GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

поддержите проект донатом, если хотите видеть публикации чаще

Steve Vai

 

 

Vai/Gash

 

Стив Вай рассказывает удивительную историю своего "потерянного" альбома - музыки, дарящей хорошее настроение, с трагической предысторией

 

 

 

 

 

Амит Шарма

Total Guitar, март 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

О Стиве Вае многое говорит тот факт, что, когда он связывается с Total Guitar для обсуждения своего последнего релиза - альбома, который до сих пор оставался неизданным в течение 30 лет, - его интересует не только то, что мы о нём думаем, но и увлекательная история, лежащая в основе музыки. "О чем вы подумали, когда впервые услышали его?" - спрашивает он. "Вы можете быть настолько предельно откровенны, насколько захотите..."

 

Это, конечно, не то, как обычно проводятся интервью, но Стив Вай всегда был антитезой нормальности - дико харизматичный музыкант, который с самого начала выбрал для себя нехоженые тропы, избегая многих типичных условностей и клише инструмента, чтобы открыть и развить свой собственный уникальный голос.

 

В то же время, будучи одним из героев движения гитаристов, которые часто приходили с раздутым эго, Вай всегда был обезоруживающе приземлённым, даже если его музыка не отличается ничем особенным.

 

Альбом, о котором идёт речь, является единственной совместной работой гитариста с вокалистом Джонни "Гешем" Сомбротто, который трагически погиб в аварии на мотоцикле вскоре после записи. Альбом, названный просто Vai/Gash, является одним из наиболее понятных и, смеем сказать, простых предложений гитариста, хотя и содержит достаточно фирменных вай-изьмов, чтобы понравиться его преданным поклонникам.

Фото - Ларри ДиМарзио

 

 

"В ближайшие несколько месяцев я, наверное, буду много говорить о персонаже по имени Джонни Геш", - говорит Вай. "Но я ничего не смогу сказать, чтобы передать характер этого парня. Только те, кто знал его, могут понять, что он из себя представлял. Он был лучшим, он был самым забавным". Итак, с чего бы вы хотели, чтобы я начал?"

 

Вернёмся в 1991 год, когда Вай гастролировал с определяющим жанр шедевром "Passion and Warfare", своим вторым сольным альбомом, вышедшим годом ранее. В своё время автор альбома описал его как "встреча Джими Хендрикса с Иисусом Христосом на вечеринке, которую Бен Гур устроил для Мела Бланка". Практически в одночасье Passion and Warfare стал одной из квинтэссенций инструментальных гитарных альбомов - полным мелодических поворотов, которые никто другой не смог бы ни придумать, ни тем более сыграть. Примерно в это же время Вай решил сочинить и записать альбом со своим новым другом-байкером Джонни.

 

"Когда я был молод, я очень увлекся байк-культурой, хотя, будучи подростком, никогда не мог себе их позволить", - вспоминает он.

 

"Наконец, когда я переехал в Калифорнию, я смог купить мотоцикл, потом "Харлей", а потом и семь "Харлеев"! В процессе работы один хороший друг познакомил меня с Джонни. Его прозвищем было "Геш", потому что он был таким диким ребёнком, одержимым мотоциклами.

 

"Когда ему был 21 год, он ехал вдоль высоковольтной линии и забрался на вышку, чтобы полюбоваться видом. Там возникла электрическая дуга, которая прошла через его тело, он загорелся и упал с высоты 20 метров на ограждение из колючей проволоки..."

 

"Его обнаружил другой байкер. Каким-то образом они добрались до дома, и он выжил, но 60 процентов его тела было сильно обожжено". Истории, которые он рассказывал об этом опыте и о мучительной боли, через которую он прошёл, просто невероятны. Но он выжил и, в конце концов, перебрался в Калифорнию. Когда наши пути пересеклись, он показался мне самым интересным, чудаковатым, обаятельным и остроумным человеком, которого я когда-либо встречал!"

Стив Вай и Геш

 

 

Однако лишь много позже гитарист понял, что его новый друг обладал мощными лёгкими, которые гармонично сочетались с горячим духом его дерзкой личности. После нескольких лет совместных поездок по залитым солнцем калифорнийским холмам под саундтрек байкерского рока семидесятых Вай прозрел. Как насчет того, чтобы создать свою собственную музыку для этих захватывающих дух эпических путешествий?

 

"В конце концов, Геш дал мне кассету, на которой он пел Фрэнка Синатру, потому что он любил эту музыку", - вспоминает Вай. "Я слушал этот красивый, чистый и ровный голос крунера и думал, что он звучит точно так же, как Фрэнк. Я спросил, поёт ли он что-нибудь ещё, и он ответил: "Да, я шучу, знаешь ли!". Мы тусовались, и я слышал, как он скримит".

 

"Тогда я понял, что у него есть подача и особое качество голоса, особенно когда он делает эти "Оооо йеее!". Он никогда не пел рок-н-ролл. Мы ехали, и всегда возникал вопрос: "Что будем слушать?" - потому что сколько можно слушать Steppenwolf? И тогда мне пришла в голову идея: давай сочиним альбом и запишем его так, чтобы мы могли наслаждаться им во время езды!"

 

Музыка появилась быстро и стремительно, в "потоке сознания", как описывает Вай, и он уже не помнит, как это было сделано, что он использовал и кто ещё мог участвовать в записи. Однако одно можно сказать наверняка - он был прав, когда следовал своим инстинктам. Его новый сотоварищ и коллега по бензоколонкам явно был человеком со многими талантами...

 

"Когда он начал петь, я просто не мог в это поверить", - говорит Вай. "Он был настоящей рок-звездой, а я знаю толк в рок-звёздах! Я слушаю этот проект несколько раз в год, иногда даже чаще, потому что его голос сделал его одним из моих любимых творений за всю мою карьеру. Музыка исходила из очень душевного пространства и всегда поднимала нам настроение. Мы слушали её постоянно, где бы мы ни находились".

"Всё было сделано так быстро, что я даже не помню, кто играл на барабанах. Я звонил всем знакомым барабанщикам, и все они отвечали: "Это был не я, Стив!". Я даже не могу вспомнить ни времени, ни инженера, который помогал".

Стив Вай в студии во время записи альбома Vai/Gash

 

 

"Всё это было сведено за неделю или две. Там не было ни сумасшедших соло, ни промежуточных вычурных кусочков, ничего, кроме жёсткого рок-н-ролла - такого, каким я его любил. У нас было записано восемь песен, и я подумал: "Когда-нибудь мы возьмём это, добавим ещё несколько песен и выпустим!". Потом произошла авария, и Геш погиб...".

Новость была сокрушительной - Вай потерял не только друга, но и музыкального соратника, на которого у него были большие планы. Он решил не выпускать альбом по разным причинам, в том числе и потому, что продолжал продвигать Passion and Warfare, а также начал работать над его продолжением Sex and Religion 1993 года.

Он также осознавал, что пластинка Gash была бы отходом от тех ярких и потусторонних звуков, которыми он прославился, и, учитывая, что его вокалист уже умер, она могла быть несколько "ограничивающей" для этого этапа его карьеры.

Однако спустя три десятилетия гитарист считает, что "прекрасная и убедительная" музыка должна быть услышана, особенно после обработки канадским супер-инженером/мастером микширования Майком Фрейзером (работавшим с AC/DC, Van Halen, Metallica).

Теперь, когда альбом официально представлен, большинство поклонников смогут соотнести эти старые композиции с работой Вая в группах Whitesnake и Дэвида Ли Рота, которые были более песенными, чем его типично инструментальные сольные размышления.

Это объясняет, почему акробатика электрогитары на синглах "In the Wind" и "Busted" более пентатоническая и блюзовая, чем лидийские мечтательные пейзажи на любимых модальных композициях вроде "The Riddle" или эолийские раскаты грома на величайшем хите "For the Love of God". Это самое искреннее звучание Вая.

"Я не считаю это блюзом, но, наверное, многое из этого можно назвать блюз-роком", - кивает Вай. "Это рок, который происходит от блюзовой гаммы. Но все, что я играю, я мысленно черпаю из блюзовой гаммы. Просто это может звучать не так, когда вы слышите это на фоне всех этих странных аккордов". В основе этой пластинки лежит менталитет байкеров. Мне нравился этот образ жизни и люди".

Вай и Геш на мотоцикле гитариста

 

"Мы с Гешем отправлялись в поездки и встречались со всеми этими невероятными персонажами из "Сердитого Поколения" или "Ангелов Ада", поражаясь их простоте, уму и живости. Если бы вы смогли сжать эти воспоминания, они бы излучали определённый музыкальный стиль и звук. Эта пластинка именно такая. Я хотел сделать альбом без всякой херни. Ты просто садишься на свой мотоцикл и чувствуешь себя счастливым..."

"Именно поэтому я просто заткнулся и сыграл рок на гитаре. Да, там есть некоторые вычурные вещи Вая, но не много. Я представлял себе мощные песни, которые заставят людей поднять кулаки вверх. И вообще, это отличный способ экспериментировать для гитаристов - ты представляешь себе это, потом убираешь себя с дороги и просто начинаешь это делать".

"Я не давал себе шанса сойти с ума". Но даже в рамках пентатоники можно сделать очень многое. В определённых границах - это бесконечность! Конечно, приходится быть очень изобретательным с теми пятью или шестью нотами, которые у тебя есть, но это помогает понять, что всё всегда возможно!"

В других песнях, таких как "She Saved My Life Tonight", Вай делает то, что ему менее свойственно, например, смешивает мажорную и минорную пентатоники, как это делали мастера старого блюза, которые часто играли минорные пентатонические фразы на три лада ниже своей родственной мажорной, а затем возвращались в исходную позицию, создавая своего рода "вопрос и ответ".

Вай объясняет, что такие моменты идут скорее из сердца, чем из мозга- он полагается на свои природные инстинкты и первые дубли больше, чем на что-либо другое. "Когда ты бросаешься в работу и не думаешь слишком много, музыка просто проявляется", - рассуждает он. "Ты создаёшь сырое видение или психологическую атмосферу для гармонических и мелодических измерений".

Многие из этих блюзовых основ были заложены во время обучения с 12 лет у друга и наставника Джо Сатриани, чьи наставления оставили неизгладимое впечатление на Вая, а также на других известных учеников, таких как Кирк Хэмметт и Алекс Сколник.

 

Что касается ветеранских пентатонических образцов, то Джимми Пейдж, Брайан Мэй и Ричи Блэкмор, по мнению Вая, являются теми музыкантами, которые установили самую высокую планку. В их ясности и простоте, считает Вай, было что-то такое, что делало их бесспорными мастерами своего дела.

"И когда я говорю "простота", я не имею в виду, что это плохо, - замечает он. "Просто это не похоже на Аллана Холдсворта, чьи работы воплощали в себе сложность. Так что если вы думаете, что я называю Ричи Блэкмора простым, то это не так. Я просто говорю, что его подход кажется простым по сравнению с некоторыми другими вещами, которые я слушал. Более того, он великолепен".

"Все эти музыканты находятся где-то рядом, когда я беру в руки гитару, но всякий раз, когда я собираюсь исполнить соло, я спрашиваю себя, что было бы наиболее подходящим для каждой композиции. Как глупо было бы, если бы на такой песне, как "She Saved My Life Tonight", я начал играть весь этот фьюжн, нагнетающий напряжение, а не блюз. Вы бы подумали: "Что ты делаешь, Вай? Ты всё испортил! Вот почему эта пластинка должна была быть абсолютно бодрящей, пещерная хрень!"

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.

Фото - Ларри Димарзио