GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Metallica. Through The Past Darkly

 

 

Сквозь мрачное прошлое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интервью с Metallica из номера Guitar World, полностью посвящённого

группе

 

Джефф Киттс

Guitar World, Октябрь 1991

Перевод с английского

 

Предисловие переводчика: В оригинальной статье не было картинок, разве что этот коллаж  из пластинок, так что я добавил кое-что от себя.

 

Кирк Хэмметт и Джеймс Хэтфилд с энтузиазмом анализируют некоторые из самых тяжёлых композиций Metallica.

 

Дебютный альбом Metallica 1983 года, Kill 'Em All преподнёс необузданную ярость, порой граничащую с неконтролируемым безумием юношеского максимализма.

 

С тех пор их звук преодолел множество ступеней, в результате чего создано более пятидесяти уникальных композиций. И хотя это уже не те голодные пацаны, день и ночь репетирующие в холодном гараже, как описывает Кирк, а вполне обеспеченные, группа до сих пор сохраняет тот узнаваемый гортанный саунд, являющийся основой их разящей сущности. Доказательство этому можно найти на протяжении всего Чёрного Альбома, их самой свежей пятой пластинки.

За последние восемь лет Хэмметт и Джеймс Хэтфилд зарекомендовали себя как квинтэссенция металлического гитарного альянса. Ниже они поделятся своим взглядом и критикой с ретроспективной стороны на некоторые ключевые песни в истории Metallica. Так что читайте дальше, хватайте Джеймса и Кирка за руки и позвольте им проводить вас через страну, где царят их лучшие музыкальные моменты.

 

 

Seek And Destroy

Kill 'Em All (1983)

 

KIRK HAMMETT: Мы не располагали ни бюджетом ни временем, и всё на этом альбоме делалось в спешке. Когда я слушаю свои соляки сейчас, я слышу много фальшивых нот. Это недотянутые бенды, которые у меня вышли из-под контроля, потому что я очень волновался находясь в студии. Я играл на своём чёрном Flying V, оборудованным старым хамбакером '57года, который у меня уже 12 лет. Я втыкал его в модифицированный усилитель Marshall Джеймса, в основном из-за того, что у нас тогда было не так много оборудования. Также я использовал педаль дисторшн фирмы Boss.

 

JAMES HETFIELD: Идея Seek… была навеяна песней Dead Reckoning группы Diamond Head. Я работал тогда на фабрике стикеров в Лос-Анджелесе, и сочинил этот рифф, возвращаясь с работы на своём грузовичке. Это был наш первый опыт в настоящей студии. Я играл на белом Flying V, единственной гитаре, которая у меня была на тот момент. Не смотря на то, что после альбома большая часть нашего оборудования была украдена, у меня до сих пор сохранилась эта гитара. Песня базируется на рифе с педальной нотой, который звучит выше, чем обычно. Хотя большинство моих риффов в тональности E, но тот сработал в A.

The Four Horsemen

Kill 'Em All (1983)

 

HAMMETT: Перед записью этой песни мы вставили в неё медленную часть, которой не было прежде, чем я присоединился к группе, и для неё нужно было медленное мелодичное соло. Я помню, как мы вместе играли эту песню, и когда пришла моя очередь для этой роли, я сыграл что-то действительно очень мелодичное, и Ларс (Ульрих, ударные) смотрел на меня и одобрительно кивал головой. Он большой фанат гитары и одно из его самых главных влияний – Ричи Блэкмор. Для соло в этой песне я записал основное соло, а потом в одном из его частей ещё один дубль. Я никак не мог определиться, какой из них использовать. В конце концов, я прослушал оба трека одновременно, чтобы выбрать тот, что будет выделяться, но одновременное воспроизведение двух треков звучало просто великолепно, и мы решили сохранить это на альбоме. Некоторые ноты создают эффект гармонизации, и я помню как отреагировал Клифф (Бёртон, бас): "Вау! Это стильно! Звучит как Тони Айоми!"

 

HETFIELD: Эту песню принёс Дэйв (Мастейн), из репертуара одной из его предыдущих групп. После того, как он покинул нашу группу, мы хорошенько её перелопатили. Его текст был довольно глупым.

 

 

Creeping Death

Ride The Lightning (1984)

 

HAMMETT: Когда мы только начинали играть эту песню в гараже, я обратил внимание на мелодию припева вокальной партии. Я подумал, что это хорошая возможность сыграть что-то немного дикое и динамичное. Первая часть соло сразу родилась у меня в голове, и когда я играл её для ребят, Ларс всё подбадривал: "Давай, давай!" Я по-прежнему играл на своём чёрном Flying V через усилители Marshall с педалью дисторшн Boss и эквалайзером TC Electronic. Для этой песни Флемминг (Расмуссен, инженер) предложил мне записать соло даббл-треком, чтобы сделать его звучание немного жирнее. После того, как мы записали соло, нам нужно было ещё сделать небольшую заливку на четыре акцентированных такта в коде. План состоял  в том, чтобы заполнить брейк и сыграть что-нибудь поверх четырёх акцентов. Когда я учился у Джо Сатриани, я играл аккордовое упражнение, уменьшенный аккорд из четырёх нот. Я просто наложил его на эти четыре акцента и это очень хорошо сработало.

 

HETFIELD: Еще до записи альбома мы сделали в студии демо-запись с этой песней, Ride The Lightning и ещё одной. Существует демо-версия всех трёх песен с другими текстами. Когда мы записывали этот брэйкдаун Die By My Hand в середине, я сел в контрольной комнате и наблюдал как ребята, записывая групповой вокал, просто сходят с ума! Это было как настоящий боевой клич, в нёб была какая-то сила. Весь этот альбом стал для нас огромным шагом. К тому времени у меня был Gibson Explorer – я полюбил его форму больше, чем Flying V.

Fade To Black

Ride The Lightning (1984)

 

HAMMETT: Здесь по-прежнему чёрный Flying V, но в этот раз я использовал педаль вау-вау в открытом положении. Также я переключился на нэковый звукосниматель, чтобы получить этот тёплый звук. Мы записали вступительное соло даббл-треком, но я помню, что гораздо сложнее было удвоить второе соло в середине, потому что оно было медленным, и в нём было много пространства. Позже я понял, что гармонизировал его странным образом – малыми терциями, большими терциями и квинтами. В расширенном соло, в коде, я не был уверен в том, что сыграть. Мы были в Дании пять или шесть месяцев, и я очень скучал по дому. Кроме того у нас были проблемы с нашим менеджментом. Поскольку это была мрачная песня, она всех нас вгоняла в тоску. Я думал об очень депрессивных вещах, пока играл соло, и это действительно помогло. Я играл арпеджио в прогрессии G-A-B, но мы не стали писать даббл-трек для этого соло. Когда оно закончилось, я вернулся к началу, и записал гитарные партии на чистом звуке на заднем плане куплета. Джеймс играл арпеджированный аккомпанемент, а я арпеджированные аккорды из трёх нот, в итоге мы получили звучание, очень похожее на Dire Straits.

 

HETFIELD: Эта песня была для нас довольно большим шагом. По сути, это была наша первая баллада, поэтому она была сложной, и мы знали, что это может оттолкнуть слушателя. Такие группы, как Exodus и Slayer никогда не исполняют баллады, но они застряли в этом положение, чего мы совсем не хотели делать, потому что ограничивать себя в угоду своей аудитории – хрень собачья.

В этой песне я понял, насколько акустическая гитара - сложный инструмент. Вы можете услышать каждый шорох, поэтому должны быть очень аккуратны. Я написал песню в доме одного моего друга в Нью-Джерси, и я был в подавленном состоянии, потому что только что украли всё наше оборудование. К тому же нас вышвырнули из дома нашего менеджера за то, что мы сломали этот чёртов замок в его баре и вылакали всё бухло. Эта песня о самоубийстве, и у нас было очень много проблем из-за неё. Подростки убивали себя из-за этой песни. Но мы также получили сотни и сотни писем от подростков, рассказывающих что их связывает с этой песней, и как она помогла им справиться со своими проблемами.

 

 

Master Of Puppets

Master Of Puppets (1986)

 

HAMMETT: Я использовал усилитель Mesa-Boogie Mark IIC и чёрный Jackson Randy Rhoads Custom. В сбивке во вступлении остальные ребята хотели, чтобы я сыграл что-нибудь визгливое в верхнем регистре, но я придумал нечто более перкуссивное и похожее на рифф (рисунок с уменьшенной квинтой). Я получил этот очень грубый перегруженный звук, который хорошо сочетался с жёстким ритмом, исполняемым Джеймсом. Джеймс исполняет первое соло в этой песне – отличное соло. Я несколько дней работал над следующим соло, и мне было очень трудно получить то, что хотелось. Во время записи моя рука случайно сдёрнула струну с грифа, и она приземлилась на нэковый датчик, дав мне что-то вроде высокой ре. Это звучало как слайд  до супервысокой ноты, которой даже нет в пределах грифа, поэтому мы её оставили. В коде мы использовали перевёрнутую задом наперёд партию гитары. Чтобы её получить я записал несколько гитарных фишек в той же тональности, что и сама песня, и записал их на четвертьдюймовую плёнку. Затем мы перевернули ленту и отредактировали её, так как у нас было две-три минуты обратной гитары. Мы поместили этот кусок в последние строки песни.

 

HETFIELD: Я думаю, мы хотели написать ещё одну песню типа Creeping Death с открытыми аккордами, цепляющим вокалом и запоминающимся припевом. На Master Of Puppets мы начали писать более длинные и более оркестрованные песни. Наиболее сложная задача написать длинную песню, которая не ощущается слишком длинной. Рифф этой песни был довольно тяжёлым, он постоянно двигался. Эта вещь хорошо работает на концертах, публика любит поорать Master несколько раз.

Welcom Home (Sanitarium)

Master Of Puppets (1986)

 

HAMMETT: Начало первого соло – это арпеджио аккорда с девятой ступенью, в которой я в основном отражаю то, что играет Джеймс. Второе соло – это гармонизированная мелодия. Я использовал педаль вау-вау на третьем соло, которое было довольно прямолинейным. Четвёртое соло получено из гармонизированных гитар, где самый последний лик был основан на чём-то по-настоящему классном. Однажды ночью, в отеле я увидел, как Клифф играл это на гитаре, и я знал что оно подойдёт для этого места.

 

HETFIELD: Идея этой песни навеяна фильмом Пролетая Над Гнездом Кукушки. Fade To Black хорошо сработал, и мы хотели написать ещё одну медленную балладу с чистым звуком, на этот раз с припевом. У меня были проблемы с исполнением этого припева. Припев был очень высоким, и когда я начал петь его в студии, я помню как Флемминг смотрел на меня, крутя пальцем у виска: "Ты прикалываешься?" Я сказал: "Чёрт возьми, я не знаю, справлюсь ли я!". В итоге я спел его ниже, чем задумывал, но мы добавили к ней более высокую гармонию, и это довольно хорошо сработало. Рифф этой песни был снят с какой-то другой группы, которая останется анонимной. [Rainbow Warrior группы Bleak House – примечание переводчика].

 

 

Garage Days Re-Revisited (1987)

 

HAMMETT: На этой записи я впервые начал играть на гитарах ESP (чёрная с черепами и EMG). Все гитарные партии на этой сорокапятке были записаны очень быстро, я записал их за пару сессий. Все соло были моими собственными. Учитывая, что в оригинальных версиях Helpless и The Wait даже не было соло, было огромной удачей. Их не с чем было сравнивать, и это оградило меня от предвзятых идей. Мы записали этот альбом просто ради прикола, и Elektra решила издать его. Хотя он недавно стал платиновым, мы решили, что он выполнил свою роль, и с тех пор мы его не переиздавали.

 

HETFIELD: Выпуск диска с каверами, был совершенно неслыханным делом, что по нашему мнению было очень круто. Мы не стали злоупотреблять аранжировками, кроме вещи Budgie, где мы подправили вокальные партии. В некоторых вещах мы опустили гитары в D, чтобы сделать и немного тяжелее. Звук гитар действительно ужасен, но зато это первый альбом, где отчётливо слышен бас, так что Джейсон (Ньюстед, басс) был счастлив.

 

 

One

…And Justice For All (1988)

 

HAMMETT: Я использовал на этом альбоме оконечник Mesa/Boogie с преампом Soldano X88 и параметрическим эквалайзером Aphex. Мы хотели записать гитару в этой песне чистым звуком. Первое соло далось легко, но у меня были проблемы со вторым. Я просто не мог никак приспособиться. У меня было всего восемь дней, чтобы записать все соляки, потому что мы собирались в тур Monsters Of Rock. В результате я не был доволен тем, что записал, и летал на Hit Factory в Нью-Йорк, чтобы подлатать свои соло. Третье соло я сделал всего за пару часов. Я придумал тэппинговую фишку, и, отталкиваясь от неё всё пошло очень хорошо. Я думаю, что это сработало потому что я был взбешён тем, что у меня никак не получалось второе соло. Когда мне приходилось играть его живьём, мне было неловко, потому что оно записано на чистом звуке. Поэтому я стал играть его на полной громкости с дисторшн на нэковом звукоснимателе и мне это понравилось больше. Оглядываясь назад, я думаю, что возможно должен был так и сыграть на альбоме, но…

HETFIELD: Я долго возился с этой модуляцией A-G. Идея была навеяна вступлением из песни Venom под названием Buried Alive. Пулемётная часть с двойной бочкой ближе к концу не была написана под влиянием военного текста, но она вышла именно такой. Мы начали запись этого альбома с Майком Клинком в качестве продюсера, но он не очень хорошо справлялся, поэтому мы попросили Флемминга спасти наши задницы.

…And Justice For All

…And Justice For All (1988)

 

HAMMETT: Я работал над соло, но оно не получалось, так что я подключил педаль вау-вау, что я всегда делаю, когда всё остальное не работает. Как только я её включил, сразу всё получилось. Многие насмехаются надо мной, утверждая, что я прячусь за квакушкой, но она прибавляет агрессии. Она просто подстраивает звук под настроение и эмоции, которые вы пытаетесь передать. Это чисто эстетическая вещь, а не костыль или тому подобное. Рифф, где я использую легато с открытыми струнами позаимствован у Гэри Мура, лики которого я изучал. Я подумал, что это прозвучит очень хорошо в сочетании с тяжёлой аккордовой прогрессией в E.

 

HETFIELD: Эта песня довольно длинная, как и все песни на этом альбоме. Мы хотели написать более короткий материал, но этого не произошло. Мы напичкали песни рифами. Риф этой вещи очень перкуссивный, он шагает в одной связке с барабанами. Вокал в этой песне намного ниже, чем обычно.

 

 

Don't Tread On Me

Metallica (1991)

 

HAMMETT: На этом альбоме я использовал Bradshow потому что у него очень прозрачная середина, а низы звучат действительно перкуссивно. Дисторшн также звучит красиво и грязно. Для верхних частот мы использовали пару маршалов. Мы соединили преамп Bradshow с оконечником VHT , подключили всё это к кабинетам Marshall с тридцативаттными динамиками и смикшировали всё это с помощью студийных микрофонов. Мой звук стал жирнее и громче, чем раньше, и я думаю, что он лучше, чем когда-либо. Для большинства соло на этом альбоме я использовал третью гитару ESP. Я также использовал мой чёрный Gibson Les Paul Custom 1989 года. Для чистого звука использовался белый страт '61 года и Fender Blackface Deluxe. Я также использовал Gibson ES-205 '53 года [? Наверно всё же имеется в виду ES-295 – прим. переводчика] и ESP Les Paul Jr. Со звукоснимателями EMG.

На Don't Tread On Me я играл на чёрном '89 Les Paul Custom с педалью вау-вау. В какой-то момент мне пришлось сыграть все эти восходящие вставки, а изначально их вообще не было, так что я стал играть гармонические, а не сольные вставки, и это действительно сработало очень хорошо.

 

HETFIELD: многие вещи на этом альбоме более простые и концентрированные. Они рассказывают ту же историю, что и наша остальная хрень, но не занимают так много времени. Здесь нет сотни риффов, за которые можно зацепиться, всего два или три набора действительно хороших риффов в каждой песне. Я использовал свои ESP и тонны других гитар: двенадцатиструнку, Telecaster, Gretsch White Falcon, ситар и другие вещи. Я даже использовал гитару с B-bender, который подтягивает струну B на целый тон. Он часто используется в кантри-музыке. Но Don't Tread… - это просто реально тяжёлая гитара и ничего более.

The God That Failed

Metallica (1991)

 

HAMMETT: У меня были заготовки, но они не подходили, потому что они были слишком блюзовыми для песни, которая выделяется очень тяжёлыми риффам и аккордовой последовательностью. Так что мы с продюсером Бобом Роком придумали мелодию, к которой я предложил добавить часть гармонии. Но боб сказал, что и так будет красиво, Так что мы сыграли мелодию на октаву выше, и это прозвучало великолепно. Мы практически составили план-макет всего соло, выбирая лучшие части из 15 соляков, которые я сочинил. Это моё самое любимое соло на альбоме.

Ещё одна вещь на этом альбоме, чего я ранее не делал – заполнение пауз. Когда Джеймс останавливается, исполняя вокальную партию, я добавляю то, что Боб называет "жало". Мои соло на этом альбоме немного необычны. Хотя большинство гитаристов начинают соло с первой доли или из затакта, я вступаю на третью долю, как в Enter Sandman и Don't Tread On Me.

 

HETFIELD: Это очень хорошая песня. Медленная, тяжёлая и мрачная. На этом альбоме много риффов на одной ноте и больше херни на открытых аккордах. Множество ритм-партий, которые я сочинял ранее, были слишком сложными. Отклонения на полтона и прочая чудовищная хрень, из-за которой Кирку было трудно солировать. Таким образом, мы упростили некоторые вещи. Все гармонические линии на этом альбоме включены в ритм-партии. Я играю ритм всю дорогу, и включаю в него гармонические линии. Мы обнаружили, что дублирование гитары шесть раз не делает её тяжёлой.

 

Вернуться к началу и оглавлению