GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Steve Lukather

 

 

12 гитаристов, которые сформировали мой звук

 

 

 

 

 

Эндрю Дейли

Guitar World online

Март 2024

перевод с английского

 

 

 

 

 

От Джорджа Харрисона и Джеффа Бека до Дэвида Гилмора и Эдди Ван Халена – ветеран Toto подружился со многими своими кумирами, и именно благодаря ним он по-прежнему любит играть на гитаре дома.

 

Готовясь отправиться в тур, исполняя песни, которые сделали его знаменитым вместе с Toto, Стив Лукатер не может сдержать радости на лице. "Никто не улыбается шире, чем я", – говорит он. "Я наслаждаюсь процессом, и это был настоящий кайф, мужики".

 

В далёком '78-м году, когда Люк был 20-летним новичком из калифорнийской долины Сан-Фернандо, он и представить себе не мог, какие чудеса его ожидают. Когда он записал соло в песне "Hold the Line", конечно, его любовь к гитаре была очевидна, но предвещало ли это то, что ждёт его впереди?

 

"Я и представить себе не мог, что буду играть это, когда мне будет 66 лет", – говорит он. "Но аудитория для этого по-прежнему есть – не только люди в инвалидных креслах и с аппаратами искусственного дыхания, но и много молодёжи".

Некоторые задаются вопросом, что поддерживает огонь Toto, но Лукатер думает, что он разгадал это. "Все началось с умопомрачительного успеха "Africa". Это было безумие. И люди по-прежнему её любят. Я до сих пор удивляюсь, но это был чудесный подарок, так как он заставил всех присесть на жопу!"

 

Продолжающийся успех группы связан не только с концертными выступлениями. "Я знаю, что многие ребята жалуются на стриминговые сервисы, но только не я", – говорит гитарист. "Это действительно помогло нам, хотя люди жалуются и ноют".

 

"Когда я только занялся менеджментом, я заключил с Sony выгодную сделку на стриминг. У нас много стримов, и за последние восемь-девять лет нашу музыку слушают миллиарды людей. Так что, несмотря на то, что я старый засранец, у меня нет никаких претензий".

 

Когда он говорит о песнях, с которыми живёт уже несколько десятилетий, его слова сводятся к выражению чувств. "Это вся моя жизнь, изложенная в музыке", – говорит он. "Это как ощутить запах бабушкиного яблочного пирога, понимаете?"

 

"Запах этого пирога что-то делает с вашим мозгом, и эти песни делают это для меня. Это приятные воспоминания. Бабушки может больше не быть рядом, и ты скучаешь по ней, и я думаю, что эти песни как раз о том, что я скучаю по ним".

 

Он продолжает: "Когда я начинал, я был подростком, а сейчас я уже в пенсионном возрасте. Я смеюсь над собой; я самый везучий ублюдок в мире, мужики. Все, чего я хотел, – это долгая карьера, и я её обрёл. И до сих пор продолжаю. Так что я самый везучий парень на планете Земля. Я бью себя по щекам почти каждый день, чтобы поверить в это".

И всё же влияние и значимость Лукатера велики; не только как музыканта, но и как позитивной силы в мире, который часто подавляет творческих людей. "Мир несчастлив. Я понимаю это, поверьте мне", – говорит он. "У меня есть дети, которым приходится жить в таком мире, но я всё равно нахожу способы отодвинуть это на второй план".

 

"Как раз перед тем, как вы позвонили, знаете, что я делал? Играл на гитаре. Я сидел здесь и думал: "Мне действительно нравится играть на этой штуке. Этот старый кусок дерева был добр ко мне". Это всё, что нужно. Я могу сидеть здесь и находить радость в том, что беру в руки этот инструмент и всё еще могу играть. Всё это – благословение. Если я могу это делать, то и любой человек моего возраста сможет. Я всё еще люблю гитару. Это правда".

 

Перед тем, как Toto отправились в путь, Лукатер пообщался с Guitar World, чтобы назвать 12 гитаристов, которые сформировали его звучание – без особого порядка.

1. Джордж Харрисон

 

Я начинаю этот список спонтанно, потому что иначе ничего не получится, да и невозможно. Я должен начать с Джорджа Харрисона. В ранние годы Джордж был моим гитарным кумиром номер один. Именно благодаря нему я играю.

 

Чудесные звуки, которые он издавал на "Шоу Эда Салливана", сделали это для меня. Потом были первые записи Beatles, которые стали для меня как выключатель в жизни. С Джорджа для меня всё началось. Без него ничего этого не было бы.

2. Джефф Бек

 

Джефф изменил всё. От того, что я был его фанатом в детстве, до работы с ним и знакомства с ним в студии, до живых выступлений и наблюдения за тем, как он делает то, что делает – чуваки, мне приходилось качать головой. Я думал: "Мужики, этот парень – инопланетянин".

 

То, что он делал, было не похоже на то, что делают обычные люди с гитарой. Откуда бы он ни был родом, это было что-то другое. Что еще я могу сказать? Потеря Джеффа очень тяжела, потому что он был одним из величайших музыкантов всех времён.

3. Дэвид Гилмор

 

Всё, что делает Гилмор, со своим звуком, с тем, как его прикосновения влияют на это звучание звук и заставляют его звучать грандиозно, – это невероятно. В детстве я очень хотел добиться такого звучания – того, что он сделал на альбоме "Dark Side of the Moon", благодаря которому я и увлёкся им.

 

Я услышал это, начал возвращаться назад и двигался вперёд в реальном времени". Для меня большая честь называть его другом, ведь он – один из моих кумиров всех времён". Дэвид заставляет одну ноту звучать масштабно, как будто она бьётся о стену – бум! Это фантастика. К тому же он очень приятный человек.

4. Ларри Карлтон

 

Я назову Ларри, потому что его выступление на альбоме Steely Dan "The Royal Scam" изменило мою жизнь. После этого я слушал всё, что он делал, двигаясь возвращаясь назад, и двигаясь вперёд.

 

А потом мне довелось с ним работать, и мы вместе завоевали "Грэмми". Мне очень повезло работать со многими кумирами моего детства; я глубоко благодарен за эту честь.

5. Майкл Ландау

 

Майкл – один из моих лучших друзей с тех пор, как нам было по 12 лет, и он невероятный музыкант. С годами он всегда поднимал планку выше и делал меня лучше как гитариста гитаристом, потому что мы росли вместе. Я был такой: "Грёбаный Ландау, чуваки, он великолепен".

 

Честно говоря, мы играли в миллионе групп вместе, записывались на совместных сессиях, и он просто один из лучших, кто когда-либо брал в руки гитару. Он уникальный и очень особенный, и он всегда делал меня лучше. Это правда.

6. Джими Хендрикс

 

Вы должны понять, что, будучи ребёнком шестидесятых, я рос, наблюдая в реальном времени за тем, что делал этот парень. Когда вышел его первый альбом, это было похоже на приземление  инопланетян. Это было похоже на просмотр фильма "Изгоняющий дьявола" – это было шокирующе. Когда я был совсем маленьким и услышал Хендрикса, это напугало меня до усрачки. Это изменило все стандарты.

 

Изучение аккорда E Хендрикса было потрясающим. Я понял, куда ставить пальцы, и вроде как сам догадался до этого. Но, опять же, это было страшно – и это звучит смешно, но видеть и слышать это в реальном времени было намного иначе, чем слушать это сейчас.

7. Эдди Ван Хален

 

Мой брателло, Эдди, изменил мир. Как и в случае с Хендриксом, наблюдать в реальном времени за тем, что делал Эдди , было невероятно. Я подружился с ним очень близко, и он был очень необычным человеком. В музыкальной голове Эдди были такие мысли, что он думал не как обычный человек.

 

Его риффы, то, откуда он их черпал, тайминг и то, как он их исполнял, были настолько уникальны. Это было так: "Вау, я никогда бы не подумал так сделать". Это был весь стиль Эдди – я бы никогда не додумался до такого. Я не знаю, где была бы гитара без него, но он породил очень многое.

8/9. Эл Ди Меола/Джон Маклафлин

 

Мне нужно, чтобы эти двое были неразделимы, даже если это может их раздражать! Они оба мои друзья, и для меня это большая честь, но я не думаю, что между ними на данный момент есть большая симпатия.

 

Мне трудно это объяснить, потому что они два самых приятных человека, которых я когда-либо встречал в своей жизни". Но в любом случае, оба парня поразили меня своим звучанием и стилем. Они невероятные музыканты.

10. Стив Хэкетт

 

Опять же, я наблюдал за этим парнем в реальном времени. Я измучился разбирая "Selling England by the Pound", и уникальная манера игры Стива поражала. Он был не просто парнем в группе, который хочет исполнить соло – он был неотъемлемой частью композиции с его прекрасной игрой легато.

 

И он был одним из первых исполнителей тэппинга, что было безумно приятно слышать. Он исполнял эти риффы, и их было трудно повторить. Я никогда не пытался играть как Стив, но мне нравится, как он играет. Он потрясающий гитарист, и он до сих пор остаётся таким.

11/12. Джимми Пейдж/Эрик Клэптон

 

Вот тут всё очень сложно, мужики. Если говорить о непосредственном влиянии на меня, то я бы назвал Джимми Пейджа и Эрика Клэптона не только из-за их игры, но и из-за их композиторского творчества. Я помню, как ставил иглу на пластинки Led Zeppelin и Cream и пытался выучить соло. Я потратил на это множество часов.

 

Я хотел понять, откуда это берётся. Я хотел играть так же, как ребята на этих записях. Я провёл много времени, слушая "Stairway to Heaven" и "Crossroads", в которых были идеальные соло, и мне казалось, что они находятся в одной комнате вместе со мной.