Эволюция Fernandes Sustainer.
Ранее я уже рассказывал о сустейнерах Fernandes в других материалах. Но на этот раз я расскажу об эволюции Fernandes Sustainer. Как он менялся на протяжении своей жизни.
Изначально драйвер сустейнера, он же ранняя версия Sustainiac, представлял собой рельсовый минихамбакер в формате сингла, а блок электроники был реализован на печатной плате довольно таки крупного размера, чтобы уместить которую, приходилось нехило дербанить фрезеровку под темброблок. Питалась схема от двух батареек, и была очень прожорлива, и временами неконтролируемо заводилась на большом гейне, не смотря на экран, закрывающий драйвер со стороны других звукоснимателей.
Следующим шагом стало усовершенствование драйвера. Катушки завалили на бок, жёстко заэкранировав с обеих сторон, а магниты расположили между ними. Плату контроллера уменьшили, но она всё ещё питалась от двух батареек. Однако прожила такая концепция недолго.
Следующим шагом стал ещё один поворот драйвера, в результате чего катушки оказались одна под другой, и его формат превратился в хамканселлер или, так называемый, вертикальный хамбакер, окружённый экраном. Блок электроники стал ещё компактнее, а питание свели к одной "кроне", в таком, окончательно сформировавшемся виде, он производится уже более 25 лет, хотя периодически встречались различные модификации и отступления, отличающиеся формой и размером платы, расположением подстроечников (разбросанных по плате или собранных в ряд) или же с установленным потенциометром вместо второго переключателя.
Кроме этого производится и версия Sustainer Lite, в которой отсутствует режим регулируемого баланса между сустейном и фидбэком. Но, на самом деле электроника обеих версий в большинстве случаев практически ничем не отличается, просто на плате версии лайт установлен двухпозиционный переключатель режимов, вместо трёхпозиционного, и не припаяна колодка для подключения регулятора сустейна, отвечающего за то, насколько долго будет звучать нота до перехода в фидбэк. На самом деле, если надо, переключатель легко меняется на трёхпозиционный, а регулятор припаивается контактам платы, хотя редко кто использует этот режим.
Драйверов производится также несколько, помимо упомянутого выше CD-100, который работает не только на раскачку струны, но может работать и как звукосниматель, производится версия SPD-200, которую можно отличить по круглым отдельным магнитовыводам. Этим драйвером комплектуются сеты Sustainer Lite, и он работает только на раскачку струны, снимать звук не может.
Кроме того, производятся и драйверы в корпусе хамбакера, где одна катушка работает как сингл, а вторая, собственно как драйвер. Версия HPD-200 имеет открытые магнитовыводы, HPD-100 ряд винтов и ряд магнитов, а HPD-300 – закрытые.
Также, некоторое время производился и басовый драйвер сустейнера CD-500 в формате сопбара.
И, наконец, совсем недавно появилась новая версия Sustainer II с компактным драйвером и открытым доступом к внутренним подстроечникам.
Кстати, у нас в России, в городе Волгограде тоже производят сустейнеры. Сустейнеры Дениса Лыкова (DLEngineering) отличаются тем, что блок электроники в разы компактнее, чем у японцев, он легко уместится в любой темброблок. Переключатели вынесены отдельно, и могут быть реализованы в виде клацманов, или пушпульных регуляторов громкости или тембра. Это не только сокращает сверление лишних дырок, но и безопаснее для платы. У Fernandes она легко может треснуть, если вы не дай бог долбанёте гитару обо что-нибудь переключателями.
Драйвер EMSustainer – активный, он менее подвержен воздействию магнитных полей других звукоснимателей, что расширяет возможности поиска места для его размещения, однако, всё же драйвер лучше располагать как можно ближе к середине струны, то есть к грифу, тогда ему легче будет раскачать струну. И драйверы и электроника DLEngineering выполнены не так кондово, как Fernandes, а гораздо аккуратнее
Я не буду заниматься рекламой, если вам интересно, вы сами можете найти эти сустейнеры, загуглив DLEngineering или EMSustainer.