GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы не видите часть картинок - используйте VPN или смените провайдера.

Глава 1

Современная эра струн или "Яркая сторона звука"

 

 

 

 

 

Дин Л.Фарли

Vintage Guitar, март 1994

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давным-давно... Это был апрель 1970 года, и я был молодым 15-летним подростком с только что приобретённым Fender Telecaster. Вы знаете эту картину: цвет блонд, кленовый гриф, настоящий Джефф Бек. Стоит ли говорить, что я чувствовал себя БОГОМ! Это было до тех пор, пока на следующий день я не сломал указательный палец левой руки во время игры в волейбол на уроке физкультуры!!! Должен признать, что шина очень хорошо помогала играть полные аккорды с баррэ! После того, как мой не очень ловкий палец зажил, я играл на полную катушку во многих блюзовых группах, базирующихся в гараже, поскольку в тот момент на нас сильно влияли Альберт Кинг, Джими и Ten Years After.

 

Несколько месяцев спустя, в августе, менеджер местного музыкального магазина с грустью сообщил нам, что наши дополнительные струны без оплётки B и верхние E больше не предоставляются бесплатно в наших тогдашних любимых наборах струн. БОЖЕ! Это означало, что нам придётся идти в магазин каждый раз, когда порвутся наши голые струны калибра .008 и .011, если только мы не купим дополнительные струны из знаменитого "Gauge Box". Насколько я помню, я менял струны примерно каждые полтора месяца или около того. Затем произошло нечто ОЧЕНЬ странное.

 

Наборы струн стали НЕ ТАКИМИ, как раньше! Они были значительно ярче, звонче и более ломкие, чем те, которые я помнил. Более того, они не держались и пары месяцев... становились мёртвыми как гвоздь за 3 дня! С этого грустного анекдота мы начинаем вступление в современную эру производства и технологии струн.

НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ ПРОТИВ НИКЕЛИРОВАННЫХ СТРУН


Как я уже упоминал ранее, я хотел бы затронуть тему струн из нержавеющей стали, поскольку они довольно часто используются в современной музыке, особенно в применении к бас-гитарам. Но прежде чем исследовать её влияние на звучание басов, давайте рассмотрим её функциональные качества. Не могу не задаться вопросом, почему её называют "stainless steel". На самом деле ее следовало бы назвать "rustless steel", поскольку трудно представить, что плотный металл способен покрываться пятнами! [stain на английском означает пятно - прим. переводчика] Я уверен, что нержавеющая сталь была использована в качестве альтернативы для тех гитаристов, у которых были проблемы с Ph в поте. Все вы знаете, что "Вы - то, что вы едите!", и то, что вы едите, может повлиять на долговечность ваших струн! Многие музыканты считают, что этот стальной сплав действительно служит дольше из-за своей твёрдости. Он действительно твердый, и если вы когда-нибудь пробовали комплект этих струн, то разница ОЧЕНЬ заметна. С того момента, как вы коснётесь их пальцами, они ощущаются невероятно жесткими на стандартной электрогитаре. Они очень яркие и резкие, и, как по мне, звучат очень странно, поскольку издают звук, который можно описать как разницу между ламповым и транзисторным усилителем. Другими словами, ламповый усилитель дает вам тёплый и ровный гармонический контент, а полупроводниковые усилители звучат "странно" для наших ушей из-за нечётного или неравномерного гармонического ряда, который они подчёркивают. У гитары этот эффект проявляется в диапазоне собственных частот, поскольку он выше, чем низкий диапазон частот баса. Поэтому струны из нержавеющей стали звучат на басу гораздо менее резко, чем на гитаре. Именно поэтому они так хороши для игры на бас-гитаре слэпом. Настоящим недостатком струн из нержавеющей стали является то, что они могут съесть ваши лады, не говоря уже о том, что их труднее бендить. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно в одной из следующих глав.

Соотношение  диаметров корда и оплётки может быть разным, при одном и том же калибре струны.

 

 

 

ЗНАЧЕНИЯ КАЛИБРА СТРУН ПРОТИВ ТЕОРИИ "БОЛЬШОГО ЗВУКА"


Вот о чём стоит подумать... Я уверен, что многие из вас думали, что толстые калибры струн дадут вам более массивный звук. На самом деле, это зависит от множества факторов! Среди них: какой медиатор вы используете, насколько интенсивно вы играете, какой усилитель и динамики вы используете, насколько громко вы играете, какой тип ламп вы используете, то есть, если вы их используете! Конечно, это всего лишь несколько компонентов, так как экшн струн (или высота) также может влиять на громкость.

Вот наглядное сравнение: Стиви Рэй Воэн против Тревора Рабина с последних альбомов YES. SRV в свои последние годы  использовал полукруглые струны из чистого никеля следующих калибров: .011,.015,.019,.028, .038 и.058 соответственно. Он получал действительно БОЛЬШОЙ звук, о чём свидетельствует его исполнение композиции Джими Хендрикса "Little Wing" на альбоме "The Sky is Crying". Стиви очень жёстко работл обеиими руками большую часть времени. Это, в сочетании с его усилителями, медиатором и настройкой в Eb, давало ему очень глубокий, насыщенный звук.

Интересно, много ли музыкантов знают, что Тревор Рэбин использовал никелированные струны .008-.038 в песне "Owner of a Lonely Heart" с альбома "90125" 1983 года. Его первые три аккорда этой песни определённо разбудили многих людей! Имейте в виду, что Тревор играл в стандартном строе, а также использовал Stratocaster, как и Стиви Рей. В чём же разница? Ну, во-первых, у Рэбин очень легко работает обеими руками, и он использует очень тонкий шведский медиатор "Sharkfin"! [дизайн медиаторов в виде акульего плавника с округлыми зубчиками придумала фирма Landstrom - прим переводчика] Когда я видел YES вживую, его усилитель был до смешного прост... Старый полустэк Marshall, подзвученный одним микрофоном и старый MXR Pitch Transposer! Я также помню, что его техник установил звукосниматели Seymour Duncan "Hot Stack" на его Страт '62-го года (привет, Сеймур!). Живой звук Тревора был просто невероятным. Даже при всех прочих равных, сердце вашего звука - в вашем звукоизвлечении, а не в ваших инструментах. У обоих музыкантов действительно плотное звучание, несмотря на то, что в музыкальном плане они далеки друг от друга. По мере продолжения этого цикла статей мы рассмотрим множество других звуковых примеров.

1994год: СКОРЕЕ ВСЕГО, У ВАС НИКЕЛИРОВАННЫЕ СТРУНЫ

 

В этой первой части мы сконцентрируемся на никелированных стальных струнах, так как они являются наиболее распространёнными на сегодняшний день. Мы также немного коснёмся струн из нержавеющей стали, поскольку они являются основным фактором в создании современного басового "звука".

 

Современные струны обычно изготавливают из стальной проволоки, покрытой напылением из чистого никеля. Эта проволока наматывается на корд трёх нижних струн (например, струн E, A и D). В целом, никелированные струны имеют восьмипроцентное содержание чистого никеля. Струны без оплётки, или голые струны, на самом деле являются лужёным кордом для мандолины.

 

У большинства современных производителей разница между оплёткой струны и кордом составляет от двух до пяти раз. Соотношение между диаметрами корда и оплётки называется CORE-TO-WRAP RATIO. Это соотношение имеет решающее значение для ощущения струны, её гибкости, сустейна и долговечности. Например, если диаметр корда слишком мал по отношению к проволоке оплётки, струна потеряет объём и будет иметь гораздо меньший срок службы. С другой стороны, толстый или тяжёлый корд будет иметь те же проблемы со сроком службы, что и струна с очень тонким кордом. Итак, настоящий фокус заключается в сочетании ПРАВИЛЬНОГО ДИАМЕТРА корда с правильным диаметром внешней оплётки или её проволоки. Если они правильно откалиброваны, ваш звук, сустейн, гибкость и долговечность струн значительно улучшатся! Другие проблемы, которые могут возникнуть при использовании струн с более толстым кордом, заключаются в том, что им потребуется больше времени, чтобы растянуться и достичь оптимальной стабильности, а также способности держать строй в течение любого разумного периода времени. Кроме того, струны с более толстым кордом не так легко бендятся из-за дополнительного напряжения, которое они оказывают на ваш инструмент!

 

Когда соотношение CORE-TO-WRAP оптимально, струны растягиваются и достигают стабильности строя в течение нескольких секунд. Слишком толстый корд ухудшает коэффициент гибкости струны. Следует также отметить, что то, как вы следите за своей гитарой, влияет на общую эффективность струн. Например, следите за состоянием верхнего порожка и сёдел, которые контактируют со струной и не препятствуют ее правильной вибрации. Перепробовав множество марок струн, доступных сегодня, вы легко услышите и почувствуете разницу между ними. Не забудьте подстроить мензуру гитары при смене брэнда, даже если вы не меняете комбинацию калибров. Попросите специалиста предварительно хорошенько осмотреть ваш инструмент, чтобы вы могли по достоинству оценить все особенности струн.

РЕЗЮМЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ

 

Как мы уже видели, струны радикально изменились с того лета 1970 года, и практически вся рок-музыка с того момента приобрела иную звуковую индивидуальность. Мы обсудили соотношение CORE-TO-WRAP и его влияние на характеристики струны, а также то, как оно может повлиять на вашу игру и технику. Мы выявили различия и сходства большинства марок струн, поскольку у каждой компании есть свои собственные формулы для никелированных струн.

Теперь мы можем предвидеть, что каждая струна имеет свои характерные нюансы, и это только начало. Теперь будет очень интересно, поскольку в следующем месяце я планирую ещё глубже погрузиться в прошлое и раскрыть секреты "винтажных '60-х" и то, что сделало эту эпоху такой великой. В конце концов, это же винтажный журнал, не так ли? А пока экспериментируйте с имеющейся информацией, и если кому-то из вас нужны или хочется получить ответы на конкретные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь звонить или писать. Мы приготовили для вас много сюрпризов! До встречи в следующем месяце.
 

 

 

Вернуться к оглавлению