Сам по себе:
Вскоре после переезда в Лос-Анджелес Вай реализовал ещё одну свою юношескую мечту. Он приобрёл четырёхдорожечный магнитофон Teac на четвертьдюймовой ленте. Свою первую небольшую студию он оборудовал в спальне своей квартиры и назвал ее SyVy Studio. Студия была увешана плакатами Заппы и пошлыми гобеленами из искусственного бархата с изображениями танцовщиц живота, собак, играющих в покер, и Иисуса Христоса - все с усами и бородкой Заппы, подрисованными чёрным маркером.
Здесь он записал множество демо, в том числе одно из них - композицию под названием "The Night Before", позже переименованную в "The Attitude Song", которая изначально была записана для прослушивания, чтобы быть представленной для возможного сотрудничества с Элисом Купером. Узнав об этой вакансии за день до прослушивания, Вай сочинил и записал композицию в "потоке сознания". По иронии судьбы, если бы Вай получил эту вакансию, он стал бы последователем мастерски игравшего, но незаслуженно малоизвестного Дэнни Джонсона, который впоследствии заменит Вая в группе Alcatrazz.
Фото - Марко Льянос
Студия Stucco Blue:
Как бы ни была хороша SyVy, Вай понимал, что ему нужна студия побольше. Заплатив 14 000 долларов США в качестве первоначального взноса, которые он накопил за время работы с Заппой, его тогдашняя девушка Пиа нашла место в Сильмаре, штат Калифорния. Дом был расположен в тихом тупике на угловом участке, и, что ещё важнее, у него имелся сарай, который Вай мог переоборудовать в студию.
Взяв еще 3 тысячи долларов, которые он заработал, давая уроки игры на гитаре и проводя семинары, он пошел, купил стройматериалы, построил студию и установил в ней оборудование, причём совершенно самостоятельно. (В качестве руководства он использовал книгу The Audio Cyclopedia.) До начала проекта Вай не имел ни малейшего представления о том, как всё это делается, и даже был вынужден позаимствовать кое-какое оборудование у Заппы. Но он разобрался, и после восьми месяцев напряжённой работы новая студия Вая была готова к записи.
"Я потратил пять месяцев на ее звукоизоляцию, и мне нравилось этим заниматься", - вспоминает Стив. "А поскольку я украсил стены шёлковой тканью разных оттенков синего, я назвал это место Stucco Blue Studio".
Flex-Able:
В период с апреля по ноябрь 1983 года Вай записал композиции, которые вошли в альбом Flex-Able. Многие из них возникли как дикие студийные эксперименты или даже шутки. Вай привлекал к записи своих друзей, в том числе басиста Стюарта Хэма и товарищей по группе Заппы - барабанщика Чеда Вэкермена и клавишника Боба Харриса. Присутствовала также Пиа Майокко, которая вскоре стала миссис Вай. (В доме Стива никогда не жило менее пяти человек - иногда их было так много, что его прозвали "приютом для музыкантов-беженцев". Однако наличие такого количества постояльцев означало, что ипотека полностью покрывалась за счёт арендной платы, а все деньги Стива возвращались в его ремесло - ключевой урок бизнеса, который он получил от Заппы).
Первоначально Flex-Able планировалось выпустить на гибких пластинках - всего три диска, общим объёмом два с половиной часа музыки. Отсюда и название Flex-Able. Изначально написание Flex-Able должно было соответствовать стандартному написанию слова flexible. Но когда художник, работавший над обложкой, неправильно написал слово Flexible как Flexable, Стив посмотрел на эту кажущуюся ошибку и подумал: "А что, если я поставлю дефис между flex и able", чтобы это было игрой слов, поскольку он решил, что в будущем он сможет быть гибким, и, похоже, он оказался прав.
Гибкие диски - это грампластинки, отпечатанные на очень тонких, гибких полимерных листах, которые часто вклеивались между страницами музыкальных журналов в качестве бесплатной раздачи. Журнал Guitar Player в своём октябрьском номере за 1984 год именно так и поступил, раздав в качестве бесплатного гибкого диска композицию "The Attitude Song".
Но когда печать гибких дисков оказалась слишком сложной, а Стив захотел иметь настоящую пластинку со своей музыкой, Вай решил выпустить её на виниле. Поскольку винил не мог вместить два с половиной часа музыки, он выпустил материал двумя частями, Flex-Able и Flex-Able Leftovers [Leftovers по-английски значит "остатки" или "дописка" - прим. переводчика].
Вай также неохотно решил попытаться заключить обычный контракт на запись. Он был шокирован тем, с чем столкнулся. Как тогда, так и сейчас, стандартный контракт на запись подразумевал передачу всех авторских прав в обмен на аванс (обычно около 10 тысяч долларов в то время) и мизерный роялти в размере 20 центов за экземпляр, часть из которых должна была пойти на возмещение аванса.
Я подумал: "Это абсурд, я никогда не подпишу ничего подобного", - вспоминает Вай. "Звукозаписывающие лейблы рассчитывают на то, что артисты верят в то, что контракт на запись - это Святой Грааль, поэтому они готовы продавать свою интеллектуальную собственность очень дёшево. Но у меня не было привязанности к стремлению стать знаменитым или к тому, чтобы мой альбом выпустила звукозаписывающая компания. И это дало мне свободу отказаться от такого рода сделок, даже не рассматривая их".
Создание собственного рекорд-лейбла:
Вместо этого Вай вместе со своим тогдашним менеджером Лорел Фишман создал свой собственный лейбл Akashic Records. Метафизическое название Akashic Records означает сборник всех вселенских явлений: мыслей, слов, эмоций и намерений, когда-либо происходивших в прошлом, настоящем или будущем с точки зрения всех сущностей и форм жизни. Но когда Вай узнал, что лейбл Akashic Records уже существует, он переименовал его в Urantia Records. Слово "Урантия" он взял из названия "Книги Урантии". Эта духовная, философская и религиозная книга призвана объединить религию, науку и философию.
К сожалению, Фонд Урантии прислал Стиву записку, в которой говорилось, что он не может использовать их название. Но, к счастью для Вая, он взял название своего следующего звукозаписывающего лейбла и уже название своей корпорации, "Light Without Heat", из "Книги Урантии".
Затем он нашел дистрибьютора - Клиффа Калтрери из компании Important Records, ярого фаната Заппы, который стал другом и союзником Вая на всю жизнь. (Позже Вай отправит Калтрери кассету с записью своего любимого неизвестного гитариста Джо Сатриани, с которым Клифф также подпишет контракт). Важное дистрибьюторское соглашение приносило Ваю щедрые 4,10 долларов с каждой проданной пластинки, при этом Вай сохранял свои авторские права, что было гораздо выгоднее, чем обычный контракт на запись.
В январе 1984 года альбом Flex-Able был выпущен и поступил в продажу. Хотя пластинка демонстрировала необычный музыкальный вкус Стива и своеобразный юмор, унаследованный им от Заппы, в ней также было несколько крышесносных гитарных партий. Момент был выбран как нельзя лучше, поскольку феномен шред/метал/виртуозной гитары переживал бурный расцвет. Flex-Able стал одной из культовых классик жанра и принёс Ваю миллионы долларов на протяжении многих лет.
1980-1990:
В период с 1980 по 1990 годы Вай участвовал во многих музыкальных проектах. (В некоторых из них он участвовал под псевдонимом Reckless Fable). В других он был творческим исполнителем, в третьих - наёмным исполнителем для нескольких громких имён и в качестве одолжения для нескольких друзей. За этот период Вай принял участие в записи более чем 30 альбомов. Но в этой публикациии мы остановимся на шести наиболее значимых проектах, над которыми Вай работал в период с 1984 по 1990 год: Alcatrazz, фильм "Перекрёсток", группа Дэвида Ли Рота, гитара Ibanez JEM, Whitesnake и его сольный альбом Passion and Warfare.
Если подсчитать, то все эти выдающиеся достижения произошли в течение шести лет. Кроме того, в этот период он женился и у него родился первый ребёнок.
В середине 1984 г. Стив выступал по городу со своей группой Steve Vai and the Classifieds, когда ему позвонили и спросили, не хочет ли он попробовать себя в метал-группе Alcatrazz, которую возглавлял бывший вокалист Rainbow Грэм Боннет.
Alcatrazz со Стивом Ваем, фото - Джон Харрелл
Alcatrazz:
У участников группы Alcatrazz были разногласия с их тогдашним гитаристом Ингви Мальмстином. После того как Ингви покинул группу, когда до конца тура по США оставалось 3 концерта, коллективу потребовался новый гитарист, поэтому они провели прослушивание Вая и предоставили ему эту работу.
13 июля без какого-либо официального объявления, имея всего один день на разучивание музыки, Вай отыграл свой первый концерт с Alcatrazz. Среди некоторых фанатов в театре De Anza Theatre в Риверсайде, штат Калифорния, ходили слухи о замене Мальмстина, но они не знали, чего ожидать. Один из фанатов сказал, что понял, что что-то не так, когда увидел стэки усилителей Carvin вместо Marshall. (Вай познакомился с усилителями Carvin благодаря своему наставнику Фрэнку Заппе и в итоге подписал с эндорсмент с этой компанией).
С Ваем в составе группа работала над новым материалом, а затем отправилась в тур по Японии, в ходе которого Вай предстал перед широким кругом поклонников, а группа получила возможность сыграть новый материал, который будет включен в её следующий альбом. Во время этих гастролей было снято концертное видео.
Весной 1985 года группа выпустила альбом Disturbing the Peace на лейбле Capitol Records. Продюсером альбома стал Эдди Крамер, работавший с Led Zeppelin, Джими Хендриксом, Kiss и многими другими. Первым синглом и видеоклипом стала песня "God Blessed Video", но MTV практически не показывали его, подумав, что это какая-то религиозная музыка, а не глумление над новой видеосценой. Альбом достиг пика на 145-м месте и продержался в чарте 16 недель. В это время у Alcatrazz возникли серьёзные проблемы с менеджером Энди Труманом, который решил посвятить всё своё время Ингви, отказавшись от услуг лейбла Capitol и сорвав все гастроли и продвижение группы. От совместного с Ули Ротом тура по 20 городам пришлось отказаться. (Они отыграли только 10 концертов на юго-западе США в поддержку альбома). Хотя Disturbing the Peace стал еще одним знаковым альбомом для группы, 1985 год в целом не был удачным для группы. Однако Ваю предстояло получить возможность, которая изменит его карьеру.
"Перёкресток":
В 1984-85 году Рай Кудер и Арлен Рот были двумя главными музыкальными силами, стоявшими за саундтреком к фильму "Перекрёсток" (Crossroads). Кудер был музыкальным директором, а Рот изначально был привлечён для обучения актера Ральфа Маччио тому, как сделать так, чтобы казалось, что он на самом деле играет на гитаре. Это переросло в роль музыкального консультанта.
Помимо того, что Арлен Рот был влиятельным блюзовым музыкантом, он был первым, кто выпустил видеошколы по обучению игре на гитаре в своей очень успешной серии Hot Licks [Арлен действительно, первым организовал компанию выпускающую видеошколы (к тому времени у него были уже аудиошколы) с крупными планами рук, ещё в 1979 году, однако первое видео Hot Licks с басистом Who, Джоном Энтвистлом поступило в продажу лишь в 1984 году, спустя год после выхода первой видеошколы с Брайаном Мэем, выпущенной Star Licks - прим. переводчика].
Оригинальная "дуэль" в конце фильма, где Юджин, герой Ральфа, должен был сразиться с гитаристом дьявола за душу своего учителя Вилли Брауна, на записи изначально должна была происходить между Ротом и Кудером. Эту запись можно послушать на странице Рота в Soundcloud.
Ральф Маччио и Арлен Рот
Однако по мере работы над фильмом продюсерам все меньше нравилась эта идея, и они хотели пригласить на эту роль кого-то другого, к большому разочарованию Кудера, который вместе с Ротом уже составил план дуэли и записал её. Тем не менее, Кудер по-прежнему оставался музыкальным редактором, и поэтому ему было поручено найти замену.
На эту роль рассматривались кандидатуры Кита Ричардса, Фрэнка Заппы и Стиви Рэй Воэна, но в итоге продюсеры решили воспользоваться бумом "гитарного шрэда" середины восьмидесятых. Кудеру нужно было найти молодого начинающего гитариста, который мог бы по-настоящему "зажигать" на грифе.
Он позвонил в журнал Guitar Player и поговорил с редактором Томом Уилером. Кудер сказал ему: "Мне нужен парень, который может играть лучше, чем Эдди Ван Хален, мне нужен парень смышлёный, умеющий слушать, но он должен быть организованным. Он не может исполнять это просто как соло: он должен быть крут". Том ответил: "Стив Вай", а затем по телефону поставил для Кудера гибкий диск "The Attitude Song". Прослушав его, Кудер сказал: "Господи, пошли его ко мне".
Вай был принят на работу и быстро наложил свой отпечаток на роль, даже сочинил дополнительную музыку к фильму, включая работу над "Eugene's Trick Bag", вдохновлённой классической композицией, в кульминации фильма.
Изначально Стив должен был только играть музыку, но не сниматься в фильме. Но когда режиссер Уолтер Хилл увидел Стива, он предложил ему роль дьявольского гитариста Джека Батлера. Вай сначала отказался от роли, считая, что он не актёр, но принял предложение, когда Хилл попросил его ещё раз взглянуть на сценарий.
Гитарная дуэль с Ваем длилась около 15 минут, но для усиления эффекта сцена была сокращена до двух минут. В первоначальном варианте с Джеком Батлером сражался мультиинструменталист, играющий блюз/R&B, Шугги Оттис.
Небольшое примечание. Оттис, как и Вай, в молодости играл с Фрэнком Заппой. Оттису было всего 15 лет, когда он сыграл на басу в классической инструментальной композиции Заппы "Peaches En Regalia". Партия Оттиса в "Перекрёстке" была исключена из фильма, но её можно услышать на альбоме Вая The Elusive Light and Sound, Vol. 1; композиция называется "Fried Chicken".
Находчивый молодой человек, Вай, позже использовал риффы из кульминационной дуэли в качестве основы для своей песни "Bad Horsie", которую можно найти на его альбоме Alien Love Secrets. За исключением партии слайд-гитары, которую исполнил Рай Кудер, Вай сыграл за обе стороны дуэли. Музыка представляет собой смесь блюза и классики, часть которой позаимствована из "Каприса №5" Никколо Паганини. Это было искусно связано с историей, поскольку, согласно мифу, Паганини продал душу дьяволу в обмен на свои музыкальные способности.
В результате совместной работы над фильмом Вай и Арлен Рот стали друзьями на всю жизнь. Однако приглашение Вая в фильм поначалу разочаровало Рота, который посчитал, что включение Вая в фильм слишком осовременивает его, а не делает его более вневременным, как это было задумано в оригинальном сценарии.
Многие гитаристы заявляли, что именно из-за просмотра кульминационной сцены они начали играть на гитаре. По иронии судьбы знаменитая гитарная партия Вая не вошла в саундтрек к фильму "Перёкресток" целиком, но весь поединок можно найти на альбоме Стива Elusive Light and Sound, который представляет собой компиляцию музыки, написанной Стивом для различных фильмов.
В течение следующих двух десятилетий голливудская актёрская карьера Вая была отодвинута на второй план, пока он не сыграл кантри-легенду Хэнка Уильямса [вообще-то Хэнка Гарлэнда - прим. переводчика] в фильме 2008 года "Сумасшедший" (Crazy). (Он также выступил исполнительным продюсером фильма). 14 лет спустя его пальцы сыграли роль рук Дэйва Грола в комедии/ужастике "Студия 666". Но на тот момент, в 1985 году, его актёрская карьера была закончена.