Интервью
Джон Льюин
Making Music
Сентябрь 1987
перевод с английского
Нет такого гитариста, который бы реалистично относился к собственному голосу: "Я знаю, где нужно держать ноту". Джон Льюин беседует с Сэмми Хагаром о пении в группе Van Halen, игре на гитаре на собственных альбомах и выступлении перед 80 000 человек.
Энциклопедия "Heavy Metal A-Z" довольно подробно рассказывает о Сэмми Хагаре. В ней упоминается, что в начале семидесятых он был вокалистом новаторской группы Montrose, перечисляются десять или одиннадцать его сольных альбомов и говорится о нём как о "бесспорно одном из ведущих светил американского хард-рока". И это было до того, как он присоединился к Van Halen.
Недавний визит Сэмми в Британию был вызван необходимостью продвижения его нового сольного альбома. Эта пока безымянная пластинка (гитара на наших фотографиях - приз конкурса "Дайте название альбому") была спродюсирована Хагаром совместно с коллегой Эдди Ван Халеном, который также сыграл на альбоме.
Ваш новый альбом звучит очень по-живому.
Это большая комната, без всякой электронной херни, эффектов, просто большая каменная комната. В студии я использовал педалборд, так как хотел использовать как можно меньше обработки, чтобы гитара проходила через как можно меньше устройств, прежде чем попасть на запись на запись.
Это моя концепция для этого альбома - как можно ближе подойти к записи напрямую на диск, пропустив через минимальное количество эффектов, это будет реальнее и богаче. На барабанах тоже нет изощрённого эха, это просто большая гигантская комната. Мы выбрали студию именно по этой причине.
Вы записывались в цифровом формате?
Цифровая звукозапись слишком стерильна, она звучит так, будто вы отфильтровали её через кучу дерьма.
У вас отличный гитарный звук - слайдовая игра на "Crossroads" звучит прямо как у Джимми Пейджа...
Вы уже третий человек, который говорит мне эту хрень. Я люблю Джимми Пейджа, Led Zeppelin, но я черпаю это оттуда же, откуда и он, от Элмора Джеймса, Роберта Джонсона. Я ровесник Джимми Пейджа, просто у него была немного более насыщенная жизнь.
Слайдовые партии были сыграны на лэпстил-гитаре Gibson '53-го года, типа гавайской гитары без педалей, настроенной в открытом E. Именно эта гитара использовалась в Montrose в 1973 году на "Bad Motor Scooter". Это моя гитара, и с тех пор я использую её на концертах. На сцене я исполняю одну небольшую вещицу, которая никогда не появлялась на записи. Она попала на этот альбом, потому что я был в студии, готовясь исполнить слайд-соло на "Privacy", и я играл, просто наслаждаясь звуком, а Эдди говорил: "Боже, это звучит великолепно, ты должен это услышать со стороны", и я ответил, давай я просто запишу что-нибудь, и я просто записал этот блюзовый фрагмент на плёнку. Затем я пошёл в другую комнату и быстро сочинил несколько текстов... Всё, включая тексты, было сделано примерно за полчаса.
Что касается звука, то я пропустил гитару через головы Marshall и четыре нижних кабинета Marshall [от переводчика: по многолетнему опыту работы с канувшими в лету Crate, помню, что Сэмми всегда предпочитал прямые кабинеты, и не любил наклонные]. Один сигнал шёл напрямую в от Marshall, а другой через мои педали. Всё оборудование, которое мы используем на сцене, действительно студийного качества, например, Eventide и Lexicon. Его не очень удобно брать с собой в дорогу, так как оно часто выходит из строя, поэтому нужно иметь запасное, а это очень дорого, но оно так хорошо звучит...
Рифф во вступлении "What They Gonna Say Now" звучит как "Cold Turkey" Джона Леннона.
Я копирую всё, что угодно, но это я ниоткуда не заимствовал. Я большой фанат Джона Леннона - возможно, он оказал на меня самое большое влияние как композитор, но этот рифф - нечто среднее между Хендриксом и Стиви Рэй Воэном. Вокал в этой песне живой, на протяжении всей записи.
Никогда нельзя планировать, что что-то получится с первого дубля, хотя на этом альбоме мы много чего сделали - обычно это занимает до трёх дублей, чтобы сделать всё правильно. Эта песня не должна была войти в альбом, поскольку я уже отдал её Хэнку Уильямсу-младшему, чтобы он включил её в свой альбом. Но я сказал группе, что надо бы свести эту песню, посмотреть, как она звучит. Мы разучили её в студии, но структура у нее странная, поскольку она была сочинена на басу - она и "Privacy" единственные песни, которые я когда-либо сочинял на басу. Поэтому вместо того, чтобы считать, я спел вокальную партию, и именно её мы и использовали. Соло тоже было живым - я немного прибрал громкость на гитаре, чтобы получить более чистый звук Стиви Воэна. Мы наложили ритм, бэк-вокал и клавишные, и всё. В "Hammer" тоже было так, почти вживую.
Как вам удаётся сохранять голос во время гастролей, когда вы так много скримите?
Чем больше я пою, тем лучше он становится. После репетиций, когда по утрам мой голос очень грубый, к вечеру я звучу отлично.
Вы занимаетесь своим голосом?
Нет. Я не дышу правильно. Я знаю, где нужно держать ноту. Мне требуется около месяца, чтобы поставить голос, но теперь я знаю, как это делать. Мне приходится выдыхать четыре или пять раз, прежде чем голос становится правильным
Есть ли у вас совет начинающим скримерам?
Вы должны найти свой собственный стиль, который для меня важнее техники - как у Джо Кокера, у него есть свой стиль. Иногда потеря голоса или охриплость - это действительно важная часть стиля.
Как вы относитесь к своему предшественнику в Van Halen Дэвиду Ли Роту?
Ну, у него очень хорошая группа - вторые лучшие музыканты в мире, ха-ха. Я не знаком с ним лично... Я послушал его альбом и думаю, что он неплох, только я не выношу "That's Life" и "Just A Gigolo" и подобное - это какой-то водевиль.
Но он настоящий ас в своём деле. Теперь, когда я в Van Halen, я стараюсь не критиковать его слишком сильно, потому что это неуважение к фанатам... Они записали отличные альбомы, и это несправедливо - обсерать их. Я говорил, что Эдди и Алекс - великие музыканты, и я не мог понять, почему они терпят этого парня, который из всего делает шутку. Эдди - очень серьёзный музыкант, и ему не нравилось, что Дэйв из всего делает шутку...
Как изменилась ваша собственная музыка за эти годы?
Я стал более уверенным в себе, чтобы выражать себя так, как я хочу, и не слушать мнения других людей. С каждым альбомом я становлюсь всё более уверенным в себе. Но я не планировщик, я просто стараюсь сочинять хорошие песни в метал-формате. Даже если ты скример, приятно прокричать мелодию.
Сейчас мой следующий приоритет - запись альбома Van Halen и мировой тур. После всего этого я, возможно, выпущу ещё один сольный альбом. Я так доволен этим, вы даже представить себе не можете. Это чистая правда. Я не пытаюсь это продать - мне это и не нужно.
Почему?
Ну, хорошая пластинка всегда более коммерческая, но с этим альбомом мне не пришлось идти на компромиссы ради синглов, так что мне повезло, что этот альбом оказался таким популярным - это самый успешный мой альбом на сегодняшний день.
"Hands & Knees" очень похожа на гитарное звучание Робина Трауэра...
Её ещё подправлю. Я был настоящим фанатом Трауэра. Он делал это с помощью примочек, а я использовал рычаг с октавером, что дало мне по-настоящему жирный звук. Это была последняя песня, написанная для альбома, и было сомнительно, что она вообще попадёт на пластинку, но это моя лучшая гитарная партия. Мне показалось, что я действительно сыграл хорошее гитарное соло. Оно было сделано и на основном треке.
На большей части альбома я использовал Kramer, но в этой песне я использовал Hamer, как тот, что у нас здесь, с машинкой Kahler, которая позволяет бендить вверх и вниз. Kramer лучше всего звучит с односторонним тремоло, так что вы можете только опускать вниз. Hamer не очень хорошо держит строй и обладает не очень хорошим сустейном, так как бридж очень свободный, но для этой композиции он подошёл.
Все альбомы, которые я когда-либо выпускал, обычно записывались на одной гитаре. Вы можете потратить два-три часа или дня, пытаясь добиться нужного вам звучания со всеми гитарами, и вы обнаружите, что одна всегда звучит лучше. Каждая студия отличается от другой - я никогда не использовал одну и ту же гитару на двух разных альбомах, а их у меня было много - студия, инженер, плата, всё это имеет значение. Я довольно часто прибираю громкость гитары, чтобы сделать её более чёткой - это прибирает низы, так как там есть небольшая фишка для этой цели.
Много ли времени заняла запись альбома?
Примерно неделя ушла на запись основных треков, а потом мы взяли месяц перерыва, чтобы решить, что делать дальше. Раньше у меня не было такой роскоши. Мы с Эдди взяли записи домой, и именно поэтому на альбоме не так много овердабов, так как мы с Эдди решили, что базовые гитарные/басовые/барабанные треки звучат так хорошо, что мы не хотим с ними возиться. Если наложить на них овердаб, они потеряют ощущение. Мы послушали материал, дубли и вокал около десяти дней, потом взяли перерыв на месяц и ещё десять дней ушло на микширование, по песне в день. Так что это заняло немного времени в течение длительного периода.
Как насчет концертной работы? Планируете ли вы гастролировать с этим материалом?
Нет. В сентябре мы начнём работу над новым альбомом Van Halen, а в следующем году мы с Van Halen отправимся в тур, выступим на нескольких крупных фестивалях в США и постараемся охватить все уголки мира, которые мы пропустили в прошлый раз. Следующим летом мы должны быть в Британии.
На каких площадках вы будете выступать?
Самым скромным концертом в прошлом туре был премьерный, на 8500 мест. Самый крупный концерт, на котором я когда-либо выступал, был на Texas Jam - 85 000 человек.
Каково это - играть на огромном стадионе? Действительно ли это лучше, чем выступление в маленьком клубе?
Фантастика! по сравнению с этим играть для 5000 зрителей - это полная херня. Я могу сделать это сегодня, это прекрасно, но это не похоже на крупное выступление. Люди, которые говорят эту чушь, - это те, кто уже не может продать 80 000 билетов.
Я действительно предпочитаю гигантские стадионы - там такой высокий уровень энергетики. Ты получаешь её от зрителей - я не чувствую себя Годзиллой, но ты чувствуешь зрителей, так что ты получаешь большой прилив энергии от них. Вы не можете контролировать аудиторию, вы просто позволяете ей уйти - это половина удовольствия. Я получаю удовольствие от того, что пробегаю 40 метров по сцене и забираюсь на 20 метров вверх по осветительной ферме. Это одна из моих любимых вещей - заставлять большие площадки чувствовать себя маленькими.
Крупные концерты очень дороги. Вы зарабатываете гораздо больше денег, играя три раза для 10 000 человек, чем один раз для 80 000. Страховка очень дорогая, но я всё равно предпочитаю это. Но на концертах Сэмми Хагара никогда не возникает насилия и агрессии. Это невероятно.
Эй, народ, вы хотите пить? Бля, чувак, пригони грузовик, чувак, потрать 20 минут, подгони грузовик к задней части сцены, возьми брандспойт и обрызгай всю чёртову толпу, насколько я только можно достать...
Я всегда общаюсь с публикой... Для этого я использую беспроводной микрофон-гарнитуру, чтобы можно было добраться туда, куда обычно не доберёшься.
Заметно, что вы сами по себе очень хороший гитарист, однако вас дважды ассоциировали с группами, возглавляемыми гитарными героями. Не обидно ли играть с Эдди Ван Халеном?
Ронни Монтроуз вообще не разрешал мне играть на гитаре рядом с ним, но Эдди это нравится, поэтому на концертах с VH я часто играю на гитаре. Эдди нравится играть с другим гитаристом, особенно с парнем, который не пытается переиграть его. Мы получаем удовольствие, играя вместе. Возможно, мы сделаем это на следующей пластинке Van Halen. Но на этом альбоме я играю на гитаре, а Эдди только на басу.
Эдди просто играл на басу?
Эдди - великолепный басист, по-настоящему вдохновляющий. Было бы глупо заставлять его играть на гитаре, ведь это альбом Сэмми Хагара - как если бы я играл на гитаре в песне Van Halen. Я должен играть на гитаре, петь и сочинять все песни, чтобы это был настоящий альбом Сэмми Хагара. Он величайший рок-гитарист в на сегодняшний день - по моему мнению, уже десять лет, - но я - это я, а он - это он, у меня есть своя индивидуальность как у музыканта. Выразить себя на своём инструменте - вот что для меня самое важное, и я могу это сделать. Эдди может делать это на 20 разных языках, а я - только на английском, но я могу выразить себя. Нельзя сравнивать старых блюзовых ребят, таких как Лайтнин Хопкинс и Джон Ли Хукер, с Эдди Ван Халеном, но, ей-богу, они были достойными личностями, потому что они выражали себя...
Так в чём же разница между вашим сольным творчеством и Van Halen - в вашем вкладе?
Я мог бы пригласить Майкла на бас, Алекса на барабаны, и мы могли бы записать альбом Van Halen, используя все мои песни. Но это было бы глупо. Когда я присоединился к Van Halen, я отказался сочинять какие-либо песни - я сказал Эдди: "Ты был музыкальной пружиной; я буду дополнять твои песни, но идея должна исходить от тебя.
Мы с Эдди сочиняем песни вместе: он приходит ко мне с риффом, и я начинаю петь под него. Но, возможно, на новом альбоме я буду играть на гитаре, когда он будет играть на клавишных. И мы будем исполнять некоторые из моих песен с Van Halen на концертах - "Hammer", безусловно, одна из них...