GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Steve Hackett

 

 

 

Отвечает на письма

читателей

 

 

 

 

 

Марк МакСти

Фото – Тина Корхонен

Guitar World, Март 2019

Перевод с английского

 

 

 

 

Этот всеми уважаемый гитарист британского прог-рока занимался двуручным тэппингом задолго до того, как это стало мейнстримом в конце семидесятых. Большую часть того десятилетия он провёл в составе группы Genesis. В восьмидесятые годы вместе со Стивом Хау создал группу GTR, а последние 44 года он выпускает первоклассные сольные альбомы, включая его новый диск, At The Edge Of Light. Но на самом деле читатели Guitar World хотят знать...

Как вы развили свое невероятное вибрато, которое особенно круто звучит в таких песнях, как Firth Of Fifth группы Genesis, и какие у вас есть советы по развитию такого же выразительного, музыкального вибрато? - Блэйн Билер

 

Как ни странно, я практиковал вибрато больше, чем что-либо другое. Лучшее, что я могу посоветовать, это подтягивать струну безымянным пальцем, помогая ему указательным и средним, и концентрироваться на медленном и широком вибрато. Так вы сможете избежать ловушки, когда у некоторых гитаристов вибрато звучит скорее как нервное подёргивание, чем как вибрато. Широкое и медленное вибрато - это самый верный способ.

 

Какая ваша любимая песня в вашем творчестве? - Трой Теннард

 

Одна из моих самых любимых - The Virgin And The Gypsy с Spectral Mornings. Есть все шансы, что я буду исполнять ее на концертах в 2019 году, когда я буду играть подряд материал Spectral Mornings и Selling England By The Pound [Genesis].

Есть ли шанс, что мы наконец-то услышим Tigermoth в живом исполнении, и есть ли шанс, услышать концерт, сосредоточенный только на вашем сольном материале? - Килиан Ли

 

Есть все шансы, что мы будем играть Tigermoth вживую. Нам придётся немного прорепетировать, чтобы убедиться, что она полетит! В некоторых своих предыдущих турах я исполнял исключительно сольные вещи. Но сейчас я обнаружил, что смешение Genesis и сольного творчества возрождает интерес к старому материалу и открывает возможность для более длительных туров и больших концертных площадок. Я думаю, что вполне оправданно исполнять песни Genesis, с которыми я был тесно связан и для которых написал партии, и это здорово для фэнов - иметь возможность услышать эти песни, которые они любили столько лет.

 

Каким был опыт работы с Ричи Хейвенсом в семидесятых, и что вдохновило вас на песню How Can I?. - Унай Зарраоландия

 

Работать с Ричи было здорово. Это была своего рода песня о безответной любви. "В машине заканчивается бензин" и подобные фразы были метафорами. Это была одна из песен, которую Ричи выбрал из той кучи, что у меня была, и работать с ним было абсолютным удовольствием. Слышать этот голос было просто необыкновенно.

В видеоконцертах Genesis кажется, что вы всё время играли сидя. Вы просто ленились или что? - Ларри Столтенберг

 

Когда я только присоединился к группе, меня попросили играть сидя, это было практически прописано в контракте. Мы все должны были сидеть, кроме Питера [Гэбриела]. На более поздних концертах, начиная с 1976 года, я вставал, за исключением тех случаев, когда я играл на акустической гитаре.

 

Я с нетерпением жду возможности заполучить в свои руки альбом At The Edge Of Light. А пока, что вы можете рассказать мне о нём, и какая композиция на нём ваша самая любимая? - Чазз Беннетт

 

Мне очень нравится новый альбом. В нём представлен широкий спектр материала, в одной композиции даже есть элементы психоделии. Я думаю, что моей любимой является вторая песня, Beasts In Our Time, в которой обыгрывается тема "мир нашего времени". У неё великолепная мелодия и отличная гитарная работа.

 

Какова история песни Underground Railroad на новом альбоме? Была ли она вдохновлена одноимённой книгой Колсона Уайтхеда? - Марк Элмор

 

Да, это так. Я слышал об этой книге и о том, что Барак Обама и Опра Уинфри очень рекомендовали её. В этой песне я впервые сыграл на добро на записи. Это настоящая блюзовая вещь, определённо такая, к которой тяготеют гитаристы. Он продолжает трансформироваться по мере продвижения. В ней есть прекрасный женский вокал, слайд-гитара, фингерпикинг. Она уносит вас в путешествие.

Есть ли молодые, многообещающие гитаристы, которых вы слушаете в последнее время? - Форест Каннинг

 

Многие гитаристы очень молоды по сравнению со мной! Вообще-то мне очень нравится Джо Бонамасса. Я думаю, что он сделал немало хорошего для блюза. Он также известен тем, что играет вживую песни Genesis, Yes и Jethro Tull, что является отличным знаком уважения к этому жанру. Интересно, как этот тип материала может быть переведен в более блюзовую идиому.

 

Будучи вашим поклонником уже более 45 лет, я всегда задавался вопросом, были ли у вас когда-нибудь сон или медитация, которые вдохновили вас на создание песни. - Ширин Никель

 

Да. Я помню, как учился практиковать трансцендентальную медитацию, и это было тогда, когда я был увлечен идеей работы с Ричи Хейвенсом. У меня была песня, которая, по моему мнению, могла бы ему подойти, и во время медитации я думал об этой песне и действительно слышал, как он поёт определённые слова и мелодии.

 

Какой ваш самый любимый момент с Genesis? -Кайл Фон Крейг

 

Мне очень понравилось играть вступление к Watcher Of The Skies, когда мы впервые исполнили её в Италии. Толпа сходила с ума от восторга. На самом деле, трудно свести всю карьеру к одному лучшему моменту. Это может быть лучший концерт, любимый альбом, понимаете? Тот момент с Watcher - это то, что сразу приходит на ум.

Есть ли ещё незавершенные песни в закромах Genesis и сольного творчества Хэкетта, такие как Deja Vu, и хотите ли вернуться к ним или закончить их? - Антонио Оахака

 

Была вещь под названием Twilight Alehouse. По сути, это была незаконченная песня. В своё время она была выпущена в качестве бесплатной раздачи, и я думаю, что она появилась в качестве демо на каком-то сборнике. Но я бы не стал исполнять её в том виде, в котором она была написана. Я бы, наверное, взял её в горы с гитарами и саксофоном и заставил бы её взорваться.

 

Почему бы вам не сменить певца, Нада, в вашей концертной группе? - Джампаоло Палаццо

 

Я отвечу на этот вопрос, не попадаясь на удочку! Я думаю, что оценка того, хорошо ли кто-то поет или играет, совершенно субъективна, и к ней легко применить предубеждения. Лично я считаю, что он действительно хороший певец, и отлично справляется с материалом Genesis. У вас может быть сотня разных певцов, и о любом будет что сказать. Это довольно серьёзная роль. Филу Коллинзу было трудно петь материал Питера Гэбриэла, и поначалу его критиковали. Я понимаю, что фэны хотели бы повернуть время вспять и собрать оригинальную команду. Я всегда говорил, что я за воссоединение, если другие ребята будут согласны.

 

Seconds Out - мой любимый концертный альбом всех времён. Я помню, как смотрел документальный фильм Genesis In Concert в кинотеатре через несколько лет после выхода Seconds Out. Гитара в миксе была намного громче, и это было откровением. Вы покинули группу, пока сводился Seconds Out, и я полагаю, что вы внесли незначительный вклад в окончательный микс. Чувствуете ли вы, что трек был приглушён после вашего ухода? - Пит Шилдс

 

Я думаю, что на некоторых треках они, возможно, немного прострелили себе ногу. Зачем им это делать? Но в такой вещи, как The Carpet Call, гитара довольно сильно выделяется в миксе, в то время как должен был звучать только парящий, похожий на скрипку голос. Я полагаю, что не стоит переосмысливать то, что было сделано в далёком прошлом.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы связаться со старой бандой из Genesis, чтобы сделать ещё один проект или просто сыграть хотя бы одну песню? Не обязательно со всей группой, но, может быть, с кем-то из них? - Мэтт Лауэлл

 

Чаще всего, когда мы пытаемся собрать воедино любую комбинацию Genesis, это на самом деле усложняется и никогда не реализуется. Было бы здорово, но пока это остается несколько дисфункциональной вещью! Я понимаю, что фэны всегда хотят видеть, что оригинальные участники снова играют или записываются вместе. Я стараюсь отдавать дань уважения музыке Genesis в своих выступлениях и надеюсь, что поклонники это ценят. Джон Леннон однажды сказал в интервью 1973 года, что Genesis - одна из его любимых групп, и это та эпоха группы, на которой я специализируюсь. Я был очень вдохновлён, когда он сказал, что ему интересна группа в любой форме. Я думаю, что Genesis был более смелой группой - без видео, радио и т.д.

 

Как вы думаете, сможете ли вы когда-нибудь написать эпическую симфоник-прог-рок композицию продолжительностью более 20 минут, как Supper's Ready? - Питер Кистемейкер

 

Это хорошая идея. Я думаю, что длинная форма даёт вам возможность создать историю, провести несколько инструментальных разминок, отправиться в путешествие. У классических музыкантов много длинной музыки, которая берёт тему, меняет её форму и т.д. Это действительно позволяет размяться. Возможно, её вообще не будут крутить по радио, но это и не является целью музыки.

 

Какой совет вы бы дали молодому гитаристу, чтобы выделиться и быть замеченным на современной музыкальной сцене? - Фил Капанелли

 

Сейчас мной движет то же самое, что двигало мной, когда я начинал: преодолевать разочарования и никогда не сдаваться. Успех может быть не за горами. Что касается судьбы, то она может быть за углом, но если вы не будете идти по пути, вы ее не найдёте! Будьте настойчивы и не сдавайтесь. Единственный способ преодолеть окончательное невезение - это отойти от покерного стола!

Firth Of Fifth - одно из моих любимых гитарных соло. В чём секрет его звука и сустейна? Если я могу быть наглее и задать второй вопрос, что послужило вдохновением для тэппинговой части в Dance With The Moonlit Knight? - Майкл Харгривз

 

В 1973 году у меня только появился Echoplex, усилитель Hiwatt, Tonebender и педаль громкости Schaller, и я заметил, что когда я извлекаю высокую F#, она просто искажается и прекрасно звучит. Хотя это был фузз-бокс, у него был настоящий густой ламповый звук, и эта комбинация отлично звучала для этой мелодии, поэтому я растянул её. Ребята решили, что это отличный звук, и настойчиво просили меня продлить соло.

 

Я начал играть тэппингом в 1971 году, за два года до Dance. Вдохновением послужила возможность играть очень быстро на одной струне. Потом я понял, что можно переходить со струны на струну. Думаю, в то время, когда я записывал эту песню, я думал, что это то, что понравится Филу [Коллинзу]. Она была быстрой, но очень ритмичной. Вторая половина песни должна была взлететь как ракета, так что это был очень приятный момент из эпохи Genesis. Я всегда думаю, что Dance, Firth и конец Supper's Ready, вероятно, являются самыми знаковыми моментами для электрогитары в Genesis.