GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Susumu Tamura

 

 

 

 

Специальное интервью

изданию Cult of Pedals

 

 

Ючиро Хосокава, август 2018

Перевод с японского

 

 

 

От переводчика: Читайте эксклюзивное интервью с бывшим инженером компании Nisshin Onpa, создателем большинства культовых эффектов Maxon и Ibanez.

 

Господин Тамура-сан, извините, сколько вам сейчас лет?

 

Я родился 29 апреля 1953 года, так что мне 65 лет.

 

Не могли бы вы поделиться с нами своей биографией, начиная с юношеских лет и до настоящего времени?

 

Я родился и вырос в Мацумото (префектура Нагано). Я окончил технический ВУЗ, и в то время я совмещал две подработки, одна из которой была на телефонную компанию. Электроникой я интересовался ещё со школы, поэтому я понимал, как работать с электронными схемами и передачей связи. А другая работа – рыбный ресторан. Я наелся там угря на весь остаток жизни (смеётся).

 

Забавно. Какие предметы вы изучали в ВУЗе?

 

Радиоэлектронику. Мы проектировали пяти- и шестиламповые радиоприёмники. Я уже был радиолюбителем, потому хорошо разбирался в электронике. Приёмник, который я собрал, кажется ещё лет 20 выставлялся как образец, после того как я закончил вуз. После выпуска я работал телефонным мастером, Я ездил по стройкам всей Японии, прокладывать телефонные линии.

 

То есть вы всё-таки выбрали работу по специальности, а не рыбный ресторан [В интервью не уточняется, кем именно он там работал, сказано только что это ресторан где готовят Унаги – прим. переводчика]?

 

Это случилось само собой. Но когда мне надоело, что из-за этой работы я редко бываю дома, я дал объявление о поиске работы. Один из местных OEM производителей Мацумото, продававший свои продукты под маркой Maxon на местном рынке и за рубеж через дистрибьюторскую сеть Hoshino Gakki под их маркой Ibanez, узнав, что неподалёку живёт парень, хорошо разбирающийся в электронике, прислал мне приглашение. Ко мне обратился их генеральный директор с предложением: "Не хотите ли присоединиться к Nisshin Onpa?"

 

И что было дальше?

 

Мне было около 21 года. Я знал, что бизнес Nisshin Onpa был связан с гитарами, так как я жил неподалёку от них. Кроме того, моим одноклассником в начальной школе был сын тогдашнего руководителя Fujigen, мистера Йокочи [Ющиро Йокочи – один из основателей и президент Fujigen, уступивший в 1986 году своё кресло Йощимочи Камиджо, отцу нынешнего президента компании, в связи с уходом на пенсию – прим. переводчика], и он играл на электрогитаре. Так что, когда я уволился из телефонной компании и связался с Nisshin Onpa, мне сказали что-то типа: "Приходите в понедельник" (смеётся).

 

Когда примерно это было?

 

Это было в ноябре 1974м.

 

Компания Nisshin Onpa была основана в 1966м, не так ли? Что они производили на тот момент?

 

Они производили гитарные звукосниматели, эффекты фузз и вау.

Что было вашей первой работой?

 

Вы помните бустеры MB-10, 20 и 30, которые втыкались непосредственно в гитару? Первым моим заданием было перепроектирование печатной платы. Изготовление плат было моим хобби, поэтому мне доверили это задание, как только я пришёл к ним работать.

А какой была ваша первая примочка?

 

Это был эффект под названием Phase Tone PT-999. Я твёрдо следовал по стопам MXR Phase 90 (смеётся).

 

В каком году это было?

 

Я думаю, это было в 1975м. Я думаю, это был заказ Hoshino Gakki. Они прислали американский Phase 90, со словами: "Такие эффекты становятся бешено популярны". Оригинальный Phase 90 был на 741х операционниках, которые в то время были очень дорогими, но я заменил их двойными операционниками 1458, вдвое снизить стоимость и сделать его более доступным.

 

Однако возникала ещё одна проблема – полевые транзисторы. Нам пришлось перебрать огромную кучу полевиков, чтобы они не искажали при смене фазы. Даже детали одной и той же модели имели огромный разброс параметров. Поэтому добавили несколько подстроечников, чтобы можно было провести тонкую регулировку после сборки. Это очень хорошо увеличило продажи (смеётся).

 

Я знаю (смеётся)

 

Вообще-то, MXR пришёл в Японию годом или двумя позже, поэтому в то время говорили, что Maxon выпустил копию MXR. Более того, "копия" стоила дороже.

 

В то время Nisshin Onpa, как компания, становился всё крупнее и крупнее?

 

Верно. Я разработал много звукоснимателей, но они всё ещё рассматривались как разновидности одного и того же, поэтому я хотел разрабатывать электронику.

Сколько сотрудников работало в компании, когда вышел PT-999?

 

Большинство было занято в производстве звукоснимателей, но я думаю, их было около 30 человек. Мы делали звукосниматели на одной производственной линии, а эффекты на другой. Эффекты продавались довольно хорошо. В то время на японском рынке крутились только мистер Хащи (Boss) [Икутаро Какехащи, основатель Ace Tone, Roland и Boss – прим переводчика], Guyatone и Maxon. Раньше не было производителей (смеётся).

 

Мистер Тамура, были ли другие инженеры, разрабатывавшие эффекты?

 

Когда я только пришёл, никого больше не было, но после того, как мы начали заниматься примочками, и продажи неуклонно росли, появился парень, который пришёл из Trio (подразделение HiFi-оборудования Kenwood). Он отвечал за некоторые модели.

 

Какие конкретно?

 

У нас был фэйзер под названием, по-моему, PT-707, или что-то в этом роде.

 

Понятно. С другой стороны, все ли примочки разработаны вами, Тамура-сан?

 

Когда я только начинал, я всё делал сам, и больше половины разработок '70х и до самого начала '80х – это всё мои разработки. Без помощи компьютеров я вручную рисовал схемы и делал прототипы, а если что-то шло не так, я помечал это красным маркером на схеме и исправлял ошибки. В то время это было весело, потому что это была эпоха, когда мы производили и продавали что-то новое.

 

В частности, всю эту серию в компактных корпусах, начиная с PT-999, разработали лично вы?

 

Верно.

 

А как насчёт такой серии, как Flying Pan?

 

Я не участвовал в разработке Flying Pan. Jetlyzer из той же серии – моя работа. После девятой серии я не занимался разработкой аналоговых приборов, а работал над рэковыми цифровыми эффектами и серией 01. Полностью, начиная с разработки заказных чипов. Я также спроектировал оригинальную девяти-вольтовую батарейку Maxon, что было забавно.

 

Даже батарейки!?

 

Ну, только внешний дизайн.

 

Кстати, цветовую гамму примочек выбирали вы сами?

 

Да, цвет определял я. Например PT-999, как и MXR Phase90 – оранжевый. Но дальше всё зависело от меня. Легко ошибиться, если цвета слишком близки друг к другу. Поэтому мы решили использовать жёлтый для флэнжера, розовый для дилея, и т.д. То же самое с номерами моделей.

 

Перегрузы – зелёные, верно?

 

Точно. Первая примочка D&S, которая злее – тёмно-зелёная, D&S II, которая искажает немного меньше – светло-зелёная, а SD-9 (Sonic Distortion) – ещё светлее.

Тогда, пожалуйста, расскажите нам о OD-808, который, высоко ценится как отличная машина. Что вас побудило выпустить OD-808?

 

Среди эффектов искажений сперва хорошо продавались фузз и дисторшн. Но музыка в то время менялась в сторону меньших искажений. Я думаю, что был спрос на овердрайв, который звучит как естественный перегруз лампового усилителя. Поэтому мне нужна была примочка перегруза, которая искажала бы не слишком сильно, поэтому я её и создал.

 

Что касается овердрайвов, которые я разработал, то самым первым был OD-880. У него ограничитель включен по пассивной схеме, между двумя ОУ. Первый интегратор преобразовывает синусоиду в треугольную волну, а второй треугольную волну обратно в синусоиду. В результате ограничения треугольной волны, после преобразования её в синусоиду получается мягкий дисторшн.  Такова была идея.

 

То есть целью было предотвратить сильное искажение?

 

Нет, цель была воссоздать характер ламповых искажений, причём не преампа, а пентодов оконечника. Полупроводниковый дисторшн зажат так плотно, что слишком зудят. Я хотел более мягкий дисторшн.

 

Когда это было?

 

Это было году в 1976-'77. OD-880 всё ещё достаточно хорошо продавался, даже после того, как появился OD-808. Многие наверно спросят, имеет ли она что общего с OD-1 (выпущенная ранее педаль Boss), но на самом деле, идея OD-808 взята из учебника по применению операционных усилителей. Это схемы аналоговых умножителя и делителя напряжения, увиденных на картинках, сопровождающих книгу. Эту книгу можно назвать "Главный источник подсказок как использовать диоды в цепях отрицательной обратной связи OD-808". Я думаю те, кто указывает сходство звучания с OD-1, но удосужились сравнить их схемы.

 

Я не предполагал, что вы использовали схему умножителя. К какому звучанию вы стремились?

 

Честно говоря, в то время я этого не понимал, когда я задумываюсь об этом сейчас, мне кажется, что я хотел сделать что-то, что раскачает лампы усилителя, что-то вроде бустера. Когда низы выходят из-под контроля, они начинают рычать. А когда выходят из-под контроля верха, Marshall грозится порвать мои барабанные перепонки. И поэтому я  выделил  среднечастотный диапазон.

 

Значит, вы хотели создать АЧХ в форме камабоко [японское блюдо из рыбного фарша в виде нарезанной полу-колбаски – прим переводчика]. Наверно пришлось много повозиться, чтобы добиться такого тона и характеристики?

 

Нет, не думаю, что мы возились слишком долго. Но до того как выпустить его на рынок, мы протестировали его у многих известных гитаристов в Японии. И когда мы начали поставлять его в США, я был уверен, что с ним всё в порядке.

Значит у вас было виденье того, к чему вы стремились, ещё до того как вы создали прототип и вы были правы?

 

Открытая шестая струна – 81Гц, а самая высокая нота первой струны – 1048Гц или что-то вроде того. Я знал, какой диапазон будет фундаментальным, так что, по сути, я сделал пик в середине, и вот что вышло. Я обрезал частоты, которые считал лишними. Вообще-то я даже не знал аккордов, так что мне пришлось изучить обертона и теорию музыки.

 

Точно! Сколько лет вы разрабатывали OD-808?

 

Я думаю, это было в 1978 году. Я помню, что OD-808 был анонсирован на Musical Instrument Fair [японская выставка производителей музыкальных инструментов и оборудования – прим. переводчика] в ноябре 1978.

 

Я слышал, что на выставке NAMM 1979 года, был анонсирован Ibanez TS-808. Каковы были отношения между Ibanez и Nisshin Onpa?"

 

Ещё до того, как я пришёл в компанию, было решено, что местным оптовиком будет Kanda Shokai, а зарубежным – Hoshino Gakki (Ibanez), так что я об этом не задумывался. Кстати, в то время было принято называть дисторшн и фузз сустейнером. На самом деле, у Ibanez был не слишком хорошие обозначения примочек: Overdrive OD-850 (на самом деле фузз) и Overdrive II OD-855 (на самом деле дисторшн), и когда я разработал Overdrive III, это вызвало конфуз (смеётся), и мне пришлось придумать новое название.

 

Как-то в те годы я был в Нью-Йорке, и возил с собой прототип. Сэмми, один из сыновей президента SamAsh спросил меня: "Ты знаешь, что значит Crybaby?" Я ответил: "Конечно, знаю". И тогда он сыграл что-то и воскликнул: "Это же Трубный Крикун!" Я уже не помню, что это был за прототип, OD-808 или GA-10 (Micro Teacher, портативный карманный комбик), но я озвучил это выражение (Tube Screamer) ребятам из Ibanez, и им оно так понравилось, что они решили дать это имя примочке.

 

Так вот как это случилось.

 

Кроме того, оригинальный корпус Maxon был очень похож на MXR, поэтому Ibanez предложили использовать наклонный корпус, чтобы продавать его в США, что мы и сделали. То же самое ранее случилось с Phase Tone.

 

Был ли OD-808 хорошо принят на момент его выпуска?

 

Нет, я думаю, что серия D&S продавалась лучше. Я не изучал досконально этот вопрос, но, по-моему, это был D&S II. А потом появился SD-9, который был приемником. Честно говоря, OD-808 и OD-9 стали популярными в 90х, после смерти SRV.

 

При смене модели OD-808 на OD-9 изменились только 2 компонента схемы. Это вызвало множество кривотолков  по всему миру. Что вас побудило сделать эти изменения?

 

Я использую в выходном буфере транзисторную схему, называемую эмиттерным повторителем. Но в OD-808 сопротивление эмиттерного резистора 10КОм, что для большинства задач слишком низкое, поэтому я заменил его на 10КОм, что в 10 раз выше. Более того, другой резистор 100Ом, служащий для защиты от статического электричества, заменён на более эффективный 470Ом.

 

Так ли необходимо было придерживаться мер, предотвращающих статическое электричество?

 

Мацумото расположен далеко от побережья, так что климат там достаточно сухой. Тем не менее, воздух в Соединённых Штатах ещё суше, и более вероятно возникновение статики. В отличие от сегодняшнего дня, в то время не так часто стелили на пол антистатические ковры. Иногда статическое электричество пробивало примочки, поставляемые в Соединённые Штаты. При таком электростатическом пробое выгорают либо входной или выходной каскад, либо источник питания. Но если источник питания достаточно мощный, горит входной или выходной каскад, и пришлось позаботиться о том, чтобы предотвратить такие случаи.

 

Но учтите, когда вы вносите изменения в любую цепь, вы меняете и характеристики. Как вы думаете, изменится ли звук в зависимости от разницы в величине сопротивлений?

 

У меня есть личный опыт замены OD на OD-808, и я не думаю что изменения звучания существенны. Но если их сравнивать с винтажными OD-808 и OD-9, то разница ощутима. [Несмотря на изменение номиналов пары деталей, в производстве винтажных и современных OD-808 и TS-9 используется одинаковая схема и те же компоненты, однако элементная база всё же отличается. Взгляните сами на винтажный Ibanez TS-808 и его переиздание к 35-летнему юбилею, хотя бы на конденсаторы – прим переводчика].

Ну, это не оказывает большого влияния. Тем не менее, если входное сопротивление усилителя слишком низкое, у OD-808 может снизиться гейн. Но знаете, у меня действительно были проблемы с девятой серией. Под педалью выключателя есть пружина, и спроектировать эту пружину было очень сложно. Даже если бы мы рассчитали шаг и количество витков для пружины,  все работало не совсем так, как мы рассчитывали. То же самое относится и к крышке батарейного отсека. Было сложно подобрать эластичность защёлки. Мочи есть мочи, не так ли? [Мочи – японский десерт, сложность приготовления которого заключается в том, чтобы взбить рисовое тесто так, чтобы оно получилось не слишком пресным и не слишком приторным – прим. переводчика]. Конструкция корпуса хороша, но механические части сложны в изготовлении.

 

Мистер Тамура разработал не только схему, но и корпус, крышку батарейного отсека и даже пружину.