GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Steve Vai

 


Искусство мотоциклетного веселья


После 30-летнего прозябания на полке, наконец-то вышла крутая ода Вая радостям езды. Но настоящим сюрпризом стал человек, стоящий за микрофоном.

 

 

 

 

 



Марк Максти, Фото – Джон Хэйрел
Guitar Player, март 2023
перевод с английского

Для тех, кто познакомился со Стивом Ваем благодаря его работе с Alcatrazz, Whitesnake и Дэвидом Ли Ротом, его новый альбом Vai/Gash покажется возвращением в славные дни метала, когда песня была королём.

Каждая композиция может похвастаться гимноподобным припевом, множеством запоминающихся мелодических ходов и короткими, шредерскими соло. Записанный Ваем в 1991 году, альбом пролежал на его полке более 30 лет. В то время, когда он записывал эти песни, Вай был погружён в мир байкерской культуры, наслаждаясь свободой и приливом адреналина от езды на тяжёлых байках с компанией приятелей-единомышленников.

Одним из таких друзей был Джонни "Геш" Сомбротто, уникальный персонаж с сильным характером, дьявольски беспечным подходом к жизни и, как выяснилось, поистине исключительным голосом. Временами голос Геша напоминал лучших вокалистов, с которыми работал Вай, в частности Рота и Грэма Боннета, но в нём было что-то особенное, что выводило всё на совершенно иной уровень. Вай хотел создать музыку, которую он мог бы слушать во время долгих поездок с друзьями-байкерами, и с этой целью он сочинил и записал восемь песен в течение нескольких недель. Но когда он попытался спеть их, то быстро понял, что не может придать песням то особенное, что он слышал в своей голове.

А вот Геш, как оказалось, смог. Случайно Вай услышал запись, на которой его друг пел, подражая Фрэнку Синатре. "Хотя я не верю, что он раньше пел рок-н-ролл, и никогда не слышал его попыток, что-то во мне захотело затащить его в студию", - объясняет Вай.

Оказавшись за микрофоном, Геш превзошёл все ожидания Вая, продемонстрировав вокал, который, по мнению гитариста, не уступал некоторым из величайших рок-голосов. Они вместе работали над песнями, но, поскольку у него были запланированы сессии для записи альбома 1993 года Sex & Religion, Вай отложил проект, планируя сочинить ещё несколько песен для завершения диска. Он так и не успел закончить работу, поскольку Геш погиб в 1998 году в результате аварии на мотоцикле.

Не имея возможности слушать альбом в течение многих лет, Вай в конце концов вернулся к нему и решил, что мир должен услышать то, что он упустил после безвременной кончины Сомбротто. В результате получился один из самых бодрых, мощных и по-настоящему качовых альбомов 2023 года.

Как поётся в песне "Let's Jam" - "Приготовьтесь завестись".

Vai/Gash - это действительно радостная, позитивная и поднимающая настроение запись.

Безусловно. Я много раз слушал её и всегда спрашивал себя, почему она мне так нравится. Это просто откровенный рок-н-ролл, и я записал её очень быстро. Я думаю, что песни абсолютно аутентичны, и вы правы, это действительно бодрящая музыка. И, конечно, вокал Геша просто великолепен.

Учитывая, как сильно изменился мир за 30 лет, как Вы думаете, записали бы вы такой же альбом в 2023 году? Это отражение того, что сейчас кажется более лёгкими временами?

Действительно, все кажется совсем другим, но я по-прежнему чувствую себя так, как чувствовал, когда писал этот альбом, потому что я пытался передать душевное состояние свободы. С юных лет я увлекался байкерской культурой и обнаружил, что, когда разговариваешь с людьми, которые водят мотоцикл, они могут очень увлечённо рассказывать о том чувстве свободы, которое они испытывают, находясь на мотоцикле. Это чувство нашло во мне отклик.

Когда я стал старше и смог позволить себе "Харлей", я смог сам испытать это чувство, когда едешь с ветерком. Это так поднимает настроение, и я знаю, что все мои друзья-байкеры тоже это испытывают. Поэтому мне захотелось создать музыку, которую мы могли бы слушать, которая действительно передавала бы это чувство отрешённости, и я решил отправиться в студию и создать что-то, что действительно соответствовало бы моему видению.

Эти песни во многом соответствуют традициям значимых совместных альбомов рок-групп, с которыми вы связаны.

Да, но я полагаю, что разница между моей работой с теми исполнителями и тем, что я сделал с этим альбомом, заключается в том, что они были очень со-творческими; в создании песни участвует много людей, когда вы работаете с такими группами. И хотя мне это нравилось, это почти то же самое, как если бы вы управляли всем в коллективе, обсуждая форму песни, как она должна звучать, как она будет звучать на радио, кто является целевой аудиторией и так далее, понимаете?

Но для этой пластинки Gash я сочинил все песни сам, за исключением "New Generation", которую Никки Сикс написал в соавторстве со мной много лет назад. Я также смонтировал её, спродюсировал и сыграл на ней всё, кроме ударных, которые записала Тиффани Смит. Всё было сделано очень быстро. Я просто накладывал басовую линию, даже не зная, какой будет песня, а затем придумывал гитарные партии. Моя работа с Ротом и Whitesnake показывает искренность моей игры, но этот альбом - полностью моё подлинное виденье".

Джонни "Геш" Сомбротто на своем мотоцикле Harley Davidson Electra Glide.
 

Голос Геша настолько великолепен, что удивительно, что он никогда раньше не занимался этим.

В этом и заключается необычность. Я знал, что должен использовать его голос в этих песнях, но я не был готов к тому, что произойдёт, когда я привёл его в студию. Он просто выложился по полной. Каждая песня была записана с одного-двух дублей. У нас была наша запись, и она выполняла свою функцию - мы все слушали её, катаясь на мотоциклах. У меня всегда было желание записать с Гешем ещё несколько песен, но когда в 1998 году он трагически погиб в аварии на мотоцикле, я был настолько подавлен, что даже не мог слушать альбом в течение 10 лет.

Однако последние 20 лет я слушаю его довольно регулярно и получаю от него истинное удовольствие. Я просто начал думать, что, возможно, сейчас самое время выпустить его. У любого артиста есть круг поклонников, которым нравится слушать или коллекционировать всё, что ты делаешь качественно, поэтому я был уверен, что интерес к этой пластинке будет.

Если бы он был жив и альбом вышел в то время, я уверен, что он был бы назван одним из самых великих рок-вокалистов.

Несомненно. Я действительно так считаю. У этого парня была такая харизма. Он был удивительным персонажем. В 1977 году в возрасте 21 года он получил ужасные ожоги 60 процентов тела в результате несчастного случая. Я думаю, что, глядя на него, люди могли бы поначалу найти его немного пугающим, пока не узнали бы его поближе. Он обладал фантастической способностью находить общий язык с любым человеком, и у него было такое смелое отношение к езде.

На обратной стороне обложки пластинки есть его фотография, где он сидит задом наперед, лицом не в ту сторону, когда едет на своём байке. Он постоянно делал подобные вещи. Он был полным экстравертом, обладая всеми качествами всех вокалистов, которых я когда-либо встречал, - абсолютным спокойствием, когда они находятся в центре внимания, и тем, что они источают харизму. Позвольте мне сказать, что я имею право говорить о вокалистах, поэтому я знаю, о чём говорю. У него была ДНК фронтмена.

Трюковая езда Геша. "Он постоянно занимался подобными вещами", - говорит Вай
 

 

Поразительно, что этот альбом был записан между Passion and Warfare и Sex & Religion, поскольку он имеет очень мало общего с обоими альбомами, как будто вы оперируете разными сторонами своего мозга. Это почти шизофрения.

Я думаю, можно подумать, что шизофреник записал Flex-Able, Passion and Warfare, Sex & Religion, Alien Love Secrets и Gash. [смеётся] Это квазишизофрения. В моих музыкальных устремлениях есть огромный композиторский элемент. Вы можете увидеть это в моей музыке, и иногда она может быть очень плотной и сложной. Меня привлекает брутальное творчество, когда ты видишь, как далеко ты можешь зайти. Я занимаюсь продюсированием. Иногда я перебарщиваю с продюсированием, но есть большая польза в том, чтобы творить и исследовать, куда бы ни завёл тебя твой композиторский дух.

Когда я подростком играл в рок-группах, это были песни Led Zeppelin, Kiss, Deep Purple, Queen, Aerosmith. Я любил и жил этой музыкой. В рок-н-ролле есть ощутимая энергия, свободная и яркая. Это было заложено во мне с самого раннего возраста. А как иначе, когда на тебя влияют такие группы? Так что запись Gash была своего рода возвращением к этой свободе самовыражения: один дубль, никаких раздумий и стремление к сырому чувству. Чувство было целью. Было здорово пойти в студию и выпустить что-то без всяких оправданий.

Вы когда-нибудь записывали что-нибудь с вашей подростковой группой Rayge, когда вы исполняли множество кавер-версий классического рока? Я уверен, что у фанатов был бы такой же аппетит, чтобы заценить этот материал.

У одного из ребят в группе был катушечный магнитофон, и есть записи того периода, но вы никогда не услышите их от меня. [смеётся] Поверьте, сейчас я не знаю, смогут ли мои поклонники вынести то, что на гитаре играет 13-летний Стив Вай.

На открывающей альбом песне "In the Wind" у Вас одно из самых минималистичных соло за всю историю. Интересно читать комментарии к этой песне на YouTube и видеть, с каким энтузиазмом люди отзываются об этом соло, которое является полной противоположностью вашему типичному подходу.

Да, очень приятно видеть, как хорошо мои поклонники приняли эту пластинку. Думаю, это небольшой взгляд на меня со стороны, который, возможно, немного неожиданный. Я вообще люблю стараться делать что-то неожиданное, когда это возможно.

По ощущениям некоторые песни напоминают то, что могло бы стать третьим альбомом Рота после ваших совместных работ над Eat 'Em and Smile и Just Like Paradise [имеется в виду Skyscraper, 1988 года, где "Just Like Paradise" заглавная композиция - прим. переводчика].

Сходство в том, что с Дэйвом мы пытались передать ту рок-н-ролльную энергию и свободу, когда музыка воздействует на нас и заставляет нас чувствовать себя лучше. Но этот альбом Gash никогда не мог бы стать третьей пластинкой Рота, потому что в нем использовался подход целой команды: одобрение Дэйва, вклад звукозаписывающей компании и вклад менеджмента.

Этот альбом - та сторона Вая, которую вы никогда не услышите другим способом, потому что я был совершенно один, когда создавал эту запись, и это произошло за неделю. На создание подобных альбомов Рота и Whitesnake уходят месяцы и месяцы, а то и годы.

В 2021 и 2022 годах Вы перенесли несколько операций на плече. Сейчас у вас всё в порядке?

Почти. С плечом все отлично. Оно зажило довольно успешно, и у меня почти полная амплитуда подвижности. У меня есть некоторые проблемы с пальцами. У меня была проблема с невралгией в большом пальце, которую я вылечил пару лет назад одновременно с одной из операций на плече, и сейчас у меня невралгия в другом пальце, которую я как раз собираюсь вылечить в ходе небольшой процедуры.

Вай и Геш на мотоцикле гитариста
 

 

Вы гастролировали с альбомом Inviolate в 2022 году, где впервые играли вживую на трёхгрифовом звере - гитаре Hydra. Возникали ли при этом какие-либо трудности?

Когда я готовил альбом, мне потребовалось около полутора месяцев, чтобы сочинить и записать "Teeth of the Hydra" с использованием гитары, причем я держал её на стойке, так как она была очень тяжёлой. Когда я снимал видеоклип, я держал её на ремне но когда играешь под музыку, то многое можно простить, так что играть стоя было не так уж сложно.

Когда я отправился на гастроли, вскоре после последней операции на плече, что, как мне кажется, было слишком рано, я понял, что пытаться повесить Hydra на ремень будет слишком сложно.

Я использовал стойку, но моя цель на следующих концертах - попытаться снова сделать так, чтобы можно было играть на ней с ремнём.

Что ещё ждет нас в 2023 году? В прошлый раз, когда мы беседовали, примерно во время выхода Inviolate, Вы намекнули, что, возможно, есть шанс выпустить акустический альбом, где Вы будете петь все песни, в свете очень сильной реакции на "The Moon And I", которую вы выложили на YouTube в 2021 году.

Я по-прежнему работаю над тем, что я называю третьим томом пластинки " Real Illusions". Это было то, что я делал во время локдауна, но в то время я не мог работать с другими музыкантами, поэтому мне пришлось положить это на полку.

Фото - Ларри ДиМарзио

 


Тогда я начал придумывать другие вещи, например, альбом Inviolate. Сольный акустический альбом сейчас тоже в процессе. Я уже прошёл половину пути, но потом снова порвал плечо, и мне пришлось временно отложить его.

Кроме того, я провёл несколько недель в Голландии, записываясь с оркестром Metropole, играя целую кучу своей оркестровой музыки, и был с филармоническим оркестром Тампере в Финляндии, так что я хотел бы попытаться выпустить эти записи. Там много разных вещей, но я всегда стремился к разнообразию во всём своём репертуаре.

И, наконец, после всего этого я погружусь в работу, чтобы посмотреть, какую новую гитарную феерию способны сотворить мои пальцы.

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.