Глава 5
Великолепные шестидесятые или Славные Годы
Часть ТРЕТЬЯ (ДЖИМИ ХЕНДРИКС, БЛЭКМОР)
Дин Л.Фарли
Vintage Guitar, июль 1994
перевод с английского
Что ж, мы снова вернулись с новым материалом. Я уверен, что к этому времени вы уже приняли душ и смыли "Eau d' Stench", поскольку его запах примерно такой же сильный, как оборонительная (и наступательная) струя скунса. По крайней мере, при попадании под "Eau d' Stench" купания в ванне с томатным соком не требуется! Надеюсь, когда вы столкнётесь со "зловонием", вы будете различать этот вонючий запах, поскольку вам знаком. Вы будете находиться в том ментальном состоянии, которое известно как "глубокие познания", в другой терминологии: ПОКУПАТЕЛЬ, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!
Теперь мы продолжим наше путешествие в конец шестидесятых и обсудим оборудование, которое использовали музыканты той эпохи, и то, как оно влияло на их звучание. Пару дней назад я имел удовольствие пообщаться с Роджером Майером, который, как многие из вас знают, был лучшим электронным магом и гитарным техником Джими Хендрикса. Во время нашей относительно короткой беседы он действительно просветил меня относительно оборудования Джими в том, что действительно использовалось на студийных сессиях, начиная с периода Axis: Bold as Love и далее.
Роджер сообщил мне, что в арсенале усилителей Джими были 100-ваттные Sound City для чистого звука и Marshall для более тяжёлого, звука дисторшн. В некоторых случаях Джими подключался прямо в пульт. По словам Роджера, во время сессий Electric Ladyland также использовался Fender Twin. Раз уж мы заговорили об усилителях, следует упомянуть, что существовало две версии голов Sound City, одна из которых имела секстет EL-34 мощностью 100 ватт, а другая - 200-ваттная версия была с квартетом KT-88 в качестве выходной секции в этом усилителе.
В следующем месяце мы ещё больше углубимся в тот период, но будем смотреть на него с другой точки зрения: Блюз и его огромное влияние на звуки, которые мы впитывали в себя. Кроме того, все любят блюз, верно? Мы собираемся поднять тему звука в "американском стиле" в противовес "британскому". Ждите будущих материалов о психоделической музыке и всякой разной всячине, пока все это не переплетётся в один тяжёлый кулак разнообразия!
Наряду со всем этим, мы будем обсуждать длину мензуры в покомпонентном виде с мучительными подробностями. Разумеется, я привлеку опытную группу экспертов, которые помогут нам разобраться в этом вопросе, чтобы мы могли получить докторскую степень в области "понимания звука".
Особую благодарность следует выразить Роджеру Майеру, Баку Мангеру и Джимми Крамми за их помощь в подготовке этой статьи. Особая, особая благодарность доктору Карен Лундегаард из Беркли, Калифорния (да что со мной и Беркли вообще?) за её лекции и за то, что она является величайшим учителем, которого я встречал на этой планете! И последнее, но не менее важное: Дэну Буллвинкелю и Дэну Федоренко за то, что они поддерживают нас в то время, когда я нахожусь в одном из своих путешествий по стране или там, где мне нужно быть в срочном порядке.
Все знают, что Роджер модифицировал многие эффекты Джими, такие как его педали вау-вау и Fuzz Face. Всем известно, что Хендрикс также использовал вибрато-хорус Uni-vibe. Джими также был известен тем, что возился практически со всем, что появлялось на рынке, чтобы найти способ включить их в свой музыкальный мешок хитростей.
Есть ещё один участник этой саги, когда речь заходит об усилителях Джими. Это Бак Мангер, бывший руководитель отдела по работе с артистами компании Sunn Musical Equipment, расположенной недалеко от Портленда, штат Орегон. Бак заключил сделку с Джими Хендриксом во время знаменитого поп-фестиваля в Монтерее в "Лето любви" 1967 года. Его эндорсмент касался специальных усилителей, сделанных по индивидуальному заказу, по личным спецификациям Джими.
Эти усилители имели очень мощные специально разработанные трансформаторы, которые могли выдерживать огромную громкость. Эти головы имели квартет выходных ламп KT-88, и Джими использовал одну голову с двумя заказными кабинетами Sunn с шестью двенадцатидюймовыми JBL в каждом. Согласно моим исследованиям, Джими использовал на своих концертах пять голов, что соответствует десяти отдельным акустическим кабинетам! Если учесть, что усилители выдавали около 120 ватт RMS каждый, будучи подключенными параллельно друг другу, это создавало очень много шума!
После работы в Sunn Бак стал самым известным менеджером по отношениям с артистами в истории Gibson и Moog в семидесятые годы. Сегодня он является издателем собственного журнала Портленда под названием Two Louies, который освещает региональную сцену и то, что происходит в их районе в музыкальном плане [журнал перестал выпускаться в 2005 году, а в 2007 возродился как Buko Magazine и просуществовал ещё лет 10 – прим. переводчика]. Журнал Louies начал выходить в 1979 году и продолжает сообщать о том, что модно и интересно в музыкальном мире. Бак также является огромным источником информации о музыкальных мелочах, так что если кто-то из вас захочет связаться с ним, с ним можно связаться по телефону [от переводчика – поскольку прошло почти 30 лет, и номер мог измениться, считаю нет смысла его публиковать]
Что касается струн Джими, он использовал набор Fender 150, калибра .010, .013, .015, .026, .032, .038 с круглой внешней оплёткой из чистого никеля. Есть что-то особенное в том, почему именно этот сет сработал для Джими, в то время как для других гитаристов он не сработал бы так же хорошо.
Если принять во внимание тот факт, что на Стратокастере Джими играл вверх тормашками, то можно заметить, что верхние высокие струны находились ближе к его колкам, так как его головка была перевёрнута, как, например, у Gibson Firebird. Это создает более сильное напряжение (ощущение натяжения) струн, поскольку они находятся ближе к верхнему порожку по сравнению с обычной праворукой ориентацией Страта. Три нижние басовые струны - это другая история, так как у них больше расстояние до колков по сравнению с "нормальным" Стратом.
Когда у вас есть лишняя длина струны за порожком, это РЕАЛЬНО влияет на ощущение струны, потому что при настройке в стандартном строе натяжение меньше. Теперь, если добавить к этому, то что Джими настраивался в Eb, то можно представить себе, как свободно и расслабленно чувствовали себя его нижние струны! Я полагаю, что Джими Хендрикс ОЧЕНЬ легко прижимал левой рукой струны к грифу, не говоря уже о высоком контроле над техникой игры. [от переводчика: если у вас есть гитара с топлоком, попробуйте сравнить лёгкость исполнения бендов при затянутом и отпущенном топлоке]
Когда речь заходит о медиаторах, он использовал медиаторы Manny's средней толщины, стандартной фендеровой формы. Кроме того, Кен Фишер обратил моё внимание на то, что он видел старый фильм, где Джими исполняет демо-версию песни "Angel" в своей квартире в Гринвич-Виллидж, используя усилитель Fender Deluxe и свой верный Stratocaster. Эта песня была из его альбома Cry of Love.
Роджер Майер признался мне, что он был не на всех сессиях, поэтому я постараюсь связаться с Эдди Крамером, чтобы получить больше подробностей об усилителях, которые использовались на сессиях Are You Experienced. Я слышал из других источников, что "Purple Haze" и "Hey, Joe" были записаны на старом Телекастере Ноэля Реддинга, который Джими просто перевернул и перестроил! Когда все эти годы мы думали, что это был Страт... НЕТ! Это действительно взорвало мой мозг, это точно. Следите за 11-часовыми новостями!
Если вдуматься, звук Джими был очень уникальным, потому что всё было перевёрнуто с ног на голову и наоборот, вплоть до угла наклона бриджевого звукоснимателя в сочетании со ступенчатым расположением его магнитоводов, тоже задом наперёд. Другие интересные факты о Джими включают "гибсоновый" этап его карьеры, когда он использовал гитары SG Custom, Les Paul Custom и, конечно же, свой знаменитый Flying V. В этот период компания Darco выпустила на рынок комплект струн, который назывался Hendrix Set. Эти струны также были из чистого никеля, НО они немного отличались по диаметру. И вот, они оказались тем, что сегодня принято называть "Regular Light", то есть: .010, .013, .017, .026, .036, .046. Интересно, почему он вдруг стал использовать этот калибр? Для меня совершенно очевидно, что, возможно, более короткая мензура его гитар Gibson может иметь к этому какое-то отношение. Представьте, как паршиво чувствовали бы себя его стандартные струны 150 на инструменте с 24,75-дюймовым грифом, особенно когда он был настроен на полтона ниже ......Хммммммммммммммммм!
Также интересно вспомнить, что на внешней этикетке этих Darco Funky, как они назывались, только на комплекте калибра .010 было написано Hendrix Set. Некоторые из вас, возможно, помнят уродливую зелёную упаковку, в которой поставлялись эти струны... на самом деле, они действительно хорошо звучали, потому что были сделаны из качественного никеля, и у них был настоящий открытый, воздушный, приятный тон на струнах без оплётки. Для меня эти голые струны звучали очень похоже на бронзовые комплекты Martin той эпохи. Я полагаю, что компания Darco в то время действительно производили акустические бронзовые сеты для Martin [От переводчика: на просторах рунета вы можете найти мою статью об истории компании D'Addario, где подробно написано о Darco и Martin, написанную для одного из музыкальных магазинов. Поскольку материал продан, под ним стоит чужое имя].
Существует огромное множество великолепных мелодий той эпохи, например, вступительный рифф Rolling Stones к песне "Midnight Rambler" с их альбома Let it Bleed. Звук, полученный Китом Ричардсом на этой композиции, поражает обилием басов в звуке, а также тем, что он не "грязный". Позвольте мне сказать вам, что его очень трудно повторить! Я считаю, что этот звук был создан с помощью Les Paul Standard или Les Paul Custom с тремя PAF'ами в положении Rhytm или нэковом звукоснимателе через пару Fender Super Reverb винтажной серии Blackface. Конфигурация динамиков 4x10" в этих комбиках обеспечивает действительно мощный звук без грязи в низах.
Если вы хотите получить такой звук, но не можете найти пару хороших Super Reverb, усилитель Jim Kelley позволит нарулить его примерно за три секунды! Мне они очень нравятся, и у меня их довольно много в моей личной коллекции. Их сняли с производства примерно в мае 1985 года, и они стали очень востребованными. Я купил их на запчасти, когда никто не знал о том, насколько хороши эти усилители. Если вы хотите услышать некоторые примеры звучания этого усилителя, вы можете обратиться к любой хорошей записи Бонни Райтт (она использует две одноканальные модели), или вы даже можете включить песню Dire Straits "Money for Nothing" с их альбома Brothers in Arms. Какой звук!!! В этой песне двухканальный комбо FACS работает через кабинет Marshall.
Другие примеры великолепного звучания можно найти на первых пяти альбомах Deep Purple. Мои личные фавориты - первый альбом, Shades of Deep Purple и Deep Purple: In Rock. Разница в звучании, скажем, между "Hush" с первого альбома и "Child in Time" с In Rock - это огромная противоположность. "Hush" была записана на Gibson ES-335 dot-neck, а вторая - на Стратокастере. В первой песне у Ричи Блэкмора был по-настоящему мрачный звук; это снова были струны с никелевой круглой оплёткой, звучащие через 200-ваттные стеки Marshall Major, для которых требовались два кабинета с 30-ваттными динамиками Celestion, чтобы выдержать мощность усилителя.
Следует также отметить, что Ричи был самым первым гитаристом, который использовал заводской регулятор мастер-громкости на своих усилителях Marshall. Его струны всегда были английской марки Picato калибра .010, .011, .014, .026, .038, .048.
Звук на "Child in Time" был чуть тоньше, но не намного, поскольку он использовал передний нэковый звукосниматель своего Страта для большинства соло. Усилители были одинаковыми, насколько я могу судить. Если вы вернётесь и послушаете, вы поймёте, что я имею в виду. Как гитаристам, всегда удивительно вернуться к произведению, которое вы не слышали 20 лет, и обнаружить, как улучшился ваш слух, в то время как вы думаете о том, как трудно было получить ТОТ звук, когда вы были ребёнком!
Помните, как вы сидели в своей комнате и снова и снова опускали иглу проигрывателя на ту самую маленькую деталь, которая приводила вас в бешенство, изнашивая при этом вашу совершенно новую пластинку? Вот это были настоящие высокие технологии, да? Да, точно! Мы все были очень расстроены, потому что это был такой трудоёмкий метод разучивания нужных нам партий. С появлением портативных кассетных магнитофонов мы почувствовали некоторое облегчение, но не слишком большое, так как мы и их изнашивали! Что бы я тогда отдал за простую четырёхдорожечную деку... Теперь, благодаря достижениям в индустрии звукозаписи, у нас действительно есть всё. В этом отношении наши дети действительно имеют больше возможностей!