GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

поддержите проект донатом, если хотите видеть публикации чаще

Slash

 

 

7 советов по живой

звукозаписи

 

 

 

Джонатан Хорсли

Music Radar Online

Март 2022

Перевод с английского

 

 

 

Греющийся в лучах последовавшей за реализацией амбиции всей жизни - записать альбом живьём, Слэш делится опытом сессий записи альбома 4 и подчёркивает, что плюсы намного перевешивают минусы.

Фото - Остин Нельсон

 

 

Слэш уже много лет является "выгодным вложением" в сфере звукозаписи - этот человек является рок-иконой, но только сейчас продюсер отважился спустить его и группу с поводка в студии

 

4, его последний альбом с Майлзом Кеннеди и группой Conspirators, первый, выпущенный под новым лейблом Gibson, был первой студийной сессией, во время которой он записывался именно так, как всегда хотел - исполняя песни живьём в студии, не имея никакой подстраховки, кроме ушей и опыта продюсера Дэйва Кобба, который переводил сессии на плёнку. И вы можете услышать в его голосе, насколько он доволен этим.

 

"Честно говоря, за все эти годы ни один продюсер либо не доверял группе настолько, чтобы пригласить их играть живьём в одном помещении и рискнуть тем, что они смогут переходить от одной части песни к другой, не испортив её", - говорит Слэш. "Или же продюсеры очень, очень дотошно относятся к тому, чтобы иметь контроль над каждым треком и иметь возможность манипулировать им так, как им хочется".

 

Я всегда хотел записать что-нибудь [живьём]. Мы всегда делали это так: мы приходили, играли все вместе и записывали композицию, таким образом, но я всегда перезаписывал гитары, потому что я ненавижу наушники и просто не доверяю звучанию гитары или тому, как я играю в наушниках. И я всегда говорил: "Почему мы не можем просто играть в одном помещении?

 

Дэйв Кобб стал первым продюсером, с которым я работал, из тех, кто сказал: "Да, чувак! Давай просто запишем все в стиле Глина Джонса". А я такой: "Ты, блядь, издеваешься?! Ты серьёзно? Я был действительно взволнован, и это было очень освобождающе - пойти и сделать это таким образом.

При записи вживую существуют определенные риски. С точки зрения звука они могут быть значительными. Очевидной проблемой является просачивание звука других инструментов Профилактические меры, такие, как запись через дибоксы, могут помочь, также как и выбор микрофона и тщательная настройка. Вы находитесь во власти студийного пространства. Не каждый имеет доступ к широким просторам студии RCA в Нэшвилле.

 

"У Стива Кроппера есть свой офис в этом здании!" - смеётся Слэш. "Это было просто как "Стив Кроппер тут!" А кроме того на стенах висят все эти честные чёрно-белые снимки всех, кто здесь записывался, от Элвиса и Уэйлона Дженнингса, до Чарли Прайда, Долли Партон, Криса Кристофферсона, и все эти живые фотографии их сессий просто развешаны по стенам. И вы просто не можете не втянуться в это".

 

И всё же, запись живьём - это выбор, и что делает его правильным выбором для Слэша, Майлза Кеннеди и Conspirators - или любого другого артиста, если на то пошло - это то, что он фиксирует исполнение, а не дубль, а рок-н-ролл традиционно был средством выражения исполнителя.

 

"Чем дальше мы продвигаемся в тысячелетие, тем труднее и труднее сделать по-настоящему чистую, олдскульную запись", - говорит Слэш. "В рок-н-ролле, в джазе, в классической музыке и блюзе это действительно важная часть того, чем является эта музыка. Я думаю, что это потерялось в увлечении современными продвинутыми технологиями, которые мы придумали, когда они стали интереснее музыки".

Таким образом, это переосмысление, и результаты работы над 4 подтверждают это. При прослушивании на хорошем оборудовании, используя громкость в помещении в качестве ориентира и вдохновения, 4 действительно звучит более естественно. Он держится на груве. Он дерзкий, сырой. Это, как говорит Слэш, простыми словами, свёденная к минимуму простая, но вечно актуальная формул звучания электрогитары Gibson Les Paul и усилителя Marshall.

 

Но, конечно, нашлось время, чтобы принести ситар для вступления к Spirit Love, пикантный выбор - очень в духе Харрисона/Шанкара, верно? - который стилизуется в ходе джема. Слэш хихикает.

 

"Я засмеялся, потому что, когда вы сказали "Джордж Харрисон", это было единственное, на что я пытался не быть похожим!" - возражает он. "Но это правда! Вот что происходит, когда вы записываете ситар; он просто становится клише".

 

Однако с точки зрения концепции песни это имеет смысл.

 

"Думаю, на этот раз мне это сошло с рук", - говорит он. "Бывают и другие случаи, когда это происходит. У меня есть настоящий ситар с корпусом из двух тыкв, который я привёз из Индии, но я никогда не могу его применить, потому что, когда бы я ни попытался записать на нём что-нибудь, это звучит как Рави Шанкар".

Фото - Остин Нельсон

 

 

Прежде чем углубиться в процесс записи 4 и в то, что мы можем почерпнуть из него для своих собственных сессий, есть также совет по звучанию для тех, кто готов рискнуть на культурную отсылку Харрисона/Шанкара и вставить электроситар в свою композицию. Используйте большой, мощный ламповый усилитель.

 

"Мы записали песню с гитарой, а затем вернулись к ней во время всего этого небольшого периода наложений и перезаписали её с ситаром", - говорит Слэш. "Я записал ситар через свой Marshall, с той же настройкой, что и гитара, так что он звучит как ситар, но в то же время как охуенно монструозный ситар или что-то в этом роде".

 

 

1. Расположение - это всё: выбирайте помещение с умом

Фото - Остин Нельсон

 

 

Я думаю, важно упомянуть, что это помещение большое, но оно не является полностью эмбиентным. Для своего размера это немного мёртвая комната. Я думаю, именно это позволяет разместить все усилители и оборудование в одном помещении. Я не думаю, что эта конкретная конфигурация могла бы работать в какой-либо из больших студий, в которых я работал.

 

Дэйв Кобб, мы с ним говорили об этом, о том, что именно это помещение располагает к тому, чтобы играть так живьём. И поэтому, при всем уважении, комната очень специфическая.

 

Одним из замечательных моментов в работе над этим альбомом было то, что в студии было очень шумно - мы делали это так, как будто играли на сцене. Так что это было очень здорово.

 

Трудно выразить это словами, но сама студия, и аура этого места, и все люди, которые записывались там ранее, и история этого места - это было очень привлекательно для сессии.

 

 

2. Если вы можете закончить сочинение материала непосредственно перед записью, тем лучше

Для этого альбома я делал демки, и все они на 30-40-50 процентов состояли из готовых аранжировок, а когда ограничения немного рассеялись, ребята пришли и провели две недели препродакшна, а затем мы отправились в Нэшвилл. Так что у нас не было готовых аранжировок, как мы обычно делаем.

 

Мы работали над песней, делали аранжировку и всё такое, играли её несколько раз, а затем записывали, и так мы делали с каждой песней. Некоторые были более проработаны, чем другие, но в основном так оно и было, поэтому всё получилось очень сырым и очень свежим.

 

На этой записи есть несколько вещей, которые немного отличались от того, что я обычно делаю. В смысле, пандемия полностью изменила подход к записи, потому что я записал демо, чего обычно не делаю. Обычно я работаю над песнями с ребятами в комнате, а потом мы просто репетируем, чтобы, когда мы приходим в студию, мы могли быстро их записать.

 

Просто все мы в одном помещении вместе занимались своими делами и действительно находились в естественной для нас обстановке, в той, в которой мы всегда находимся, впятером в комнате, играя, и без множества отвлекающих факторов, вроде: "Мы делаем это, а потом ты должен будешь сделать то-то, а затем то-то..." Что вроде, как и есть обычные сессии. Это было почти как репетиция. Мы работаем над грувом. Так, вот Тодд, вот Фрэнк, вот Майлз, бла-бла-бла... И просто играем вместе. Это был действительно увлекательный и раскрепощающий опыт записи.

 

 

3. Устройтесь так, чтобы вы могли видеть, как играют другие.

Фото - Тим Мозенфельдер

 

 

Это очень важно. Для меня одинаково важно иметь возможность видеть как вокалиста, так и барабанщика.

 

Когда мы это делали, Майлз находился в месте, являющемся своего рода комнатой внутри комнаты и стеклянной перегородкой, через которую можно было общаться и видеть друг друга, так что все получилось. Это был важный фактор.

 

 

4. Помните, что наложения - это нормально.

Когда мы приступили к записи, все знали, что мы собираемся записываться живьём, и Майлз, он записал свой вокал настолько искренне, насколько мог в данный момент, но он не знал, что это будет финальный дубль. Он как бы шёл к этому, и я думаю, что мы все шли к этому, думая: "О, с вокалом мы хотим запечатлеть группу именно так, но с вокалом это будет вроде как обычный способ, по старинке, чтобы исправить его или что-то ещё".

 

Но потом он заразился ковидом, и на самом деле он заразился, когда записывал вокал, и не знал об этом. Мы проводили тесты, и он сдавал отрицательные анализы, но вдруг он сдал положительный анализ, и тогда ему пришлось уйти на карантин. Трое из ребят были больны. Остались только я, Дэйв, Фрэнк и инженер, и я сказал: "Так, у нас есть пара вокальных треков, несколько бэков, и нам придётся использовать фоновый вокал, но мы можем начинать микширование..." И Дэйв ответил: "Ну, все вокальные партии великолепны!". Так что мы начали делать черновой микс, и когда ребятам стали лучше, мы записали фоновый вокал, и на этом всё закончилось. Майлз думал, что он занимается скретч-вокалом. [Смеётся]

 

Теперь, имея этот опыт за плечами, если бы я взялся за следующую запись, я бы делал все так же, но я бы сделал поблажки, чтобы иметь возможность сделать пару вещей. Очевидно, вокал не был бы так сильно ограничен, понимаете, о чем я? Чтобы была какая-то свобода действий.

 

Мы действительно шли к этой записи, переслушивая дубли, и я говорил: "Боже, есть пара вещей, которые я могу исправить в гитаре, но нет, мы просто ничего не трогаем". Так что я бы, наверное, сохранил всю живую атмосферу, но, возможно, не стал бы так жестко подходить к тому, чтобы не исправлять ничего остального, включая вокал.

 

 

5. Но не переусердствуйте.

Фото предоставлено Gibson

 

 

Это может стать слишком линейным. Человеческая динамика людей, работающих в данный момент, и особенно работающих в ансамбле, состоит из множества мелочей, которые происходят. Есть много общения, даже несказанного, которое действительно проявляется в игре и в том, как это звучит, и то, что мы взяли за привычку делать, это просто производить всё до такой степени, что в этом нет ничего органичного.

 

И это работает для поп-музыки. Я думаю, что это отлично подходит для записей Кэти Перри. Но некоторые из величайших записей сделаны таким образом, что человеческий фактор остается нетронутым, и я думаю, что мы каким-то образом смогли забыть об этом.

 

Я имею в виду, что появление жёсткого диска заставило людей обезуметь, и народ стал записываться со всех уголков Земли, понимаете, о чём я? Мы все присылали их: "Разве это не здорово!". И в этом была новизна, и я думаю, что она прошла, и мы начинаем понимать, что целостность музыки полностью потеряна в этом увлечении возможностью делать это.

 

Я думаю, что все величайшие записи рок-н-ролла, по большей части, сделаны в живой обстановке, или в очень упрощённой, сырой обстановке, где все играют более или менее вместе, и я думаю, что это то, что проявляется в том, что вы слышите. Вы не можете объяснить это на пальцах. Это есть, и это то, что делает записи интересными.

 

 

6. Простота оборудования может помочь.

Да, это был простой очень простой риг. Не так много педалей. Кажется, у меня была педаль фэйзер, педаль вау-вау и войс-бокс. И только гитары, на которых я писал песни в то время. И это всё. Это был на редкость простой сетап.

 

Я не использовал октафузз. Whatever Gets You By? Я не использовал никаких эффектов. Я не использовал ничего, что могу вспомнить. Мы играли эту песню живьём. Эта песня и Spirit Love просто вошли в сет, и мы ничего не использовали ни для одной из этих песен, хотя я подобрал примочку для ситара, которую я использовал, и которая действительно звучит очень хорошо для вступления.

 

 

7. Помните, раньше это было нормой.

Я думаю, самое большое, что я вынес из этого, это то, что вы можете это сделать. [Смеётся] Вы знаете, вы можете сделать это таким образом, и это гораздо более удовлетворяет с музыкальной точки зрения, если приложить усилия, чтобы иметь возможность играть и чтобы все могли работать сообща. Это то, ради чего мы согласились играть, верно? Когда мы взяли в руки инструмент 30, 40 лет назад, как бы там ни было.

 

Играть в рок-н-ролльной группе - значит быть способным быть настолько же крутым, как любой из тех людей, у которых не было такой роскоши, какая есть у нас сегодня, когда у них было лишь три дубля на всё! [Смеётся] Рок-н-ролл старой школы.

 

Было приятно иметь возможность сделать это и записать альбом таким образом. Нет ничего особенного в том, чтобы сказать, что любой из моих кумиров сделал бы альбом именно таким образом, но в наши дни и наш век это пиздец как противоречит здравому смыслу - делать что-то подобное, так что мне понравилось и это.

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.