GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы не видите часть картинок - используйте VPN или смените провайдера.

 

Глава 4

Во всём должна быть точность или Eau d' Stench

 

 

(О плохих струнах)

 

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, июнь1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить читателей Vintage Guitar за ошеломляющий отклик на этот цикл публикаций! Никогда в своих самых смелых мечтах я не ожидал такого количества звонков и писем с поддержкой и энтузиазмом. И не только за это, но я получил множество образцов струн, которые датируются от 1969 года и ранее, вплоть до 1940-х!

 

Спасибо Майку Лонгворту из Martin, Терри Фрэнку из Terry's Hi Action Guitars, Джиму Рейнхардту из Онтарио, Канада, а также Фреду Задику из Fred's Guitars, Кену Фишеру из Trainwreck Circuits, Джеральду Веберу и Терри Обре из Kendrick Amplifiers, Линди Фрэлину, Филиппу Кубицки, Алану и Клео Гринвудам и их удивительному штату душевных, замечательных людей, без помощи которых эта колонка была бы невозможна. Большой поклон Жанин и Эдвине за сохранение "души" этих публикаций, ведь их энтузиазм и советы не будут забыты при моей жизни, это точно! Пожалуйста, продолжайте звонить, присылать открытки, письма и особенно эти невероятные струны, так как мы планируем сделать фотоколлаж из их конвертов с указанием технических характеристик и даты производства.

 

Я решил немного отвлечься от "шестидесятых", чтобы рассмотреть ситуацию, которая требует объяснения, поскольку она слишком распространена среди производителей струн. В этом месяце мы сосредоточимся на проблеме бракованных струн и на том, как они влияют на вас, конечного потребителя. Сейчас я хотел бы представить вам моего друга и коллегу, гитарного техника Стивена Уайта из Беркли, Калифорния, который расскажет о технических тайнах того, как вы можете определить дефектные струны, которые вы встретите во время вашего слухового путешествия в "тональную зону". Предупреждаю... Стивен определённо откроет вам глаза на вещи, о которых вы, возможно, даже не задумывались!

 

Здравствуйте, меня зовут Стивен Уайт; я ремонтирую и конструирую гитары и электробасы в районе залива [Сан-Франциско, Калифорния – прим. переводчика] с 1979 года. Дин пригласил меня выступить с безумной, язвительной критикой современного состояния производства струн, так что вот что вам скажу: дефектные струны, несомненно, являются самой распространённой проблемой, с которой сегодня сталкиваются музыканты.

 

По сути, струны - отстой! Вспомните свой собственный опыт: сколько раз вы устанавливали новый комплект струн на свою любимую гитару, только чтобы обнаружить, что одна или несколько новых струн (вероятно, струна G) плохо настраиваются или звучат "нелепо"? Вы, вероятно, подумали: "Боже, мои уши вдруг стали плохо работать..." или "Вау, что не так с моим усилителем?". Так вот, угадайте, Холмс... это - проклятые струны!

 

Раз за разом клиенты звонят мне по телефону, визжа и завывая о "таинственных проблемах" с их гитарами, которые в итоге оказываются "просто" бракованными струнами. ААААРГХ! Хотите верьте, хотите нет, но в моей работе по ремонту у струны есть около 30 секунд, чтобы сыграть правильно, иначе сразу на выкинштейн! Я обнаружил, что от 5 до 15 процентов (в зависимости от брэнда) всех струн G (голые струны толщиной от 0,016 дюйма) являются бракованными. Это совершенно ужасно. Можете ли вы представить, чтобы гитаристы мирились с тем, что ЛЮБОЙ другой товар выходит из строя один раз из семи сразу же после извлечения из коробки? НОВОЙ??? АААААААААААА!!!

EAU D'STENCH (Зловоние - прим переводчика)

 

Проблема в том, что неисправность струн может быть очень тонкой. Нестроевич, "двоение" (слышимость двух звуков одновременно), странные колебания высоты тона, "мёртвость" (плохая высокочастотная гармоническая характеристика) и причудливые звуки, напоминающие ситар - всё это симптомы дефектных струн. Если вам кажется, что вы попали в этот адский лабиринт, вот несколько (относительно) простых тестов, которые вы можете провести в уединении вашей маленькой квартирки. Первый тест на выявление дефектных струн проводится прямо в тот момент, когда вы вынимаете их из индивидуальных бумажных конвертов.

 

Размотав струну и позволив ей свисать шаровым концом вниз, вы можете мгновенно обнаружить самую распространённую проблему со струнами: гнутые новые струны! Мягкие "волнообразные" изгибы обычно в порядке вещей, но очень резкие изгибы или перегибы (скажем, изгибы на 45 градусов) означают, что ваша чудесная, новая струна ПЕРЕГНУТА! Даже не пытайтесь поставить её на вашу гитару; она никогда не будет нормально звучать. Забудьте о ней! Теперь второй тест. Некоторые из вас, счастливчики, имеют доступ к микрометру. Используя этот инструмент, вы можете проверить толщину струны через каждые пару-тройку сантиметров или около того. Если вы обнаружите отклонение в толщине более чем на .0002" (две десятитысячных дюйма) на голой струне, вы почувствуете это EAU D'STENCH своим носом!

 

Две или три "десятых" (десятитысячных дюйма) допустимы (на крайняк) для витой струны, но если больше... ВЫ ПОПАЛИ! Теперь я понимаю, что у большинства из вас, вероятно, нет под рукой микрометра (возможно, вы сможете одолжить его у одного из ваших друзей, который работает с автомобилями; у них почти всегда есть такой прибор), поэтому вот способ проверить отклонения в толщине ГОЛОЙ струны вручную (на витых струнах этот фокус не пройдёт).

Инструменты, которые вам понадобятся для этого теста:

 

1) Ваши руки

 

2) Таз с водой, настолько горячей, насколько вы можете выдержать, в котором можно смочить руку

 

3) Устойчивое место, чтобы положить гитару Полностью ослабьте (расстройте) рассматриваемую струну и положите гитару на очень устойчивую поверхность. Намочите руки в тазике с горячей водой (спорим, вы не догадались об этом), это обострит нервные окончания в кончиках пальцев. Примечание: Гитаристы получат лучшие результаты, используя правую руку, так как кончики пальцев левой руки ДОЛЖНЫ быть очень мозолистыми.

 

Осторожно прижмите струну с одного конца и медленно проведите кончиками пальцев по струне, ощущая любое изменение толщины. Это может показаться безумием, но вы можете (с практикой) действительно почувствовать разницу между струной толщиной, скажем, .016 и .0165, если изменение размера происходит довольно резко. Обычно, по крайней мере, по моему опыту, отклонение калибра струны либо неизменно по всей длине струны (например, струна .010, которая на самом деле .0095), либо отклонение калибра больше похоже на шишку; ЭТО можно определить. Качество покрытия (или его полное отсутствие) также критически важно для работоспособности и срока службы струны, и вполне возможно, что общие стандарты струнного "бизнеса" для покрытия ещё ниже, чем для точности калибровки. АААААААААААААААААААААААА!!! (если вы мне не верите, рассмотрите свои струны под лупой; и будьте готовы взорваться от злости!)

 

Далее мы обсудим витые струны, после того как ваши таблетки от давления начнут действовать... Если вы думаете, что голые струны - это что-то из ряда вон выходящее, просто представьте себе адскую невозможность взять некачественный, не соответствующий нормам, бугристый, перекрученный вокруг оси шестигранный (прямо шестигранного сечения) корд и обмотать его хреновой никелированной проволокой, которую вы и не подумали бы принести домой (к тому же очень неплотно намотанной проволокой!) Серьёзно, однако, трудности при производстве первоклассных витых струн гораздо выше, чем при производстве голых струн.

 

Натяжение, с которым внешний слой наматывается на корд (например), абсолютно критично, и только очень узкий диапазон натяжения будет работать. Типичными симптомами чрезмерно натянутой оплётки являются потёртости; блестящие пятна на поверхности оплётки или участки, где кажется, что струна была расплющена. Симптомы ослабленной оплётки более очевидны: вышеупомянутые странные ситарные звуки на прижатых струнах (ситарные звуки  на открытых струнах обычно вызваны дефектами верхнего порожка), безумные звуки, похожие на фузз, при игре с чистыми настройками усилителя и внезапная растрёпанность оплётки на одном участке струны.

"Двоения" на  струнах витых могут быть вызваны неправильным натяжением обмотки, неровностью корда или ДРУГОЙ большой проблемой со струнами на электрогитарах - магнитным полем звукоснимателей! Магнетизм звукоснимателей - это ужасная проблема (если вы действительно пытаетесь играть в строе), которая в основном игнорировалась в предыдущих обсуждениях проблем гитары. Я расскажу о правильной отстройке гитар и бас-гитар в одной из следующих публикаций, а пока просто скажу, что в целом, витые струны более чувствительны к магнитным интерференциям, чем голые струны, потому что они обычно испытывают меньшую нагрузку на растяжение; то есть, они настроены на более низкие ноты.

 

Я понимаю, что я уже довольно сильно поношу эти струны, но дело в том, что практически невозможно сделать гитарную струну достаточно хорошо, и, на мой взгляд, большинство современных компаний, занимающихся намоткой струн, слишком озабочены "стоимостью единицы" своей продукции, и недостаточно - базовым качеством. В значительной степени виновата жадность гитаристов, которые слишком гонятся за дешевизной цене... другими словами, ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ТО, ЗА ЧТО ВЫ ПЛАТИТЕ!

 

Басовые струны... Я еще не говорил о басовых струнах... подумайте вот о чем... Я уже говорил о том, что витые струны имеют всё те же проблемы, что и голые струны, плюс безумные проблемы с попыткой идеально намотать ещё одну проволоку вокруг сердечника? Понимаете ли вы, что толстые басовые струны в основном делаются путем использования витой струны и нанесения на неё ТРЕТЬЕГО слоя? Достаточно сказано? (ЙЕЕЕЕЕА!). Ну, думаю, этого достаточно для одной тирады.

 

Если у меня будет время, я вернусь, чтобы поговорить о точности интонирования и других вопросах звучания! До следующего раза, всегда помните, что если кто-то укоряет вас за вашу технику, просто скажите ему: "Эй, чувак, я могу играть так же громко, как и любой другой!". ЧАО!

 

В любом случае, ребята, я искренне надеюсь, что Стивен пролил свет на проблему, которая мучает всех нас в то или иное время; как говорилось в предыдущих материалах, просвещение - это главная задача, и мы не боимся правды.

 

Теперь вы, читатели, будете тратить меньше денег в местной мастерской по ремонту усилителей и меньше времени у врача-сурдолога! Мы стремимся к тому, чтобы вы точно осознавали своё музыкальное окружение, чтобы вы могли получать истинное удовольствие от игры, как никогда раньше. Я уверен, что вы, подписчики  V.G., предпочли бы наслаждаться звуком, а не ругать себя за то, что не можете создать то, что действительно хотите услышать.

 

В следующем месяце мы продолжим наше исследование на тему "Великолепные шестидесятые или Славные Годы Часть 3". Конечно, мы будем рады ответить на любые ваши вопросы. Одна простая просьба: Когда вы, ребята (или девчонки), пишете нам, пожалуйста, не забудьте указать свой номер телефона и часовой пояс, чтобы я мог быстро связаться с вами днём, поскольку я предпочитаю решать ваши проблемы или отвечать на ваши вопросы лично, так как это гораздо эффективнее по времени для обеих сторон. Если быть до конца честным, я был очень занят из-за откликов на этот цикл статей! Спасибо всем вам.

 

 

Вернуться к оглавлению