GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Susumu Tamura

 

 

 

 

 

 

Кевин Болембах

Premier Guitar, ноябрь 2013

Перевод с английского

 

 

 

 

 

В попытке замедлить растущий процент пенсионеров среди населения, Япония в апреле прошлого года приняла закон, повышающий обязательный пенсионный возраст с 60 до 65 лет. Работники, находящиеся на пороге выхода на пенсию в этом году, были переведены на прежний возраст, с оговоркой, что их бывшие работодатели могут предложить им работу по контракту, если захотят.

 

Какое отношение это имеет к гитарным педалям? Сейчас объясню.

 

В апреле Сусуму Тамура из Мацумото, Япония, исполнилось 60 лет, и он решил досрочно уйти на пенсию из компании Nisshin Onpa. Читателям, знакомым с историей Tube Screamer, эти имена могут показаться знакомыми, поскольку они, соответственно, являются разработчиком и производителем оригинальной схемы OD808 - OEM-проекта для Ibanez, который впоследствии получил название TS808 Tube Screamer.

 

Именно так, Сусуму Тамура (который не учился в колледже, а изучал электронику в техническом ВУЗе Shinshu) - инженер, который изобрел легендарную схему 808, которая использовалась бесчисленными артистами и была скопирована огромным числом компаний.

 

Выход г-на Тамуры на пенсию имеет для меня особое значение, поскольку я тесно сотрудничал с ним с 1999 года, разрабатывая многие из современных гитарных эффектов Maxon. Я посчитал, что будет уместно взять у г-на Тамуры интервью о некоторых моментах его выдающейся карьеры, которая повлияла (и влияет) буквально на сотни тысяч музыкантов.

Как вы заинтересовались электроникой?

 

Мне нравилось работать с электроникой с самого детства. Моё самое раннее воспоминание об этом - работа над моделью гоночного электромобиля в масштабе 1/24. Я сделал трассу для автомобиля, когда еще учился в начальной школе. Когда я был учеником средней школы, я получил лицензию радиолюбителя и использовал сделанный мной трансивер для связи с заморскими странами.

 

Когда вы начали работать в компании Nisshin Onpa (Maxon)?

 

Впервые я был принят на работу в 1974 году. Последние 40 лет я постоянно и работал исключительно на эту компанию.

 

Когда и почему компания Nisshin Onpa начала производить гитарные эффекты?

 

Изначально Nisshin Onpa была основана как компания по производству звукоснимателей для электрогитар. Сначала они начали производить педали в качестве OEM-проектов для других компаний, а затем, с 1971 года, под собственным брэндом Maxon.

 

Какую первую педаль вы разработали для Nisshin Onpa?

 

Моей первой законченной разработкой была педаль Phase Tone PT999. До этого я только переделывал платы для их бустеров и педалей вау.

 

Какова была концепция овердрайва 808?

 

Мы хотели сделать педаль, которая не была бы жёстко-клиппинговой, как фузз или дисторшн, а больше напоминала бы овердрайв, получаемый от ламповых усилителей. Я думаю, мы остановились на этом "коробочном" звуке с подчёркнутыми средними частотами, потому что он хорошо работает с широким спектром гитар и гитарных усилителей, включая как гитары в стиле LP, так и гитары типа Stratocaster.

 

Значит, знаменитый "средний горб" 808-го был сознательной попыткой сделать схему совместимой с различными усилителями и гитарами?

 

Да. Контролируя дикие басовые частоты стандартных фуззов и дисторшнов, а также резкие обертона верхнего регистра, была разработана более универсальная педаль

.

Схема 808 была первой в своем роде. Вы поняли, что создали нечто особенное?

 

Многие журналисты спрашивали нас об этом. С нашей точки зрения, мы просто должны были придумать педаль, чтобы конкурировать с BOSS OD-1 Overdrive и MXR Distortion+. Это было похоже на то, как одна звукозаписывающая компания коммерциализирует звук, а затем другие компании следуют этой тенденции с похожей музыкой. Так что первоначальная концепция продукта не рассматривалась как "особенная". Но, конечно, я хотел, чтобы она понравилась многим людям! Благодаря рекламным мощностям Godlyke и Hoshino и супер-известным музыкантам, которые использовали педаль, мы смогли поставить 350 000 единиц различных моделей 808 за эти годы.

Из всех процессоров обработки сигнала, которые вы разрабатывали для Maxon и Ibanez, какой проект был самым запоминающимся и сложным?

 

Мы разработали программируемую систему коммутации PE3248. Она была сделана на заказ для Масаёси Таканака, известного японского музыканта. Из нее родилась основная идея для таких процессоров мультиэффектов, как UE400 и DUE400. Я также горжусь аналоговыми дилеями, в которых использовались микросхемы BBD, такие как AD80 и AD9. От них произошла серия аналоговых задержек AD230, чьё звучание до сих пор не имеет аналогов. Ещё - одна серия аналоговых программируемых педалей эффектов DCP (Digitally Controlled Processor), в которую входил PDS1.

 

Что было выдающегося в задержке AD230?

 

Когда она появилась, не было высококачественных, рэковых, неприхотливых в обслуживании дилеев, использующих BBD. Большинство эхо-машин высокого класса использовали магнитную ленту. AD230 подавляет резкие обертона верхнего регистра, обеспечивая очень гладкое, реалистичное звучание задержки. Кроме того, AD230 был универсальным устройством мульти-задержки с модуляцией и короткой задержкой для флэнджера и хоруса, а также длинной задержкой.

 

Чем вы любите заниматься помимо аудиотехники?

 

Мне нравится слушать джаз и ходить на джазовые концерты. Я занимаюсь созданием систем, связанных с персональными компьютерами. Мне нравятся фильмы, американские телевизионные драмы и документальные фильмы. Мне также нравится морская рыбалка.

 

Есть ли какие-нибудь устройства, которые вы ещё хотели бы разработать?

 

Я надеюсь переработать программируемые аналоговые эффекты DCP. Они были сняты с производства, но я хотел бы возродить эти разработки. [от переводчика: после ухода на пенсию г-н. Тамура занялся кастомовыми модами прежних примочек Maxon и Ibanez, которые можно встретить под брэнднеймом Extreme Guitar Force].

 

Какие-нибудь заключительные мысли?

 

Цифровые технологии очень близки к реальным, но это не настоящая вещь. Настоящая вещь - это аналог. Основное преимущество цифровых технологий заключается в том, что они не портятся при хранении и передаче. Однако музыкант и аудитория - уши, глаза, рот и пальцы, которые создают и оценивают музыку, - все они аналоговые.

 

Спасибо г-ну Сусуму Тамура за согласие на это интервью и за создание стольких полезных инструментов для создания музыки!

 

Кевин Болембах - президент и основатель Godlyke, американского дистрибьютора многих известных бутиковых эффектов, включая Maxon, Guyatone, EMMA и Providence.

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).