GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Steve Morse

 

 

На Ход Ноги

 

 

 

 

Дэвид Мид

Guitarist, Декабрь 2019

Перевод с английского

 

 

Гитарист Dixie Dregs, Deep Purple и Flying Colors размышляет о витаминных добавках и кошмарном путешествии через пустыню...

Упрвляйте сами своей динамикой на сцене, говорит Стив, и вам не придется полагаться на "магию"звукорежиссёра

1. Каким был ваш первый концерт и как он прошел?

 

Это было в шестидесятые, год '66 или '67. Мы были детьми, и отец загрузил в машину барабаны моего брата, мою гитару и маленький комбик в машину и отвёз нас на мероприятие, где мы встретились с другими ребятами, и сыграли на танцах. Мы исполняли Gloria, You Really Got Me, Respect (в версии Rationals, а не Ареты Франклин), затем Steppin ’Out - Paul Revere & The Raiders, и наконец, мою любимую Can’t Explain группы Who. Нам заплатили достаточно, чтобы хватило на пиццу из Domino's, и это была первая пиццерия Domino's в стране, открытая в Мичигане. Мне досталось два кусочка, и это было потрясающе.

 

2. Расскажите о своём сценическом оборудовании на сегодняшний день…

 

Прежде всего, я играю на своих именных гитарах Music Man модели Steve Morse. С Purple я играю на гитарах оборудованных тремя звукоснимателями, а с Flying Colors и The Dregs – четырьмя. Сигнал с гитары идёт в компрессор Keeley, который я иногда использую для буста или для ритм-партий. На чистом звуке это спасает от перепадов громкости, понимаете? Если вы правильно настроите компрессор, это действительно поможет лучше согласовать синглы и хамбакеры на одной гитаре. Далее следует мой тюнер TC Electronic и далее усилитель Engl модели Steve Morse, трёхканальный, и самое лучшее в этом усилителе то, что вы можете установить все ручки на 12 часов, и он будет звучать потрясающе. Это мой "сухой" усилитель, и он нагружен кабинетом Engl с динамиками Celestion, но с его преампа звук идёт на два отдельных дилея TC Flashback, и они могут закольцевать любую фразу или квадрат в петлю. Я использую свои собственные пресеты, с модуляцией, и я могу использовать их для длинных или коротких задержек. Длинная – около 500мс [120bpm в размере 4/4 – прим переводчика]. Короткая – настолько короткая, насколько позволяет педаль, и она издаёт более хорусящий звук. Обе настроены на 100% обработанного сигнала и с них сигнал идёт на две педали громкости Earnie Ball, которые обычно находятся в поднятом положении, но когда вы опускаете их, звук поступает через небольшой пассивный микшер на второй усилитель Engl Steve Morse [очевидно в Return – прим. переводчика], "мокрый", и его собственный кабинет. Поэтому, когда мне нужен длинный дилей, я опускаю педаль, и она вообще не меняет сухой звук, а просто добавляет задержку. В Purple у меня есть третья педаль, питч-шифтер повышающий или понижающий высоту на октаву.

3. Что записано в вашем райдере?

 

Лично для меня: немного газированной минералки и, если повезёт, немного диетического Dr.Pepper. Сырная нарезка, арахисовое масло и джем, хлеб, немного йогурта и всё. Мой райдер Deep Purple – это целая книга. Она передаётся от одного тур-менеджера другому, и иногда нам приходится просить их вычеркнуть лишнее, если мы видим, что там есть что-то, чем никто не пользуется.

 

4, Что вы посоветуете для достижения лучшего концертного звука?

 

Как всегда: Вы должны управлять динамикой или создавать иллюзию динамики самостоятельно. Надеяться на то, что звукорежиссёр поймает ваши соло, поднимет их и волшебным образом уложит в микс – глупо. Так, например, если я вешаю пауэркорд, аккомпанируя вокалисту, то я беру аккорд, а затем прибираю верха ручкой тембра, иногда полностью выворачивая её в ноль, пока звучит аккорд. Таким образом, он звучит тише, и вы слышите изначальную атаку, но он не занимает весь частотный диапазон. Затем, когда солирует кто-то другой, я продолжу играть, но перейду на более слабые звукосниматели, например на синглы, и приберу громкость гитары на 6 или на 7, и буду играть менее интенсивно, приглушая струны, чтобы они не звучали слишком долго. Другими словами, создайте пространство, как ещё один способ придать динамику игре. Затем, когда наступает черёд моего соло, я опускаю педаль громкости, добавляя короткую задержку и ещё один источник звука.

5. Без какой немузыкальной вещи вы не можете обойтись на гастролях?

 

Я бы сказал, что это мой запас витаминных добавок. У меня более 12 различных таблеток. Если прочесть всё, что написано на этикетках, я должен быть шесть метров ростом, зелёным, и способным поднимать автомобили одной рукой…

 

6. В каком месте вам лучше всего игралось и почему?

 

Их было много. Я площадку в Augusta College [в Джорджии]. Это был небольшой зал, но вы могли видеть каждого слушателя в зале и каждый из них хорошо видел вас. Звук идеально соответствовал уровню, на котором мы играли в '70е годы. Все, кого я там слышал, звучали великолепно, и когда мы играли там с самым ранним составом Dregs программу из трёх отделений, это казалось просто идеальным.

7. Каким было ваше самое худшее путешествие на концерт или обратно?

 

Поездка из Рино в Лас-Вегас на моём собственном грузовичке. Была жара 45 градусов, и путешествие началось с того, что мы сняли коробку передач, чтобы заменить сцепление, поставили её на место, и двинулись в путь, все покрытые солидолом. Было невероятно жарко, и кондиционер перестал работать. Потом двигатель начал перегреваться, поэтому время от времени мы останавливались, и пытались залить в радиатор воды. Но всё, из того, что мы делали, не помогало, и мы должны были каким-то образом добраться до следующего концерта. Затем мы сняли весь обвес кабины, отсоединили все провода от фар, и поместили его в кузов. Так что, когда мы оглядывались назад, создавалось впечатление, что нас преследует грузовик. Итак, мы ползли по шоссе чисто на индикаторе температуры. Если я ехал слишком быстро, мотор перегревался, но зато в радиатор поступало больше воздуха. А затем нас остановил полицейский, который хотел выписать мне штраф за слишком медленное движение. Я объяснил ситуацию и, в конце концов, он нас отпустил, но я ехал по обочине со скоростью 40 километров в час, а на поездку, которая должна была занять не более восьми часов, мы потратили более суток [расстояние от Рино до Лас-Вегаса примерно как от Москвы до Питера, только лежит практически через Долину Смерти – прим переводчика].

 

8. Когда с вами на сцене случался Spinal Tap? [Напомню, что это выражение, ставшее сленгом, под которыми подразумеваются любые неприятности в духе тех, что показаны в одноимённом фильме – прим переводчика]

 

Мы играли концерт в Миннесоте, а турагент облажался с бронированием для нашего барабанщика и менеджера. Они должны были прилететь в Гранд-Рапидс, но водитель лимузина не смог их найти. Он прождал их в аэропорту несколько часов, а их так и не было. Оказывается, они приземлились в Гранд-Рапидс в Мичигане, а мы были в Гранд-Рапидс в Миннесоте [примерно 1200 километров – прим. переводчика]. Поэтому им пришлось зафрахтовать самолёт, чтобы долететь до Миннесоты, пока мы их ждали. Это как бы напоминает мне сценические декорации [в фильме Spinal Tap], которые измерялись в дюймах, а не в метрах [эпизод, когда вместо 18-метрового Стоунхэнджа для сцены изготовили 18-дюймовый – прим. переводчика].

9. Какой концертный альбом - ваш любимый?

 

Первый концертный альбом, который мне действительно понравился, был Grateful Dead [вероятно речь об одном из ранних бутлегов]. В то время они просто распространяли их на кассетах, и одну из этих кассет подарили мне отец, чтобы попытаться повлиять на мою игру на гитаре, и это действительно повлияло. Моей любимой [концертной записью] была Dark Star. Это было тогда, когда они были молоды, и джемы были действительно живыми, где было много игры на гитаре, что было идеально для юного подростка, чтобы учиться у них.