GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Ernie Ball

 

 

Шестьдесят лет назад человек по имени Эрни Болл совершил революцию в индустрии гитарных струн, а остальное, как говорится, уже история...

 

 

 

 

 

 

 

Крис Гилл

Guitar World, октябрь 2022

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Какой товар звучит на большем количестве записей, чем какой-либо другой за последние 60 лет? Многие гитаристы, музыканты или даже случайные любители музыки, вероятно, ответят что-то вроде Fender Stratocaster, Gibson Les Paul, дредноут Martin или даже Fender Precision Bass.

 

Это неплохие догадки, но на самом деле ответ заключается в том, что чаще всего объединяет все эти варианты: струны Ernie Ball.

 

Успех струн Ernie Ball сам по себе является выдающимся, заслуживающим внимания достижением, но это лишь одна сторона необыкновенной истории компании за последние 60 лет, начиная с 1962 года, когда Эрни Болл впервые упаковал свои собственные фирменные наборы струн для рок-н-ролла и продавал их в своих музыкальных магазинах в Лос-Анджелесе.

 

Сегодня струны и аксессуары Ernie Ball, а также гитары и бас-гитары Music Man продаются в 135 странах, брэнды являются всемирно признанными иконами, а их продукцию принимают все - от самых популярных в мире исполнителей до новичков, только начинающих свой музыкальный путь.

"Я очень горжусь 60-летней историей компании", - говорит президент Ernie Ball/Music Man Стерлинг Болл. "Мы работали со многими великими людьми, и произошло много замечательных событий. Все началось с моего отца. Мой отец изменил целую индустрию. Но я не хочу опираться на историю, потому что слишком просто использовать прошлое как костыль. Мы сосредоточены на настоящем и думаем о будущем".

 

С моим сыном Брайаном, который теперь руководит компанией, мы творим новую историю и продолжаем развивать отрасль. Одна из главных причин нашего успеха заключается в том, что мы поняли, как удовлетворить потребности гитаристов. Мы последовательно стремимся предоставлять то, что они хотят и в чём нуждаются, и это постоянно меняется и развивается. Всё для интересов музыканта.

 

Приверженность компании Ernie Ball заботе о гитаристах была вдохновлена его собственным опытом, когда он был сначала музыкантом, а затем продавцом музыкальных товаров. После возвращения со службы в ВВС США во время войны в Корее он играл на педал-стил гитаре в различных группах в Лос-Анджелесе, а затем стал членом аккомпанирующего оркестра в программе "Western Varieties" на телеканале KTLA и занимался сессионной работой.

Примерно в то же время он познакомился с Лео Фендером, и они стали хорошими друзьями, а в 1953 году Болл стал одним из первых эндорсеров Fender и испытателем прототипов продукции. В поисках более надёжного источника заработка Болл открыл в 1954 году студию по обучению игре на гитаре, а в 1957 году - свой первый музыкальный магазин в Тарзане, штат Калифорния, расположенный в долине Сан-Фернандо к северо-западу от даунтауна Лос-Анджелеса.

 

Магазин Болла считался спорным в традиционно ориентированной музыкальной индустрии того времени, поскольку, возможно, это был самый первый магазин в США, в котором продавались исключительно гитары, в то время как в обычных музыкальных магазинах того времени продавались также духовые, ударные и другие инструменты, а также фортепиано и электроорганы. Иногда магазин испытывал трудности, но со временем он стал успешным, и Болл открыл дополнительные магазины в Канога-Парк и Таузенд-Оукс.

 

"Гитаристы знали, что магазин моего отца - это то место, куда стоит прийти", - говорит Стерлинг. "Мой отец отстраивал все гитары, которые продавал. Из-за этого музыканты приезжали со всей Южной Калифорнии, чтобы купить у нас гитары, Телеки и Страты. Это то, чего мы придерживаемся и сегодня. Мы тратим не менее 45 минут на тщательную отстройку каждой гитары и бас-гитары Music Man, чтобы они показали себя с наилучшей стороны, прежде чем мы их отправим дистрибьюторам и дилерам, а это гораздо больше усилий, чем у большинства других компаний".

В те времена электрогитары обычно поставлялись с фабрики со струнами калибра .012-.052 или .013-.055 с витой G, а сменные комплекты струн были того же калибра или толще. Болл заметил, что многие из его молодых учеников и клиентов с трудом бендят струны, и он также знал, что многие профессиональные гитаристы используют более тонкие струны на записях, которым эти ребята пытаются подражать.

 

После того, как Fender и Gibson отклонили его предложение предлагать наборы струн более тонкого калибра, Болл начал устанавливать на продаваемые им инструменты более тонкие струны и составлять собственные наборы струн более тонкого калибра, отбрасывая низкую струну E, меняя струны с пятой по первую на с шестой по вторую и используя вместо высокой струны E тонкую струну D от банджо.

Болл представил свои первые наборы струн под маркой Ernie Ball в 1962 году. Упаковки отличались броскими "кислотными" цветами и смелыми логотипами с графикой, созданной Ролли Крампом.

 

"Мой отец и Ролли были хорошими друзьями еще со школы", - рассказывает Стерлинг. "Ролли работал в компании Disney, где он стал одним из трёх лучших арт-директоров Уолта и разработал дизайн аттракциона It's a Small World. Помню, когда мне было 7 лет, мой папа позвал всех соседских детей в магазин, который находился в квартале от нашего дома".

 

У моего отца была стопка конвертов с надписью "Rock N Roll", разных цветов и чёрно-белых. Он попросил детей выбрать те, которые им нравятся. Детям всем понравились "кислотные" цвета, поэтому он выбрал именно их. Так он проводил исследование рынка.

Наборы струн Ernie Ball Rock N Roll предлагались в различных вариантах калибров, включая тонкие верхние/толстые нижние, для ритм-гитары и "Slinky". Слухи об этих струнах - особенно о тонких наборах Slinky - быстро распространялись, когда гастролирующие гитаристы показывали их другим музыкантам, а заявки на заказ поступали от музыкантов и розничных магазинов по всей стране.

 

В конце концов, бизнес по производству струн затмил доходы розничных магазинов, и в 1967 году Эрни Болл закрыл свои магазины и переехал в Ньюпорт-Бич, чтобы сосредоточиться исключительно на производстве струн и аксессуаров, таких как гитарные медиаторы, шнуры, ремни и многое другое.

 

Ещё одной инновацией, которая произвела революцию в струнной индустрии, стали предлагаемые компанией отдельные струны, позволяющие гитаристам составлять свои собственные комплекты.

 

Невозможно переоценить почти мгновенное влияние, которое струны Ernie Ball оказали на звучание музыкальных записей с участием электрогитары.

 

В Калифорнии в начале шестидесятых струны Slinky компании сыграли важную роль в феномене сёрф-гитары (среди покупателей магазина была группа Ventures) и поп/рок записях таких групп, как Beach Boys и Byrds, а также в звучании кантри из Бейкерсфилда таких исполнителей, как Джеймс Бёртон, Рой Николс (Мёрл Хаггард) и Дон Рич (Бак Оуэнс).

 

Позже, в середине шестидесятых, когда британские исполнители, такие как Beatles, Rolling Stones, Yardbirds и Cream, гастролировали в США, они часто возвращались домой со струнами Ernie Ball Slinky, купленными по случаю в местных музыкальных магазинах.

 

К началу семидесятых струны Ernie Ball стали предпочтительным выбором большинства рок-гитаристов. Но хотя на протяжении шестидесятых годов компания занимала свою эксклюзивную нишу, со временем многочисленные конкуренты - в том числе Fender и Gibson, которые изначально отвергли идеи мистера Болла, - начали предлагать наборы в тех же калибрах .009-.038 и .010-.046, которые были популярны в струнах Ernie Ball Slinky.

 

В ответ на растущую конкуренцию компания сосредоточилась на диверсификации и инновациях, расширив ассортимент наборов струн для электрогитар и производя струны для более широкого спектра инструментов, включая бас-гитару и акустическую гитару.

 

В 1972 году компания Ernie Ball с размахом представила свой акустический брэнд Earthwood. Помимо выпуска новой линии струн для акустических гитар Earthwood, компания также выпустила свой первый инструмент: акустическую электробас-гитару Earthwood.

 

Основанная на мексиканской гитаре, но оборудованная ладовым грифом, революционная конструкция бас-гитары Earthwood имела мензуру 34 дюйма и большой корпус длиной 24 дюйма и глубиной от 8 дюймов (первая серия 1972 года) до 6 5/8 дюймов (1973-1985 годы).

Его естественный акустический звук был гулким и мощным, но ещё более впечатляющим было то, что он был оборудован звукоснимателем Barcus Berry Hot Dot, который позволял подключать его к усилителю.

 

Компания Ernie Ball выпустила менее 600 басов Earthwood, но многие из них попали в руки таких музыкантов, как Freebo (Бонни Райтт), Джон Энтвисл и Брайан Ричи (Violent Femmes). Компания также выпустила ограниченное количество акустических гитар Earthwood.

 

В этот период компания переживала впечатляющий всплеск продаж благодаря усилиям сына Эрни Болла Стерлинга, который был ещё подростком. "Я работал на отца время от времени с 9 лет, когда я впервые пробил чек на кассе магазина", - говорит Стерлинг. "Я начал работать в компании в качестве коммивояжёра в 1973 году. У моего отца была машина на заводской парковке, которой никто не пользовался".

 

Однажды я сказал менеджеру по продажам, что хочу быть торговым представителем в Южной Калифорнии, но он ответил, что ему это не нужно. Я предложил сделать это за 10 процентов от увеличения продаж. Я уехал на этой машине и посетил всех дилеров, которых смог найти. К концу года я установил новый рекорд продаж для бизнеса.

 

Каким-то образом Стерлинг находил свободное время для игры на бас-гитаре в различных группах, а также подрабатывал в первом пост-фендеровском предприятии Лео Фендера - компании Music Man. Я занимался тестированием прототипов для Лео, хотя тогда мы называли это "бэндстэндинг", - говорит он. "Лео и Томми Уокер, который был хорошим другом моего отца и моим крёстным, разработали прототип баса StingRay, и я играл на нём на живых концертах и показывал его басистам, чтобы узнать, что они думают о нём. Лео не был музыкантом, поэтому я привнёс в конструкцию StingRay взгляд музыканта".

Это сотрудничество в конечном итоге привело к тому, что в течение следующего десятилетия компания Ernie Ball стала играть решающую роль на рынке. В 1975 году Эрни Болл передал все полномочия по управлению компанией Стерлингу, и продажи и успех компании продолжали расти стремительными темпами.

 

Вскоре компания переросла производственные возможности своего предприятия в Ньюпорт-Бич. В 1979 году компания Ernie Ball переехала в Сан-Луис-Обиспо, расположенный примерно в 200 милях от побережья в центральной Калифорнии, где и по сей день находится её главный офис.

 

В 1984 году произошло событие, которое стало столь же важным в истории Ernie Ball, как и появление струн Slinky в начале шестидесятых - компания приобрела Music Man.

 

"Компания Music Man терпела крах", - говорит Стерлинг. "Лео покинул компанию за несколько лет до этого, чтобы основать G&L, и партнёры ссорились друг с другом. Я понял, что компания, скорее всего, окажется в руках их японского дистрибьютора, поэтому я обратился к отцу и предложил выкупить компанию".

 

Это была не слишком серьёзным приобретением - только некоторые запасы, склад и небольшая сумма, которую мы заплатили за торговые марки. Это было скорее эмоциональное решение, чем деловая сделка. Когда сделка была завершена, я понял, что мы только что купили гитарную компанию, но у нас не было фабрики. Мне нужно было быстро во всем разобраться.

 

"Я ни разу не подумал, что продолжаю дело Лео", - продолжает он. "Все дело было в трепетном отношении к гитаре и попытке продвинуть её вперед. Бас StingRay был нашим первым инструментом, потому что это был единственный продукт Music Man, который в то время ещё принимали музыканты".

 

Каждой великой гитарной компании нужен великий гитарный конструктор, и Стерлинг нашел именно такого, когда нанял Дадли Гимпела. Впервые они встретились в 1981 году, когда Гимпел работал в сервисном отделе Knut Koupee Music в Миннеаполисе, а Стерлинг заказывал кастомовые Телекастеры для себя и своего отца.

 

Вскоре Гимпел переехал в Калифорнию, чтобы работать в компании Valley Arts Guitar, а когда он узнал, что Ernie Ball купил Music Man, он попросил Стерлинга взять его на работу. Стерлинг отказался переманивать сотрудника у дилера Ernie Ball, поэтому Гимпел уволился, не дождавшись повторного обращения к Стерлингу. Гимпел, вместе со Стерлингом и Дэном Нортоном, немедленно приступил к работе по строительству и оснащению фабрики Music Man.

 

Первый бас Ernie Ball/Music Man StingRay появился на рынке в 1985 году, а вскоре за ним последовал бас Sabre.

 

Пару лет спустя, в 1987 году, компания Music Man официально представила свою первую модель гитары - Silhouette, отличавшуюся многочисленными инновациями и усовершенствованными функциями, такими как гайка анкера, регулируемая без использования специального инструмента, компактная голова с расположением колков 4+2 и разъёмы Molex, которые позволяли гитаристам быстро и легко менять конфигурации звукоснимателей путем замены пикгарда в сборе.

 

"Сначала люди смеялись над Silhouette", - говорит Стерлинг. "Потом на нём начал играть Кит Ричардс, и они назвали меня гением". Ричардс не только играл на Silhouette; он также сказал в интервью журналу Guitar Player, что у этой гитары "есть возможность стать такой же, как Stratocaster, Telecaster или Les Paul, одной из классических электрогитар".

Примерно в то же время компания Music Man представила свою первую именную гитару, модель Стива Морса. Привлекательный бодишейп с модернистским компактным угловатым дизайном под названием Axis часто можно было увидеть в руках Альберта Ли в этот период, хотя официально эта гитара была выпущена только в 1993 году как модель Albert Lee.

 

Поскольку такие музыканты, как Ли, Морс и Ричардс, с энтузиазмом поддерживали брэнд, интерес к гитарам Music Man начал расти. Однако следующий артист, присоединившийся к списку гитаристов Music Man, - Эдди Ван Хален - мгновенно изменил отношение к компании с заинтересованного поднятия бровей до отпадения челюсти и широко раскрытых глаз от удивления.

 

Несмотря на то, что Ван Хален был популярен в восьмидесятые, компания Kramer никогда не выпускала именных гитар Ван Халена. Модель Music Man Edward Van Halen, представленная в 1991 году, стала первой официальной моделью с автографом Ван Халена на грифе, которую гитарист разработал в тесном сотрудничестве с Гимпелом и Стерлингом Боллом.

 

Спрос на именную модель Эдварда Ван Халена был настолько велик, что компания могла бы легко продавать десятки тысяч экземпляров каждый год, если бы фабрика была в состоянии производить такое количество.

 

Однако из-за того, что компания уделяла особое внимание поддержанию высочайших стандартов на протяжении всего производственного процесса - от выбора качественных материалов до тончайших нюансов подгонки и отделки - выпуск продукции был несколько ограничен, и в результате Ван Хален в 1995 году ушёл к Peavey, готовым обеспечить более высокие объёмы продаж, которых требовал суперзвёздный гитарист.

 

Несмотря на то, что отношения компании Music Man с Ван Халеном были относительно недолгими, её "безупречная" репутация, особенно с артистами, сохраняется и по сей день.

Вскоре после дебюта модели Van Halen, Стив Лукатер начал сотрудничество с Music Man для своей первой из многих именных моделей Luke, представленных в 1993 году, в том же году, когда наконец-то дебютировала модель Albert Lee (название Axis позже было воскрешено для модели Edward Van Halen после ухода Ван Халена), и оба они продолжают создавать модели Music Man и сегодня.
 

Джон Петруччи, который впервые присоединился к команде Music Man в 2001 году, был особенно плодовитым партнёром, участвуя в разработке многочисленных моделей JP и Majesty (последняя была спроектирована совместно с главным инженером Music Man Дрю Монтеллом), которые включают в себя шести-, семи- и восьмиструнные версии.

"У нас нет контрактов с нашими артистами", - говорит Стерлинг. "Я никогда не хотел, чтобы какая-то бумажка доказывала, играет кто-то на наших гитарах или нет. Я хотел быть уверенным, что мы всегда заслуживали эту привилегию. Большинство наших артистов работают с нами уже очень давно. Всё дело в семье".

Ernie Ball/Music Man по-прежнему сосредоточены на удовлетворении потребностей артистов как путём тесного сотрудничества с известными гастролирующими и записывающимися музыкантами, так и путём поддержки начинающих талантов. В 1997 году компания начала спонсировать баттл групп на фестивале Warped Tour и с тех пор проводит это мероприятие на каждом фестивале Warped Tour.

"Когда мы начали проводить баттл групп, многие люди в индустрии говорили, что гитара мертва", - говорит Стерлинг. "Мы получили 32 000 записей, которые доказали, что они ошибались на этот счёт. Конкурс стал ещё более масштабным, когда в нём принял участие мой сын Брайан".

Мы познакомились со многими музыкантами и дали им шанс выступить в Warped Tour. Именно там мы впервые встретили Джеймса Валентайна, чья группа играла там до того, как он присоединился к Maroon 5. Post Malone и Кэти Перри - это лишь несколько более известных примеров, которые играли на наших площадках, когда начинали свою карьеру.

Благодаря усилиям и преданности сына Стерлинга, Брайана Болла, который начал работать в компании в 2000 году и впоследствии прошёл путь по карьерной лестнице через продажи, маркетинг и связи с артистами, став генеральным директором в 2019 году, Ernie Ball/Music Man привлекла новые поколения музыкантов, внедрили замечательные инновации и увеличили свои продажи в геометрической прогрессии.

Брайан внес особый вклад в разработку и дизайн гитары Mariposa (Омар Родригес-Лопес из Mars Volta и At the Drive-In) и именных моделей бас-гитары Тима Коммерфорда (Rage Against the Machine) и Джо Дарта (Vulfpeck).

Совсем недавно он руководил созданием Kaizen, семиструнной мультимензурной гитары, разработанной совместно с Тосином Абаси, а также баса DarkRay со встроенным дисторшном, эквалайзером и преампом, разработанными компанией Darkglass Electronics.

В дополнение к этим инструментам Music Man в настоящее время предлагает именные модели для разнообразной и впечатляющей толпы музыкантов. Гитары включают модели Стивена Эгертона, Дастина Кенсру, Джейсона Ричардсона, St. Vincent (Энни Кларк) и Валентайна (Джеймс Валентайн из группы Maroon 5).

Music Man также производит именные бас-гитары для Майка Эрреры (MxPx), Джона Маянга (Dream Theater) и Клиффа Уильямса (AC/DC). Такие серийные модели, как гитары Axis, Cutlass, Sabre, Silhouette и StingRay, а также четырёх- и пятиструнные басы Bongo, Sterling и StingRay остаются успешными многолетними хитами.

Хотя с годами Стерлинг передала бразды правления компанией Брайану, он по-прежнему участвует в совместной разработке многочисленных моделей, таких как St. Vincent (включая последнюю модель Goldie), Valentine, Majesty и короткомензурный StingRay.

Под руководством Брайана Болла компания Ernie Ball продолжает оставаться лидером в развитии инноваций в области струнных технологий. Его вклад включает в себя высокотехнологичные струны для электрогитар Cobalt и M-Steel, сверхпрочные акустические и электрогитарные струны Paradigm, революционные акустические струны из алюминиевой бронзы и наборы промежуточных калибров, включающие струны E размером .0085, .0095 и .0105, которые ещё больше расширяют возможности музыкантов.
 

Ernie Ball/Music Man остается одним из немногих долговечных, успешных, истинно семейных предприятий не только в музыкальной индустрии, но и во всех США. Помимо Брайана, другой сын Стерлинга Скотт является вице-президентом компании и контролирует работу фабрик.

 

"Когда большинство семейных предприятий переходят от одного поколения к другому, их шансы на успех и рост обычно уменьшаются с каждым новым поколением", - говорит Стерлинг. "У нас всё было наоборот. Рост компании под руководством Брайана был феноменальным и превзошёл все ожидания. Он более чем удвоил наш бизнес с тех пор, как встал у руля, и именно он стал той соломинкой, которая перемешивает напиток".

 

Мы очень гордимся нашим наследием, и по праву, но это не подушка, на которой мы спим", - заключает Стерлинг. "Мы просыпаемся каждый день, чтобы поддержать продукцию, которую мы производим, и поддержать наших артистов. Мы также сосредоточены на том, чтобы прокормить семьи наших работников. Наша главная цель - создание новых инструментов для артистов.

 

Рост - это вторичная цель. Мы никогда не стремились к росту ради роста. Мы росли, потому что предлагали лучшие идеи и делали вещи, которые действительно нужны музыкантам, а также то, на что другие компании могут не обращать внимания. Мы по-прежнему уделяем столько же внимания производству лучших струн, медиаторов, ремней, проводов и всего остального, сколько и производству лучших гитар и басов.

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.