Van Halen зажигают!
Van Halen, возможно, не были бы той группой, если бы не Тед Темплман, продюсер, который открыл их и подписал с ними контракт, а затем выпустил их величайшие альбомы. Он рассказывает Guitar Player, как всё началось с дружеской подсказки: "Тед, эти ребята – зажигают!"
Кен Шарп
Guitar Player, октябрь 2023
перевод с английского
С тех пор как Тед Темплман стал участником группы Harpers Bizarre в шестидесятые, до того как он стал продюсером Van Halen, Doobie Brothers, Aerosmith, Cheap Trick и Montrose, он всегда предпочитал, чтобы музыка говорила сама за себя.
Но за всё время его деятельности ни один артист не произвёл такого впечатления, как Van Halen. Помимо подписания контракта с Warner Bros. Records, Темплман помогал им в создании дебютного одноимённого альбома 1978 года и продолжал работать с группой на протяжении всего ее наиболее успешного периода. В данном интервью Темплман рассказывает о том, как он впервые услышал Van Halen и что происходило во время подготовки и создания их новаторской дебютной пластинки, альбома, который представил миру Эдди Ван Халена и изменил как игру на гитаре, так и хард-рок.
Расскажите нам о том, как вас пригласили на концерт Van Halen в Starwood. Каково было Ваше первое впечатление о группе?
Мне рассказал о них Маршалл Берл. Я давно знал Маршалла. Он племянник комика Милтона Берла, и он вроде как руководил ими. Он сказал: "Тед, эти ребята зажигают. Почему бы тебе просто не пойти туда и не посмотреть на них?". И я пошёл туда и поднялся наверх, чтобы они меня не увидели. Я смотрел, как играет Эд, и думал: "Чёрт!" Я никогда не видел ничего подобного".
Я ушёл - они даже не знали, что я там был - и позвонил [председателю совета директоров и руководителю Warner Bros.] Мо Остину и сказал: "Завтра вечером ты должен пойти со мной и посмотреть на них. Мы должны подписать этих ребят". И я взял его с собой на следующий вечер. Мы зашли в гримёрку и сказали: "Вы заключили сделку". А от них отказались другие лейблы! Им отказали в A&M. Их взял под свою опеку Джин Симмонс, но они не могли получить контракт. Я сказал им, что мы должны сделать демо. Мы взяли и за один день записали все их песни, я и [инженер] Донн Лэнди. И с тех пор мы просто продолжали работать. Бац!
Трудно ли было убедить руководство Warner Brothers в том, что это достойная группа для подписания контракта, или они доверились вашей интуиции?
Ну, я был вице-президентом компании. Я не хочу показаться высокомерным, но я мог бы подписать их на месте, без всякого привлечения руководства. Но мне нужен был энтузиазм, и я подумал, что возьму с собой председателя совета директоров, и если он подпишет их, то скажет: "Эй, я подписал этих ребят", как он сделал это с Kinks или кем-то ещё. Так что в этом тоже было немного политики.
Но группа! Во-первых, ни один гитарист никогда так не играл. Боже, я не мог в это поверить. А ещё тексты Дэйва были настолько креативными. У него было чувство юмора, а я никогда не слышал такой уникальной ситуации, когда у вас есть хэви-метал группа с чувством юмора. Вспомните такую песню, как "Ain't Talking 'Bout Love": "Я не говорю о любви / Моя любовь прогнила насквозь". [смеётся] Знаете, кто еще скажет: "Ты знаешь, что ты выглядишь так себе и ты опять на панели"?
Вы сказали, что "Ain't Talking 'Bout Love" - ваша любимая композиция, над которой вы работали как продюсер. Почему?
Во-первых, гитара Эда - этот рифф просто невероятен? И у Донна на ней великолепный звук. Он мгновенно настроился на нужный лад. А текст действительно великолепен, и Дэйв его блестяще исполняет. И в ней очень интересное соло. Почему-то из всего, что я когда-либо записывал, я до сих пор люблю слушать именно её. И во многом это из-за вступления. Гитара Эда просто великолепна.
Разве Эдди не удвоил своё гитарное соло с помощью электроситара?
Да, он удвоил соло, но не более того. На самом деле это была идея Дона, я так думаю. Мы так тесно работали вместе.
Перенесите нас на сессии дебютного альбома Van Halen, записанные в студии Sunset Sound. Каков был процесс работы в студии с группой?
Прежде всего, мы репетировали в подвале дома Дэйва в Пасадене. Я очень хорошо ладил с ребятами, а братья [Эд и Алекс] часто приходили ко мне домой, чтобы пообщаться. Кроме того, нам помогло то, что мы с Донном так долго работали вместе, и Донн прекрасно разбирался в гитарном звуке и у него было отличное взаимопонимание с Эдом, что было просто замечательно. Он мог посмотреть на Эда и понять, чего хочет Эд. Такое нечасто встретишь.
Я думаю, что Beatles очень повезло, потому что их инженер Джефф Эмерик был человеком, у которого было взаимопонимание с ними. Он знал, чего хочет Маккартни в плане звучания своего баса. Если у меня есть такой инженер, как Донн Лэнди, это позволяет мне свободно думать о тексте и обо всём остальном. Донн мог практически читать мысли Эда.
Для этого альбома вы записывали группу в студии живьём?
Дэйв пел с группой, а потом мы брали и накладывали его вокал. Так что группа и он играли все вместе, тогда как во многих случаях люди записывали треки, а потом вокалист накладывал вокал. Дэйв находился в изоляционной кабине, где я мог видеть его и он мог видеть меня, и вся группа находилась в студии. У всех был зрительный контакт. Я позаботился о том, чтобы Эл и Эд могли видеть Дэйва в изоляционной кабине, чтобы у них был зрительный контакт, как они привыкли.
Так что, по сути, все они играли вместе живьём. Затем я взял некоторые из вокальных дублей Дэйва, и смикшировал их потому что он пел вместе с группой. В общем, это было похоже на живое выступление, особенно на первом альбоме.
И они достаточно быстро записывали финальные дубли?
О боже! Вы прикалываетесь? Я думаю, мы записали этот альбом меньше чем за две недели. Мы пришли туда и бац, бац, бац, бац, бац, бац!
Они играли эти песни живьём, и знаете, я прозрел. Альбом был готов, и я пошел туда, где они играли вживую в Pasadena Civic Auditorium, и они играли "Ain't Talking 'Bout Love". Пластинка ещё даже не вышла, а все присутствующие - там было, наверное, около 2000 человек - подпевали словам песни, приговаривая "Хей, хей, хей, хей!". Это было похоже на выступление Beatles в Cavern. Эти ребята были звёздами в Пасадене. Я сразу понял: "О Боже, здесь что-то происходит".
"Eruption" считается одним из величайших гитарных соло всех времён. Расскажите мне о его происхождении.
Я находился в маленькой комнатке, откуда совершал телефонные звонки, по соседству со звукозаписывающим помещением, вошёл туда, а Эд сидел и играл эту вещь. Я спросил "Что это?", а он ответил: "Это просто то, чем я разогреваюсь перед каждым концертом". И я сказал: "Донн, мотай пленку!", а он ответил: "Уже мотаю". Он тоже услышал это и уже нажал "запись". Так что всё пошло - бац - и мы получили его, вот так. Я никогда не слышал ничего подобного. Я никогда не слышал такого тэппинга. Я никогда не слышал ничего настолько блестящего, и Эд сказал: "Нет, это ерунда". Он даже не подозревал. Помимо того, что Эд гений, он еще и один из самых добродушных людей на планете. Такой славный малый. Он даже не собирался мне его показывать.
Вы так высоко оцениваете Эдди как гитариста и сравниваете его с такими великими джазовыми исполнителями, как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Что же такого в Эдди, что вызывает такие сравнения?
Я скажу Вам, что именно. Думаю, что впервые я использовал сравнение с Артом Тэйтумом, потому что если вы послушаете его, то это гениальная игра; и Чарли Паркер, возможно, самый горячий джазмен всех времён. Когда речь идёт о скорости, точности и музыкальной способности попадать в нужные ноты, я думаю, что для меня это Арт Тэйтум, Чарли Паркер и этот парень, Эд. Мне всё равно, что говорят другие. Я имею в виду, что Аллан Холдсворт мог играть очень быстро, но он не мог играть эти ноты, потому что Эд играет мелодично, но играет блестящие вещи быстро. Так что для меня это лучшие музыканты, которых я слышал, а я джазмен; я играл на трубе, на ударных. Послушайте Арта Тэйтума или любую запись Чарли Паркера, и вы услышите, что эти два парня играют безумно, быстро и безумно здорово. А Эд был как бы третьим парнем, и именно поэтому я сделал эти сравнения.
Эдди не получает должной похвалы как блестящий ритм-гитарист. Вы согласны?
Тем более, что это не просто "ритм-гитарист". Без этих риффов не на что сочинять мелодии. Вот он и придумал [напевает рифф из "Ain't Talking 'Bout Love"]. Если бы он не сочинил этот рифф, Дэйв не смог бы сочинить "Ain't Talking 'Bout Love". Можно продолжать и продолжать. Риффы Эда были песней, а Дэйв слышал рифф и придумывал к нему мелодию.
Так что, я имею в виду, он был не просто соло-гитаристом; он был автором песен вместе с Дэйвом. И нельзя преуменьшать поэтические способности Дэйва, потому что без этого у Van Halen не было бы чувства юмора".
В начале карьеры группы Вы считали Дэвида Ли Рота самым слабым звеном в плане его вокальных способностей. Что вы сделали, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал как певца?
Знаете что? Этому уделяется слишком много внимания. Это был один день. Мы пришли туда, чтобы записать демо, и там были определённые ноты, в которые ему было трудно попасть. Они были вне его диапазона, но мелодия была великолепна, и я немного нервничал, вот и все. Но у Дэйва были такие замечательные поэтические способности и всё остальное. Я просто держался. Помню, я сказал это только однажды, но после этого я просто стал больше с ним общаться.
Дэйв - очень, очень хороший певец, блестящий текстовик и блестящий автор мелодий. Поэтому просто потому, что он не мог попасть в определённые ноты, любой продюсер испугался бы. И люди, которые рассматривали Van Halen раньше - например, A&M Records, Джин Симмонс - вокал Дэйва отпугнул их. Это был бы не Van Halen, если бы был кто-то, кто пел бы идеально правильно. Это всё полная хуйня. И именно это делает их Van Halen.
Вы сказали, что ваше любимое гитарное соло Эдди - в песне "You're No Good". Почему?
Потому что оно подчёркивает текст песни. Оно жуткое - почти как месть. Оно грустное и злобное, подчеркиваёт текст и доносит суть. Конечно, это не самое лучшее соло с технической точки зрения, и только Эд знает, какие у него лучшие соло, но оно работает так хорошо, потому что доносит смысл песни до слушателя. И он там один, за его спиной нет ритм-гитары. В ней есть определённая грусть и месть, и я знаю, что это звучит странно, но послушайте оригинальную версию Бетти Эверетт. Вы думаете: "Чёрт возьми! Какой-то ублюдок просто разрушил чью-то жизнь.
Я сказал этим ребятам: "Не знаю, знаете ли вы оригинальную песню Бетти Эверетт, но там есть такой текст: "Я разбила сердце, которое было нежным и верным, / Я бросила парня ради такого, как ты"". И тогда я сказал Эду: "Когда начинается припев, сделай свою игру на гитаре как в фильме "Психо", как будто ты кого-то режешь". Я сказал Дэйву: "Кричи, как в "Психо", как будто ты кого-то режешь". Я хотел, чтобы это было похоже на "Давайте убьём этого уёбка, который "нехороший"! [смеётся].
Кстати, о Kinks: Van Halen исполнили песню "Where Have All The Good Times Gone?" на пластинке Diver Down, где были представлены оригинальные вещи и кавер-версии песен Роя Орбисона и Martha and the Vandellas. Как возник этот альбом?
Мы попали в ловушку на этой пластинке, потому что Дэйв хотел снять клип, так как в то время был популярен канал MTV. Поэтому мы записали песню "Pretty Woman", а затем сняли на неё видео. Оно имело огромный успех на MTV, и тогда Warner Bros. сказали нам: "Послушайте, выпустите альбом!". И вот менеджеры и моя звукозаписывающая компания говорят: "Возьмите и сделайте эту пластинку!". Но у нас не было готовых песен. Поэтому мы сделали "Happy Trails" и "Dancing in the Street" - это была моя идея. У Эда была мелодия на клавишных, которая мне понравилась, и я сказал, что у нас нет мелодии для этой песни. И я предложил: "Давай используем её для "Dancing in the Street"". Эд долгое время злился на меня, потому что не хотел делать "Dancing in the Street" - ему нужна была его песня.
У меня есть несколько дублей, где группа исполняет "Happy Trails", и это охуенно прикольно, потому что они начинают её петь, а Эд говорит: "Ну-ка, Тед, не смеши нас!". А я говорю: "Ничего не могу с собой поделать, ребята, это ужасно". [смеётся] Потом они поют ещё, и Эд спрашивает: "А где Тед?". Я не хотел, чтобы они видели, как я смеюсь, поэтому я сполз на пол, чтобы они меня не видели. [смеётся].
Так что в процессе создания этой пластинки было много интересного. Некоторые участники группы вспоминают об этом не так, но, честно говоря, с этими ребятами было очень весело. Со всеми ними.
Когда Эдди и Дэйв сотрудничали в написании песен, была отличная творческая динамика, но были и трения. Как это происходило?
На первом и втором альбомах никаких трений не было, потому что мы сводили их в Пасадене. У Эда был рифф, у Дэйва - мелодия и текст, и мы отталкивались от этого. Так что они сочиняли, а репетировали вчетвером. Мы работали над песнями в подвале дома Дэйва в Пасадене, так что все расслаблялись. Эд придумывал рифф, а Дэйв был быстр на язык и придумывал мгновенные вещи, двойные намёки и маленькие забавные штучки.
Песня "Dance The Night Away" стала поворотом и высшей точкой в поп-музыке. Сколько групп в мире могут выйти на сцену, сыграть "Ain't Talking 'Bout Love" и "Mean Streets", а затем переключиться и исполнить "Dance the Night Away"? Как я уже сказал, это всё равно что перейти от Kinks к Beach Boys.
Неожиданный ход
"Это отстой. Это ужасно". Тед Темплман вспоминает свои первые впечатления от "Jump".
"Я так ошибался в этой песне", - говорит продюсер Тед Темплман в интервью GP. Эд сыграл мне рифф, и я сказал: "Ну... не знаю. Это так попсово". Он ответил: "Но мне нравится, и я долго над этим работал". И я сказал: "Ладно, Дэйв, напиши текст! И он сел на заднее сиденье своего красного кабриолета Mercury и сочинил "Jump". И он спросил: "Что ты об этом думаешь?", и я ответил: "Это отстой. Это ужасно. Звучит так, будто кто-то собирается выпрыгнуть из окна, потому что у него столько проблем". А Дэйв сказал: "Нет, "почему бы тебе не прыгнуть" означает, что кто-то должен рискнуть! И я согласился. "Он просто сочинил это мгновенно. Он сочинил эту вещь так быстро, что это просто смешно. Но я не услышал её поначалу. Кроме того, когда Эд сыграл мне этот рифф, я подумал: "О, Боже, это не Van Halen, это стадионная музыка". [смеётся] Я хотел, чтобы они оставались дерзкими всю дорогу. Но Эд оказался прозорливым.
"Однажды поздно вечером - у меня до сих пор сохранилась эта запись - сработал автоответчик, и это был Эд. Он говорил: "Тед, мы должны кое-что сыграть для тебя". Было около трёх часов ночи. Он сказал: "Тед, я приеду за тобой", приехал на своем Porsche и забрал меня в Сенчури-Сити. Он спросил: "Что ты думаешь?". Я подумал, что это здорово, но я просто не хотел, чтобы они пошли этим путём. Но я ошибался.
Они выпустили пластинку номер один".
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.