GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Susumu Tamura

 

 

 

 

 

 

Кевин Болембах

Premier Guitar, ноябрь 2013

Перевод с английского

 

 

 

 

 

В попытке замедлить растущий процент пенсионеров среди населения, Япония в апреле прошлого года приняла закон, повышающий обязательный пенсионный возраст с 60 до 65 лет. Работники, находящиеся на пороге выхода на пенсию в этом году, были переведены на прежний возраст, с оговоркой, что их бывшие работодатели могут предложить им работу по контракту, если захотят.

 

Какое отношение это имеет к гитарным педалям? Сейчас объясню.

 

В апреле Сусуму Тамура из Мацумото, Япония, исполнилось 60 лет, и он решил досрочно уйти на пенсию из компании Nisshin Onpa. Читателям, знакомым с историей Tube Screamer, эти имена могут показаться знакомыми, поскольку они, соответственно, являются разработчиком и производителем оригинальной схемы OD808 - OEM-проекта для Ibanez, который впоследствии получил название TS808 Tube Screamer.

 

Именно так, Сусуму Тамура (который не учился в колледже, а изучал электронику в техническом ВУЗе Shinshu) - инженер, который изобрел легендарную схему 808, которая использовалась бесчисленными артистами и была скопирована огромным числом компаний.

 

Выход г-на Тамуры на пенсию имеет для меня особое значение, поскольку я тесно сотрудничал с ним с 1999 года, разрабатывая многие из современных гитарных эффектов Maxon. Я посчитал, что будет уместно взять у г-на Тамуры интервью о некоторых моментах его выдающейся карьеры, которая повлияла (и влияет) буквально на сотни тысяч музыкантов.

Как вы заинтересовались электроникой?

 

Мне нравилось работать с электроникой с самого детства. Моё самое раннее воспоминание об этом - работа над моделью гоночного электромобиля в масштабе 1/24. Я сделал трассу для автомобиля, когда еще учился в начальной школе. Когда я был учеником средней школы, я получил лицензию радиолюбителя и использовал сделанный мной трансивер для связи с заморскими странами.

 

Когда вы начали работать в компании Nisshin Onpa (Maxon)?

 

Впервые я был принят на работу в 1974 году. Последние 40 лет я постоянно и работал исключительно на эту компанию.

 

Когда и почему компания Nisshin Onpa начала производить гитарные эффекты?

 

Изначально Nisshin Onpa была основана как компания по производству звукоснимателей для электрогитар. Сначала они начали производить педали в качестве OEM-проектов для других компаний, а затем, с 1971 года, под собственным брэндом Maxon.

 

Какую первую педаль вы разработали для Nisshin Onpa?

 

Моей первой законченной разработкой была педаль Phase Tone PT999. До этого я только переделывал платы для их бустеров и педалей вау.

 

Какова была концепция овердрайва 808?

 

Мы хотели сделать педаль, которая не была бы жёстко-клиппинговой, как фузз или дисторшн, а больше напоминала бы овердрайв, получаемый от ламповых усилителей. Я думаю, мы остановились на этом "коробочном" звуке с подчёркнутыми средними частотами, потому что он хорошо работает с широким спектром гитар и гитарных усилителей, включая как гитары в стиле LP, так и гитары типа Stratocaster.

 

Значит, знаменитый "средний горб" 808-го был сознательной попыткой сделать схему совместимой с различными усилителями и гитарами?

 

Да. Контролируя дикие басовые частоты стандартных фуззов и дисторшнов, а также резкие обертона верхнего регистра, была разработана более универсальная педаль

.

Схема 808 была первой в своем роде. Вы поняли, что создали нечто особенное?

 

Многие журналисты спрашивали нас об этом. С нашей точки зрения, мы просто должны были придумать педаль, чтобы конкурировать с BOSS OD-1 Overdrive и MXR Distortion+. Это было похоже на то, как одна звукозаписывающая компания коммерциализирует звук, а затем другие компании следуют этой тенденции с похожей музыкой. Так что первоначальная концепция продукта не рассматривалась как "особенная". Но, конечно, я хотел, чтобы она понравилась многим людям! Благодаря рекламным мощностям Godlyke и Hoshino и супер-известным музыкантам, которые использовали педаль, мы смогли поставить 350 000 единиц различных моделей 808 за эти годы.

Из всех процессоров обработки сигнала, которые вы разрабатывали для Maxon и Ibanez, какой проект был самым запоминающимся и сложным?

 

Мы разработали программируемую систему коммутации PE3248. Она была сделана на заказ для Масаёси Таканака, известного японского музыканта. Из нее родилась основная идея для таких процессоров мультиэффектов, как UE400 и DUE400. Я также горжусь аналоговыми дилеями, в которых использовались микросхемы BBD, такие как AD80 и AD9. От них произошла серия аналоговых задержек AD230, чьё звучание до сих пор не имеет аналогов. Ещё - одна серия аналоговых программируемых педалей эффектов DCP (Digitally Controlled Processor), в которую входил PDS1.

 

Что было выдающегося в задержке AD230?

 

Когда она появилась, не было высококачественных, рэковых, неприхотливых в обслуживании дилеев, использующих BBD. Большинство эхо-машин высокого класса использовали магнитную ленту. AD230 подавляет резкие обертона верхнего регистра, обеспечивая очень гладкое, реалистичное звучание задержки. Кроме того, AD230 был универсальным устройством мульти-задержки с модуляцией и короткой задержкой для флэнджера и хоруса, а также длинной задержкой.

 

Чем вы любите заниматься помимо аудиотехники?

 

Мне нравится слушать джаз и ходить на джазовые концерты. Я занимаюсь созданием систем, связанных с персональными компьютерами. Мне нравятся фильмы, американские телевизионные драмы и документальные фильмы. Мне также нравится морская рыбалка.

 

Есть ли какие-нибудь устройства, которые вы ещё хотели бы разработать?

 

Я надеюсь переработать программируемые аналоговые эффекты DCP. Они были сняты с производства, но я хотел бы возродить эти разработки. [от переводчика: после ухода на пенсию г-н. Тамура занялся кастомовыми модами прежних примочек Maxon и Ibanez, которые можно встретить под брэнднеймом Extreme Guitar Force].

 

Какие-нибудь заключительные мысли?

 

Цифровые технологии очень близки к реальным, но это не настоящая вещь. Настоящая вещь - это аналог. Основное преимущество цифровых технологий заключается в том, что они не портятся при хранении и передаче. Однако музыкант и аудитория - уши, глаза, рот и пальцы, которые создают и оценивают музыку, - все они аналоговые.

 

Спасибо г-ну Сусуму Тамура за согласие на это интервью и за создание стольких полезных инструментов для создания музыки!

 

Кевин Болембах - президент и основатель Godlyke, американского дистрибьютора многих известных бутиковых эффектов, включая Maxon, Guyatone, EMMA и Providence.