GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы хотите поддержать проект, поле для донатов в правом нижнем углу в вашем распоряжении

Глава 7

Великолепные шестидесятые или Славные Годы

 

Часть ЧЕТВЁРТАЯ (Блюз!!!)

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, октябрь 1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Только что вернулся из Портленда, где нашел самое странное, извращённое, диковинное и причудливое произведение гитарной индустрии, с которым я когда-либо сталкивался... "фантастическая" пластиковая акустика Gibson, сделанная из настоящего овощного лотка холодильника!

 

Этот квадратный "Бо-Диддли" сам по себе достоин отдельного рассказа, и мы собираемся это сделать! Существует всего один прототип, и я играл на этом сумасшедшем, безумном инструменте, созданном в Каламазу, чтобы удовлетворить какой-то дурацкий запрос из корпоративной штаб-квартиры Norlin (в семидесятые годы они владели Gibson и Moog) в Нью-Йорке. Вы будете в восторге! Она превзошла все ожидания, включая мои собственные.

 

Находясь в Орегоне, я взял интервью у обозревателя журнала Бака Мангера (см. "Славные годы, часть 3") Two Louies, Нэнси Рэй, для местного кабельного телевидения касательно моей работы на VG. Кроме того, в аэропорту меня сопровождали съемочные группы с видеокамерами прямо у моего лица с момента получения багажа и до моего отъезда четыре дня спустя... говоря о СМИ-блицкриге! Боже мой, это был адский опыт, эти орегонцы действительно знают, как зажигать... и очень ЖЁСТКО.

 

Я познакомился с Джоном Кунсом из Johnny & The Distractions (группы, которая положила начало "гаражному гранжу" на тихоокеанском северо-западе в 1980 году на A&M Records) [не путать с Johnny Madcap & the Distractions из Лос-Анджелеса и английской группой Distractions из Манчестера - прим. переводчика]. Его новая группа Gas Hogs - мой выбор для статуса суперзвезды, поскольку он находится в своей собственной категории. Он пишет великолепные оригинальные песни, которые производят огромное впечатление. Я полностью выдохся за час или около того! Берегитесь этого парня... Он опасен. А теперь перейдём к сути дела.

 

В этом месяце мы рассмотрим, как "блюз" повлиял на эпоху "шестидесятых" с его жалобным, завораживающим звучанием и чувством. Я хочу внимательно рассмотреть несколько ключевых музыкантов и их роли в том, как все они взяли мир штурмом своими эмоциональными сольными партиями. Это Альберт, Би Би и Фредди Кинги, а также некоторых других знаменитостей эпохи шестидесятых, таких как Майкл Блумфилд.

Я хотел бы выразить слова благодарности Лорану и Доминику Ользерам из Парижа за их гостеприимство и бесконечный запас безумных винтажных инструментов, которые просто взорвали мой мозг. Когда я думал, что видел всё... ну вы поняли? Маниакальная депрессия наступает, когда видишь, чем владеет Лоран, не дай Бог! Также отдельное спасибо всем жителям Праги, включая Алекса и Монику Кралик, Йитку Бурьянову и всех сотрудников отеля Midu и отеля Qent в Йиловиште, которые сделали мое путешествие "домой" таким приятным. Обещаю вам, что вернусь в кратчайшие сроки. И последнее, но не менее важное: моя любимая графиня Марта Чернин фон Чудениц, которая выходила за рамки служебных обязанностей (даже если мне приходилось время от времени присматривать и "поливать" вашу собаку). Моя благодарность Баку Мангеру, Нэнси Рэй и Буко, а также всем сотрудникам журнала Two Louies за распространение евангелия Vintage Guitar в такой приятной, красноречивой форме. Я очень горжусь участием в Rancher Media Open и буду участвовать в нём до тех пор, пока он будет продолжаться.

 

 

Вернуться к оглавлению

Помню, когда я приобрёл свой первый Telecaster, я был в полном восторге от пластинки Альберта Кинга "Live Wire: Blues Power". Именно этот альбом РЕАЛЬНО заставил меня играть на гитаре при каждом удобном случае! Beatles были круты, но Альберт просто пригвоздил меня к стене своими бендами. Они были настолько динамичными и мощными, что я не мог думать ни о чём, кроме первого сольного вступления к "Blues Power".

 

Я и все остальные ребята района залива Сан-Франциско отправлялись на выходные в Filmore West, чтобы получить "вдохновение" на предстоящую неделю... Господь свидетель, мы не хотели оставаться в школе. На самом деле, всё, что мы делали после школы, это джемовали в чьём-нибудь гараже, играя эту песню снова и снова, пока бедная мать парня не выдерживала ещё одного повтора, или большой дозы громкости, или валиума, который на неё подействовал (в зависимости от того, что наступит раньше)!

Rolling Stones очень верно подметили это в своей песне "Mother's Little Helper", это чертовски точно! Влияние Альберта до сих пор ощущается во мне (как и в охуиллионах других музыкантах). Давайте теперь обсудим его особые приёмы и его оборудование, поскольку оно было очень уникальным само по себе и для Альберта. Когда в 1968 году вышел его альбом "Blues Power", Альберт играл на своей до боли знакомой гитаре Gibson Korina Flying V 1958 года через усилитель Acoustic 260 с кабинетом, оборудованном двумя пятнадцатидюймовыми динамиками Altec Lansing и высокочастотным рупором, встроенным в корпус кабинета.

 

БОЛЬШАЯ часть его звука была обусловлена тем, что он играл большим пальцем, а не медиатором. Как и Джими Хендрикс, Альберт тоже был левшой, но играл на перевёрнутой вверх тормашками гитаре настроенной под правшу. Тот факт, что его гитара имеет по 3 колка с каждой стороны головы, объясняет одинаковое натяжение струн с каждой стороны, в то время как у Джими на его Stratocaster расположение колков в линию изменяло натяжение струн для его ситуации, который, конечно, был с леворуким расположением струн, и он играл как левша.

 

Это может быть вам интересно, поскольку Стивен Уайт работал над гитарой Альберта за две недели до его смерти в декабре 1992 года, он рассказал, что Альберт не играл в стандартном строе... он использовал альтернативный строй, начиная от тонкой струны вниз: D, A, F, C, F и C. Обратите внимание, что струны были натянуты вверх ногами! Это строй open- F6 (с квинтой или "С" в басу для второго обращения), для тех из вас, кому это интересно [или же Dm7 с септимой в басу – прим. переводчика]. К сожалению, и Стивен, и я каким-то образом утеряли данные о калибре Альберта, но я точно помню, что он начинался с .009 и опускался до .052. Я сообщу точнее, когда найду свои заметки.

 

Некоторые из вас, возможно, заметили, что звук Альберта немного изменился после наступления семидесятых. Главным отличием был тот неприятный переход на никелированные струны, которые, как мы обнаружили, стали гораздо более "звонкими" с огромной потерей в нижней составляющей тонального спектра. Вы даже можете почувствовать разницу, играя большим пальцем! В последние дни жизни Альберта я видел его выступления с усилителем Roland Jazz Chorus, в котором используются два двенадцатидюймовых динамика в открытом корпусе. Да, это далеко от его закрытых 2x15" кабинетов с рупором.

Альберт вкладывал в свои струны столько "мяса" большого пальца, что высокие частоты Altec не резал вам уши, как это было бы, если бы он атаковал их медиатором. Получался гораздо более тёплый звук, и от него не слишком сильно "пахло транзистором". Отличный пример такого звучания можно было наблюдать на альбоме "I'll Play the Blues for You", выпущенном в 1972 году. Альбом Альберта "Born under a Bad Sign" - ещё одна потрясающая запись, которую стоит послушать. Он вышел примерно в 1967 году, и на нём играет группа Букера Т. Джонса Bar-kays с участием Стива Кроппера на гитаре, Дональда "Дака" Данна на басу и вышеупомянутого мистера Джонса на клавишных. Оттенки "Братьев Блюз"!

 

Далее на повестке дня - Би Би Кинг, особенно его альбом 1964-65 годов "Live at The Regal". Для меня это классическая запись, поскольку его звук был действительно хорош по сравнению с другими его альбомами после этого периода. На этом альбоме Би Би играл на Gibson ES-335 (а не на ES-355, который красуется на обновлённых обложках современных переизданий пластинок и дисков). Я действительно верю, что его "королевский" звук исходил от Fender Super Reverb такого же винтажного. Насколько мне известно, Би Би предпочитал набор струн Gibson 740XL калибра .009,.011,.014,.022,.030 и .038 начиная с шестидесятых и вплоть до недавнего времени, когда Gibson выпустил именной комплект B.B. King Signature с калибра.010,.013,.017,.032,.045 и .054. Кажется, что Би Би становится всё более смелым по мере того, как развивается его карьера! Я видел выступление Би Би в Руане, Франция, во время моего путешествия по Европе на фестивале под открытым небом. По моим наблюдениям, его звучание стало ГОРАЗДО более перегруженным, чем в прошлом. Важное замечание по поводу вашего собственного звучания; уделите особое внимание размещению микрофона... ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Три миллиметра могут иметь САМОЕ решающее значение, особенно когда вы играете на открытом воздухе, где ваш звук уходит в небытие. В этом конкретном случае Би Би стал невинной жертвой неправильного расположения микрофонов: Микрофоны располагались прямо напротив пятака (или по центру) динамика его комбика (Lab Series L-5, созданного компанией Moog Music в конце семидесятых). Из-за этого усилитель звучал тонко и резко, но знаменитое "вибрато Би Би" заставило меня простить бедных звукоинженеров, поскольку они не имели ни малейшего представления о том, что делают. Что касается правильного размещения микрофона, то я обнаружил, что если расположить микрофон под углом к краю или "гофре" динамика, то можно добиться гораздо лучшей тональной передачи. Кстати, в дальнейшем мы ещё поговорим о Би Би Кинге, потому что у него есть несколько действительно выдающихся записей пятидесятых годов, которые стоит проанализировать; мы перейдём к этому после того, как закончим с "шестидесятыми"... нам предстоит ещё долгий путь.

Чтобы немного разбавить тему, давайте изучим "американского Эрика Клэптона" по имени Майкл Блумфилд. Майкл сыграл (как инструменталист?) важную роль в возрождении блюза в середине шестидесятых, когда он стал известен вместе с Полом Баттерфилдом. Дебютный альбом их группы, "The Paul Butterfield Blues Band", был выпущен в 1965 году. Судя по фотографиям альбома (и по звуку), Блумфилд использовал светлый Telecaster с палисандровой накладкой  грифа через "Блэкфэйсы" Twin Reverb. Когда вышла вторая пластинка под названием "East-West", его звук стал намного мощнее.

 

В этой саге есть забавная параллель: по другую сторону Атлантики в том же году (1966) Эрик Клэптон начал играть на винтажном "Бёрсте" Les Paul примерно в то же время. Блумфилд использовал Les Paul через Твины, а Клэптон - через комбо Marshall, но именно Блумфилд практически единолично популяризировал использование Les Paul Sunburst (и Les Paul в целом) в этой стране. Просто послушайте его второе соло из "The Work Song", и вы уверуете в эту религию!

 

Вживую он использовал пару усилителей Twin, выкрученных на максимум. Позже он стал участником группы Electric Flag, чей альбом "A Long Time Comin'" был полон гениальности Блумфилда. Вскоре после этого Майк записал альбом со Стивеном Стиллзом и Элом Купером под названием "Super Session". На этой пластинке Стиллс использовал чёрный Les Paul Custom с тремя звукоснимателями, как у Кита Ричардса.

 

Что общего e Альберта Кинга и Стивена Стиллза? Они оба играют без медиатора! В то время Блумфилд продолжал свой натиск с "Бёрстом" и тем, что звучит как его старый аппарат из пары Fender Twin. Нельзя забывать и о том, что до перехода на Sunburst, Блумфилд использовал Les Paul Goldtop с P-90. Эти четыре пластинки дадут вам много поводов для слюноотделения, поскольку сегодня они так же свежи, как и тогда, когда они были выпущены. В этот период Майкл использовал обычные струны калибра .010-.046, но затем перешёл на более жёсткий  сет, который, насколько я помню, был где-то от .011 до .048 для басовой.

Это произошло незадолго до его трагической смерти от наркотиков в Сан-Франциско [в феврале 1981 года – прим. переводчика]. Это была ещё одна тяжёлая потеря для музыкального (а также блюзового) сообщества. Мне до сих пор его очень не хватает. Итак, данный обзор не может быть полным без чела, который повлиял на большинство британских блюзменов – мистера Фредди Кинга. Этот третий джентльмен из "семьи Кингов" сыграл решающую роль в эволюции блюза, каким мы его знаем сегодня. Недавно в Канаде было выпущено CD-переиздание под названием "Freddie King: Blues Guitar Hero" на лейбле Ace. Каждый, кто интересуется блюзом, должен обязательно послушать эту жемчужину!

 

В нём собраны ВСЕ песни, сделавшие Фредди знаменитым: "Sidetracked", "Hideaway", "The Stumble", "Have You ever Loved a Woman" - эта полная компиляция из 24 песен является лучшей коллекцией в любой фонотеке. Звук, вибрато и дикая энергия Фредди, а также его мужественный вокал просто поразительны. Его звук был получен с помощью гитары типа ES-345 с массивным панчем "Твидового" усилителя. Эта подборка датируется 1961-1964 годами, и, насколько я понимаю, эту хрень!

 

Фредди был "Библией" для всех известных английских музыкантов, таких как, например, Эрик Клэптон и Питер Грин. С тем же успехом мы могли бы также добавить и Мика Тейлора! Просто как само собой разумеющееся, Фредди также был известен тем, что использовал версию Les Paul Goldtop с P-90 в дополнение к Gibson ES-345, с которым его чаще всего видели. Вы когда-нибудь замечали, что большинство настоящих чёрных блюзменов предпочитали синглы в стиле P-90 вместо хамбакеров? Я думаю, что моджо Ти-Боун Уокера действительно оказало на них серьёзное влияние...

 

Я знаю, что из своего Les Paul Junior 1956 года выпуска я извлекаю самый мерзкий звук. Все мои друзья-гитаристы за глаза называют его "Гранжмейстер". Никакой суеты, никакой суматохи, только чистый, простой, вышибающий мозги!!! В следующем месяце мы продолжим наш обзор "Блюз: Американский стиль", так как есть ещё несколько музыкантов, особенности которых стоит изучить. Факты и цифры продолжают появляться ежедневно (кажется, бесконечно).