GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы не видите часть картинок - используйте VPN или смените провайдера.

Глава 3

Великолепные шестидесятые или Славные Годы

 

 

Часть ВТОРая (Винтер, Клэптон, Айомми)

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, май 1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

В нашей предыдущей главе мы узнали, что заставило звук рок-н-ролла кардинально измениться за один эволюционный шаг в металлургии. Но, как объяснялось в предыдущих колонках, струны - это самая ПЕРВАЯ часть вашего "пути сигнала", который шаг за шагом приведёт вас к желаемой звуковой цели.

 

В этой части мы постараемся сделать всё возможное, чтобы воскресить ваши самые лучшие воспоминания из школьного курса биологии, даже если вы люто ненавидели свою училку! Шучу... В прошлом месяце я сказал, что мы РАЗБЕРЁМ несколько более сильных запоминающихся музыкальных примеров, чтобы вы смогли найти желаемый звук или тембр, который, возможно, до сих пор ускользал от вас.

 

Прежде чем мы перейдем к этому, я надеюсь, что вы, читатели, проводили свои собственные эксперименты и тесты, так что вы уже немного знакомы с различиями и идиосинкразией различных струн, и их РЕАЛЬНЫМ влиянием на вашу технику, игру и, что самое важное, конечный звук, который реализуется через ваш усилитель.

Как только вы найдете идеальный набор струн, соответствующий вашему стилю игры, половина сражения будет выиграна. Помните, что когда вы попадёте в "точку", вы не будете бороться со своим инструментом по ЛЮБОЙ причине, а ваш собственный творческий потенциал взлетит выше того, что у вас было раньше! Кроме того, когда ваша гитара будет отстраиваться для ВАС и только для ВАС, вы будете спрашивать мастера: "Но... а, вы опытный?" "... ну да, я опытный!"

 

Остерегайтесь специалистов по ремонту, которые отстраивают инструмент по своему вкусу, а не по-вашему. Главное, чтобы инструмент ощущался без усилий, когда вы играете, и именно тогда вы сможете по-настоящему раскрыть свой глубочайший уровень творчества, будучи "единым целым" со своим инструментом. Другими словами, вы будете играть на автопилоте и полностью на подсознательном уровне! Как вы можете догадаться, это то состояние, в котором каждый хочет быть в музыкальном плане.

 

 

 

ЗВУКОВАЯ БИОЛОГИЯ 101

 

Итак, дети, давайте рассмотрим музыкальные примеры прошлого месяца и выясним, что же, чёрт возьми, происходило на самом деле! Для начала рассмотрим несколько фрагментов из альбома Джонни Винтера "Second Winter". Первая песня на этой пластинке называлась "Memory Pain"... в этой песне Джонни использовал свой знаменитый Gibson Firebird на переднем или "нэковом" звукоснимателе, через усилители Fender Blackface Twin Reverb.

Ещё одна веская причина заключается в том, что при использовании струн более тяжёлого калибра, например 13-56, звучание получается густым и плотным, особенно на акустических гитарах. Я считаю, что это действительно верно для небольших гитар Martin, таких как моя 000С-16. По сравнению с гитарами типа дредноут, эти инструменты звучат очень напористо, а на записи, при использовании старого лампового микрофона, они звучат просто потрясающе! Мои друзья говорят мне, что моя маленькая 000C-16 звучит намного лучше, чем их собственные D-18.

 

И снова здесь сказывается мензура, поскольку у D-18 она составляет 25,4 дюйма, а у 000 - 24,9 дюйма. Мой Martin 1990 года выпуска, поэтому у него мензура короче, чем у D-18, а гриф соединяется с корпусом на четырнадцатом ладу. Самая смешная причина пониженного строя, которую я слышал, была озвучена моим другом - лютье из Стокгольма, Швеция. Он сказал мне, что слышал из надёжных источников, что настоящая причина, по которой Джими Хендрикс играл в Eb, заключалась в том, что его роуди не могли чётко разглядеть экран стробо-тюнера Conn, когда они были под кислотой! Вот это забавно.

 

Говоря о Джими, я сейчас занимаюсь глубоким исследованием его творчества, потому что у меня много вопросов о настройке его усилителей на первых двух альбомах. Должно быть, я не ошибся с Джими, поскольку у него огромное количество оттенков звучания и его влияние на эту эпоху, которую мы исследуем безгранично. Пройдёт совсем немного времени, и я смогу поделиться с вами информацией.

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Я хочу, чтобы читатели этого журнала могли получить ответы на все свои вопросы по любой теме, которая касается помощи в достижении их звуковых желаний. Если кому-то нужно узнать, как тот или иной музыкант добился определённого звучания, мы можем получить ответы, используя этот цикл статей как средство. В конце концов, моя цель - образование и желание передать правду о струнах, усилителях и других связанных с ними вещах, поскольку все они работают совместно, чтобы сформировать то, что мы знаем как "звук".

 

Также, если у кого-нибудь есть образцы струн, которые мы можем изучить за короткое время, мы все можем извлечь пользу из полученной информации. Это сделает нас всех лучшими музыкантами, и помните, что знание - это сила! В будущем я хотел бы открыть колонку "Вопросы и ответы", отвечая на ваши вопросы. Ждите ближайших статей о том, как определить дефектные струны и что делает их такими, а также многое, многое другое о шестидесятых. Нам предстоит проделать огромную работу, так что продолжайте слушать!

 

 

Вернуться к оглавлению

Насколько я могу судить по записи, в студии он включал свои усилители на полную мощность. Поскольку я много раз видел живые выступления JW и компании в Fillmore West во время музыкального расцвета Сан-Франциско, я могу сказать, что видел, что он использовал Super Reverb и в живых ситуациях. Но, когда вы слушаете запись, его звук не был таким перегруженным, как вживую. Я позвонил гуру усилителей Кену Фишеру, чтобы узнать его мнение, поскольку он может сказать вам, какой марки лампы стоят в преампе вашего усилителя, послушав, какое фоновое шипение издают лампы во время работы! Он полностью согласился со мной, что Джонни использовал Twin вместо Super.

 

Поскольку вы знаете, что Кен ранее работал в компании Ampeg, это факт, что Джонни Винтер также использовал Ampeg во время своей карьеры. Несколько лет назад у меня был короткий разговор с гитарным техником Джонни, который на вопрос, какой калибр струн использовал Джонни, сказал мне, что он играл на .010,.013,.017,.026,.036 и .046. А вот и сюрприз! Джонни использует витую струну .017 вместо голой. При прослушивании "Memory Pain" вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можете услышать витую третью струну, поскольку она звучит жёстче и мрачнее в аккордовых риффах с дабл-стопами, особенно когда он добавляет к ним немного вибрато. Мало того, когда он играет соло, вы слышите, что две верхние струны звучат гораздо более гладко, чем его витая струна G. Зацените это!

 

У меня есть еще одна теория о том, почему он использует витую струну G: Джонни, как все знают, также  отличный слайд-гитарист. Просто послушайте "Mean Town Blues" на альбоме "Johnny Winter And LIVE", и я закончу свою мысль. "Highway 61 Revisited" - это ещё одна звуковая жемчужина (причём из чистого никеля с круглой оплёткой!) Должен сказать, что в этом цикле публикаций я буду стараться по возможности выведывать факты у самих музыкантов. Я заинтересован в том, чтобы предоставить вам только реальную информацию, иначе этот материал не будет соответствовать своему истинному замыслу.

Итак, давайте рассмотрим звук Эрика Клэптона со знаменитого альбома 1966 года "John Mayall and the Bluesbreakers". Это довольно знаменитый звук, поскольку он стал широко известным прорывом в гитарном звуке с исторической точки зрения. Это был винтажный Les Paul Standard, игравший на полной громкости через комбо Marshall 2х12 с лампами 6L6 в выходном каскаде, и ламповым выпрямителем. Струны опять же были из чистого никеля с круглой оплёткой, так как они способствовали получению приятного, округлого, текстурированного тона.

 

Это был также период, когда компания Ernie Ball стала известной здесь, в США, и начала экспортировать свои Slinky, изготовленные по индивидуальным меркам, в Великобританию. До этого гитаристы адаптировали к гитаре более тонкие  струны для банджо, чтобы иметь возможность исполнять бенды, не корчась и не стискивая зубы!

Я хочу рассмотреть ещё одного первопроходца конца шестидесятых, Тони Айомми из Black Sabbath. Тони, вероятно, использует самый странный набор калибров, с которым я когда-либо сталкивался в своей музыкальной карьере. Когда вы будете это читать, лучше сядьте... он использует калибры .008, .008, .010, .016, .024 и .032! Было бы глупо напоминать вам о тяжёлом звуке, который он получил на их первом альбоме "Black Sabbath". Большинство из вас, вероятно, знают, что Тони потерял пару кончиков пальцев в результате несчастного случая на производстве и собственноручно изготовил себе кожаные протезы, чтобы продолжать играть. Он использовал SG Special через ранние усилители Laney, и был одним из, если не первым, кто настроил свою гитару в пониженном строе, чтобы получить тот настоящий мрачный звук, благодаря которому его звучание мгновенно узнавали даже самые глухие слушатели! Если я не ошибаюсь, он модифицировал свою гитару какими-то нелепо перемотанными звукоснимателями, сделанными на заказ одним парнем из Британии, который попал в какой-то злополучный инцидент.

Насколько я помню, об этом Тони рассказывал мне это примерно в 1988 году, и если Тони читает эту статью, пожалуйста, поправь меня, если я неточно выразился. Раз уж мы заговорили о пониженном строе, я подумал, что будет интересно немного поговорить о том, что пониженный строй делает с вашим звуком и как на него влияет мензура вашей гитары.

 

Первое, что происходит, когда вы настраиваетесь в более низкий строй, это то, что вы теряете много высоких частот в своём звуке. Это происходит потому, что струны натянуты немного слабее, чем при стандартной настройке. Вы должны добавить высоких частот на вашем усилителе или использовать отдельный эквалайзер, чтобы компенсировать их потерю. Давайте на примере гитары Fender Stratocaster рассмотрим следующую концепцию: Когда вы настраиваете свой Страт, например, в Eb мензура гитары, составляющая 25,5 дюйма, по ощущениям уменьшается до 24 дюймов!

 

Это мензура Fender Mustang или Jaguar. На самом деле происходит то, что гибкость более тяжёлого калибра на Страте в Eb будет ощущаться так же, как если бы вы установили точно такой же калибр на Mustang или Jaguar в стандартном строе. При стандартной настройке вы определённо почувствуете разницу в гибкости, когда попробуете установить струны одинакового калибра на Stratocaster и более короткую мензуру в стиле Gibson, которая составляет 24,75 дюйма.

 

Мензура оказывает большое влияние на то, как выбрать калибр струн, подходящий для каждого инструмента. Правило гласит: чем больше мензура, тем жёстче струны. Чем короче мензура, тем легче бендятся более толстые струны... всё просто. В следующих главах я планирую, что приглашённые лютье и первоклассные мастера по ремонту гитар обсудят эти понятия в мельчайших подробностях, чтобы помочь вам в поисках звука.

 

 

 

ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНИЖЕННОГО СТРОЯ

 

Существуют различные причины, по которым гитаристы понижают высоту строя  на своих инструментах. Первая причина - для вокалиста. Некоторые певцы просто не могут дотянуть ноты до нужной высоты, даже если бы от этого зависела их жизнь, так что же делать группе? Во-вторых, как быть, если вы играете с духовыми инструментами, которые обычно используют бемольные тональности?

 

Отличный пример - песня "Битлз" "You've Got To Hide Your Love Away". Что звучит на заднем плане, когда поет Джон Леннон? Флейты! В-третьих, более струны G более тяжёлых калибров в ранние времена были не голыми, а в оплётке, поэтому при настройке ниже их было легче бендить.