GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы хотите поддержать проект, поле для донатов в правом нижнем углу в вашем распоряжении

Глава 8

Великолепные шестидесятые или Славные Годы

 

Часть ПЯТАЯ (ЕЩЁ О БлюзЕ!)

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, ноябрь 1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Что ж, мы вернулись к очередной публикации "Блюз: Американский стиль". Как вы можете догадаться, эта часть эпохи "шестидесятых" произвела глубокое впечатление на музыкантов, которые последовали за ней позже, таких как Джими Хендрикс, Allman Brothers, Cream, и ещё целый список слишком многих групп, чтобы их упоминать. Блюз, безусловно, сплотил всех, кто удосужился его послушать. Читатель по имени Джеффри Стич написал мне с интересным вопросом о хите группы 13th Floor Elevators под названием "You're Gonna Miss Me", записанной в 1966 году в Хьюстоне, штат Техас. Поскольку у моего брата все наши пластинки хранятся в коричневой коробке, запертой в подвале его дома в Миннесоте, у меня не было реального доступа к прослушиванию песни. Позвонив нескольким друзьям по этому поводу, мне сказали, что Билли Гиббонс из "ZZ Top" может знать ответ.

 

По счастливой случайности, Билли был в Портленде и в свой выходной тусовался в особняке Бака Мангера из Two Louies. Я мог слышать песню в своей голове, но этого было недостаточно, потому что она была где-то в глубине в моей памяти, без прослушивания песни на настоящей хорошей стереосистеме. Бак попросил "преподобного Билли Джи" позвонить мне, чтобы дать ответ... Билли тщательно обдумал вопрос, и информация появилась неожиданно!

 

Для записи этой мелодии оба гитариста, Рокки Эриксон и Стейси Сазерленд, использовали гитары Gibson ES-335 через "Блэкфейсы" Twin Reverb, оба гитариста использовали внешние ревербераторы Fender "танк" и фузз-тоны Gibson Maestro в качестве перегруза. Спасибо, Билли, все должны знать, что ты - ходячая энциклопедия музыкальных и тональных мелочей! Да, на самом деле. Читатели Vintage Guitar могут с нетерпением ждать компиляцию интервью с Билли Гиббонсом, которые Вилли Дж. Мозли брал в разное время в течение длительного периода (так мне сказали). Мистер Гиббонс - настоящий джентльмен и эрудит, а также весельчак! Его чувство юмора просто превосходит всех.

Мы можем и будем ещё больше углубляться в различные концепции, связанные с получением звука и тона (тембра). Мы хотим довести это до молекулярного уровня, чтобы все наши читатели полностью поняли все взаимосвязи, которые работают вместе для формирования особого и уникального звука, того самого, который вы ищете. Ещё один вопрос, связанный с качеством струн, - это объём производимой продукции по сравнению с имеющимся сырьем. Это не говоря уже о том, что потребитель должен понимать, что на самом деле означает "качество".

 

Это зависит от нас, как от потребителей, чтобы ПОНИМАТЬ и информировать о том, что мы на самом деле покупаем, чтобы удерживать качество на высоком уровне вместо того, чтобы просто покупать товар, который не является даже МАЛО-МАЛЬСКИ приемлемым. Это ещё одна важная причина, которая привела к возникновению этого цикла публикаций... для защиты потребителей, а это значит и ВАС!!! В конце концов, всё сводится к тому, какое качество вы получаете за свои с трудом заработанные деньги. Все мы знаем, что в наши дни с нашей нынешней экономикой мы не можем позволить себе быть "мудрыми на копейку и глупыми на сто рублей".

 

В этом месяце мы благодарим Джона Пейна, Грега Аллена и Питера Райта за их работу в отделе R&D. Конечно, еще раз спасибо "капитану Вилли Смиту" за его время и любезность. Огромное спасибо Сеймуру Данкану за "сенсационную информацию" об инструментах и строе Альберта Коллинза, а также спасибо Тиму Ларсону за помощь в этом. Кенни, я очень рад, что тебе лучше, я просто знал, что ты справишься с этим. Увидимся в следующем месяце.

 

 

Вернуться к оглавлению

В прошлой публикации я пропустил одну особенную запись: концертный альбом Би Би Кинга "Blues is King". Эта классика была записана 5 ноября 1966 года в каком-то клубе в Чикаго. Если вы внимательно прислушаетесь, то сможете заметить, что он использует меньшую группу, чем на "Live at the Regal" годом ранее. Его звук на этой записи довольно громкий по сравнению с "Regal". Я подозреваю, что на этой записи Би Би использовал старый добрый "Блэкфейс" Fender Twin, но есть что-то такое в звучании альбома "Regal", что просто призрачно... возможно, это была техника съёма микрофонов и атмосфера помещения, которые способствовали этому особому звучанию; запись была сделана в театре, а не в клубе.

 

Ещё один великий блюзовый гигант, левша играющий вверх тормашками [как и Альберт Кинг, на праворукой гитаре не переставляя струн – прим. переводчика] - Отис Раш. Он играл на красном Epiphone Rivera на двух альбомах, записанных им в шестидесятые: "Mourning in the Morning" 1968 года (спродюсированный Майком Блумфилдом и Ником Грейвенитсом) и "Right Place, Wrong Time", вышедшем в 1969 году. Как ни странно, Отис Раш наиболее известен благодаря песням, которые он записал в пятидесятые; в частности, "All Your Love (I Miss Lovin')", "Keep on Lovin' Me, Baby" или "Double Trouble" и "She's A Good 'Un", все они звучат на CD-сборнике записей 1956-1958 годов под названием "Otis Rush: The Cobra Sessions".

На этих записях Отис играл на Stratocaster вместо Epiphone, и следует отметить, что позже он перешел на Gibson ES-355, а Страт использовал как вспомогательный инструмент. У Отиса Раша одно из самых выразительных вибрато. Оно просто очень сильное и узнаваемое с того момента, как вы его слышите. Что самое замечательное в блюзе, так это то, что у каждого есть своя версия или интерпретация того, "как" его нужно играть. И все же, у разных исполнителей оно звучит по-разному! Вы можете иметь сумасшедший "овербендинг" Бадди Гая или совершенно другое звучание, как у Хьюберта Самлина... Блюз - это, вероятно, самый многогранный, познавательный и бесконечный урок, который вы можете получить как гитарист; ВСЕГДА есть что-то, что вы почерпнёте из песни, даже если вы слышали ее миллион раз!

 

Всё дело в динамике и "маленьких" нюансах, которые заставляют напрячься, чтобы расслышать их в песне. Я знаю, что узнаю что-то "новое" каждый раз, когда позволяю музыке захватить мои чувства. Ваш мозг на глубоком подсознательном уровне дорисовывает вещи до того момента, когда вы, наконец, осознаете их. ВОСПРИЯТИЕ - вот ключевое слово, когда вы слушаете! Раз уж мы заговорили о блюзе, мы не можем оставить без внимания Питера Грина... он может быть британцем, НО у него более "американский стиль" звучания. Почему??? Потому что он был одним из тех великих, кто не использовал усилитель Marshall! Не поймите меня неправильно, я тоже люблю Marshall, но Питер играл на усилителях Orange и Vox, насколько я знаю. На самом деле, с его "чувством" и техникой, он мог заставить ЛЮБОЙ усилитель звучать великолепно. Говоря о каждой ноте!

 

В любой коллекции, включающей альбом Джона Мейолла "A Hard Road" (1967) или Fleetwood Mac "English Rose" (1969), будут такие композиции, как "The Supernatural" и "The Green Manalishi", для начала. Другие альбомы, такие как "Live: The Boston Tea Party" или их "Greatest Hits Live" вызывают мурашки по коже... это просто материал для обязательного прослушивания. Был особенный вечер в Нью-Йорке в Fillmore East, где Питер играл без остановки четырёхчасовую версию "Black Magic Woman", и толпа ВСЁ РАВНО хотела, чтобы они продолжали!

 

Вот это были дни! В уникальном звучании Питера есть одна изюминка: нэковый звукосниматель его Les Paul Sunburst был развёрнут таким образом, чтобы магнитоводы были направлены в сторону бриджа гитары. Это придавало ему "противофазный" звук по сравнению со стандартной полярностью Les Paul. Позже он развернул звукосниматель в "родное" положение, но изменил распайку, чтобы сохранить тот же эффект, когда оба звукоснимателя используются вместе. Иногда одна невинная случайность может привести к чертовски хорошему звуку! Конечно, этот эффект не будет точно таким же на каждом Les Paul, из-за веса и плотности древесины инструмента и мощности звукоснимателей конкретной гитары. В случае с Грином это было просто "волшебно".

Раз уж мы заговорили об "американском блюзе", я хочу задать вопрос... чтобы вы вспомнили хоть одну значительную блюзовую запись этого периода (и ранее), которая не была бы записана с усилителем Fender любой модели? Ответ прост: если бы вы были настоящим "блюзменом", вы бы не смогли сосчитать такие записи на пальцах одной руки. Усилители Fender были стандартом, если вы хотели звучать по-настоящему аутентично в то время, и это остается актуальным и сегодня! Конечно, возможно, некоторые парни использовали Magnatone, Ampeg Reverbrocket и некоторые модели усилителей Gibson, и если у кого-то есть реальная информация об этом, ткните меня носом по этому вопросу!

 

Мы говорили о таких музыкантах, как Альберт Кинг, который использовал большой палец в качестве медиатора, но как насчёт покойного Альберта Коллинза? Он играл голыми пальцами, и все знают его "ледяной" звук. Вышел диск "Truckin' with Albert Collins", который содержит такие бессмертные мелодии, как "Frosty", "Snow-Cone II", "Icy Blue", "Don't Lose Your Kool" и "Koolaide". Эта пластинка была первоначально выпущена в 1965 году как "The Cool Sound of Albert Collins". Для этих мелодий Альберт играл на светло-толексовом Bandmaster 1962 года с более ранней моделью Esquire. Он приобрёл свой "фирменный" Telecaster 1961 года в Ace Music в Санта-Монике, Калифорния, примерно в 1969 году. Когда он купил эту гитару, нэковый звукосниматель на ней уже был заменён на хамбакер. Окантовка была добавлена позже, когда гитара была в ремонте.

 

Он использовал строй "фа-минор", от низкой струны к высокой: F, G#, C, G#, C и F [правильнее было бы сказать не G#, а Ab – прим. переводчика] с каподастром, установленным на разных ладах (обычно выше пятого лада), в зависимости от тональности песни. Позже, в семидесятые, его можно было увидеть с Fender Quad Reverb, который он купил в день покушения на  Джорджа Уоллеса [губернатор Алабамы и кандидат в президенты США – прим. переводчика] весной 1972 года. Как ни странно, Фредди Кинг также использовал Quad Reverb примерно в то же время в семидесятые годы вплоть до своей смерти в 1976-м. Для меня Fender Telecaster - это самая чувствительная к динамике гитара в мире, поскольку на ней можно получить очень жгучий звук, используя только пальцы без медиатора. Я считаю, что это объясняется мощностью бриджевого звукоснимателя благодаря с его немного большей ширине.

Stratocaster будет хорошо работать с вашими пальцами, как у Джеффа Бека, но на Страте вам придётся "вгрызаться" немного больше, чем на Телекастере. Альберта Коллинза не зря называли "Iceman"... его обжигающе ледяной звук говорил сам за себя. Он выбрал струны Fender 150 (с полукруглой оплёткой из чистого никеля) калибра .010, .013, .015, .026, .032 и .038. Тот факт, что он поднял высоту настройки своей гитары до "фа-минора" и использовал каподастр, действительно способствовал его уникальному звуку. Обратите внимание, что он был вынужден опустить свою четвёртую струну на тон ниже в "C", потому что струна калибра .026 будет казаться ужасно жёсткой и непригодной для бендов (настроенная выше, как септима тональности Фа). Кроме того, "С" - это "пятая ступень" трезвучия "фа минор".

 

Использование для двух нижних струн калибры .038 и .032 не повлияет на бендинг при настройке на полтона выше (шестой струны) или на полтона ниже (пятой). Следует отметить, что хотя струны, производившиеся в шестидесятые годы, имели прекрасное звучание, их качество было не очень стабильно из-за тогдашней технологии и применяемых методов производства. Сегодняшние струны могут быть сделаны НАМНОГО лучше, чем раньше, благодаря достижениям в области машиностроения и т.д. Мы уделяем большое внимание материалам и их общему качеству, а также процессу намотки. Если вы ради компромисса пожертвуете ОДНОЙ мелочью ради другой, качество падает ниже плинтуса. При изготовлении качественных струн необходимо уделять особое внимание каждой детали... Помните, что сказали Стивен и Ральф в своих материалах для этого цикла статей, и поверьте мне, это ещё далеко не всё!