GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Tom Cram

 

 

Перерыв в его карьере в DigiTech/DOD помог создать Spiral Electric FX

 

Легенда гитарных примочек вернулся в компанию, где он сделал себе имя, но Spiral Electric FX продолжает процветать

 

 

 

 


Джош Чеслер
SPIN, март 2023

перевод с английского

В разговорах среди "задротов" гитарных педалей имя "Том Крэм" обычно произносится с благоговением. В то время как многие брэнды могут быть уважаемыми и хорошо известными, люди, стоящие за ними, часто остаются неизвестными, за исключением некоторых независимых производителей, где человек и есть брэнд.

Но Крэм не похож на большинство людей в мире гитарных педалей - индустрии, в которой он строил свою карьеру с девяностых. Проработав около полутора десятилетий на различных должностях в DigiTech/DOD, Крэм возглавил возрождение классического бренда педалей в начале 2010-х. Он получил львиную долю заслуг и благодарности за возвращение таких классических моделей, как Overdrive Preamp 250 и Phasor 201, а также за расширение каталога компании за счет новых устройств и обновления старых моделей.

Поэтому, когда DigiTech/DOD свернули производство в конце 2010-х, летом 2018 года гуру педалей из Юты отправился на крупнейшее в мире музыкального оборудования отраслевое мероприятие NAMM в поисках новой карьеры. Вместо того чтобы согласиться на любую из вакансий, на которые он претендовал на той неделе, Крэм решил основать собственную компанию.

Почти пять лет спустя компания Spiral Electric FX возвысила имя Крэма в мире бутиковых педалей как одного из ведущих производителей фуззов, овердрайвов и различных других примочек. Поэтому неудивительно, что когда в прошлом году новые владельцы (Cor-Tek, люди, стоящие за Cort Guitars) объявили о намерении возобновить выпуск DigiTech/DOD, они попросили Крэма вернуться к штурвалу.
 

Рабочий стол Тома Крэма для Spiral Electric FX стал использоваться немного реже, когда он вернулся в Digitech/DOD

 

 

 

В 2018 году, каково было решение основать Spiral Electric FX вместо того, чтобы устроиться на работу в другую компанию по производству педалей?

Не знаю, был ли это посттравматический стресс или что-то ещё с моей стороны, но на каждом собеседовании, которое я проходил на NAMM, мне казалось, что они хотят, чтобы я занимался тем, что уже делал в DigiTech/DOD. Если бы я был умнее, мне, наверное, стоило бы устроиться в одну из этих компаний и просто делать то, что я умею - но мне это совсем не нравилось. Так что по дороге назад я не торопился и провёл ночь в нескольких разных местах, - просто много думал. Я позвонил жене в два часа ночи, когда ехал через Техас, и сказал: "Я думаю, что хочу открыть свою собственную педальную фирму". Она такая: "О... Чёрт". Но потом она сказала: "Ладно, не говори просто так. Придумай бизнес-план, и мы поговорим об этом". У меня было несколько часов за рулём, чтобы подумать об этом, и это забавно, потому что как только я подумал: "Я собираюсь открыть свою собственную педальную компанию", вся идея о том, что я мог бы сделать со Spiral, просто сложилась сама собой. Я точно знал, что мне нужно делать, поэтому я перезвонил ей на следующий день - когда ехал через Колорадо - и всё ей изложил.

Каково это - иметь 100% контроль над всем после долгой работы в крупной компании?

Это было удивительно, но и страшно. Спрятаться было негде. Если я что-то испортил, это была моя вина. Если я бесил кого-то, это была моя вина. Но если я делал что-то крутое, то это тоже была моя заслуга. Это было круто - ни перед кем не отчитываться, и это было невероятно свободно и очень убедительно. У меня было много идей, которые не подходили DigiTech/DOD, потому что их клиентура и их рынок очень хорошо известны. В некоторых случаях это облегчает задачу, потому что вам не нужно много думать о том, что нужно сделать. Но со стороны Spiral, я делал вещи для другой клиентуры и по другой цене. Я делал то, что хотел делать, и не имел ни малейшего представления о том, будет ли это распространяться на большую клиентуру. Если я считаю что-то крутым, это не значит, что это понравится рынку или кому-то ещё. Был период, когда я придумывал идею, воплощал её в своем устройстве и думал, что для меня это звучит круто, но хрен знает, поймёт ли это кто-то другой. По мере того, как я выпускал всё больше и больше устройств, я начал получать отклики и понял, что делаю что-то, что нравится другим людям. Я всё ещё очень мал - так что это даже отдаленно не похоже на то, что делают DigiTech/DOD - но я могу зарабатывать на жизнь.
 

Похоже, что то, что вы действительно хотели сделать со Spiral, это создать несколько уникальных и неповторимых фуззов и других педалей для создания "грязи", которые приглянулись людям.

Ну, я собираю фуззы с тех пор, как начал играть, и за эти годы я понял, что мне нравится в фуззах, а чего может не хватать. Я сказал: "Хорошо, я хочу сделать что-то тяжёлое, и я хочу, чтобы это был фузз, но я не хочу делать ещё один Big Muff или что-то подобное. Я хочу сделать что-то уникальное, но всё же принадлежащее к этой категории". Одной из первых педалей, которую я сделал для DOD, была Carcosa Fuzz, и она была основана на схеме Maestro FZ-1, которую я впервые попробовал, когда был на Chicago Music Exchange в 2009 или 2010 году. Он был тяжёлым. Он был артикулированным. У него было достаточно средних частот, чтобы не потеряться в миксе. Поэтому, когда я впервые сыграл на нём, я подумал: "Это должно стать основой для нового фузза DOD", что в итоге и произошло. Но когда я занимался Spiral, я уже экспериментировал с этой схемой. Я сказал: "Мне нравится Carcosa, но я хотел бы иметь больше возможностей клиппинга и лучший контроль тона".

У меня было много разных идей, и я воплотил их в первом Black Spiral Fuzz, а дальше все пошло своим чередом. Я хотел, чтобы это был анти-Big Muff - не в противоположность ему, а просто в том смысле, что все знают, как звучит Big Muff. Я хотел что-то, что может работать рядом с ним, но не звучит как он. Я большой поклонник фильмов о байкерах семидесятых, и во всех этих фильмах всегда звучали самые крутые фузз-тоны. Я даже не знал, что Maestro FZ-1 - это фузз, который они использовали во многих фильмах, пока не начал исследовать схему, но у него такой звук фузза, когда он действительно агрессивный, но при этом необычно звучащий и жужжащий. Это противоположность огромной стене дисторшна Big Muff, так что я просто гонялся за подобными вещами и всем остальным, что меня интересовало.
 

Как пандемия и последовавший за ней "хобби-бум" повлияли на вас спустя всего пару лет после запуска Spiral?

Я еще не успел это переварить, потому что был слишком занят. Поскольку я работаю один, мне не пришлось закрываться. Я по-прежнему мог ходить на работу, и я был занят производством педалей. Было несколько месяцев в начале локаута, когда они сказали: "Все должны оставаться дома", и я так и сделал. Но через некоторое время я понял, что в этом нет никакого смысла, когда я могу просто пойти в свою мастерскую, где никого нет. Я просто пришёл в мастерскую и начал мастерить - и с тех пор я всегда был занят. Я думаю, что в 2020 году рынок гитарных педалей вырос на 25%, и это подстегнуло множество компаний-стартапов. Но, честно говоря, чем больше, тем лучше. Я не чувствовал этого, кроме того, что получал электронные письма от людей, которые создавали эти компании, и чувствовал, что сообщество педалей действительно растёт. Мой педалборд прошёл через 1000 различных итераций во время пандемии, просто потому что я думал: "А что если попробовать это? Что если я сделаю это? Что, если я сделаю это?" Я был рядом со всеми остальными, получая то, что никогда раньше не использовал.

Что вы можете рассказать нам о своем предстоящем возвращении в DigiTech/DOD?

Компания DigiTech/DOD была куплена Cor-Tek, материнской компанией Cort Guitars, и они связались со мной около полугода назад, чтобы предложить мне вернуться и работать в DigiTech/DOD. Мой первый ответ был: "Нет, я занят Spiral", но они продолжали звонить и говорить о том, что они хотят сделать. Наконец, у меня появился шанс встретиться с ними, и они оказались действительно классными ребятами. Одно из первых, что они мне сказали, было то, что они хотят, чтобы я продолжал заниматься и Spiral, так что я получаю лучшее из обоих миров. Я надеюсь, что смогу продолжать делать новые вещи, но при этом возвращать и обновлять некоторые из старых вещей, как я делал раньше. Мне кажется, из всего, о чем я говорил с ребятами из Cor-Tek, они просто хотят, чтобы я продолжал делать то, что делал раньше, так что это наилучший сценарий из возможных.