Часть четвёртая, Дэвид Ли Рот, IIbanez JEM, Whitesnake
Группа Дэвида Ли Рота:
В то самое время, когда снимался фильм "Перекрёсток" (весна-лето 1985 года), Вай готовился к гастролям с Alcatrazz. Однажды он принимал душ, когда зазвонил телефон. Стив ответил, капая пеной, и услышал, как оживлённый абонент сказал: "Привет, это Дэвид Ли Рот. Я снимаю фильм и мне нужен саундтрек. Не хотел ли бы ты приехать и записать песни для фильма?"
Вай согласился, но при этом отметил, что сначала он должен совершить короткий тур с Alcatrazz. После этого Вай выполнил свои обязательства перед Alcatrazz и был готов перейти на самое желанное в то время место гитариста во всём рок-н-ролле.
"Бриллиантовый" Дэвид Ли Рот покинул в 1985 году группу Van Halen по многим причинам. Одной из них было его стремление стать настоящим актёром, для чего он выступил продюсером своего фильма "Обезумеваюший от жары" (Goin' Crazy from the Heat). Вместе с Ротом режиссером фильма планировал стать его творческий партнёр и менеджер Пит Энджелус. (Энджелус и Рот были также известны как "Сказочные братья Пикассо"). У Дэйва было финансирование от CBS Films, сценарий, костюмы, места съёмок, и теперь ему нужна была группа для создания саундтрека. Первым был приглашён ловкий басист Билли Шиэн, которого Рот знал ещё с тех пор, когда группа Шиэна Talas выступала на разогреве Van Halen пятью годами ранее.
Посоветовавшись с Тедом Темплманом, давним продюсером Van Halen, который продюсировал готовящийся к выходу альбом саундтреков Crazy from the Heat, Рот предложил место гитариста Стиву Стивенсу, работавшему с Билли Айдолом . Но Стивенс сказал Роту, что из-за своих музыкальных обязательств перед Айдолом он не может работать над проектом.
Тогда Шиэн и Темплман предложили кандидатуру Вая. Шиэн знал Вая по работе на одном лейбле Relativity. Темплман связался с ним через гитарного техника Вая Элвуда Фрэнсиса. Элвуд и Темплман работали с Aerosmith во время микширования их альбома Done with Mirrors. Элвуд включил сольную запись Вая во время одной из сессий, и Aerosmith и Темплман были впечатлены. Зная, что Рот ищет гитариста, Темплман отправил кассету Бриллиантовому Дэйву.
Один из приятелей Стива Вая, Крис Фрейзер, был первым кандидатом на роль барабанщика, но по неизвестным причинам Рот захотел найти кого-то другого. Шиэну и Ваю было поручено найти другого барабанщика, и они пригласили Грегга Биссонетта, игравшего в биг-бэнде.
Все трое уединились в подвале особняка Рота и работали над новыми идеями песен, пока Рот и Энджелус находились наверху, занимаясь подготовкой к съёмкам обреченного фильма.
В начале ноября 1985 года, за несколько дней до начала съёмок, в офисе студии раздался телефонный звонок. Это звонили адвокаты Рота и сообщали ужасные новости. Компания CBS, столкнувшись с серьёзными финансовыми трудностями, закрыла свое киноподразделение, в результате чего Энджелус и Рот остались без средств для создания своего фильма. По словам Энджелуса, после того как прошёл епрвоначальный шок, они начали обсуждать возможные варианты, спрашивая друг друга: Что мы будем делать дальше, кроме судебного разбирательства с CBS по поводу нарушения контракта?
Шиэн вспоминает, что в тот день сказал Роту: "К чёрту всё это. У нас есть группа. У нас есть песни. Давайте отправимся в тур!" Не то чтобы он уже так не думал, и не то чтобы он нуждался в моей поддержке, но я просто помню, что подумал: "Я готов играть".
Eat 'Em and Smile:
В конце ноября, через несколько дней после того, как съемки фильма были отложены, четверо музыкантов приступили к записи альбома Eat 'Em and Smile, ставшего эпохальным. Альбом был выпущен в следующем году (в июле 1986) и имел коммерческий и критический успех, разойдясь миллионными тиражами.
Последовавший за ним тур имел огромный успех. С августа 1986 по февраль 1987 билеты на концерты Дэвида Ли Рота были распроданы во многих городах и проходили на переполненных аренах по всей Северной Америке. Стив Вай доказал - не то чтобы это его волновало - что он является достойной заменой Эдди Ван Халену. Но к концу тура Вай понял, что надолго в группе он не задержится.
Ibanez JEM:
До 1987 года Вай был свободным агентом в мире гитарных эндорсеров, что привело к активному ухаживанию за ним со стороны всех ведущих гитарных компаний. В это время Стив играл на гитарах, ручной работы, сделанных компаниями Performance Guitar, Charvel и Jackson. Он привлёк своего друга детства и уроженца Лонг-Айленда Джо Деспаньи к сборке, модификации и фрезеровке гитар, изготовленных по заказу Стива. Джо и другие собирали комплектующие в суперстрат для Стива, а затем Деспаньи создал знаменитую гитару Вая Flame и стал первым, кто реализовал идею Вая с вырезом "Monkey Grip" в виде ручки в корпусе гитары.
Вай хотел иметь свободный доступ к гитарам, которые отвечали бы его требованиям, когда он был на гастролях или в студии. Прямо перед туром '86-го года с Ротом несколько гитар Вая были украдены из репетиционного помещения. Поэтому Ваю пришлось искать замену, которая бы соответствовала гастрольным требованиям.
Стив обратился в любимую мастерскую Фрэнка Заппы Performace Guitar, чтобы заказать инструмент у лютье Кунио "Кенни" Сугаи. Вай поделился с Кунио желаемыми характеристиками и комментариями своего гитарного техника Элвуда Фрэнсиса. Кунио сделал четыре гитары, которые, по сути, стали прототипом будущей гитары JEM.
Тем временем в 1986 году компания Ibanez поняла, что проигрывает в борьбе суперстратов. Kramer лидировали по продажам суперстратов с помощью своего эндорсера Эдди Ван Халена. Поэтому высшее руководство Ibanez поставило перед собой цель найти своего Эдди Ван Халена, который рекламировал бы их гитары. По общему мнению, именно Стив Вай был тем гитаристом, которого следовало заполучить.
В сентябре 1986 года на концерте в Нью-Йорке Ibanez представили Стиву прототип гитары Maxxas. Перед саундчеком группы Вай подключил гитару к своим усилителям, после чего полый корпус Maxxas завёлся как сумасшедший.
Тогда Ibanez подумали, что, возможно, цельнокорпусной Maxxas мог бы сработать. Поэтому в декабре 1986 года Ibanez отправили зелёную гитару с рисунком змеиной кожи в дом родителей Вая и попросили их положить её под ёлку в качестве подарка для Стива. На следующий день после Рождества Вай позвонил в Ibanez и сообщил, что оценил подарок, но ищет реплики своих гитар Performance, и если они могут сделать такую гитару, то они могут поговорить.
Поэтому он разослал всем конкурирующим гитарным компаниям, казалось бы, простую задачу. Вот спецификация гитары, которую я хочу. Кто сделает её лучше всех, с тем я подпишу эндорсмент.
Основными требованиями Вая к гитаре были:
Ibanez прислали Стиву идеальный прототип электрогитары, созданный точно по его спецификациям, и Стив заключил с Ibanez соглашение об эндорсменте.
В июне 1987 года на ежегодной отраслевой выставке National Association of Music Merchants (NAMM) миру была представлена гитара Ibanez JEM. (Вай назвал её JEM в надежде привлечь внимание к одноимённой гитарной компании Деспаньи). С тех пор JEM стала одной из самых известных, самых продаваемых и наиболее продолжительно производящихся гитар именной серии в истории инструмента и было одним из самых разумных бизнес-решений Вая.
Ibanez также выпустили гитару более скромного класса на базе JEM, но без ручки "Monkey Grip" и некоторых других особенностей. Эта гитара получила название RG и стала самой продаваемой метал-гитарой в истории. Вай заявил, что деньги, полученные им от сделки с JEM, в финансовом отношении превосходят все остальные начинания.
Skyscraper:
К весне 1987 года пришло время приступить к сочинению и записи продолжения хитового альбома Eat 'Em and Smile. На этот раз по сравнению с предыдущей записью произошло много кадровых изменений. Вместо Теда Темплмана в продюсерском кресле окажутся Рот и Вай. Вместо того, чтобы записывать песни живьём в составе группы, их собирали по кусочкам с помощью более качественного продюсирования. Участники группы были призваны исполнять свои партии индивидуально. И, возможно, самым важным фактором стало добавление клавишника Брета Таггла. (Таггл уже участвовал в туре Eat 'Em and Smile).
Ходили слухи, что кто-то из менеджмента прислушался к мнению Дэйва и убедил его в том, что ему следует уменьшить грубость Eat 'Em и Smile и вместо этого попытаться извлечь выгоду из текущей волны танцевальной музыки конца восьмидесятых. Они решили, что если им удастся смешать немного рока с танцевальной музыкой, то, возможно, им удастся вывести Рота на другой уровень. (Они даже сделали 12-дюймовую промо-версию ремикса "Stand Up" и поставляли её клубным диджеям). Ирония судьбы заключается в том, что отчасти Рот покинул Van Halen из-за того, что Эдди хотел добавить больше клавишных, но, к чести Рота, он пытался расширить границы своей музыки, чтобы привлечь новых поклонников.
Первым, кто покинул гнездо, был Шиэн. После того как в заглавной композиции "Skyscraper" его басовые партии были заменены клавишными, он понял, что пора уходить. Он покинул группу прямо перед выходом альбома, и на время тура его заменил брат Грегга, Мэтт Биссонетт.
Хотя Skyscraper разошёлся тиражом в несколько миллионов пластинок, некоторые фэны считали, что он меркнет по сравнению с блестящей сыростью Eat' Em и Smile.
Однако Skyscraper всё же добился кое какого успеха с песней "Just like Paradise", занявшей шестое место в Billboard Hot 100 и четвёртое место в чарте синглов Billboard. К сожалению, из-за ошибки менеджмента соавторы Рот и Бретт Таггл, а также сопродюсер Вай упустили возможность получать стабильный пассивный доход.
В своей книге "Crazy from the Heat" Рот рассказывает историю о том, что продюсеры сериала "90210" хотели использовать песню "Just Like Paradise" для главной темы. Но менеджер Рота посчитал, что сумма предложения слишком мала, и даже не упомянул об этом.
Можно себе представить, сколько денег было упущено, ведь "Беверли-Хиллз, 90210" длился десять сезонов и почти 300 серий.
Перед туром Skyscraper Стив знал, что это будет его последняя работа с Ротом, поскольку музыкальные предпочтения Вая менялись. По окончании тура Стив подал заявление об уходе. К декабрю 1988 года он был готов приступить к сольной работе. Следует отметить, что и Стив, и Билли хвалят Рота за всё, чему они у него научились, и по сей день считают его своим другом.
Всё время, пока Стив работал в Alcatrazz, "Перекрёстке" и группе Дэвида Ли Рота, он знал, что в нём есть своя уникальная музыка, которая не вписывается ни в одну из групп или ситуаций, в которых он был до этого. Он начал создавать эту музыку ещё до работы с Alcatrazz или Дэйвом Ротом.
Whitesnake:
В январе 1989 года перед Стивом возникла дополнительная возможность, которая отложила его сольную запись на более поздний срок. Другая легендарная группа нуждалась в гитаристе класса "А". Whitesnake находились в студии, записывая продолжение своего предыдущего альбома с одноимённым названием, который разошёлся тиражом более 10 миллионов экземпляров. В то время группа находилась на вершине пищевой цепочки хэви-метал.
У гитариста Whitesnake Адриана Ванденберга были проблемы с запястьем, которые мешали ему играть. (Позже выяснилось, что это результат автомобильной аварии, в которую он попал несколькими годами ранее). Основатель и вокалист Whitesnake Дэвид Ковердейл и Ванденберг видели Вая в "Перекрёстке" и решили, что он лучше всех подойдёт для записи альбома.
Вай, как всегда, умный музыкант и бизнесмен, понял, что группа не только наполнена талантливыми дружелюбными музыкантами, но и даёт возможность привлечь внимание к его грядущему сольному альбому. Так, через месяц после завершения гастролей с Ротом, Стив Вай официально стал участником Whitesnake.
Альбом, Slip of the Tongue, уже был сочинён и записаны основные треки. Вот что сказал об этом Вай: "Адриан сделал эти направляющие треки, которые в основном состояли из аккордов и структур, и я, конечно же, скопировал оттуда многие риффы, но я придал им своё звучание, потому что всё это было похоже на один гитарный трек. В некоторых песнях я использовал по 20 дорожек; это очень плотная гитарная запись, и я определённо сделал всё возможное, чтобы украсить её! Это был отход от того, чем обычно славились Whitesnake в гитарном плане".
Во время записи альбома Вай привёз первый прототип семиструнной Ibanez Universe. Slip of the Tongue стал первой рок-пластинкой, на которой на протяжении всего альбома использовалась семиструнная гитара. Низкий звук, который он получил от этой гитары, впоследствии стал отличительной чертой таких групп, как Korn, а весь жанр джент может быть обязан семиструнному Ibanez Вая, который стала первой серийно выпускаемой гитарой такого типа.
Вспоминая время, проведённое в Whitesnake, Вай говорит: "Для меня это была самая лучшая группа, потому что мне не нужно было руководить группой, у меня был самый лучший солист в мире на тот момент, и со мной обращались как с королём. Ребята в группе были просто фантастическими, и они были джентльменами. Руди Сарзо - самый приятный парень на свете. Томми Олдридж - уморительный и талантливый. Адриан Ванденберг был фантастическим; очень культурный, любил хорошие вещи, убийственный музыкант с хорошим звуком! И все они блестяще терпели мое отношение и претензии. И по сей день я очень доволен этой записью и считаю, что она отлично звучит, даже если она немного отличается от остальных альбомов Whitesnake".