Глава 9
Великолепные шестидесятые или Славные Годы
Часть Шестая (BEATLES)
Дин Л.Фарли
Vintage Guitar, декабрь 1994
перевод с английского
Давайте в этом месяце поподробнее разберёмся, почему огромное количество ребят вообще начали играть на гитаре. Если вам за 40 или [материал был опубликован в 1994 году - прим. переводчика], есть вероятность, что вы начали играть на нашем любимом инструменте вскоре после 9 февраля 1964 года. Именно в этот день состоялось дебютное выступление Beatles на Шоу Эда Салливана. В тот вечер Америка была повержена, и мы уже никогда не будем прежними!
Наша первая встреча с "Британским вторжением" оставила детей и родителей ошеломлёнными тем, что они увидели и услышали! Как вы помните, это было настоящее мощное социологическое и музыкальное событие, которое затронуло всех и вся. Музыка действительно поразила нас, но я верю, что наши родители были в абсолютном ужасе от того, что они видели... это было до тех пор, пока они не увидели Rolling Stones некоторое время спустя. К тому времени у нас уже были серьёзные неприятности!
Тем временем мы познакомились с совершенно "новым" звучанием, которое так сильно отличалось от всего, что мы слышали раньше. Вместе с этим "новым" звуком произошли некоторые реальные изменения в области усилителей и струн. Подобно тому, как орган Hammond B-3 считался "стандартом" в своей собственной звуковой категории, прослушивание органа Thomas, подобного тем, что использовались в телешоу Лоуренса Велка, звучало откровенно ОТВРАТИТЕЛЬНО. Наши уши были приучены к богатому тембру и атаке Hammond. Орган любой другой марки звучал тонко и комично по сравнению с ним.
У меня есть ощущение, что реальные факты о Beatles будут обсуждаться ещё как минимум несколько публикаций, и мы действительно хотим дать вам наиболее точную и полную картину, какую только сможем, в отношении этой темы. Эпоха "британского вторжения" очень увлекательна, поскольку в ней задействовано множество аспектов. Что действительно интересно, так это влияние, которое она оказала на общество, взгляды и даже моду, но мы все знаем об этом аспекте этого периода. Другими словами, это само собой разумеющееся. В этом месяце я выражаю благодарность Кену Фишеру, который сделал всё возможное, чтобы правильно и в нужной последовательности изложить все технические факты... Кен, ты лучший в моей книге, и спасибо за "историю", (намёк, намёк)!!! В любом случае, до следующего месяца, пора возвращаться в "соляную шахту"!
В гитарных усилителях мы привыкли к звучанию ламповых усилителей, поэтому, когда появились новые транзисторные усилители, они звучали для наших ушей так же чуждо, как и органы Thomas! Задумайтесь вот над чем... Если бы рок-н-ролл начался с транзисторных усилителей и органов Thomas, то Хаммонды и ламповые усилители звучали бы для нас "странно", потому что наши уши были приучены к такому типу звучания и тембров. Когда Beatles вышли на сцену, их усилители Vox имели уникальный звук из-за динамиков (15-ваттные "Бульдоги" Celestion), выходных ламп (EL84), не говоря уже об их схеме класса А [на самом деле это класс AB, просто многие авторы относят к классу А все усилители с автоматическим смещением - прим. переводчика].
В отличие от нашей аналогии с органом Thomas, усилители Vox звучали невероятно хорошо, а не ужасно гнусно. Говоря откровенно, этот "британский саунд" Vox поставил весь земной шар на уши почти в мгновение ока! Это была огромная звуковая сенсация, которая ощущается и сегодня, ведь мне, конечно, не нужно напоминать вам, по каким ценам сегодня продаются оригинальные усилители AC-30. В "запатентованном" звучании Beatles есть гораздо большее, чем просто усилители Vox... А как насчёт типов струн и используемых гитар? Это были, без сомнения, самые волшебные комбинации в чьём-либо творчестве!
Струны, на которых играли Beatles, значительно отличались от наборов струн с круглой намоткой из чистого никеля, которые пришли на смену настоящим "плоским" струнам начала шестидесятых. Струны с плоской оплёткой имеют особую конструкцию по сравнению с другими типами струн, которые мы обсуждали. Во-первых, стальной сердечник плотно обмотан очень тонкой нитью из материала, похожего на ткань, которая "обнимает" корд. Этот процесс делает корд на ощупь жёстче, чем у других типов струн, которые обходятся без этого. Чтобы получить истинное удовольствие, попробуйте размотать любую старую струну с плоской оплёткой типа Fender, и вы поймете, какая это сложная технология.
Струна с плоской оплёткой, калибра .050 для низкой "E", при настройке на стандартную высоту кажется в два раза толще, чем струна с круглой оплёткой того же калибра! В своих исследованиях я столкнулся с очень интересным "срезом" образцов струн этой музыкальной эпохи. Те, кто присылал мне струны, могут не беспокоиться, потому что я не разбирал их на части... я просто приложил к ним микрометр и проанализировал их под большим увеличением. Мы также отметили некоторые косметические детали, например, какой материал был намотан возле шарового наконечника струны, и измерили, какого размера на самом деле "шарик".
Я обещаю, что скоро верну все струны их законным хозяевам, нам ещё нужно сделать фоторепортаж "парад упаковок струн". Я абсолютно уверен, что калибр струн, использовавшихся в те времена, был примерно от .012 до .052, так как винтажная струна Gretsch "G", которую я получил, имела калибр .025. Это довольно близко к измеренным мной наборам Fender с плоской оплёткой, которые были от .012 до .050, из той же серии. Внешняя оплётка витых струн представляет собой плоскую ленту, похожую на металл, которая очень гладкая на ощупь, и гораздо более "плоская" и менее живая по звучанию, чем струны с круглой оплёткой.
Они по-разному реагируют на "обратную связь", как, например, во вступительном риффе к песне "I Feel Fine" группы Beatles, поскольку нота гораздо темнее и "круглее" по тональному характеру, чем в более поздних мелодиях, которые они записали с использованием струн с круглой оплёткой. На самом деле, струны с плоской оплёткой, на которых они играли, были очень важны для того "нового" звучания, которое они создали, например, в сочетании с Gretsch Country Gentleman. Когда "I Feel Fine" впервые вышла в свет 27 ноября 1964 года, было объявлено, что вступительный фидбэк к песне был случайностью... да, точно! Те ребята и не подозревали, что это, скорее всего, было вызвано тем, что старые добрые EL84 вошли в насыщение, но звучало это, конечно, круто.
Если это злило ваших родителей, значит все было в порядке!!! Боже, это навевает очень приятные воспоминания, да? Существует кассета с "дублями" Битлз, на которой есть три или четыре "вступления" к "I Feel Fine" с той же самой "случайностью". Если они могли продублировать ее в студии по своему желанию, то это не было случайностью!
Из моих английских источников я узнал, что Beatles использовали плоские струны марки Pyramid, сделанные в Германии. Они, должно быть, обнаружили их во время своего пребывания в районе "красных фонарей" в Гамбурге в начале шестидесятых. Я также выяснил, что в самом начале они использовали некоторые дешевые марки, такие как Cathedral, поскольку в то время они были бедными музыкантами. Я полагаю, что Джордж Харрисон играл на струнах Gretsch к моменту своего первого выступления на Шоу Салливана, потому что именно эти струны устанавливались на гитары Country Gentleman с завода. На самом деле эти наборы находились внутри круглого пластикового контейнера с именем Чета Эткинса. На моих образцах есть наклейка с надписью "Сделано в Западной Германии". Интересно отметить, что струны "Chet Atkins" перешли на никелевую круглую оплётку примерно в 1968 году.
Кен Фишер много раз говорил мне, что струны Pyramid имеют лучший, более яркий звук, чем струны любой другой марки с плоской оплёткой. Мы знаем, что Пол Маккартни использовал басовые комплекты, которые производила компания Pyramid, на своих инструментах Hofner и Rickenbacker. Когда вы слушаете любой альбом Beatles, вы услышите этот жирный ровный звук, который он получал в каждой композиции вплоть до "Helter Skelter" с "Белого альбома" 1968 года.
В этой песне на его басу определенно стоит комплект струн с круглой оплёткой! Это очень заметно, когда вы слушаете вещь перед "Helter Skelter". Это ясно показывает, что они использовали разные типы струн для различных звуковых текстур в зависимости от песни... они делали это и для гитар. Послушайте брейк лид-гитары на "Taxman". Это струны с круглой оплёткой, в отличие от "плоских" струн, использовавшихся ранее в их карьере. Да, они были очень умны, когда дело касалось записи.
Теперь перейдём к усилителям, на которых они играли. В самый ранний период ребята, как правило, использовали усилители Vox AC-15, и они были первыми, кто использовал AC-30 "Top Boost" с регуляторами Bass/Treble ещё на задней панели, а не сверху. Вообще-то, AC-30 "Top Boost" был изначально разработан для Shadows. На самом деле, схема "Top Boost" была доступна в виде отдельного опционального блока, который можно было встроить в стандартный AC-30 уже в 1961 году!
В 1963 году Пол использовал голову Vox AC-50 с кабинетом Foundation, в котором стоял восемнадцатидюймовый динамик. К 1964 году появились AC-100 для увеличения громкости на больших концертных площадках. Они использовали квартет EL34 в выходной секции. В 1965 году новый транзисторный басовый усилитель T-60 использовался в сочетании с отдельным кабинетом, в котором стояли пятнадцатидюймовый динамик Tannoy для низких частот и двенадцатидюймовый "Бульдог" для высоких. Пол использовал стэк T-60 почти год, но потом вернулся к усилителю AC-100 (в Британии его называли Supreme, в Штатах - Beatle).
Beatles использовали усилители AC-100 для выступлений в Candlestick Park и на стадионе Shea, и их не следует путать с американским усилителем Super Beatle, выпускаемым компанией Thomas Organ в Сепульведе, Калифорния. Все эти усилители были полупроводниковыми. Как известно почти всем, эти американские Vox звучали совершенно иначе, чем их британские собратья. Американская модель Cambridge Reverb была вполне нормальной, потому что это были ламповые усилители.
Большинство американских Vox были полупроводниковыми и, как следствие, не давали того звука, который мы ожидали! Это был настоящий облом, если не сказать больше. Я помню одного друга, который с радостью гордо принёс своё свежее приобретение домой, чтобы обнаружить, что оно звучит совсем не так, как записи Beatles, которые он слушал! Продавцы в то время хотели спрятаться в самую глубокую, самую темную дыру, в какую только могли... Я бы не хотел оказаться на их месте со всеми этими жалобами, это уж точно.
Раз уж мы заговорили о том, на каких усилителях играли Beatles, надо сказать, что в студии они использовали кучу разных вещей. Я помню, что видел фотографии усилителей Fender различных моделей, усилитель Selmer на сессиях "Sgt. Pepper", и, как вспоминает Кен Фишер, Ampeg отправили им кучу усилителей B-15N. Как у Хендрикса были все "инструменты для работы", так и у Beatles. Ещё одно замечание о британской линейке Vox, они выпустили модель AC-30 Bass, которую использовал Пол, но мы думаем, что она использовалась только в студии, поскольку её два двенадцатидюймовых динамика "Бульдог" не выдерживали низких частот для более громких условий.
Джон Леннон был большим поклонником усилителей Fender и часто использовал их в студии вместо Vox, которые он использовал на сцене. В следующем месяце мы соберём воедино комбинации усилителей и гитар, использовавшихся для записи их различных хитов (а их, как вы знаете, огромное количество). Это будет очень интересно, поскольку мы собираемся изучить множество других эклектичных студийных трюков и технологий, которыми Beatles пользовались под руководством гения продюсирования Джорджа Мартина. А пока я хотел бы связаться с мистером Мартином, чтобы узнать, какая модель фузза использовалась с бас-гитарой Пола при записи песни "Think for Youself" с альбома "Rubber Soul", выпущенного в 1965 году. Конкретно этот звук был очень интересным для того времени, когда он был создан, и я всегда хотел узнать, что на самом деле использовалось для его получения.