Часть пятая, Passion and Warfare
Passion and Warfare:
Вай закончил запись Slip of the Tongue в середине 1989 года, а затем переключил своё внимание на сольный альбом, над которым он работал с перерывами с 1982 года. Как и для Slip of the Tongue, Вай записал большинство гитарных партий для своего грядущего сольного альбома Passion and Warfare в своей новой студии Mothership на Голливудских холмах. Отдельные фрагменты были записаны пять лет назад на его предыдущей студии Stucco Blue, но поскольку в то время Рот был против того, чтобы Стив выпускал сольный альбом в составе группы DLR, альбом так и не вышел (в 2016 году студия Mothership была продана рэперу 2 Chainz за 2,5 миллиона долларов).
В отличие от Flex-Able, у Вая теперь была полноценная 24-дорожечная профессиональная студия звукозаписи, и ещё семь лет опыта продюсирования/записи/сочинения и гитарной практики, а также эго, позволяющее не беспокоиться о том, понравится ли кому-то альбом или будут ли его покупать.
И, кроме того, у него было то, чего в то время не было ни у одного гитариста, - его кастомовая семиструнная гитара Ibanez Universe, которая помогла придать альбому уникальный тяжёлый гитарный звук. Он также использовал свой классический Charvel Green Meanie (Позже он подарил семиструнку Ibanez Universe, использованную им в композиции "For the Love of God", Принсу).
Passion and Warfare был создан в основном на базе серии снов, которые снились Ваю, когда он был моложе. Примерно в 12 лет Стив начал вести дневники сновидений на своём собственном тайном языке. Он экспериментировал с записью снов на кассеты и прослушивал их во время сна. В его снах начали происходить события - Стив назвал их "астральными проекциями". В 16 лет он начал пытаться быть более осознанным в своих снах. Он очень ярко видел себя играющим на гитаре лучше, чем наяву. В состоянии сна всё имело смысл. Происходившие события, душевное состояние, в котором он находился, и то, что он чувствовал, отражены на альбоме Passion and Warfare.
Вай рассказывает: "Я почерпнул знания из этих состояний и перенёс их в звуковой мир в виде композиций, где каждая мелодия имеет определённую концепцию, связанную с этим опытом (снами0, который имел место. Именно эту творческую концепцию я использовал для создания мелодической и гармонической атмосферы, которая сделала альбом Passion and Warfare тем, чем он является".
Поскольку гастроли Whitesnake должны были начаться в феврале 1990 года и продлиться почти весь год, у Вая было всего несколько месяцев, чтобы завершить работу над альбомом.
Поэтому в течение следующих пяти месяцев Стив лихорадочно работал над записью. В студию были допущены только Вай, Стю Хэмм на басу, Крис Фрейзер и Трис Эмбоден на ударных, Дэйв Розенталь на клавишах и его инженер-стажёр Паскаль Филле. Паскаль был французским студентом по обмену, изучавшим инженерное дело, и искал стажировку; он написал Ваю, который в итоге согласился. Вай сказал о Филле, что "он сыграл важную роль в том, что запись была сделана в срок".
Звуковые эффекты:
Одна вещь, которую Вай сделал для экономии времени, но которая на самом деле отняла больше времени, - это использование сэмплов. На Passion and Warfare использованы сотни аудиосэмплов, от очевидного голоса Дэвида Ковердейла в конце "Liberty" до сэмплов, о которых знает только сам Вай. Вай раздвигал границы так называемой гитарной записи с помощью искусной игры и многослойного продюсирования.
Например, в "Liberty", помимо некоторых духовых и струнных сэмплов, он также использовал пушки AC/DC из их песни "For Those About to Rock". Но только после того, как он утроил звук и сделал его на октаву ниже. У него было множество компакт-дисков со звуковыми эффектами, но ни один из них и близко не подходил по взрывной силе к пушечным выстрелам AC/DC.
На "The Audience is Listening" он привлёк свою любимую учительницу восьмого класса и впоследствии очень хорошую подругу Нэнси Фэган. Он заставил ее импровизировать на диктофон и использовал эти фрагменты в песне. Заметим, что в клипе снялась совсем не она. Вай не хотел подвергать её "тому дерьму, через которое приходится пройти, чтобы снять клип".
На "Ballerina 12/24" Вай использовал слова итальянского журналиста, бравшего у него интервью: "La ballerina si chiama la bella rosa". Это напомнило ему о том, как его бабушка называла его "моя прекрасная роза". Он также добавил дебютную вокальную партию своего недавно родившегося сына Джулиана, вставив её сэмпл.
Для одного из сэмплов "The Riddle" Стив, использовал фрагмент, который вероятно никогда не использовался ни на одном другом альбоме. Внимание! Это будет немного пошловато, поэтому вы можете пропустить это... Итак, начнём... В те времена, когда у него был четырёхдорожечный магнитофон, он записывал всё подряд. У него была кошка, у которой была течка, и она драла его мебель. Он спросил своего ветеринара, что ему делать. Тот сказал, что нужно вставить ей градусник. Стив не смог этого сделать, но это сделал один из его приятелей. Этот сэмпл кошачьего наслаждения звучит на этом треке, но в задом наперёд и в другом темпе.
В "The Riddle" также вошли сэмплы из проповеди священника, которую Стив записал с радио, когда ему было 15 лет. Думаю, справедливо будет сказать, что Вай - вечный коллекционер аудиозаписей.
Ода Фрэнку Заппе:
Его черта аудио-барахольщика распространяется и на повторное использование мелодий. В песне "Answers" есть семинотный мотив, который был вдохновлён риффом, который Фрэнк Заппа показал ему много лет назад, но сам так и не использовал. Вай немного изменил его, но сохранил суть как оду Заппе.
Вай использовал эту мелодию во многих вещах, но впервые она прозвучала дважды на альбоме Flex-Able. Сначала в композиции "Little Green Men", а затем в "Junkie". Когда он играл в группе Alcatrazz, он добавил её во вступление песни "Wire and Wood". По словам Вая, ему нравится ритмическая напряжённость мелодии и то, как она как бы подталкивает песню вперёд. Кроме того, она напоминает ему об определённом периоде его общения с Фрэнком, так почему бы не использовать её повторно?
Стив Вай как продюсер:
Когда говорят о Passion and Warfare, неизбежно вспоминают его нечеловечески красивую игру на гитаре. Но часто упускают из виду, что Вай создавал альбомы с великолепным звуком. Это видно по его революционному использованию гармонайзера Eventide H3000. Благодаря Ваю, H3000 стал первым гармонайзером с диатоническим изменением высоты тона, а также другими функциями, предложенными Ваем.
Помимо того, что H3000 и его семиструнный Ibanez изменили представление о гитарном звуке, Вай в студии проявил такие качества, как развитый слух, глубокие музыкальные знания, эффективное управление проектами и лидерские качества. В качестве продюсера/инженера Вай доказал, что он не уступает предыдущим продюсерам, с которыми он работал, от Темплмана до Заппы. То, как гитара прорезает динамики, но при этом не заглушает ни гулкий бас, ни ударные, ни один аккорд Пии в песне "Answers", - это потрясающий подвиг балансировки звуковых частот.
"For the Love of God":
Все композиции, вошедшие в альбом Passion and Warfare, имеют для Вая особую связь и значение. Но к одной из них он отнёсся иначе, чем ко всем остальным. После записи и микширования всех остальных треков Вай переключил свое внимание на "For the Love of God". К тому времени, когда он добрался до этой композиции, он уже почти две недели не прикасался к гитаре. Вдобавок ко всему, он находился в середине десятидневного поста и в конце маниакального рабочего графика.
Потратив день-другой на то, чтобы восстановить свои силы, он понял, что кончики его пальцев, некогда имевших плотные мозоли, стали тонкими и потеряли форму. К ним было больно прикасаться, а под поверхностью кожи виднелись сгустки крови. "Я пытался довести себя до предела", - говорит Вай. Когда пришло время записывать альбом "For the Love of God", мои пальцы полностью отказали. Мне нужно было находиться в таком состоянии духа, чтобы записать эту композицию, а я испытывал сильнейшую боль из-за своих пальцев".
Но первая попытка записать эту сложную вещь была отброшена. Он попытался записать композицию по частям, чтобы уменьшить боль. Но когда он прослушал её, ему показалось, что она звучит неровно. Тогда он переделал всё произведение за один дубль, выключил свет и покинул студию. Позже он рассказывал: "Когда я закончил, я сказал: "Вот и всё. Это лучшее, что я могу сделать".
Когда он закончил запись альбома, у него всё ещё не было названия, и он попытался "вложить все эти мысли и переживания в (название альбома)". Он считает, что все люди очень увлечены одной целью, хотя большинство из них не осознаёт, что это такое. Но ты постоянно борешься с силами, с некими сущностями, которые пытаются удержать тебя от твоей цели, и это и есть борьба". Он сел и написал слова "страсть и борьба".
Завершение работы над "Passion and Warfare" и отъезд на гастроли с Whitesnake произошли в один и тот же день. По дороге в аэропорт он даже заехал в мастеринг-студию. Это был второй случай в карьере Вая, когда он смог создать альбом именно так, как считал нужным, без посторонних влияний и коммерческих соображений. Он хотел сделать интенсивное музыкальное заявление. Но сначала ему нужно было сменить лейбл.
Смена лейбла:
В 1985 году Вай получил контракт на сольную запись от Capitol Records. Но после появления Дэвида Ли Рота выпуск альбома был отложен. Теперь, в конце 1989 года, Вай хотел представить к выпуску свою новую сольную пластинку.
Когда он передал свой альбом Capitol Records, многие сотрудники лейбла сменились, и Стив оказался в обстановке, когда он никого не знал на лейбле. В Capitol Records ему сообщили, что, прослушав его новую работу, они совершенно не понимают её и не знают, как её продавать. Они также сообщили Стиву, что не собираются ничего вкладывать в маркетинг, а также собираются сократить его гонорар вдвое. Вай, не склонный к панике, получил возможность расторгнуть договор с Capitol, поскольку они нарушили его.
Вай рассказывает: "Я позвонил в Capitol Records, чтобы сказать, что готов сдать запись и наконец-то получить деньги, но весь персонал уже сменился.
"Мой новый представитель по отношениям с артистами не только не знал, что я подписан на этот лейбл, но даже не знал, кто я такой. Он попросил меня прислать ему кассету. Позже нам позвонили из бизнес-департамента, и сказали, что они не только хотят изменить условия сделки и заплатить мне только половину того, что должен был дать аванс по контракту, но и собираются просто выпустить эту пластинку и не продвигать её".
"Я был очень уверен в этом альбоме, и даже если их предложение составляло только половину от первоначального контракта, это все равно была хорошая сумма, но дело не в этом. Дело было в том, что я был восприимчивым артистом, который чувствовал, что у него есть важное произведение, даже если остальному миру оно, скорее всего, не понравится".
Вай отправил запись своему старому другу Клиффу Калтрери (который за несколько лет до этого выпустил альбом Flex-Able и продал его), и Клифф ответил, что Relativity Records с удовольствием выпустит её. Зная, что Клифф - меломан и сделает всё возможное с этим кусочком своего сердца, Вай подписал контракт.
В итоге получилась эклектичная коллекция песен, в которых Вай навязывает своё гитарное превосходство. Начиная с по-ванхаленовски звучащей "The Audience Is Listening", которая, по признанию Вая, является "подражанием "Hot for Teacher", и, заканчивая кивком в сторону Хендрикса в "Sisters", и случайным отсылом попсовой "I'd Love To" к "Blow by Blow" Джеффа Бека, этот альбом обладает тем размахом, которым не могут похвастаться большинство гитарных альбомов.
Альбом вышел в мае 1990 года, в самый разгар тура Whitesnake. (Как выяснилось, Ковердейл предложил Ваю выйти в центр сцены во время тура и сыграть фрагменты из альбома. Ваю понравилась идея познакомить поклонников Whitesnake со своей собственной работой).
Рок-критик Хью Филдер подвёл наилучший итог: "Вай превращает то, что, по сути, является инструментальным альбомом в стиле хэви-метал, в возвышенную гитарную феерию с продуманным шреддингом, хорошо выстроенными соло с большим количеством эффектов, изредка перебиваемым балладами, которые способны взволновать сердце, избегая при этом очевидных клише".
Вай охарактеризовал альбом Passion and Warfare как "Джими Хендрикс встречается с Иисусом Христосом на вечеринке, которую Бен Гур устроил для Мела Бланка". Он разошёлся тиражом около полутора миллионов экземпляров. (Он хорошо продавался везде, кроме сети магазинов Walmart, которая отказалась продавать альбом из-за его обложки).
Но даже после того, как Вай закончил работу с Whitesnake, он не стал гастролировать в поддержку альбома, отчасти потому, что в то время он не чувствовал себя комфортно в роли фронтмена, а возможно, и потому, что предыдущие четыре года он гастролировал, а дома у него был годовалый сын, с которым он хотел проводить время.
Через месяц после выхода альбома Passion and Warfare Стиву Ваю исполнилось 30 лет. Он осуществил несбыточную мечту многих 12-летних детей, которые берут в руки гитару и фантазируют о том, что однажды станут богами рок-гитары. И по большей части он сделал это на своих собственных условиях, с самоотверженностью, которая предшествовала успеху и не давала ему покоя.
Заключительное слово:
"Я верю, что всё, что со мной происходило, было прекрасно само по себе, что каждая вещь приводила к чему-то, даже если в тот момент казалось, что я падаю, теряю статус или что-то ещё, всё равно это было прекрасно". - Стив Вай