбор карьеры не был продиктован любовью к странным педалям, а не обладанием яхтой?