GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Spaceman Aurora

 

 

Американский производитель бутиковых гитарных примочек Spaceman, известный, прежде всего своими шикарными фуззами Gemini, Sputиik, Titan, Nebula, а также не менее крутыми эффектами модуляции, выпустили серию интеллектуальных флэнджеров, которые можно было бы охарактеризовать как современный винтаж. Более того, это действительно флэнджер, а не "эффект флэнджера".

Давайте для начала вспомним, что это вообще за эффект, и откуда он взялся. Флэнджер представляет собой модуляционный эффект, построенный на задержке. Наверняка вы пробовали вращать на ходу ручку, отвечающую за время задержки примочки дилей, получая в результате звук, похожий на рёв реактивного самолёта или падение бонбы, как в финале композиции Eruption Эдди Ван Халена. Сделав "вращение" этой ручки постоянным, с определённой частотой, задаваемой низкочастотным генератором, получится звуковой эффект, именуемый флэнджером.

 

Наверняка вы спросите, а откуда взялось такое странное название, и почему не назвать бы эффект, например словом Jet? А потому, что когда этот эффект придумали, он ещё не был таким реактивным, и пользовались им не в реальном времени, а в процессе постпродакшна. Впервые подобный эффект был замечен на заре многоканальной звукозаписи, когда дорожки с двух магнитофонов микшировали на третий. При создании искусственного дабблтрэка, был замечен интересный эффект, вызванный неидеальной синхронизацией магнитофонов, когда сигнал одного из них то отставал от сигнала другого, то опережал, создавая интересные фазовые искажения за счёт интерференции. Для обогащения музыкальной палитры, этого эффекта стали добиваться намеренно.

 

Представьте себе винтажный магнитофон-бобинник. Во фланцах большинства бобин прорезаны отверстия самой разнообразной формы. Задерживая вращение подающей бобины одного из магнитофонов, удерживая бобину за эту прорезь, а затем, отпуская, так, что она по инерции созданной натяжением ленты догоняла второй магнитофон, получался интересный эффект. Главным было приноровиться делать это не допуская того, чтобы звук поплыл, но есть придерживая фланец совсем чуть-чуть, не притормаживая слишком сильно. Один из наиболее ярких примеров такого применения этого метода – Gypsy Eyes Джими Хендрикса. Поскольку физически этот процесс осуществлялся путём придерживания пальцем фланца бобины, назвали этот процесс фланцеванием (фланец по-английски – flange). А когда этот процесс сделали автоматическим, задавая на одном из магнитофонов плавное отклонение скорости вперёд-назад,  устройство, задающее этот эффект назвали фланцевателем, то есть флэнджером по-английски. Позже, этого же эффекта научились достигать без использования плёнки, электронно, но название флэнджер закрепилось за эффектом.

Это конечно не флэнджер, но таки фланцевание, и я не мог не запостить тут крутейшего диджея СССР, Модриса Скайсткална (Mr.Tape), мастерски управляющего бобинниками

Вот и у Spaceman Aurora есть ножная кнопка Trig, нажатие и удержание которой замедляет воспроизведение копии исходного сигнала, а отпускание как бы ускоряет воспроизведение, возвращая к исходной скорости. То есть, как будто вы нажатием кнопки придерживаете бобину за фланец старым дедовским способом. Вот почему я называю этот прибор настоящим флэнджером.

 

Элементы управления примочки состоят из семи поворотных ручек и двух ножных кнопок. Посредине расположен световой индикатор, закрытый гранённой отвинчивающейся крышечкой, как на винтажных усилках Fender. Выглядит очень стильно. Средняя ручка верхнего ряда отвечает за режимы работы эффекта. От него зависит функционал остальных ручек и кнопок.

LFO 1 – классический флэнджер/хорус/вибрато. Генератор создаёт треугольную волну. Ручка Rate при этом управляет скоростью модуляции, а Width её амплитудой, или другими словами, диапазоном, в котором меняется задержка. Range в этом режиме управляет задержкой, то есть сдвигает рабочую точку регулировки Width.

 

Если назначение правых ручек, Rate, Width и Range меняется в зависимости от выбранного режима, то функции расположенных в левой части Volume, Mix и Regen постоянны. Это громкость, баланс между исходным и задержанным сигналами и регенерация. Если с первыми двумя вопросов возникнуть не должно, то о последней ручке я расскажу подробнее. При получении флэнджера с помощью магнитофонов, вращение бобины можно было не только замедлять, но и ускорять, увеличивая границы модуляции, и делая звучание эффекта более "реактивным". В примочках, получающих эффект электронным способом, подобного звучания добивались за счёт обратной связи, и ручка регенерации управляет глубиной эффекта. Принцип работы хоруса тот же, что и у флэнджера, только дублированный сигнал отстаёт от исходного гораздо сильнее, заставляя звук плыть. Так что, убрав Regen в ноль, и максимально выкрутив Range, можно получить звучание хоруса. А убрав в ноль Width, и вывернув вправо Rate и Regen можно получить автовау, где Range управляет Кю, а Rate скоростью нажатия педали. Кстати, ручки Volume. Regen, Width и Range очень удобно вращать ногами, меняя их параметры в реальном времени.

 

Кнопка Trig в этом режиме как бы "резко останавливает бобину", а при её отпускании, скорость "движения ленты" догоняет исходный сигнал. Таким образом, волна генератора превращается в пилообразную.

Следующий режим Tape 1 эмулирует винтажный дедовский бобинный флэнджер. Тут нажатие с удержанием кнопки Trig плавно замедляет "движение ленты" как будто вы притормаживаете вращение, придерживая бобину пальцем за её фланец, а отпускание кнопки плавно возвращает скорость обратно. Скорость этого замедления/ускорения регулируется ручкой Rate. Если кнопку не трогать, флэнджер работает сам по себе, со скоростью, установленной этой же ручкой. Функции остальных регуляторов те же, что и в предыдущем режиме.

 

Режим LFO 2 – флэнджер/хорус/вибрато с независимо регулируемой скоростью замедления и нарастания задержанного сигнала. Range тут регулирует скорость замедления, а Rate – скорость нарастания. Width – амплитуда, а остальные регуляторы – те же привычные функции. Trig – "останавливает вращение бобины", то есть переводит сигнал в нижнюю точку, откуда задержанный сигнал с нарастанием возвращается к исходной скорости.

 

Tape 2 – те же яйца, что и предыдущий режим, только кнопка Trig не "останавливает" вращение бобины, а плавно замедляет, как в режиме Tape 1.

 

И, наконец, последний режим Comb – две независимых задержки с фиксированным временем, за которое отвечают ручки Rate и Range. Width устанавливает время перехода от одной задержки к другой, а кнопка Trig принудительно переключает между ними.

 

При всём этом лампочка плавно меняет свой цвет в такт частоты генератора между красным и синим.

 

Как видите, Aurora – это не эффект флэнджера, а самый, что ни на есть настоящий флэнджер, с эмуляцией дедовского способа получения эффекта с помощью бобинников, звучание которого напоминает полёт снаряда, выпущенного из пушки легендарного крейсера.

 

Производитель анонсировал три версии примочки разных цветов, и все они лимитированные, причём Закк Мартин не производит свои примочки массово. Красные распродались по предзаказу практически моментально, а серебристые ещё вчера были доступны, но сегодня их уже нет. Остались только синие. Чем они отличаются между собой, я даже и не знаю, но как только закончатся синие, Закк  наверняка выпустит обновлённую версию, как это было со спутниками, и другими примочками Spaceman.