GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы не видите часть картинок - используйте VPN или смените провайдера.

 

Глава 6

Общая картина или что отвечает за мой звук

 

 

(КАЛИБР, МЕНЗУРА И Т.Д.)

 

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, август 1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

ИТАК... снова настало время "бросить гаечный ключ"! В этом месяце я отправляюсь во Францию, чтобы провести заслуженный отпуск и заняться серьёзными исследованиями и разработками. Вы, читатели, не даёте мне расслабиться, а потом снова и снова! Пока я буду созерцать свой пупок, я решил снова пригласить наших уважаемых экспертов, чтобы углубить ваше понимание функций вашего инструмента по отношению к вашей игре и вашего собственного звука, который является результатом этого. На этот раз наш гость - Ральф Новак из Сан-Леандро, Калифорния.

Ральф - непревзойденный эксперт в области мензуры и конструирования гитар, не говоря уже о том, что он лучший специалист по ладам на этом шарике, который мы называем "Земля". Кроме того, как вы увидите, он преуспел и в других областях гитарных знаний. В этой главе Ральф ещё раз подчеркнёт важность того, как длина мензуры вашей гитары влияет на работу струн и их звучание, поскольку это не менее, если не более важно для вашего конечного звука, чем внешние факторы, такие как усилитель. Рассматривайте этот материал как нашу версию слишком известного курса "Perfect Pitch", о котором вы так много слышали в последние несколько лет [учебный курс "Абсолютный Слух" Дэвида Лукаса Бёрджа - прим. переводчика]. Дамы и господа, без лишних слов... Ральф Новак.
 

В то время как Дин в этих рассуждениях сосредоточился на самой струне, я хотел бы расширить это внимание на то, как струна функционирует в контексте: как струна связана с гитарой и музыкантом. Это информация, которая может быть использована вами немедленно; чтобы помочь вам понять те переменные, которые могут определять ваш звук, и проникнуть в суть некоторых основных решений по оборудованию. Хотя будет представлена некоторая "наука", она не будет пугающей, и я обещаю, что буду соотносить ее с реальностью создания музыки на гитаре.

Давайте окунемся в суть: модель физического идеала вибрирующей струны состоит (для наших целей) из трех основных характеристик и эти характеристики взаимосвязаны... если вы изменяете один элемент, это влияет на все остальные. Эти характеристики - МАССА струны, то есть её плотность по отношению к ее размеру; ВИБРИРУЮЩАЯ ДЛИНА струны, или длина мензуры гитары; и НАПРЯЖЕНИЕ струны, или настройка высоты её тона. Другие элементы, такие как трение и упругость, хотя и очень важны для физика, гораздо менее важны для нас, музыкантов, поскольку эти факторы относительно постоянны для нашего применения, поэтому могут быть исключены из переменных.

 

Применим эти отношения к нашей музыкальной среде: Gibson Les Paul имеет более короткую мензуру, чем Fender Stratocaster; если на обе гитары установлены струны от .010 до .046, и обе гитары настроены в стандартном строе, то Les Paul будет иметь "более свободный звук", чем Stratocaster. Более короткая длина мензуры Les Paul позволяет струне достигать высоты звучания с меньшим натяжением; подробнее о том, как это влияет на тембр, мы расскажем позже, а пока давайте продолжим изучение нашей физической модели.

 

Если мы настроим эти два инструмента так, чтобы натяжение струн было одинаковым, то Les Paul будет настроен выше. Кроме того, если мы поменяем калибры струн так, чтобы при одинаковой настройке оба инструмента имели одинаковое натяжение струн, нам придется использовать струны большего калибра (увеличенной массы) на Les Paul или меньшего калибра (уменьшенной массы) на Stratocaster. Важным фактором, присутствующим в этой взаимосвязи, является окружение "реального мира": поскольку это не математический идеал, а функциональная взаимосвязь, мы ограничены физическими размерами и свойствами материалов, с которыми мы можем столкнуться.

Этот фактор жизненно важен для нас, музыкантов; мы тратим бесчисленные часы на развитие техники, оттачивание звука и бесчисленные доллары на оборудование, которое обеспечивает этот звук. Мы сами себя подставляем под удар, если используем старые, некачественные струны или струны с производственными дефектами. Справедливости ради следует отметить, что даже дорогие струны могут иметь дефекты. На нас, музыкантах, лежит бремя поиска дефектов струн и их обнаружения до того, как струны причинят нам ненужные огорчения.

 

Проще говоря, проверьте свои струны перед установкой. Можно обнаружить неровности, перегибы и ослабление оплётки до того, как они испортят вашу сессию. Ознакомьтесь со струнами разных марок; обратите внимание на тональные различия и соответствие качества. Держите под рукой запас отдельных струн нужного вам калибра, чтобы замена неисправной струны, даже прямо из упаковки, была относительно безболезненной. Ваш звук начинается со струны.

 

Последний фактор "реального мира", который мы рассмотрим, прежде чем перейти к тональным эффектам этих переменных, - это качество контактных поверхностей, где струна соприкасается с инструментом: если верхний порожек, лады или седло имеют проблемы, которые не позволяют струне "естественно преломляться" в этих точках, или расшатаны относительно остальной части инструмента, то это ухудшает работоспособность. Фактически, всё, что влияет на свободную вибрацию струны, будет влиять на звук: контактные поверхности, магнитные поля, жёсткость "шасси" (например, цельнокорпусной или полуакустический инструмент), плотность и масса шасси, даже то, как струна "возбуждается"... ковыряется пластиком или щипается пальцем. Музыкальная энергия исходит от струны - и то, как быстро эта энергия рассеивается корпусом и опорными частями инструмента, влияет на атаку, сустейн и громкость. Это относительно ясно; мы можем легко заметить, что акустическая гитара с гибкой верхней частью, похожей на мембрану, преобразует энергию струны в громкость и проекцию; цельнокорпусная электрогитара не будет иметь такой громкости (без подключения!), как акустическая, но будет иметь больший сустейн, потому что цельный корпус и жёсткое шасси поглощают энергию струны медленнее, поэтому струна вибрирует дольше.

 

Мы можем заметить, что струнный инструмент ведет себя как "замкнутая цепь"; как струна возбуждается, влияет на то, как струна реагирует, и две составляющих: струна и инструмент, постоянно влияют друг на друга в течение всего цикла, пока энергия не рассеится. Давайте вернёмся к нашему физическому идеалу и рассмотрим его с тональной точки зрения; вспомним пример Les Paul и Stratocaster как инструментов с разной длиной мензуры, но одинаковыми калибрами струн и настройкой. Les Paul кажется "свободнее", но как он звучит?

Ну, к настоящему моменту, я думаю, вы начинаете понимать тонкости того, как стать своим собственным "гуру тона". После того, что Ральф, Стивен и я обсудили до сих пор в этой серии материалов, вы, надеюсь, получили более широкое представление о том, как на самом деле создаются звук и тон. Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что ваш звук находится в ваших пальцах по отношению ко всем остальным частям "пути сигнала". Если ваши струны стоят на первом месте, то именно то, что вы делаете с ними во время исполнения, становится вашим "собственным" звуком из-за фактора, известного как "чувствительность к прикосновениям". Простой пример - у каждого своё вибрато, атака при игре и уникальный стиль бендов. Я даже обнаружил, что для каждого пальца у меня свое вибрато, не говоря уже о том, в какую сторону оно направлено (вверх или вниз). У меня есть пять или шесть разных вибрато для различных целей.

 

Чем больше вы будете знать о своих маленьких "причудах", тем более узнаваемым станет ваш стиль для вас и других музыкантов. Так сказать, вы станете брэндом на всю жизнь, но имейте в виду, что ваш личный стиль никогда не перестанет развиваться. Мы постоянно подвергаемся воздействию звука, и его влияние на наш разум бесконечно. И ещё одно: даже если мы возьмем перерыв в игре на длительный период, мы вернемся к своему инструменту, как к новому! У всех нас есть тенденция продолжать мысленно "практиковаться", даже если мы физически не имеем контакта с нашим инструментом.

 

В следующий раз вы получите ещё больше материала о шестидесятых. Можете быть уверены, что мы вернёмся с новыми сюрпризами, когда вы меньше всего будете их ожидать. А пока мне пора собираться... вы знаете, что я встречаюсь с Кеном Фишером за обедом в Боснии, и я не могу заставить его ждать!!! Ральф Новак - лютье, мастер по ремонту, изобретатель, автор, энтузиаст винтажных гитар и музыкант. Он реставрирует старинные инструменты в своей мастерской в Сан-Леандро, Калифорния, а на его гитарах играют такие знаменитости, как Чарли Хантер и Джо Луис Уокер; он написал серию статей "как сделать" для журнала Guitar Player, в которых исследовал кастомовые схемы, и имеет патент США на систему "веерных ладов". С ним можно связаться по телефону, по тихоокеанскому времени до 17:00, или написать на почту: [от переводчика – поскольку прошло почти 30 лет, и контакты могли измениться, ограничусь ссылкой на Novax Guitars].

 

 

Вернуться к оглавлению

Чтобы исключить влияние звукоснимателей и электроники в этом аудиотесте, мы попробуем эти гитары в отключенном состоянии. У нас всё еще будет влияние различных пород дерева, фурнитуры, болчёного грифа по сравнению с вклеенным и т.д., но мы попытаемся "услышать за пределами" этих вещей. Если вы действительно можете попробовать, пожалуйста, сделайте это. Если у вас есть несколько Стратов и Лесполов, чтобы попробовать, ещё лучше. Попробуйте сначала играть только на открытых струнах. Прислушайтесь к следующим моментам: быстрая или медленная атака? Гармоническое содержание струны относительно яркое или жирное? Теперь попробуйте сыграть несколько гамм в разных местах грифа; обратите внимание на те же моменты, которые мы искали на открытых струнах, но теперь также обратите внимание на то, "предпочитает" ли тот или иной инструмент басовый или верхний регистр.

 

Попытайтесь "услышать сквозь" влияние материалов и конструкции... попытайтесь услышать, как звучит длина мензуры. Многие из вас уже знают, что Страты и Лесполы звучат по-разному не только из-за звукоснимателей и деталей конструкции, таких как фурнитура; длина мензуры является одним из основных факторов, определяющих тон этих инструментов. Всё сводится к струне! Длина струны влияет на тон, поскольку она влияет на то, какие гармоники будут преобладать в общем звучании струны.

 

Яркие гармоники, характерные для более длинной мензуры Stratocaster, слабы в мензуре Les Paul, но Леспол обладает сладостью и округлостью, недоступным Стратам. Те из вас, кто знаком с моими гитарами, знают, что я пришёл к использованию переменной мензуры для создания своих инструментов; уникальный, чистый тон инструментов с веерным расположением ладов возникает благодаря сочетанию длины мензуры таким образом, что каждая струна имеет свой собственный голос.

Мы можем наблюдать и другие тональные эффекты длины мензуры; Les Paul с более короткой мензурой немного сложнее настроить. Он более чувствителен к дефектам струн и реагирует на "бендинг ноты" более чувствительно, чем Strat. Если вы никогда не сравнивали эти два инструмента таким образом, попробуйте; если на обе гитары, Les Paul и Stratocaster установлены струны одинакового калибра и настроены на один и тот же стандартный строй, и мы подтяним высокую струну "E" Страта на целый тон, а затем приложим те же усилия, чтобы попытаться подтянуть высокую струну "E" на Лесполе, мы получим изменение высоты более чем на целый тон на Лесполе... почти минорную терцию.

Очевидно, что наш выбор инструментов связан с нашими личными предпочтениями в отношении тембра и удобства игры, и нам как музыкантам важно понимать, почему эти инструменты могут подходить или не подходить для наших целей и потребностей. Понимание того, как взаимодействуют струны и мензура, может дать нам большее понимание в достижении желаемого тона; это не только звукосниматели и усилители. В мои намерения входило предоставить информацию, которая поможет вам в поисках своего звука; понимание того, как струна на самом деле лежит в основе хорошего тона, может указать направление.