Vai/Gash
Джейсон Сидуэлл
Guitar Techniques, апрель 2023
перевод с английского
Выпустив "новый" альбом, наполненный яркими и бодрящими рок-композициями, Стив Вай беседует с Джейсоном Сидуэллом о влиянии классического рока, сочинении песен, искусстве игры на гитаре и звукозаписи.
Это удивительная и захватывающая история о Геше и вашем участии в байкерской культуре. Было ли у вас какое-то впечатление о его вокальных способностях, прежде чем пригласить его в студию?
Спасибо, это захватывающая история. Но единственное представление о Джоне как о певце у меня сложилось благодаря видеозаписи, которую он сделал для своего отца, где он поёт песню Фрэнка Синатры. Он мог звучать так же, как Синатра. У него был приятный крунерский голос, но время от времени я слышал, как он исполняет что-то в духе рок-н-ролла, и тогда я начинал думать о том, чтобы пригласить его в студию. Я не подозревал о его рок-н-ролльном голосе до тех пор, пока не привёл его в студию.
С точки зрения временной шкалы, видите ли вы значительные сходства и различия между этим альбомом и Sex And Religion, поскольку они оба являются вокально-инструментальными альбомами?
На мой взгляд, это очень разные альбомы, не имеющие особого сходства - за исключением, пожалуй, энергии, которую они создают. Пластинка Gash очень прямолинейна, в ней нет никаких "излишеств", нет наворотов, нет плотных композиционных моментов, нет вычурных и сложных соло. В Sex And Religion было много такого "мусора", но эта пластинка прямолинейна.
Мощная энергетика здесь напоминает о вашей увлечённой двухальбомной работе с Дэйвом Ли Ротом в восьмидесятые. С творческой точки зрения, что вам нравится в создании музыки и гитарной аранжировке, когда вы сосредоточены на вокально-инструментальном альбоме?
Если это рок-альбом с вокалом, то обычно основное внимание уделяется ритм-игре и гитарным соло. Я с энтузиазмом подхожу к этим вещам, но на инструментальном альбоме я могу расставить всё немного по-другому, чтобы было свободное место в миксе.
Меняли ли Вы усилители, чтобы изменить уровень зернистости/рассыпчатости в звуке вашего дисторшна?
Я использовал один усилитель и практически один звук для всех ритм- и соло-партий. На самом деле я не помню, какой усилитель я использовал, но это может выясниться позже. Сначала я подходил к песням как к демо-записям, поэтому всё происходило очень быстро. Я просто использовал самые новые, самые смелые гитарные звуки, которые только мог подобрать, и большинство вещей делал с одного дубля. Думаю, на всю запись ушло две недели. Темп был небыстрым, но мы запечатлели много волшебства.
В завершающей композиции "Flowers Of Fire" звучат акустическая гитара и электрогитара с дисторшном. Как Вы относитесь к акустике в рок-музыке и к трудностям, связанным с её применением и микшированием?
Мне всегда кажется, что песня сама подскажет, какую гитару использовать. "Flowers Of Fire" звучала так, как будто ей нужна акустическая гитара, чтобы передать настроение композиции, так что песня сама подсказывает, что ей нужно. Запись и сведение акустических гитар сильно отличается от записи электрогитар. Они обе заполняют разные частотные и динамические диапазоны стереоспектра, и поэтому их нужно размещать стратегически правильно, чтобы они имели смысл во всём миксе.
Клавишные на альбоме занимают довольно скромное место. Нравится ли вам играть на клавишных и, опять же, как вы аранжируете и накладываете их на гитарные партии?
Я не получаю особого удовольствия от записи клавишных. Я очень хорошо понимаю клавишные, но не могу ориентироваться в них, как клавишник. Я закладываю партии в секвенсор, а затем аранжирую их с помощью изменения динамики, и тайминга, чтобы они звучали естественно. Это большая работа. Но так же, как при выборе электро- или акустической гитары для конкретной песни, при работе с клавишными я обычно позволяю песне подсказать мне, что нужно, если нужно. По-моему, единственная песня на альбоме Gash, в которой есть клавишные, это "In The Wind", и это всего лишь пошловатый ритм из восьмых нот, чтобы придать ощущение семидесятых.
Многие из ваших риффов и мелодичных соло-партий имеют многодорожечное звучание. Есть ли у вас типичные предпочтения по количеству овердабов, какими они обычно бывают (питч/эквализация/выбор инструментов), и был ли этот альбом таким же или другим?
Опять же, я позволяю песне подсказывать мне. Полезно послушать песню и составить аудиообзор того, куда может пойти трек, и что ему нужно для этого. Обычно это определяет, буду ли я использовать одну ритм-дорожку, удвою или утрою её, удвою соло или мелодическую линию или наложу на неё 30 гармонизированных гитар. Я не ставлю ограничений на количество дорожек, которые необходимо записать, тем более что цифровая рабочая станция позволяет делать всевозможные овердабы. Эквалайзер, настройки инструментов, выбор микрофонов, место для записи, способ озвучивания и т.д. - все это также определяется воображаемым звучанием готового трека. Для этой пластинки Gash сделал кое-что из вышеперечисленного, но в основном всё очень прямолинейно.
На этом альбоме вы используете пентатонику гораздо чаще, чем обычно. Вы намеренно сфокусировали свой сольный словарь на таких приёмах семидесятых, как унисонные бенды, бенды от b7 к тонике и блюз-роковая фразировка?
Хорошее наблюдение, да. Такая музыка требует очень прямолинейных соло, а это, как правило, означает пентатонику.
Поскольку рок семидесятых склонялся к использованию модальной гармонии (диатоническая аккордовая последовательность, натуральный минор/дорийский/миксолидийский лад), насколько близко, по вашему мнению, вы подошли к этой тенденции? Существует ли, по вашему мнению, оптимальная аккордовая прогрессия семидесятых?
Эта музыка следует традиции написания песен в стиле семидесятых, придерживаясь формы и придерживаясь мелодий и гармоний, которые работают с аккордами мелодически. На этой пластинке нет никаких рискованных напряжённых нот. Я этого и не хотел. На других моих альбомах их предостаточно. Эта пластинка для разнообразия придерживается традиционных моделей. Что касается аккордовых прогрессий семидесятых, то всё, что идет от аккорда I к аккорду b7, можно встретить в основной массе обычной музыки семидесятых.
Есть ли типичные гармонические "вай-изьмы", которые Вам нравится использовать, чтобы сделать прогрессии типа l-IV-VII или l-V-IV немного более уникальными?
Это зависит от того, над какой пластинкой я работаю. Я не рассматриваю аккордовые прогрессии с точки зрения их места в ряду диатонических гамм. Конечно, любые аккордовые прогрессии можно разложить на эту формулу, но обычно моё аккордовое мышление не следует условностям, хотя иногда это возможно. Но эту пластинку Gash вполне можно проанализировать с помощью аккордов ступеней гаммы.
Как бы вы хотели, чтобы ваши фэны оценили этот альбом в рамках вашего обширного каталога записанной музыки?
На данный момент мои фэны знают, насколько разнообразным и непредсказуемым я могу быть. Кому-то нравятся одни вещи, кому-то - другие, а кому-то - всё, потому что они резонируют с моей музыкальной ДНК. Но на этой пластинке я хотел бы предложить фэнам нечто такое, что позволило бы заглянуть в другую сторону моей музыкальности. Это очень лаконичная, прямолинейная, поднимающая настроение рок-музыка. Я также хотел бы предложить воображаемую историю о том, что было бы, если бы я выпустил этот альбом в начале девяностых вместе с Гешем, и он стал бы культовой фигурой, как рок-звезда, и мы бы собирали стадионы. В то время я думал, что это вполне возможно, но я решил отказаться от этого, потому что я только что закончил исполнять рок на стадионах и хотел перейти к Passion And Warfare и моим более экзотическим музыкальным идеям. Я думаю, что непредвзятый поклонник найдет в нём некоторые драгоценности, поскольку он сильно отличается от всего остального, а песни мне кажутся хорошими.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.