GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Steve Ray Vaughan

 

 

Интервью 1985 года

 

 

 

 

 

 

 

Стивен Роузен

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Войдя в конференц-зал Columbia Records, Стиви Рэй Воэн мечется как загнанный лев. Он только что прослушал финальный микс своего выступления в саундтреке к фильму "Рокки IV" и остался не слишком доволен. Этот уроженец Далласа, штат Техас, гораздо больше, чем просто ещё один старый добрый парень с юга. Он очень серьёзно относится к игре на гитаре, и когда кто-то портит его звучание, он приходит в ярость. Он был так взбешён своей работой над треком "Living in America" (с участием Джеймса Брауна), что спросил некоторых представителей лейбла в комнате, не поздно ли убрать его имя из титров.

 

Через несколько минут Стиви достаточно остыл, чтобы сесть. Он закурил сигарету, попытался задержать дыхание, и мы начали наш разговор. Этот разговор состоялся 29 октября 1985 года, всего за пять лет до его кончины 27 августа 1990 года. Невероятно, но вся звукозаписывающая карьера Воэна (с того момента, как он был подписан на крупный лейбл) длилась всего четыре студийных альбома: Texas Flood (1983); Couldn't Stand the Weather (1984); Soul To Soul (1985); и In Step (1989). Альбом Soul To Soul только что вышел в свет, и хотя разговоры о нём, в конце концов, найдут своё продолжение, беседа началась с работы великого блюзмена с Альбертом Кингом.

Весь мир знает, что Альберт Кинг оказал большое влияние на то, как вы играете. Фактически, он даже окрестил себя вашим "крестным отцом" в плане стиля. Каково было играть с Альбертом на альбоме "In Session" пару лет назад? [Альбом был выпущен посмертно в 1999 году].

 

Это была возможность дать ему шанс выпустить альбом, который звучит так, как он хочет, в отличие от продюсера, лепящего его звук. Он хочет, чтобы все было именно так, как он хочет. С такими музыкантами довольно легко иметь дело, потому что когда Альберт чего-то хочет, он это получает, или он выходит из себя. И я могу его понять.

 

Вы такой же? Вы требовательны к людям, с которыми играете?

 

О, только до определённой степени. Если я знаю, что кто-то может это сделать, а я знаю, что он просто ленится, я могу быть немного раздражительным.

 

Вы были немного раздражены своим участием в записи саундтрека к "Рокки IV"? [Стиви в песне Джеймса Брауна "Living in America"].

 

Я вообще этого не понимаю. Это вроде как, я не хочу этого понимать, но это вроде как оскорбительно. Там достаточно того, что я играл, чтобы легально использовать моё имя. Вы даже не можете сказать, что я играл.

перемикшированная версия, где игра Стиви хоть как-то слышна

 

 

 

Если бы кто-то не знал, что вы играете на этой песне, он не смог бы определить, что гитарист - это вы?

 

Я могу показать вам, что я играл в ней и где я играл. Я имею в виду, что я играл на всей вещи; они заставили меня исполнить всю вещь несколько раз, чтобы они могли использовать разные части одного стиля. И это первый микс, который я слышал, в котором не использовалась моя гитарная партия. Я использовал в песне партии, которые я придумал, и я забраковал их. Я отменил их, чтобы сделать эту песню оригинальной. В конце концов, они не использовали мои партии, которые там есть. Я не знаю, просто я в шоке.

 

А что вы думаете о своем новом альбоме "Soul To Soul"? В музыкальном плане он сильно отличается от альбома "Couldn't Stand the Weather".

 

Мне очень нравится альбом, но качество звука на нем могло бы быть и получше. То, как он был сведён изначально, было намного сильнее. Он был заново перемикширован и ремастирован в Калифорнии после того, как мы закончили с ним, насколько я знаю. Кто-то забрал его оттуда и попытался сделать из него свою версию. И получилась эта маленькая корявая херня с дырой в звучании. Мы отвезли его обратно в Нью-Йорк и за два часа добавили в неё яйца.

 

Что касается песен, то альбом мне очень нравится. Для нас очень много значит то, через что мы прошли, чтобы записать этот альбом. Было много трудностей, но мы все равно остались сильными. Мы очень выросли с людьми из группы и непосредственными друзьями вокруг нас; мы многому научились и стали намного ближе. Это во многом объясняет, почему альбом так называется.

Вы достаточно критично относитесь к звучанию вашей гитары на записях?

 

Это действительно важно, потому что я знаю, как это звучит, когда я играю, и особенно в студийной ситуации, когда у тебя есть контроль над этим. И я действительно хочу, чтобы он звучал настолько масштабно, насколько это возможно, и для этого есть разные способы. Я знаю, что на этой пластинке у меня много звука; я играл на всех усилителях, которые у меня были и которые я мог найти. И все они, я играл через все из них одновременно. У меня было всё это, мне было из чего выбирать.

 

В последнее время вы работаете с усилителями Dumble?

 

Ну, один из них у меня уже два года. Два года, я думаю, примерно, Боже, я хочу сказать, что прошло уже два года, но, возможно, это будет в середине следующего месяца. Я точно не знаю. Я заказал ещё один. Это великолепные усилители; когда они работают правильно, они звучат как Fender-переросток. Я продолжаю использовать Fender вместе с ними. У меня есть пара Vibroverb, произведённые пятым и шестым, и один из них, пятый, просто звучит иначе, чем любой другой. И это забавно, когда он начинает звучать как бы подубитым, единственный способ заставить его звучать жирно и чисто - это сделать всё громче и заставить его работать на полную. И это работает. В студии мы все время спрашивали: "Откуда берётся этот жир?". Мы выбрали его, и он использоваля их, два 40-ваттных усилителя, стоящих в окружении 65-ваттных. И они были как будто жирнее их.

 

Привлекает ли вас звучание Marshall хоть в чём-то?

 

Да, у меня был один, который я продал, и я мог корить себя за это день за днём. Это был Super Bass первой серии, и я нашёл ещё один, который я собираюсь опробовать и посмотреть, что он из себя представляет, потому что я думаю, что он, вероятно, очень хорошо впишется, по крайней мере, в часть звучания.

 

Ваша основная гитара - Fender Stratocaster, но на обложке "Soul To Soul" вы изображены с Gibson. Есть причина, почему?

 

Ммм, я играл на ней на некоторых... на одной или двух песнях. В тот день он тоже был со мной. [Смеётся.] [Gibson] есть на "Empty Arms" и, давайте посмотрим, вообще-то, я думаю, что это единственная песня, на которой я его оставил; я использовал его на одном из дублей "Say What!", но в итоге я использовал там свой Stratocaster. Так что, я думаю, она есть только в "Empty Arms", но она есть в ритм-партии, в соло-партии и в том, что звучит как орган. Это гитара. Я играю и на ударных. Я играю на всём, кроме баса и клавишных.

Вы настоящий барабанщик?

 

Да, но у меня не так часто бывает возможность поиграть. Когда я репетирую пару недель за раз, я могу играть до усрачки. И мне это доставляет удовольствие.

 

А как вы оцениваете свой прогресс как певца?

 

Я только начинаю учиться петь. Наконец-то. Петь вместо того, чтобы кричать. Всё равно весело кричать. [Стиви берёт электроакустическую гитару Chet Atkins, которую принесли в комнату для интервью, и извлекает потрясающий блюзовый лик].

 

Вы перестраиваете гитару под свой вокал?

 

Вообще-то мне нравится такое звучание.

 

Хендрикс делал то же самое, потому что он осознанно относился к своему пению - вы переняли это у него?

 

Он понижал строй, не всегда, но как бы на разных этапах. Я начал делать это, потому что так было легче петь, а у меня были проблемы с горлом [Воэн был заядлым курильщиком]; это было два или три года назад. Я привык к этому, и мне понравилось, как это звучит; было легче работать с гитарой, обертона другие, они ведут себя по-другому. [Стиви целует гитару в своих руках и бормочет: "Люди думают, что это просто кусок дерева"].

 

Вы когда-нибудь встречались с Джими?

 

Не лично. Хотелось бы. Я встречал его во многих снах. Но я также пытался сыграть кое-что из того, что мне показывали в этих снах, и мне потребовалось время, чтобы понять, почему ничего из этого не получается. Я был в недоумении, но, в конце концов, понял, что если бы это было так просто, я бы ничему не научился, понимаете?

Вот откуда взялся ваш кавер на песню "Voodoo Child" на альбоме "Couldn't Stand the Weather"?

 

Ну, я всегда хотел попробовать, а потом, когда мы попробовали, она зазвучала как надо. Мы просто играли её некоторое время и в итоге записали её, записали её и "Little Wing"/"Third Stone" [From the Sun] [попурри], "Come On" и что ещё? На "Couldn't Stand the Weather" мы записали всё это, потом мы повторили многое из этого в следующий раз и в итоге использовали только "Come On". [попурри "Little Wing"/"Third Stone" было добавлено к более поздним релизам Soul To Soul].


У вас действительно есть оригинальная вау-вау Хендрикса? Это она на "Voodoo Child"?".

Мммм... Это офигенная вау-вау. Это одна из них, а иногда я использую две.

Две вау-вау одновременно?

Да, я делал это по-разному во время сессии. Иногда я просто садился на табурет и работал с ними обоими. Иногда я брал штуковину от рэка. Понимаете о чём я? Заглушку. И я клал её поверх педалей вау-вау так, чтобы большая её часть свисала сзади, чтобы, когда вы включаете их и убираете ногу, не было визга [имитирует движение футборда вниз-вверх]. И тогда, если нажимать на передней край с правой стороны, то можно было работать только этой педалью вау-вау, а если с левой, то другой. А если нажимать в середине, то получался серьёзный овердрайв. Но это было прикольно.

Из них можно получить совершенно дикие звуки, потому что одна из них раскачивала другую, а потом всё шло по нарастающей, потому что первую вау-вау я подогревал с помощью [Ibanez] Tube Screamer. Так что к тому времени, как сигнал добирается до усилителя, это уже становится круто, очень круто.

Как правило, вы много экспериментируете в студии? Привлекает  ли вас эта сторона записи?

 

Да. Некоторые этого не понимают, но это здорово, когда доходит до дела, когда её [музыку] не играют так часто, что ты перебарщиваешь со многими вещами; это свежие идеи. И они выходят свежими, и если вы уже в процессе, полагаю, упрощения некоторых вещей, чтобы они лучше воспринимались на записи, то это подходящее время, чтобы проявить интерес к чему-то. Даже если есть причины попробовать что-то, что может сработать или не сработать, это все равно очень личный способ закончить песню, когда все члены группы находятся рядом с тобой.

 

Когда вы записываете треки, вы находитесь с группой в живой среде, где вы все трое играете одновременно?

 

Да, в основном я не записывал кучу [наложений]. В основном я играл на гитаре всё сразу. Но на паре песен я записал удвоенную партию. Ну, на "Empty Arms", потому что я никак не могу играть все эти вещи одновременно, и на "Change It" я пел её, пока кто-то другой играл ритм в первый раз. Потом я играл соло, а затем я наложил ритм-партию, потому что она была очень нужна. Парень, который её сочинил [Дойл Брэмхолл], играл ритм, и он играл так [Стиви берёт в руки Chet Atkins и начинает исполнять до ужаса упрощённую ритмическую фигуру]. Поэтому я подумал, что ему нужно нечто большее, но он отличный композитор, и отличный барабанщик, и отличный певец. Но я думаю, что ему нужно было немного больше, чем то, что у него было".

 

Вы продюсировали новый альбом так же, как и все предыдущие. Может ли наступить время, когда вы привлечёте к продюсированию стороннего человека?

 

Ммм, может быть, со-продюсирование. Но мы в основном знаем, что хотим сделать с записями, потому что мы все вместе их продюсируем. Есть этапы, когда все доверяют мне, но я всегда открыт для их участия, потому что мы все в этой группе, не только я... если кто-то хочет подписать контракт с моим именем, это не значит, что эта группа, это не значит, что все в группе - просто помощники. Это группа, а не парень с кучей помощников.

Вы способны оценить соло со стороныдостаточно объективным и понять, удалось ли поймать момент?

 

Да, когда это получается, у меня мурашки по коже и всё такое, когда это приятно.

 

А Stratocaster '59-го года - это гитара, на которой были сыграны эти соло?

 

Она по-прежнему главная. Это всё еще моя первая жена, я не могу её бросить. Мне пришлось сменить один из них [звукоснимателей] на время, пока я не получил один из них [оригинальных звукоснимателей] в рабочем состоянии. Мне просто нужно было пропарафинить его [чтобы он не микрофонил], но я доверял это только одному человеку, который знал, как сделать это правильно - Чарли, Чарли Вирцу, которого уже нет с нами; он умер в феврале. Я скучаю по нему. Я уверен, что он где-то там, наверху, торгует гитарами - и всё еще заключает честные сделки.

 

Вы добавили в трио Double Trouble клавишника Риза Вайнанса - как это расширило звучание?

 

Да, я давно хотел снова поработать с клавишником. Риз - один из лучших, кого я когда-либо слышал. Он пришёл, чтобы сыграть партию фортепиано в песне "[Look At] Little Sister", мы разговорились и снова посмотрели друг другу в глаза. Он говорит: "Ты всё ещё хочешь, чтобы я играл в твоей группе?". Я говорю: "Да!" Он спрашивает: "Когда я начну?", а я отвечаю: "Сейчас".

 

На альбоме нет ни одного синтезатора - только Хаммонд и фортепиано?

 

В последнее время он приносит его на концерты, но он использует его только в одной песне, чтобы удвоить партию, которую исполняю я. Но у него отличный звук клавишных, и я пытаюсь заставить его использовать его чаще. Потому что если играть правильно, то это больше похоже на звук гитары, смешанный с фортепиано. Конечно, я люблю настоящий фанк.

Вам больше нравится работать в формате трио, чем в других составах?

 

Мне нравится играть в формате трио, мне нравится работать с клавишными, мне нравится работать с огромными духовыми секциями. Мне просто нравятся все разные фазы. Крис [Лейтон, барабанщик] и я играли на концертах, только он и я, время от времени. Я просто подключал микрофон к усилителю в один вход, а гитару - в другой. Самое замечательное в этом то, что тебе не нужно обращать внимание на то, когда ты меняешься - ты можешь делать это, когда захочешь.

 

Как вы думаете, почему в последние несколько лет наблюдается бум популярности блюза? Вы выступили в Монтрё в '82-м году, и с тех пор популярность блюза только растёт.

 

Мы думаем, что они [фанаты] получают шанс услышать это, потому что это принимается [звукозаписывающими] компаниями. Многие группы открыли много дверей для других людей. Мы пытаемся сделать то же самое, и, кажется, это неплохо получается. В маркетинге этой музыки наметилась тенденция делать её более доступной, и это замечательно, потому что блюз и ритм-энд-блюз - это корни практически всех видов американской музыки, о которых я только могу вспомнить. И никогда не бывает плохо, когда то, откуда это пришло, начинает слушаться снова, а не становится приблудным пасынком. Это папаша.


Как далеко от блюза вы могли бы отойти? Вы бы стали исполнять поп-музыку?

 

Честно говоря, я не уверен, что такое поп-музыка. Конечно, если бы я услышал ее по радио, я бы сказал, что это попса, или то, или другое. Но на самом деле, больше всего я обращаю внимание на музыку, которая меня трогает. Это все, по крайней мере, корневая музыка, а не формула.

 

Сессии с Дэвидом Боуи и альбом "Let's Dance" были для вас чем-то новым?

 

Ожидание было самой трудной частью, потому что я делал так: я приходил, скажем, на пятнадцать-двадцать минут, пока он занимался вокалом, получал представление о том, как складывается песня, и немного играл с нею, просто для себя. А потом уходил от неё, потому что я не хотел исчерпать те идеи, которые у меня были. И я также не хотел играть в тех местах, которые он планировал заполнить вокалом. Он дописывал вокал, вещи и аранжировки по ходу дела. Так что многое должно было быть, мне нужно было дать развиться тем дырам, в которых я буду играть, чтобы у меня не было неправильных идей заранее. В итоге я сделал все это примерно за два с половиной, три дня. На самом деле, некоторые люди злились на меня, потому что я не хотел идти на урезание зарплаты, потому что я  всё сделал быстро.


Вы действительно участвовали в концертах с Боуи?

 

Не-а. Это был совершенно другой свет, почти не имеющий ничего общего с тем, как он предложил тур. Мы [Double Trouble] должны были играть на разогреве, а он приглашал нас, чтобы помочь нам раскрутиться. И как оказалось, я должен был уйти из Double Trouble и не иметь с ними ничего общего, не давать интервью или что-то ещё. Извините, но я долгое время работал ради этого. Известность и этот большой тур на самом деле не так важны.

А сейчас у вас есть гастроли?

 

Мы едем в Миссисипи, нет, не в Миссисипи, извините, в Мемфис сегодня вечером. А потом отправимся, кажется, во Флориду, оттуда либо туда, либо в Атланту, где начнем гастроли с Thunderbirds, что будет очень здорово. Я давно не проводил столько времени со своим братом подобным образом, и я с нетерпением жду этого, потому что нам обоим нужно немного разобраться друг с другом. И когда я говорю это, я вовсе не имею в виду соперничество. Я имею в виду, что мы получаем удовольствие, заставляя друг друга выходить на сцену, работать на износ и ухмыляться при этом. Это действительно здорово.

 

А потом вы отправляетесь в Японию?

 

Это выглядит так, что в середине февраля [1986 года], в последние две недели февраля, мы будем выступать в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Гонконге и Бангкоке, как я слышал. Дальше у меня пока нет никакого расписания, так что, думаю, я увижу, когда все остальные узнают. Возможно, я услышу об этом на MTV; такое уже случалось много раз. Узнают, чем мы занимаемся, включают телевизор и говорят: "О, значит дело поворачивается так".


Вы должны быть более чем довольны тем, как развивается ваша карьера.

 

Конечно. Надеюсь, я не говорю как старая бабка. Черт, у меня просто шок, я не был готов к этому [имеется в виду саундтрек к "Рокки IV"]. Я был в восторге, когда услышал его; думаю, мне придется узнать, что случилось. Боюсь, мы уже говорили об этом.

 

Когда вы вернётесь с гастролей, начнете ли вы концентрироваться на записи следующего альбома?

 

Ну, вообще-то я уже готовлю материал. Также буду работать над саундтреками, что будет... у меня никогда не было возможности сделать это раньше. Там много всего, и я действительно сильно хотел бы сделать это; у меня нет никакого желания заниматься этим, если это не будет правильным". [Примечание: В 1987 году Воэн появится в фильме "Обратно на пляж", годом позже - в "Дархэмский бык", а посмертно музыку Стиви можно услышать в нескольких фильмах, включая "Высшая лига II" и "Дюки из Хаззарда"].

 

Сегодня у меня сложилось такое впечатление.

 

Да, Это точно.