GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Tim Shaw

 

 

Инженер Fender рассказывает о звукоснимателях American Professional

 

 

 

 

The HUB (Musician's Friend)

Апрель 2019

перевод с английского

Привет, Тим! Спасибо, что нашёл время пообщаться с нами сегодня. Давай поговорим об электронике в новой серии Fender American Professional. В этой серии представлено множество довольно интересных гитар, а звукосниматели отличаются формой, числом витков и комбинациями магнитов AlNiCo. Не мог бы ты обрисовать идеи этих звукоснимателей?

 

Мы периодически обновляем различные компоненты модельного ряда. Мы недавно представили серию American Elite, и пришло время поработать над серией Standard. В прошлом году я уже разработал первый ShawBucker для гитар American Standard. Мы задумались о звукоснимателях и захотели сделать что-нибудь другое.

 

Хитрость в том, что у этой серии огромная глубина и широта, и богатая история. Она разработана таким образом, чтобы удовлетворить потребности широкой массы музыкантов. Есть некоторые вещи, которые можно сделать, но они более эзотеричны для гитаристов, которые играют только так или только так. Серия American Standard, которая теперь превратилась в American Pro, охватывает множество демографических групп в музыкальном и социальном плане.

 

Первой задачей было сделать что-то интересное, но при этом ничего не испортить. Им было интересно посмотреть, что я смогу придумать. Я много работал с разными звукоснимателями и разными магнитами, потому что у нас в наличии были различные комбинации AlNiCo 2, 3, 4 и 5. Я работал с ними на протяжении многих лет, но это было время, когда я действительно сосредоточился на прослушивании различий между этими звукоснимателями.

 

Я начал думать о комбинировании магнитов в звукоснимателях. У вас есть голые и витые струны, и они реагируют на магнитное поле совершенно по-разному. Во многих звукоснимателях Fender есть тенденция к тому, что если магниты сильные, то звук будет очень ярким, в остальных случаях он будет звучать кашеобразно.

 

Я начал возиться в основном с AlNiCo 5 и 2, хотя в некоторых других случаях мы использовали и AlNiCo 3, и в итоге у нас получилась куча звукоснимателей, в которых мы комбинировали магниты. В результате получилось, что в большинстве случаев голые струны используют один магниты одного сплава, а витые - другого. Мы придумали довольно интересные вещи.

 

Работая над новым American Professional, мы, по сути, начинали с инструментов, в которых, как мы предполагали, будут структурные изменения. Мы знали, что хотим внести эти изменения в электронику. Мы могли ориентировать инструменты на конкретные задачи и целенаправленно разрабатывать звукосниматели в рамках целой системы, потому что знали, что собираемся увеличить толщину грифов и немного изменять их профиль. У нас была масса других вещей, которые мы собирались реализовать.

 

Когда мы слушали все эти звукосниматели, мы делали это на гитарах, на которых они будут использоаться. Электрогитары - это системы, и всё имеет значение: если вы знаете, что там будет реализовано в первую очередь, вы можете оптимизировать всё это для различных задач. Именно так мы и поступили.

 

Решение, с точки зрения того, какие магниты мы использовали, отличалось от инструмента к инструменту. Я работал в основном над Телекастерами и Стратокастерами. Майкл Фрэнк работал над Ягуарами и Джаззмастерами, хотя ему не нужно было искать то же решение, что и мне. Я также начал работать над басами, но в итоге работу закончил Майк Бамп. Честно говоря, им больше понравилось то, что сделал он, чем то, что сделал я, так что победил Майк, и это меня вполне устраивает. Речь идёт о создании полезных инструментов для многих покупателей - таков общий генезис. Короче говоря, я начал работать над этим в конце 2015 года и закончил к февралю или марту 2016-го.

Ты упомянул, что комбинировал различные магниты AlNiCo для получения более ровного, сбалансированного звука. Это хороший результат?

 

Да, так можно сказать. Но это не обязательно "сбалансированный звук", а "музыкально интересный и полезный звук". Решение, которое мы нашли для Telecaster, отличается от решения, которое мы использовали для Stratocaster. У Страта три разных звукоснимателя. В каждом из них не только разные комбинации магнитов, но мы подобрали намотку и прочее, чтобы добиться максимальной универсальности этих инструментов, сохранив при этом те характеристики, которые все знают и любят.

 

Магниты имеют разную силу и состоят из разных материалов. Термин AlNiCo - это аббревиатура, означающая алюминий, никель и кобальт. Магнит AlNiCo содержит эти три элемента, хотя в AlNiCo 3 нет кобальта, но вы не можете назвать его AlNi, поэтому его просто называют AlNiCo. Но все они используют материалы в разных пропорциях. В них также много железа, а в некоторых топовых сплавах есть немного меди и титана.

 

Если вы разработчик звукоснимателей или электромоторов, то всё это имеет значение, поскольку вы пытаетесь засунуть в воздушный зазор большое количество магнитного поля. Вы будете выбирать эти вещи для разных целей. Мы можем услышать разницу в магнитах. Однажды, когда я только начинал работать, я был на конференции по магнитам, и мы говорили о том, что можно услышать разницу между AlNiCo 5 и AlNiCo 2. Люди начали шарахаться, как будто мы колдуны. Но, очевидно, вы заметите разницу. Это то, что мы, как гитаристы, знаем.

 

В общем, на Страте мы нашли разные решения для каждого из звукоснимателей, в зависимости от его расположения. Нэковый звукосниматель использует AlNiCo 2 на басовых и AlNiCo 3 на верхних струнах. AlNiCo 3 обладает настоящим жирным, тёплым звуком. Он использовался на первых Broadcaster. Он "рассыпается", если вы играете яркие жёсткие вещи, но это действительно тепло звучащий магнит. Это отличный магнит для нэковых позиций, и, очевидно, он также хорошо работал на Broadcaster!

 

AlNiCo 2 немного ярче и плотнее, поэтому для нэкового звукоснимателя используются 2 и 3. Средний звукосниматель - 2 для басовых струн и 5 для верхних. AlNiCo 5 - более яркий и сильный магнит. И это звучит так, что могло бы быть нелогичным, если бы не тот факт, что на Страте важны также позиции 2 и 4, позиции "стекла". Если магниты становятся слишком "мягкими" или "слишком" "жирными" под верхними струнами, они не будут стеклить так же. На Страте вся система должна была работать во всех положениях. В итоге мы выбрали полностью AlNiCo 5 для бриджевого звукоснимателя, потому что в контексте гитары и того, как она сбалансирована, это имело наибольший смысл.

 

С другой стороны, на Телеках используются AlNiCo 5 и 2. Причём на басах стоят AlNiCo 5, а на тонких струнах - AlNiCo 2, потому что так звучало лучше. Это противоположно тому, что было на Стратах. Это должно было иметь музыкальный смысл.

Каков твой процесс создания прототипов и тестирования?

 

Когда я начинаю работу над звукоснимателем, будь то сингл или хамбакер, я в целом знаю, что произойдёт, когда я что-то делаю. Я редко бываю полностью удивлён. Мы попробовали несколько вариантов. Средний звукосниматель Страта пару раз разворачивался, чтобы получить больше стекла, но во многих случаях я не делаю девять вариантов, чтобы посмотреть, что нам больше понравится. Я могу сделать два или три, так сказать, для закрепления концепции.

 

Я делаю то, что, по моему мнению, примерно подходит. Но бывают случаи, когда я просто могу сделать что-то для отдела маркетинга - один немного горячее, другой немного чище - потому что у всех разные предпочтения. Я могу сделать то, что мне нравится по звучанию, потому что я гитарист. Иногда мы берём что-то на вооружение, но для другого проекта, о котором я сейчас не могу вам рассказать, я сделал пять разных комплектов звукоснимателей. Я начал с того, что, как мне казалось, я хотел, и к тому времени, когда мы всё закончили, я прошел через пять итераций, и это очень много для меня. Обычно я делаю это за две или три.

 

Говоря о том, что гитара - это единая система, где всё влияет на всё [слова, приписываемые Полу Риду Смиту - прим. переводчика], были ли у тебя случаи, когда ты возвращался и говорил: "Вот так звучит звукосниматель, но я думаю, что следует изменить что-то в корпусе гитары", чтобы звукосниматель воздействовал на гитару, а не наоборот?

 

В этом конкретном проекте - нет, просто потому что было много вещей, над которыми нужно было работать. Маркетинговая команда в самом начале сказала: "Хорошо, собираемся сделать следующее: Мы увеличим толщину грифа. К чему это приведёт?" И я ответил: "В принципе, нам понадобится немного компенсировать верха с помощью электроники, потому что, когда гриф становится жёстче, он меньше гнется, а верхастость - это первое, что проявляется с увеличением гибкости грифа". Так что, в принципе, мы уже знали, что получится.

 

Но, вообще говоря, если это инструмент, из уже существующей серии, то там есть множество других вещей, которые либо уже наработаны, либо очень близки к этому. Сейчас я работаю над проектом, где большая часть холста, скажем так, "ещё не раскрашена". Так что по мере того, как эта конкретная вещь мутирует, я говорю: "Хорошо, вот что у нас есть, и вот из чего сделан прототип. Что вы хотите, чтобы он умел?". И если кто-то скажет: "А можно мне больше того или больше этого?", я скажу: "Отлично. Я могу сделать такую-то электронику, но вам придётся сделать вот это". Это может означать изменение материалов или конструкции струнодержателя, например, с винтажного на двухопорный.

 

Допустим, это на офсетной гитаре. Может быть, мы вообще не будем использовать тремоло. Может быть, мы установимчто-то другое, например, стопбар, или что-то ещё. Если это на FSR или гитаре, которая никогда не существовала, то здесь гораздо больше гибкости, потому что нет ничего общего с тем, что было раньше. Нет поколений людей, которые заглядывают тебе через плечо, говоря: "Боже, зачем ты это сделал?". У вас немного больше гибкости, если инструмент с нуля, чем если он уже существовал.

Ларри Фишман, Тим Шоу и вице-президент Fender по исследованиям и разработкам Брайан Свердфейгер

 

 

Мы говорили о различных свойствах различных типов магнитов AlNiCo. Не мог бы ты описать, как обмотка на этих звукоснимателях влияет на их характеристики?

 

По сути, у нас есть несколько различных переменных. Во-первых, в большинстве случаев размер звукоснимателя является заданным фактором. Другими словами, катушка, на которую всё наматывается, имеет такой же размер, как и он сам, и вы не собираетесь изменять формфактор. Итак, у нас есть определённое пространство, в котором мы можем намотать проволоку. Есть различные калибры или толщины проволоки, которые мы можем использовать, и, очевидно, есть традиционные типы проволоки или калибры, хотя мы, конечно, можем изменить и их, если это необходимо.

 

Есть ещё одна переменная - фактическое покрытие проволоки. В компании Fender мы используем покрытие трёх различных типов. Есть так называемый полисол - это современное покрытие, которое довольно тонкое. Затем есть покрытие, называемое обычной эмалью, которое является более историческим и которое сейчас почти нигде не используется, за исключением гитарных производителей. При его производстве используется бензол, поэтому многие компании, занимающиеся проволокой, не будут его производить, и его становится очень трудно найти. Оно немного толще, чем полисол. Есть ещё один старый материал под названием формвар, который обычно ещё толще.

 

Эта проволока столь же или более тонкая, чем человеческий волос, и эти покрытия не дают ей коротить на саму себя. Таким образом, они имеют разную толщину, и это изменяет одну из электронных переменных в звукоснимателе, называемую распределённой емкостью. Звукосниматель, в котором витки расположены ближе друг к другу по мере того, как они наматываются вокруг катушки, звучит иначе, чем тот, в котором они расположены немного дальше друг от друга. И там, где они немного дальше друг от друга, скажем, если мы используем в звукоснимателе проволоку с покрытием формвар, звук будет более воздушным, чем если мы используем провод с покрытием полисол. Обычная эмаль находится где-то между этими двумя.

 

Вы можете изменить их звучание, меняя количество витков, вы можете изменить звучание, выбирая покрытие, вы можете уменьшить фактический диаметр [увеличив число витков - прим. переводчика], чтобы потенциально увеличить мощность и уменьшить высокие частоты, и в этих переменных есть множество свободы, чтобы точно настроить звучание звукоснимателя после того, как вы выяснили, какими будут магниты.

 

Это похоже на жонглирование несколькими мячами. Я всегда начинаю в таких случаях, например, при модификации звукоснимателей Страта, с того числа витков, которое мы использовали в последнее время, и меняю по одной переменной за раз. Если у нас есть некоторое число витков на звукоснимателе, но я собираюсь изменить магниты, я начну с этого, чтобы вы не пытались слушать три вещи одновременно.

Я использую научный подход, насколько это возможно, чтобы ограничить количество переменных, которые люди слышат, чтобы мы могли определить, что именно мы делаем. Когда мы определимся с общей комбинацией магнитов, мы можем сказать: "Хорошо, теперь давайте послушаем тип проволоки. Или нам нравится воздушность, но нам нужно немного больше мощности. Как мы этого добьёмся? Так что мы будем возиться с этим.

 

Справедливо ли сказать, что для каждой позиции звукоснимателя есть свое количество витков?

 

В этом смысле, да. В случае со Стратом, например, они калибруются для разных позиций, но мы не только калибруем их по позициям, но также подбираем магниты в соответствии с позициями. Страт - хороший пример этого, просто потому что здесь так много всего происходит.

А что их отличает - обмотка, магниты?

 

По сути, на бриджевом звукоснимателе немного больше витков. Бриджевый звукосниматель на Strat HH также имеет немного больше витков. Звукосниматели для Tele объяснить будет немного сложнее. Есть несколько очень тонких вещей, которые происходят с материалом, из которого сделаны магнитоводы. В катушках каждой из этих гитар не обязательно используются только винтовые и гладкие магнитоводы [у оригинальных Wide Range все магниты CuNiFe - винтовые, просто  части из них шлицы с другой стороны - прим. переводчика]. Внутри звукоснимателей применяется балансировка, чтобы найти звук, который мы хотели получить для каждой позиции. В Tele Deluxe всё очень тонко. В основном мы возимся с металлургией, а не с проволокой.

 

Нам интересно, как вы подошли к разработке того, что будет использоваться с корпусами преимущественно из ольхи, а не из красного дерева. Есть ли определённые исследования, которые проводятся сразу после начала работы, или у вас уже было представление о том, какая смесь магнитов будет хорошо сочетаться с ольхой?

 

Мы привыкли работать с ольхой, в нашем мире она встречается гораздо чаще, чем красное дерево. У меня была хорошая идея, с чего начать. На фабрике в Короне у нас есть акустическая комната размером с 20-футовый контейнер. Она не очень большая. У нас было пять одинаковых чёрных American Standard Strat, на которые мы установили эти звукосниматели, и мы втроём просто закрылись в комнате на пару часов и играли. Когда мы создавали Tele HH, у нас было три гитары для работы, и мы делали то же самое.

 

Когда вы знаете, что у вас будет звукосниматель, работающий вместе с синглами, вам не требуется большая громкость. Как я уже говорил, в итоге я располагал витки на нижней части катушки. Шоубакеры имеют магнит AlNiCo 2. У нас есть магниты из четырёх сплавов: AlNiCo 2, 3, 4 и 5. В данном конкретном случае 5 был бы слишком кранчевым. 3 был бы слишком мягким. Это как Маша и три медведя. 4 был бы немного более кранчевым, а AlNiCo 2 в самый раз.

 

Вот что получилось. Кроме того, этот звукосниматель не пропитан воском. Почти все остальное, что мы делали с хамбакерами, было залито воском. А эти - нет. Оригинальные звукосниматели Gibson никогда не обрабатывались горячим воском, в основном из-за материалов, которые в них использовались. Во-первых, это был бы дополнительный производственный этап, которого они старались избегать, если это было возможно. Во-вторых, материал, из которого изготавливались бобины, назывался бутират, который плавится при относительно низкой температуре: бобины размягчились бы в восковой ванне. Есть звук, который вы получаете, и прозрачность, и я собираюсь снова использовать слово "дыхание", которое вы получаете от невощённого звукоснимателя, который мне очень нравится и который действительно хорошо подходит этой вещи.

 

Ещё одна вещь, которую мы разработали для American Standard Strat и перенесли в American Pro - и которая сделала огромную разницу - это его двухэтажный регулятор громкости. Номинал или общее сопротивление регулятора громкости влияет на то, как звучат звукосниматели, потому что, если оно достаточно высокое, вы получаете больше верхов, а если слишком низкое, оно подавляет много верхних частот.

 

У звукоснимателей Fender обычно регулятор громкости 250K . Gibson обычно используют регулятор громкости 500K. Оригинальные Jazzmaster и Jaguar, которые были созданы для большого количества верхов, имели регуляторы громкости 1М, это миллион Ом. В конце '60-х был период, когда Телеки тоже оборудовались такими регуляторами. У всех этих инструментов куча верхов.

 

Правильно подобрать значение регулятора громкости к звукоснимателям - это ещё одна часть головоломки. На Стратах с двумя синглами и хамбакером мы используем одну часть потенциометра только для синглов, а другую - для хамбакера. В этом случае, мы получаем и то, что ожидаем от синглов, и то, что мы ожидаем от хамбакера с точки зрения их характеристик.

 

Так что это была еще одна очень тонкая вещь. Если у вас 500K потенциометры с однокатушечными звукоснимателями, они будут звучать слишком ярко, а если у вас 250K потенциометр с хамбакером, он будет звучать глухо. Все эти мелочи имеют значение, и это возвращает нас к тому, что я говорил о том, что всё это - система. Многие ребята, которые записываются, имеют очень хороший слух и могут услышать эти различия.

 

Есть ли у вас какие-то конкретные звуки или что-то, на что вы ориентируетесь при тестировании? Будь то усилитель, который вам нравится использовать, или конкретные риффы, которые вы используете, или что-то в этом роде?

 

На протяжении многих лет я использовал в качестве тестового усилителя Paul Rivera Fender Concert . Возможно, это был не самый лучший усилитель, но он хорошо работал, и я просто привык к нему. В последнее время я работаю на относительно небольшой территории и только что взял один из новых сильверфейсов Deluxe, с каналом Bassman и обычным каналом. Это замечательный усилитель. Мне нравятся чистые вещи. Я играю кантри, я играю R&B. Я играю много всего подобного. Я первый, кто слышит большинство звукоснимателей, но далеко не последний! Все наши старшие маркетологи играют гораздо лучше меня, и в компании есть группа музыкантов, которые тестируют звукосниматели в разных стилях, через разные усилители. Мы также пригласим артистов попробовать звукосниматели, не говоря им, что находится внутри, чтобы получить их отзывы.

Впервые за долгое время в серии, созданной в Короне, такое внимание было уделено офсетным бодишейпам. Не мог бы ли ты рассказать об этом?

 

Я думаю, что любители офсетов похожи на басистов в том смысле, что они менее закостенели в своих взглядах, но мы никогда не делали никаких реальных изменений с этой платформой. Например, никогда не было American Standard Jazzmaster.

 

В самом начале было решено, что коммутация '60-х и '50-х годов не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню. Многое из этого было вычеркнуто. Очевидно, что Jazzmaster очень сильно урезали, а Jag полностью переделали. Ягуары странные, потому что их мензура очень короткая. Из них бывает трудно получить какое-либо "тело". Благодаря последовательному соединению звукоснимателей у нас появилась такая возможность.

 

Майкл Фрэнк перепроектировал звукосниматели Jazzmaster и сделал катушки более высокими, что позволило проволоке располагаться ближе к магнитам. Звукосниматель Jazzmaster изначально настолько широкий, что вы не можете изменить его внешний вид, но, изменив высоту магнита, он изменил геометрию катушек. При этом они потеряли часть верхастости звучания и приобрели более интересные средние частоты.

 

На Jaguar он изменил функцию "клешни", металлической конструкции вокруг нижней части звукоснимателя как составляющей магнитного поля, поскольку в оригинале они стальные. Клешня вокруг звукоснимателя Jag, по сути, направляет большую часть магнитного поля обратно к струнам, что делает звук более громким, но и довольно ярким. Он заменил клешню на нейзильберовую, так что она по-прежнему экранирует. Это несколько смягчило звучание звукоснимателей Jaguar.

 

Итак, в основном то, что мы сделали на данный момент, - это убрали кучу вещей, которые были архаичными и действительно интересными технически, но не очень полезными для большинства ребят, которые собирались играть на этой гитаре. И я думаю, что это замечательные гитары. Я думаю, что Jazzmaster действительно идеален для чистого звука. Мы явно улучшили работу тремоло, что тоже не помешало. Я большой поклонник винтажных Джаззмастеров, но этот новый мне очень нравится.

И нам тоже! Большое спасибо, что уделили нам время, Тим.

Было очень приятно поболтать.