GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Краткая история Suhr

 

 

Адам Перлматтер

Перевод с английского

 

 

Для многих гитаристов, любой оригинальный Fender Telecaster или Stratocaster '50х годов является эталонным инструментом, как с точки зрения звучания, так и энергетики. Джон Сур не входит в число настолько упёртых фанатов.

За четыре десятилетия в гитарном бизнесе, Сур подошёл к винтажным Fender с научной строгостью, разгадав формулу их звучания и энергетики, и, воплотив её в своих собственных инструментах, и исключил присущие оригиналам конструктивные косяки, такие как крайне неудобный доступ к регулировке прогиба грифа или его слишком округлый радиус. Он ремонтировал и делал гитары для таких великих музыкантов, как Марк Нопфлер и Питер Фрэмптон, и если вам этого не достаточно, его компетентность подкреплена аналогичным опытом производства ламповых усилителей.

 

"Сур исправил все ошибки Fender, и, поверьте мне, их было много" – говорит Скотт Хендерсон, виртуоз джаз-рока, который украсил своим Suhr обложку сольного альбома Vibe Station. [то же самое он говорил в своё время про Ibanez – прим переводчика]. "Я всегда ненавидел мелкие лады и неуклюжий радиус грифа [на винтажных гитарах Fender]. Затруднительно исполнять бенды, при подтяжках ноты затыкаются об лады, и приходится поднимать их выше. Мои Suhr звучат как винтажные страты, но гораздо более играбельные. У них правильно подобрана древесина. Их звукосниматели звучат потрясающе. А сами гитары сделаны лучше, чем любые другие, представленные на рынке. Я ничем не ограничен кроме собственной техники".

Ремонт и накопление опыта

 

 

Сур вырос в Нью-Джерси и, как и многие подростки в середине '70х, взял в руки дешёвую электрогитару, копию Les Paul, чтобы играть песни Led Zeppelin, The Who и Джими Хендрикса. В конце концов, он перешёл на настоящий Stratocaster, но был разочарован его ладами и нестабильностью строя. Он познакомился и сдружился с местным лютье, Бобом Бенедетто, одним из лучших в мире мастеров арктоповых полуакустик, который сделал ему новый гриф. Зависая в мастерской Бенедетто, Джон вдохновился созданием собственных гитар, в основном в стиле Gibson Les Paul Junior.

 

Когда Суру исполнилось 20 лет, он переехал в Нью-Йорк. Для оплаты съёмного жилья, днём ему приходилось работать поваром, а вечером играть в клубах Нью-Джерси. Готовя омлеты, он услышал, что коллега по кухне устроился на работу продавцом в Rudy's Music Stop на знаменитой своими музыкальными магазинами улице Мьюзик Роу. Этот же  друг порекомендовал Джона на работу к Руди, мастером по ремонту, где ему была предоставлена крохотная каморка с верстаком в котельной пристройке.

 

В этом полуподвальчике Сур изучил сотни, если не тысячи электрогитар, многие из которых были винтажными. В процессе их предпродажной подготовки, Джон узнал, чем эти инструменты хороши, а чем неудачны. Спрос на его ремонтные услуги вырос, и он стал личным студийным техником Марка Нопфлера, когда гитарист участвовал в записи альбома Боба Дилана Infidels в 1983 году, и альбом своей группы Dire Straits - Brothers In Arms в 1985м.

 

У Руди, Сур также начал изготавливать гитары из грифов Schecter и корпусов Tom Anderson. Не смотря на то, что его мастерская разрослась и заняла пару этажей магазина, всё ещё не хватало места для станков, необходимых для собственного производства гитар с нуля. Первые инструменты Pensa-Suhr – высококачественные гитары, с очертаниями изменённого силуэта стратокастера, появились в продаже примерно в 1984м. В 1987м они обрели широкую известность благодаря выпуску именной модели Марка Нопфлера.

Усилители

 

 

В конце '80х Сур выступал в Нью-Йорке с группой, которая требовала от него разнообразия гитарного звучания, поэтому он купил систему коммутации Боба Брэдшоу, вместе с рекомендованными к ней усилителями, полагая, что если этот аппарат был достаточно хорош для такого музыканта, как Стив Лукатер, то он будет достаточно хорош и для него самого. Но Джон  был недоволен. Поэтому он погрузился в техническую литературу, и препарировал усилки до тех пор, пока, наконец, не модернизировал голову Marshall на свой вкус.

 

Брэдшоу был поражён звучанием модифицированного Marshall, так же как и Лукатер. Тогда Боб попросил Сура спроектировать трёхканальный преамп, а в 1991м он убедил Джона переехать в Калифорнию, пригласив на работу в свою компанию Custom Audio Electronic. Случай был подходящий. Годом ранее Том Андерсон прекратил производство гитарных комплектующих, чтобы сосредоточиться на изготовлении собственных заказных инструментов. Сур был раздосадован, что у Руди, не было оборудования для производства собственных корпусов, и мечтал сбежать из Нью-Йорка. И поэтому он "покинул тонущий корабль". В Калифорнии Джон спроектировал с Брэдшоу усилитель OD100, а также рэковые системы коммутации, моды усилителей, и многое другое.

Годы, проведённые с Fender

 

 

К середине девяностых рэковые системы начали терять спрос, и Сур снова вернулся к ремонту и производству гитар. Затем, в 1995м ему предложили место старшего мастербилдера в Fender Custom Shop. Опять же, предложение подвернулось своевременно. У Джона и его жены рос маленький ребёнок, а гарантия трудоустроенности и преимущества работы в крупной компании, так важные в то время, оправдывали этот шаг.

 

В Custom Shop, Сур воплотил несколько крутых проектов. Он создал с нуля квартет твидовых усилителей Twin небольшой мощности для Эрика Клэптона, изготавливал гитары на заказ, и был глубоко вовлечён в конструирование инструментов, разработку звукоснимателей и лаков. Но работа в крупной компании не была лишена и недостатков, и через пару лет Джон начал стремиться к большей независимости.

 

Работая в Custom Shop, и выступая за современное оборудование и внедрение ЧПУ, Джон столкнулся с обычной бюрократической волокитой. Затем, при очередной случайной встрече, он познакомился со Стиви Смитом, разработчиком ПО и программистом станков ЧПУ. Смит долго ездил Суру по ушам и уговорил его объединить усилия. Так в 1997 году они основали совместную компанию Suhr Guitars/JS Technologies.

Suhr Guitars/JS Technologies

 

 

Ранние годы были увлекающими, но непростыми. Сур принимал участие во всех процессах: полировал корпуса, устанавливал лады и собственноручно выполнял всю работу по доводке, вкалывая по 20 часов в сутки. Он и его жена, дома, вручную мотали свои звукосниматели. Но усилия Suhr окупились. Компания выросла и в настоящее время насчитывает около сотни сотрудников на площади 2,5 тысячи квадратных метров в Лейк-Элсиноре, штат Калифорния.

 

Модельный ряд гитар Suhr представляют серии Professional, Antique и Satin. Все гитары изготовлены с высочайшим уровнем мастерства, благодаря ЧПУ и Plek (контролируемой компьютером установки ладов). Спецификации инструментов включают в себя как винтажные элементы, такие как нитроцеллюлозные лаки, так и современные фишки, такие как компаундные радиусы накладки грифа и лады из нержавеющей стали.

 

В дополнение к шестиструнным и бас-гитарам, примочкам и звукоснимателям, компания также производит широкий ассортимент усилителей, включая портативные Bella с американским характером звучания, управляемый по MIDI PT-100, ламповый Suhr Corso Recording с переключаемой мощностью, современный 50-ваттный полностью ламповый усилитель Hedgehog с каскадированной секцией овердрайва и четырьмя вариациями войсинга, серии Badger и Hand Wired, серию Custom Audio Amplifier а также серию Jim Kelley Amplifier.

Адам Перлматтер – американский музыкальный журналист и транскрайбер из Калвер-Сити, Калифорния. Его перу принадлежит ряд учебных пособий для издательств Hal Leonard и Cherry Lane. Кроме того, Адам является постоянным автором журналов Premier Guitar, Acoustic Guitar, Guitar Aficionado и других, где публикует обзоры инструментов и оборудования, интервью  с музыкантам и прочие интересные материалы из области гитаризьма.