ДНК рок-звезды
Оскар Джордан
Vintage Guitar, апрель 2023
перевод с английского
Записанный в 1991 году альбом Стива Вая Gash - это дань уважения его рок-н-ролльному прошлому. Это также страстный проект, посвящённый жизни его друга Джонни "Геша" Сомбротто. Напоминающий его гитарную работу с Дэвидом Ли Ротом, Gash - это Вай в его наиболее сыром виде. Больше риффов и меньше выпендрёжа, Вай выкладывается по полной и развязанно, но, что более важно, отдает дань памяти ушедшему другу.
Gash звучит так, словно его достали из капсулы времени с надписью "Steve Vai 1991".
Когда я был подростком, я вёл двойную музыкальную жизнь. Одна моя часть сочиняла музыку для школьного оркестра. Другая сторона слушала Led Zeppelin, Queen и рок-группы семидесятых. Я также увлекался байкерской культурой. У моего брата был "Харлей", и я часто общался с ним и его друзьями. Позже, когда я работал с Дэвидом Ли Ротом, я влился в культуру Harley Davidson и обзавёлся кучей мотоциклов. Одним из моих друзей был байкер по имени Джон Сомбротто. Когда ему был 21 год, он ехал на мотоцикле вдоль линий электропередач на Лонг-Айленде. Он заблудился и залез на вышку высоковольтной линии, чтобы посмотреть, где он находится. Электричество поразило его тело, и он упал с высоты 18 метров на забор с колючей проволокой и загорелся. Шестьдесят процентов его тела было обожжено. Чудом он остался жив. Тогда же он получил прозвище "Геш", потому что его тело было всё в шрамах [gash - по английски рана - прим. переводчика].
Он был одним из самых интересных людей, которых я знал, обладал прекрасным чувством юмора, удивительной харизмой и был совершенно непредсказуем - настоящая ДНК фронтмена. Поездки с ним давали мне удивительное чувство свободы и простора. Мы слушали музыку во время езды, и я подумал: "Я запишу альбом, который я хотел бы слушать, когда мы едем на наших "Харлеях". Энергичная, бодрящая, дающая силы, ощущение свободы и хорошая музыка. Никаких дурацких гитарных соло.
Стив Вай и Геш
Я отправился в студию и записал эту пластинку. Я записал клик-трек, сымпровизировал басовые партии и наложил гитары. Я нашёл в Техасе барабанщицу по имени Тиффани Смит, которая была выдающейся рок-барабанщицей. Она записала всё это, и вся запись заняла неделю, но у меня не было вокалиста. Это был слишком домашний проект, чтобы найти какого-то великого вокалиста, поэтому я решил, что буду петь сам, что оказалось ужасной катастрофой (смеётся). Тогда я подумал: "Надо пригласить Сомбротто в студию и посмотреть, что получится". Он исполнил песню как босс! У него была такая харизма, аутентичность и радость. В то же самое время я работал над Sex & Religion. Я планировал вернуться к Gash посзже, потому что у меня было всего восемь песен. Одну из них под названием "New Generation" я написал с Никки Сиксом. Когда я собрался его закончить, Сомбротто погиб в аварии на мотоцикле. Я был так расстроен, что отложил проект на 30 лет. Приблизительно в годовщину его смерти я снова начал слушать, и мне понравилось. Я подумал: "Я должен это выпустить". Музыка на этой пластинке - часть моей музыкальной ДНК.
В ней чувствуется эпоха Рота.
Музыка Рота была очень похожа на музыку Западного побережья - калифорнийский рок, очень красочный. Gash - это Нью-Йорк до мозга костей - Восточное побережье! Кроме того, в группах Западного побережья, в которых я играл, во всём, что ты делаешь, участвует целый комитет. У каждого есть своё мнение, и мне приходилось идти на компромисс. На этой пластинке никакого комитета не было. Был только я и "Что ты хочешь сделать сегодня утром, Стив?". Я был своим собственным комитетом по всем аспектам.
Как вам работалось с Сомбротто во время записи вокала?
Просто мечта! Я и не подозревал, что он так многое контролирует. Я не умею продюсировать вокалистов. Я как истукан прохожу мимо. Но Сомбротто пришёл и сделал это. Все эти великолепные вещи исходили от него. Он любил меня и уважал мои продюсерские навыки и музыкальность. С ним было идеально работать.
Вы помните, какие инструменты и оборудование вы использовали в то время?
Это произошло так быстро. Все дороги указывают на мой Ibanez Jem EVO и Bogner или усилители Marshall, модифицированные Хосе Арредондо. Я хотел, чтобы это звучало легко, свободно и рок-н-ролльно.
Будет ли тур с Gash?
Есть надежда на тур, но у меня нет никаких планов на этот счёт. Есть отличные вокалисты, которые могли бы спеть этот материал, но есть разница между отличным вокалистом и рок-звездой. Вы можете почувствовать ДНК рок-звезды. У Сомбротто её было более чем в избытке. Чтобы заменить его, мне придется найти кого-то экстраординарного. Я собираюсь отправиться в турн по Европе, Южной Америке и остальному миру. После этого будет записана сольная акустическая пластинка с моим вокалом.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.