GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Roland

 

 

Часть 3. 1986-1991

 

 

 

 

Гордон Рид

Sound on sound

Январь 2005

Перевод с английского

Последний великий синтезатор Roland, в котором реализована аналоговая технология - Super JX-10.

 

 

Roland сделали себе имя на аналоговых синтезаторах и эффектах, но к середине восьмидесятых  им пришлось перейти на цифровые технологии, чтобы сохранить конкурентоспособность. Это был прыжок в неизвестность для компании - но он положил начало золотой эре...

 

В первых двух частях этой истории я описал путь Roland от скромных начинаний в 1972 году до финансового кризиса 1981 года, а затем показал, как они выжили в середине восьмидесятых, предложив аналогово-цифровые гибридные синтезаторы по привлекательной цене, а также широкий ассортимент усилителей, эффектов, гитарных синтезаторов и даже компьютерных плоттеров. В этом месяце мы посмотрим, что произошло, когда Roland перешли на цифровую платформу, и насладимся тем, что оказалось золотым веком для компании.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1986 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: Басовый усилитель DAC-15B.

Продукция Boss: CS3 Compression Sustainer, DD-3 Digital Delay, Dr.Pad DRP-I, DRP-II и DRP-III, Dr. Rhytm DR-220A и DR220E, DSD-3 Digital Sampler/Delay, FT-2 Dynamic Filter, устройства серии Microrack RCE-10 Digital Chorus/Ensemble, RDD-20 Digital Delay, ROD-10 Overdrive/Distortion, RPS-10 Digital Pitch Shifter/Delay и RSD-10 Digital Sampler/Delay .

Эффекты: DEP-5 Digital Effect Processor.

Устройства для гитарного синтеза: футконтроллер FC100, полифонический звукосниматель GK-1, GR-to-MIDI конвертер GM-70.

Электропиано: домашние фортепиано HP-2000, HP-3000, HP-4500, HP-5500 и HP-5600, модуль цифрового фортепиано MKS-20. Сценические фортепиано RD-1000, RD-200, RD-250S и RD-300.

Ударные и драм-машины: цифровая ударная установка CR-1000, TR-505 Rhythm Composer.

Сэмплеры: цифровой сэмплерный модуль MKS-100, клавишный сэмплер S-10, клавишный сэмплер S-50.

Секвенсоры: MC-500 Micro Composer, секвенсор MRC-APL для Apple II и IIe, секвенсор MRE-IPC для IBM PC.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: HS-10 (Synth Plus 10), HS-80 (Synth Plus 80), JX-10 (Super JX), модуль MKS-50, модуль MKS70 Super JX, программатор PG-300.

 

 

1986

 

В 1986 году мир был охвачен FM-лихорадкой, и Roland не хватало флагманского синтезатора. Jupiter 8 уже не выпускался, а шестинотная полифония JX8P выглядела убого по сравнению с 32-нотными возможностями Yamaha DX-1 и DX-5. Оставалось только одно. Индустрия уже давно приняла концепцию "два идентичных синтезатора в одном корпусе", поэтому Roland конкурировали с двумя DX-7 с шестиоктавной клавиатурой, выпустив два JX-8P с шестиоктавной клавиатурой. В результате появился неуместно пронумерованный Super JX-10, возможно, обладатель награды "Последний великий аналоговый полисинтезатор".

 

JX-10 (на фото выше) был великолепным инструментом, на котором можно было играть в режиме Whole (12 голосов), в режиме Split (два шестиголосых синтезатора) или использовать как многослойный шестиголосый синтезатор. Это стало возможным благодаря тому, что внутренности JX-10 представляли собой две материнские платы JX-8P, плюс третья плата, которая управляла ими и добавляла несколько дополнительных возможностей синтеза. Таким образом, он предлагал масштабные пэды, духовые, струнные, сольные звуки и монструозные басы... в общем, всё, чем должен обладать супер-синтезатор. Действительно, если задействовать режим Mono1 на Super JX-10, то JX-8P назначал все 24 осциллятора, фильтры и прочее на одну ноту. К сожалению, его всё ещё затмевали синтезаторы Yamaha ВЧ, что не осталось незамеченным президентом Roland Икутаро Какехащи, который в своей автобиографической книге "Я верю в музыку" признаётся, что ему приходилось много работать, чтобы поддерживать моральный дух своих партнёров, которым грозила опасность быть сметёнными волной FM-синтеза.

Рэковая версия JX-10 - MKS-70.

 

 

Наряду с JX-10 существовала модель MKS-70 - модульный Super JX-10, который обладал всеми возможностями клавишной версии, с одним существенным отличием - он мог сохранять и загружать патчи по MIDI. Тем не менее, когда всё было сказано и сделано, это была просто переупакованная технология JX-8P. Аналогично, в 1986 году компания Roland выпустила ряд переработанных Alpha Juno. Это были MKS-50, усовершенствованный Alpha Juno 2 в рэковом модуле высотой 1U, а также HS-10 и HS-80, переработанные Juno 1 и Juno 2 со встроенными усилителями и динамиками.

 

В остальном, новые устройства вспахивали уже протоптанные борозды, но Roland также удвоил ассортимент Boss Microrack и выпустил свой первый цифровой процессор эффектов DEP-5. Для гитаристов были выпущены звукосниматель GK-1 и гитарный MIDI-конвертер GM-70, которые, помимо того, что обеспечивали работу с синтезаторами Roland серии GR, отбрасывали необходимость в специальном гитарном контроллере и позволяли музыкантам использовать MIDI-модули со своими любимыми гитарами. Всё это были хорошие вещи, но ничего из этого не было способно покорить мир. К счастью, в другом месте происходило нечто гораздо более значительное: именно в этом году компания стала по-настоящему цифровой. Однако первые цифровые клавишные Roland не были синтезаторами, это были сэмплеры и электропиано.

Комбинация звукоснимателя GK-1 и конвертера GM-70 впервые избавила MIDI-гитаристов от необходимости прибегать к гитарным синтезаторам Roland, позволив им подключать и использовать любой MIDI-модуль к своей гитаре.

 

 

К концу 1985 года сэмплирование существовало уже шесть лет. В доступном сегменте рынка доминировал Ensoniq Mirage, а Kurzweil, Emu и Fairlight господствовали в верхнем сегменте. Но в среднем сегменте рынка оставалась большая дыра, и в 1986 году Roland закрыл её, выпустив не один, а целых три 12-битных сэмплера: S-50, S-10 и модульную версию S-10 - MKS-100.

 

S-50 был "профессиональным" инструментом и отличался рядом инноваций, таких как фильтры сглаживания 96 дБ на октаву и графическая операционная система, с возможностью вывода на видеомонитор которая раньше ассоциировалась только с инструментами, подключенными к внешним компьютерам. Кроме того, это были, пожалуй, первые доступные клавишные, которые можно было обновить простым процессом загрузки нового программного обеспечения ОС, и одни из первых, предлагавших программный секвенсор (SYS-503), который, по всей видимости, был результатом домашнего проекта одного из инженеров-программистов Roland.

 

Как инструмент, S-50 был 16-голосым полифоническим, мультитембральным, чувствительным к силе удара [велосити] и давлению [афтатач], а также предлагал сплит, слои и кроссфейдинг велосити. Более того, помимо цифровых фильтров, усилителей и огибающих [управление параметрами динамикой игры], позволяющих манипулировать сэмплами в процессе воспроизведения, в нём была реализована ограниченная возможность ресинтеза, позволяющая манипулировать самими данными сэмпла. Кроме того, к нему прилагалась великолепная библиотека на 3,5-дюймовых дискетах, и многие из этих звуков используются и по сей день.

 

S-50 должен был стать победителем, а скорость и элегантность его операционной системы должны были обеспечить ему статус промышленного стандарта. К сожалению, Roland пришли на рынок слишком поздно. В том же году Akai выпустили свой рэковый сэмплер S-900, и хотя он был менее удачным, он утвердился в качестве стандарта де-факто. Поэтому первый вопрос, который задавали многие потенциальные покупатели S-50, был: "Совместим ли он с Akai?". Поскольку это было не так, S-50 был обречён на провал.

 

Учитывая мощь S-50, существование S-10 остается загадкой. Он был не только более ограниченным, чем его старший брат, что, учитывая его соответствующую цену, неудивительно, но и чувствовалось, что он был разработан и запрограммирован другой компанией. В нём также использовался нестандартный носитель Quick Disk 2,8" - ужасный эксперимент с дешёвыми дискетами, которые были мучительно медленными и имели гораздо меньшую емкость. В отличие от S-50, S-10 и MKS-100 заслужили свой провал.

В сэмплерах Roland серии S реализованы инновационные возможности вывода на видеомонитор, поэтому к ним можно было подключить монитор и мышь, чтобы облегчить редактирование и разложение сэмпла на клавиатуру.

 

В других случаях компания использовала свои достижения в области сэмплирования и цифровых технологий для разработки технологии ресинтеза, которую она назвала SAS - Структурированный/Адаптивный Синтез (см. ниже) Это была не простая система воспроизведения сэмплов. Вместо этого инженеры Roland сэмплировали и проанализировали тембр различных инструментов - в первую очередь акустических фортепиано - на разных нотах и уровнях громкости, и разработали алгоритм, который при каждом воспроизведении ноты ресинтезировал необходимые гармоники и шумы. Впервые SAS позволила синтезировать рояль с поразительной точностью и послужила основой для огромного числа электронных фортепиано. Некоторые производители акустических пианино почувствовали такую угрозу со стороны флагманов Roland HP-5500 и HP-5600, что стали жаловаться, когда компания использовала слово "пианино" для их описания, боясь, что это запутает потенциальных покупателей (это было похоже на аналогичную реакцию на использование Лоренсом Хаммондом слова "орган" и утверждение Федеральной Торговой Комиссии США в 1937 году, что модели A и AB должны быть классифицированы как "электротоны", поскольку у них нет трубок). В ответ Какехащи добавил слово "цифровое" к каждому цифровому фортепиано Roland, продал тысячи таких пианин, и все были довольны... особенно покупатели.

Стабильный, простой в использовании и надёжный MC500 стал аппаратным секвенсором для многих клавишников середины и конца восьмидесятых.

 

 

С выпуском MC-500 Micro Composer была достигнута ещё одна веха. Этот пятидорожечный MIDI-секвенсор, ставший преемником MSQ-700, имел гораздо больший объём памяти и значительно расширенные возможности редактирования. Первоначально он продавался вместе с HP-5500 и MKS-7 как часть системы Roland MPU Music System, но затем породил серию самостоятельных устройств, а его производные впоследствии стали секвенсорами для клавишных рабочих станций Roland.

 

На корпоративном фронте Какехащи снова проявил активность, добавив к растущему списку совместных предприятий Roland Italy S.p.A. и Roland Taiwan Electronic Music Corporation. Второе из них сегодня является важным компонентом всемирных производственных мощностей Roland.

 

 

Веха: Структурированный/Адаптивный синтез

 

Иногда трудно вспомнить, что было время, когда невозможно было синтезировать реалистичный звук акустического фортепиано. На самом деле, ещё в 1984 году Kurzweil продемонстрировали возможность имитации фортепиано с помощью синтеза на основе PCM. Однако K250 стоил дорого, и, хотя некоторым музыкантам нравилось его звучание, мало кто мог сказать, что оно было почти неотличимо от настоящего. Два года спустя компания Roland изменила ситуацию...

 

Когда появилась технология SAS, она стала откровением. Более 30 "зон" клавиатуры, различающихся не только по высоте тона и яркости, но и по индивидуальной структуре формант и энгармонизму струн, намного превосходили любую простую систему воспроизведения сэмплов. Впервые вы могли воссоздать акустическое и электронное фортепиано на ряде сценических инструментов и, что наиболее важно, на ряде домашних цифровых фортепиано Roland.

За год до выхода Korg M1 компания Roland стала править рынком синтезаторов, выпустив рабочую станцию D-50 (здесь вы видите её с дополнительным программатором PG-1000), которая стала обязательным маст-хэв приемником DX-7 от Yamaha.

 

 

Если отбросить мелочи, то D-50 предлагал то, что стало стандартным арсеналом клавишных Roland: чувствительность к силе удара и давлению, разделение клавиатуры и слои. Кроме того, его функционал можно было расширить: за счёт установки карт памяти ROM и RAM, хорошей реализации MIDI, программатора и, в конце концов, плат расширения от сторонних производителей, которые увеличивали диапазон звуков и возможностей. Но была еще одна причина, по которой D-50 стал сенсацией, свергнув DX-7 с престола, который он занимал в течение четырёх лет. Он звучал просто фантастически. О том, почему это так, читайте ниже в абзаце, посвящённом LA-синтезу.

 

Огромная популярность D-50 вызвала появление целой индустрии поддержки, и вскоре для него появились карты с наборами звуков, библиотеки и мощные редакторы. Для многих владельцев не было необходимости учиться программировать инструмент - они просто подключали свои любимые звуки и играли. Однако для тех, у кого хватало смелости, Roland предлагал аналоговую панель управления PG-1000. С её помощью D-50 избежал ловушки, в которую попала иногда неприступная FM-система программирования Yamaha. Технология LA-синтеза, лежащая в основе D-50, не только потрясающе звучала - она сделала цифровой синтез снова доступным.

 

Roland воспользовались успехом и растущей репутацией LA-синтеза, и позже в том же году появился модуль MT-32. Разработанный для домашнего использования вместе с электропиано или  MIDI-клавиатурой, он использовал гораздо более урезаную форму LA-синтеза, и его звучание не шло ни в какое сравнение с "настоящим". К сожалению, Roland довольно недобросовестно отнеслись к MT-32 и его преемникам, рекламируя их в двусмысленной форме, делая упор на то, что они содержат синтезаторный движок D-50. Я считаю, что это была существенная ошибка, которая могла привести к плачевным последствиям. Если бы вы услышали MT-32 в 1987 году и подумали, что это звук флагманского синтезатора Roland, вы бы задались вопросом, из за чего вся эта шумиха.

Если бы не модель D-50, мы могли бы вспоминать 1987 как год, в котором Roland представила свою первую MIDI-ударную установку. Вы создавали свой драмсет, используя комбинацию пэдов PD-21 или PD-31 малого/томов (последний из которых имел четыре выхода - основной зоны и трёх по краям для рим-шотов и так далее) и пэдов бас-барабана PD-11, устанавливаемых на  раму MDS-1. Сердцем системы был интерфейс PM-16 Pad-MIDI, который имел 16 входов, предназначенных как для пэдов, так и для акустических триггеров. Подключенные к одному из сэмплеров Roland, DDR-30 или одному из оборудованных MIDI ритм-композеров, результаты могли быть удивительно хороши, хотя должно было пройти ещё пять лет, прежде чем Roland выпустил электронные драмсеты полностью самодостаточными и достаточно хорошими, чтобы обмануть слушателей и заставить их думать, что они слышат "настоящие" барабаны.

 

В этом же году Roland основали Roland Tech Corporation - практически невидимую компанию, которая проектировала и изготавливала корпуса для более дорогих продуктов Roland, а также разрабатывала для них варианты отделки. В этом же году Roland приобрели торговую марку Rhodes (см. ниже).

Дополнительный модуль DDR-30 был одним из возможных источников сэмплов ударных для триггерных пэдов.

 

 

Fender Rhodes и инструменты Rhodes доминировали на рынке электропиано более 20 лет, сначала под властью CBS, а в последнее время - под личной собственностью главы CBS Уильяма Шульца. Однако расцвет электромеханического фортепиано миновал, чему в немалой степени способствовала технология SAS компании Roland. Поэтому Какехащи выкупил у Шульца брэнднейм Rhodes, несомненно, намереваясь объединить фортепианную технологию Roland с одной из самых известных торговых марок в музыкальной индустрии. На бумаге это был отличный план. Два года спустя он уже не казался таким.

 

Не ограничившись приобретением Rhodes, в 1987 году Какехащи также купил контрольный пакет акций итальянской компании SIEL (см. ниже). Одной из нескольких компаний по производству клавишных инструментов, основанных на Адриатическом побережье Италии, SIEL создавали ансамблевые клавишные инструменты для ARP и Sequential, продавая их под собственным брэнднеймом как Orchestra (1980) и Orchestra 2 (1982). Они также производили два аналоговых синтезатора, Cruise и Mono (1981), и три ужасных электронных фортепиано, Quattro и PX (1983), а также PX Jr (1984). Полисинтезаторы компании также были приняты не слишком восторженно. Модель Opera 6 (1983) могла бы стать успешной, но многочисленные версии - одни с VCO, другие с DCO - сбили всех с толку. После этого появилась серия DK (1984-1987), состоящая из четырёх клавишных синтезаторов и трёх экспандеров, которые не имели всеобщего успеха, несомненно, потому, что такие компании, как Roland, делали то же самое лучше.

 

Ещё одним важным событием стало создание Roland ISM. Это была аббревиатура от "Интеллектуальной Системы Музыки Roland", метода обучения нотной грамоте, игре на клавишных и аранжировке с помощью электронных инструментов. Изначально созданная на базе HP-5500, MT-32 и секвенсора PR-100, ISM использовала программное обеспечение, которое варьировалось от классических упражнений из произведений Бетховена и Грига до бэкинг-треков для рок-н-ролла, джаза и фанк-импровизации. ISM быстро развивалась. К 1989 году на базе ISM было разработано программное обеспечение для обучения 1-5 классов музыкальных школ, обширная библиотека упражнений и минусовок, а также программа Teaching Laboratory System, позволяющая преподавателю, имеющему системную консоль Roland TL-16, контролировать игру до 16 учеников на специальном электропиано TP-20. Сегодня ISM широко используется в Японии, но, возможно, менее известна в Европе и Северной Америке.

 

 

SIEL и Roland Europe

 

Почему Какехащи купил SIEL, не совсем ясно. Какова бы ни была причина, в 1987 году производство всех устройств SIEL было прекращено, а её название тихо кануло в Лету. В следующем году компания была восстановлена как Roland Europe SpA, а в июне 1996 года, следуя программе итальянского правительства, предусматривающей льготное налогообложение для публично зарегистрированных компаний, она стала котироваться на Миланской фондовой бирже [от переводчика: на самом деле всё предельно ясно, инженеры SIEL были авторитетами в области  автоаккомпанимента, и Roland было необходимо войти в эту нишу, занятую Yamaha и Casio].

 

В настоящее время Roland Europe управляет пятью предприятиями и насчитывает более 250 сотрудников. Это центр европейских исследований, разработок и производства Roland Group, который проектирует и производит такие устройства, как цифровые фортепиано, органы, MIDI-контроллеры, звуковые модули и усилители. Но наиболее известна она благодаря клавиатурам Arranger серий E-, G- и VA, которые начали появляться на следующий год после приобретения компании. Вместе с цифровыми фортепиано серии HP, "интеллектуальными фортепиано" серии KR и цифровыми клавесинами серии C они составили основу подразделения Roland Contemporary Keyboards, которому было суждено стать одним из важнейших элементов империи Roland [от переводчика: в 2014 году итальянское подразделение Roland Europe было ликвидировано, и его сотрудники основали Dexibell].

 

 

Краткая история Rhodes

 

Гарольду Роудсу, родившемуся в 1910 году, было всего 20 лет, когда он стал руководителем сети школ игры на фортепиано по всей территории США. Чуть более десяти лет спустя его попросили организовать музыкальную терапию для раненых солдат, и он сконструировал небольшое фортепиано, используя в качестве источника звука обрезки алюминиевых труб. Оно имело большой успех, и и на последних этапах Второй Мировой Войны были выпущены многие тысячи пианино Rhodes .

Звуки семидесятых - электропиано Fender Rhodes. Это модель MkII Suitcase, принадлежащая Чиану Чиарану из группы Super Furry Animals.

 

 

После войны Родес основал компанию Rhodes Piano Corporation и выпустил струнный 3,5-октавный инструмент под названием Pre-Piano. Однако этот инструмент оказался ненадёжным, и в 1949 году он изобрёл фортепиано, в котором в качестве источника звука использовались камертоны. Он создал 72-нотный инструмент и широко продемонстрировал его, заинтересовав Лео Фендера, который был настолько впечатлён, что купил компанию. К сожалению, Фендер не был достаточно заинтересован в создании полнодиапазонных фортепиано, которые разрабатывал Родес, поэтому с 1959 по 1964 год единственной моделью Fender Rhodes была Piano Bass.

 

Новости о продолжающихся экспериментах Родеса дошли до компании CBS, которая, после посещения его мастерской, предложила выкупить долю Fender в компании за 13 миллионов долларов... огромную сумму для середины шестидесятых. Фендер согласился, и в 1965 году Rhodes начали производство электропиано Fender Rhodes, которое оставалось в строю на протяжении 16 лет. Другие модели, такие как Fender Rhodes Celeste и Student Piano, появлялись и исчезали, но Suitcase 73 и Stage 73, а также их собратья Suitcase 88 и Stage 88 вскоре стали основным инструментом практически  каждого серьёзного джазового и рок-клавишника в мире.

 

Затем последовали многочисленные технические усовершенствования, включая улучшение молоточков и тонбаров, а также новую электронику, усилители и акустические системы. В 1974 году название "Fender" было убрано, хотя никаких физических изменений, кроме смены шильдиков, с этим связано не было.

 

В 1979 году появились версии Mark II, которые легко узнать по плоским крышкам, позволяющим ставить на фортепиано другие клавиатуры. Затем, в 1980 году, появились две новые модели: Rhodes 54 и Rhodes Mk III (также выпускавшаяся как EK-10), представлявшая собой любопытный гибрид  Rhodes Piano и примитивного синтезатора.

 

В следующем году CBS купили обанкротившегося производителя синтезаторов ARP, запустила в производство последнюю разработку ARP и выпустила её на рынок под названием Rhodes Chroma. Не имея ничего общего с Rhodes, Chroma оказалась надостаточно ненадёжной и потерпела огромное фиаско.

 

В 1983 году Уильям Шульц, руководитель CBS, купил Rhodes, и в 1984 году новая компания выпустила свою единственную модель, Rhodes Stage 73 Mark V, три модификации которой были даже оборудованы MIDI. Затем, в 1987 году, компанию купили Roland, выпустив в итоге Rhodes MK-80, MK-60, Model 760, Model 660 и VK-1000. Как бы хороши они ни были, Гарольд Родес не любил цифровые инструменты и вступил в переговоры с Roland, чтобы выкупить своё имя. Он сделал это в 1997 году и учредил компанию Rhodes Music Corporation. К сожалению, новых инструментов не появилось, а сам Родес умер от пневмонии в 2000 году.

VK-1000 был, пожалуй, самым впечатляющим подражателем Hammond, выпущенным за то время, пока Rhodes принадлежал Roland, с настоящими рычагами. Однако он не произвёл никакого впечатления на Гарольда Родеса, и их пути, в конце концов, разошлись.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1988 году

 

Усилители, акустические системы и микшеры: акустика DA-800 и D-A1500, гитарные усилители DAC-10, DAC-50D и DAC-50XD, 16-канальный рэковый микшер M-16E, 24-канальный микшер M-24E, микромониторы MA-12V,  MS-30BK и MS-30WH.

Продукция Boss: мультиэффект BE-5, микшеры BX-40, BX-60, BX-80, BX-8 И BX-16, DC-3 Digital Space D, Педаль экспрессии EV-10, гитарный процессор ME-5, TM-3 Training Monitor & Line Driver, хроматический тюнер TU-12P.

Эффекты: цифровой параметрический эквалайзер E-660, цифровой ревербератор R-880, внешний контроллер GC-8 для R-880, RE3 Digital Space Echo.

Цифровые клавесины: C-20. C-50.

Домашние синтезатор/самоиграйки: Intelligent Keyboard E-10 и E-20.

Электропиано: фортепианный модуль P-330.

Ударные: контроллер PAD80 Octapad II.

Сэмплеры: CD-ROM привод CD-5  и HDD-накопитель HD-5 для S-550, внешний контроллер RC-100, сэмплеры S-330 и S-550, секвенсор SYS-333 Director-S для S-330, секвенсор SYS-553 Director-S для S-550.

Секвенсоры: MC-300 Micro Composer, MC-500 MkII Micro Composer, секвенсор и звуковой модуль MT-100.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: MIDI патчер/микшер A-880, LA-синтезаторы D-10 и D-20, MIDI-звуковой модуль D-110, программатор PG-10 для D-10, D20 и D-110, RS-PCM звуковой модуль U-110 .

Учебно-методическая система: микшер TL-16, учебный монитор/линейный драйвер TM-3, электропиано TP-20 Teaching Lab.

 

 

1988

 

Начало 1988 года, должно быть, было счастливым временем для всех, кто был связан с компанией Roland, потому что, возможно, впервые они могли заявить, что действительно находятся на пике своей славы. Многие известные конкуренты в восьмидесятые прекратили свою деятельность, а другие были на грани этого. Кроме того, блеск FM-линейки Yamaha потускнел, и мир, как никогда раньше, стал принимать высокотехнологичные музыкальные устройства. Это был бум, и Roland находился в самом его эпицентре. Однако, не желая сидеть сложа руки и восхищаться своими достижениями, Roland начали самый плодотворный год в своей истории, как в плане корпоративного развития, так и в плане выпуска продукции.

Технология синтеза на основе сэмплов позволила в конце восьмидесятых  создать новую волну интеллектуальных клавишных аранжировщиков/автоаккомпаниаторов. Roland были далеко не единственными игроками на этом рынке, но модели E-10 и E-20 были одними из первых.

 

 

Приобретя в 1987 году марки Rhodes и SIEL, а в 1988 году открыв ещё одно совместное предприятие (на этот раз в Швейцарии), Какехащи осуществил свою мечту... заняться разработкой и производством классических органов. Для этого он купил Rodgers Organs, одного из самых уважаемых в мире производителей электронных, духовых и гибридных электронно-духовых органов (см. ниже). Это очень хорошо вписывалось в его долгосрочную стратегию. Помимо расширения областей, занимаемых Roland, этот шаг позволил получить опыт в сфере, которой ранее Roland не занималась, и расширить производственные возможности на крупнейшем рынке компании. Более того, похоже, что между двумя компаниями возникла настоящая синергия, и это позволило им успешно работать вместе.

 

Более того, по крайней мере, одно из уже сделанных Какехащи приобретений уже окупалось. Интеллектуальные синтезаторы E-10 и E-20, разработанные Roland Europe, навсегда изменили наше представление об инструментах с автоаккомпаниментом. Впервые продемонстрированные в 1988 году на Британской музыкальной ярмарке и работающие на урезанном движке LA-синтеза MT-32, они предлагали множество ритмических аранжировок, вариаций, выбор "простого" или "сложного", заполнений, распознавание аккордов и двухдорожечный секвенсор. Профессиональные клавишники и фанаты хай-тека обычно смотрят на домашние синтезаторы свысока, но рецензенты были впечатлены, и мы должны признать, что, выпустив серию E, Roland в очередной раз перекроили рынок, повысив ожидания того, что может сделать новая технология.

 

Та же архитектура синтеза легла в основу клавишных D-10 и D-20, а также их рэкового аналога D-110. Опять же, в них использовался урезаный LA-синтез, впервые применённый в MT-32, поэтому по сравнению с D-50 они звучали одинаково неинтересно. Тем не менее, они и их специализированный программатор PG-10 (также совместимый с E-10 и E-20) пользовались огромной популярностью. К сожалению, из-за неубедительного звучания D-20 его значение оказалось в тени. Выпущенный в том же году, что и Korg M1, он включал в себя мультитембральный источник звука, многодорожечный секвенсор (восемь дорожек, плюс отдельный ритм-трек), слот для карт памяти, блок цифровых эффектов и 3,5-дюймовый дисковод. Поэтому, хотя Korg и был более совершенным инструментом, несправедливо говорить, что только M1 определил форму и вид доступной рабочей станции. D-20 разделяет эту похвалу, и настало время воздать ему должное.

D-20 был затмён выпущенным в том же году Korg M1, но по техническим характеристикам он был таким же функциональным синтезатором-рабочей станцией. Вероятно, именно великолепные пресеты M1 стали решающим фактором.

 

 

Наряду с LA-синтезаторами Roland сделали шаг в сторону, который застал всех остальных врасплох: они выпустили два цифровых клавесина, которые, помимо широкого спектра аутентичных клавесинных звуков, воспроизводили звуки лютни, струнных и двух двуховых органов, заточенных музыку эпохи барокко, для которой эти инструменты предназначались. Разница между C-20 и C-50 заключалась в количестве ножек (у C-20 их было на одну больше) и количестве динамиков (у C-50 их было на один больше, а пять динамиков работали от четырёх отдельных усилителей). Спроектированные так, чтобы выглядеть и ощущаться как можно более аутентичными, обе модели предлагали выбор средневековых и барочных темпераций, которые позволяли исполнять старинную музыку с правильной настройкой, а также добавляли сцепку, битембральность (можно было сочетать клавесин или лютню со струнными или одним из органов) и современный цифровой ревербератор. Красиво звучащие, эти инструменты могли понравиться лишь ограниченному кругу покупателей, но благодаря их качеству их, в конце концов, стали признали некоторые очень престижные музыкальные заведения.

Цифровые клавесины C-20 и C-50 (на фото C-50) - одни из самых малоизвестных диковинок в каталоге Roland восьмидесятых, предназначенные для любителей старинной музыки.

 

 

Что касается фортепиано, то главная новинка была представлена в небольшом корпусе - P-330. Этот недооценённый модуль работал на движке SAS, который был практически идентичен движку MKS-20, но добавил такие функции, как Attack Mute (для смягчения звука при аккомпанементе) и Release Time, а также Sostenuto, Half-Damping и MIDI-Overflow, который позволял объединить восемь P-330 в систему для получения 128-нотной полифонии.

 

Столь же недооценённым был рэковый сэмплер S-330. Если о S-50 можно сказать, что у него был рэковый эквивалент, то это был именно этот рэковый одноюнитный девайс с теми же достоинствами, что и у более ранней клавишной версмм, плюс несколько "дополнений". Снова затмённый сэмплерами Akai, S-330 установил новый стандарт цены/качества, но так и не получил заслуженного признания. Вместо этого покупателей Roland привлекли дополнения к прошлогодней модели S-550. Благодаря опциональному жёсткому диску HD-5, дополнительному программному секвенсору SYS-553, мыши, цветному монитору, uрафическому планшету DT-100 и внешнему контроллеру RC-100, S-550 превратился в по-настоящему профессиональный сэмплер.

 

Тем не менее, несмотря на всё, что произошло в 1988 году, самыи значительным достижением было ещё одно неприметное рэковое устройство. Далеко не впечатляющий, этот маленький синтезатор не обладал никакими базовыми возможностями формирования звука, не имел фильтров и был слишком шумным для серьёзного использования. Roland даже не выпустили его в первоначальном виде, под названием T-110 но как U-110 он оказался прародителем всех синтезаторов Roland на основе PCM, включая серии U, JV, XP и XV, и вы не можете получить ничего более выдающегося, чем это (полное объяснение гинекологического генеалогического древа см. ниже).

 

Ещё одно устройство, заслуживающее внимания, но никогда не продававшееся за пределами Японии, - "Musi-kun", настольная музыкальная система, состоящая из компьютера, программного обеспечения, небольших активных мониторов  и тонгенератора M-T32. Задолго до того, как подобные комбинации стали нормой, Roland в очередной раз продемонстрировали свою способность предвидеть будущее хайтек-музыки.

 

Наконец, в 1988 году следует особо упомянуть о DSP-2000, который стал, пожалуй, единственным выходом Roland в мир высококачественного домашнего Hi-Fi. Это была система объёмного звучания, которая принимала обычный стереосигнал и создавала 3D-эффект, задерживая часть сигнала и подавая его на второй усилитель, управляющий парой тыловых колонок. В 1988 году этот способ обработки был встречен не очень тепло, и DSP-2000 не импортировался и не продавался в Великобритании в больших количествах. На этот раз компания Roland слишком опередила время.

 

 

Краткая история органов Rodgers

 

Хотя в то время об этом никто не знал, компания Rodgers Organs была задумана в 1952 году, когда Tektronix, крупный производитель электроники, решил разработать осцилляторы для неопределённых новых устройств, таких как электронные органы. Команде, в которую входил Роджерс Дженкинс, потребовалось четыре года, чтобы разработать схему, но в 1957 году он и его коллега-инженер Фред Тинкер представили бизнес-план производства транзисторных церковных органов.

 

Странно, но, профинансировав исследования, компания Tektronix отвергла этот план. Причины были веские... Компания была полностью загружена, а руководство понимало, что ничего не знают о бизнесе церковных органов, поэтому в 1958 году они профинансировали создание Rodgers Organ Company, поставив во главе Роджерса и Тинкера.

 

К 1959 году новая компания заработала, и за этим последовали многочисленные инновации. В 1961 году Rodgers представили одноконтактную систему мануалов, которая упростила использование многочисленных шин, применяемых Hammond и другими компаниями, а в следующем году компания представила первый в мире полностью транзисторный орган и усилитель.

 

Последовал коммерческий успех, и в 1964 году компания купила торговые площади в Сан-Франциско, чтобы открыть первый магазин Rodgers Organ. Вскоре после этого компания представила трехмануальный театральный орган Trio, а в 1966 году стала первым производителем, использовавшим логическую технологию в органах. В 1968 году Какехащи посетил штаб-квартиру компании в Орегоне, чтобы попытаться продать им технологию Rhythm Ace FR-1  для их театральных органов, но безуспешно.

 

В 1970 году Роджерс покинул компанию, но, похоже, это не имело негативных последствий... В следующем году они заключили соглашение с итальянским производителем духовых органов и стали первым производителем электронных органов, который представлял и продавал духовые органы в США. Затем компания обратила внимание на духовые органы в целом, разрабатывая улучшенные системы  и гибридные электронно-духовые органы для часовен и небольших церквей.

 

К 1975 году компания привлекла внимание CBS, которые в 1977 году приобрели Rodgers, чтобы создать музыкальную группу, в которую вошли Fender, Rhodes, Steinway, Gulbransen и Leslie. Последовал бурный период исследований и разработок, кульминацией которого в 1980 году был выпусл первого в мире органа с микропроцессорным управлением, а в 1982 году - первого полностью духового органа компании.

 

В 1985 году CBS решили продать свои подразделения по производству музыкальных инструментов, и Rodgers стали частью Steinway Musical Properties. Тем не менее, компания продолжала развиваться, и в следующем году первой внедрила MIDI в церковные органы. Но всего три года спустя Roland приобрели Rodgers, переименовав её в Rodgers Instrument Corporation и преобразовав её обширные производственные мощности для создания цифровых фортепиано и клавишных инструментов Roland, а также органов Rodgers.

 

 

Веха: RS-PCM Синтез

 

Модель U-110 (точнее, её невыпущенный прототип T-110) является прародителем практически всех синтезаторов и рабочих станций Roland, начиная с 1991 года. Это делает его одним из самых значимых синтезаторов, когда-либо существовавших на рынке. Тем не менее, выпуск U-110, который использовал то, что Roland называл Resynthesised Pulse Code Modulation Synthesis (или RS-PCM), был довольно скромным, и устройство было помещено далеко на задворки каталогов компании. Возможно, в этом нет ничего удивительного. Устройства для воспроизведения сэмплов (которые, конечно же, должны были стать основой всего синтеза в девяностые) не считались кошерными синтезаторами, поэтому Roland позиционировали U-110 как недорогое, бюджетное рэковое MIDI-устройство для (цитирую рекламу Roland того времени) "музыкантов, которые предпочитают использовать готовые библиотеки звуков, а не создавать собственные сэмплы".

T-110 стал прародителем всех очень успешных синтезаторных модулей на основе сэмплов, выпущенных Roland в девяностые. Однако сам T-110 так и не был выпущен — ближе всего к нему был аналогичный Roland U-110.

 

 

Тем не менее, U-110 был достойным звуковым модулем. Имея 99 встроенных сэмплов, четыре слота для PCM-карт (и, через некоторое время, довольно обширную библиотеку карт для их заполнения), он мог о удовлетворить потребности многих музыкантов. Он реагировал на силу удара и давление, имел мультитембральность шесть партий, с отдельными выходами для каждой партии. Он даже обеспечивал стерео хорус и реверберацию, выделяя два выхода в качестве стереопары, чтобы использовать их возможности.

 

Проблема U-110 заключалась в том, что его цифро-аналоговые преобразователи были довольно шумными. Эта проблема была решена в 1989 году с выпуском модели U-220, которая звучала гораздо более "хай-эндово". Конечно, он лишился пары слотов своего предшественника, но получил более ёмкую ROM-память и лучшую систему редактирования. Затем появился U-20, возможно, первый доступный по цене клавишный синтезатор, который можно было взять на сцену и воспроизвести убедительные звуки фортепиано, органа, струнных, духовых, ударных... а также множество различных пэдов, эффектов, сольных инструментов, басов и других важных звуков. Перейдя с задних страниц на первые в каталогах Roland, U-20 стал победителем.

 

Это были единственные три инструмента серии U, хотя, по всей видимости, только маркетинговое решение помешало выпустить D-70 под названием U-70. Но если у U была короткая жизнь, то этого нельзя сказать об их потомках. Когда в 1992 году Roland добавили фильтр к тон-генератору RS-PCM модели U-20, он стал сердцем системы MV-30 Music Production System, а затем превратился в клавишный синтезаторе JD-800. Позже появился синтезатор JV-80, а на смену U-220 пришёл JV-880. И, как показывает история, серия JV и её преемники, серии XP и XV, стали одними из самых успешных и широко используемых синтезаторов, когда-либо выпускавшихся.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1989 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: компактный активный микшер CPM-120 II, гитарный усилитель DAC-80D, микшер M-120, гитарный усилитель MG-80, активные микшеры PA-400 и PA-200.

Продукция Boss: Микшеры с питанием PA400 и PA200.

басовый мультиэффект BE-5B, CH-1 Super Chorus, GE-131 Graphic EQ, GL-100 Guitar Driver, мини-комбик MG-10, радиосистема WS-100 Diversity.

Эффекты: гитарный процессор эффектов GP-16, гитарный преамп-процессор GS-6.

Гитарные синтезаторы: Звукосниматель для гитарного синтезатора GK-2, гитарный синтезатор G-R50.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: Аранжировщик Pro E 'Intelligent'. RA-50 Real-Time Arranger.

Электропиано: HP-2500S, Rhodes MK-60, Rhodes MK-80.

Электронные ударные и драм-машины: PAD-5 MIDI Pad Controller, R-5 Human Rhythm Composer, R-8 Human Rhythm Composer.

Сэмплеры: Сэмплерная рабочая станция W-30.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: MIDI-клавиатуры A-50 и A-80, интеллектуальный аранжировщик CA-30, CF-10 Digital MIDI Fader, LA-звуковой модуль CM-32L, PCM-звуковой модуль CM-32P, LA/PCM звуковой модуль CM-64, MIDI-контроллер CN-20, LA-синтезатор D-5 LA, футконтроллер FC-100 MkII, конвертер RRC-to-MIDI RMC-1, LA-звуковая карта LAPC-1, MIDI-коннектор MCB-1 для LAPC-1, MIDI-интерфейс MPU-IMC, програмчейндж-контроллер RC-3 [не путать с одноимённым лупером Boss - прим. переводчика], RS-PCM клавишный синтезатор U-20, RS-PCM модуль U-220.

 

1989

 

К 1989 году компания Roland переживала золотой век. Однако, несмотря на широчайший ассортимент продукции, положение компании как лидера рынка было непрочным, хотя бы потому, что Korg M1 уже вытеснил D-50 с позиции синтезатора с самым большим "вау"-фактором. Поэтому Roland отреагировали, но таким образом, что застала всю индустрию врасплох. Вместо того чтобы выпустить улучшенную синтезаторную рабочую станцию на замену D-20, компания представила сэмплерную рабочую станцию W-30.

W-30 была прекрасной ранней сэмплерной рабочей станцией - но в ней не было встроенных эффектов! Тем не менее, это не помешало Лиаму Хоулетту из Prodigy записать на ней большую часть своих первых трёх альбомов.

 

 

В основе W-30 лежал сэмплер, аналогичный S-550 и полностью совместимый с ним. Это означало, что он мог использовать все преимущества библиотек сэмплов серии S, а благодаря поддержке SCSI он также мог работать с жёсткими дисками и CD-ROM приводами. В дополнение к этому внутреннее ПЗУ включало многие из самых популярных сэмплов Roland, и вы могли редактировать и использовать их так же, как и в любом другом синтезаторе на основе PCM. Полнофункциональный 16-дорожечный секвенсор был совместим с форматами Super MRC и Director-S, так что во многих отношениях W-30 представлял собой комбинацию S-550, MC-500 и обычного синтезатора на основе PCM. Но где же были высококачественные цифровые эффекты? О, чёрт... их не было! Если Roland надеялась, что W-30 захватит рынок рабочих станций, то они серьёзно просчитались. Прежде всего, популярность D-50 и M1 была обусловлена "готовым" качеством звуков, а W-30, столь умелый в других областях, был не в состоянии обеспечить это. В результате он реализовал лишь малую часть своего потенциала, что было ужасно обидно.

 

Более успешными, пожалуй, были новый R-8 Rhythm Composer и его младший брат R-5. Они включали в себя гораздо больше звуков, чем любая предыдущая драм-машина Roland, и предлагали традиционные барабаны и тарелки, латиноамериканскую перкуссию и электронные звуки. Но именно качество и выразительность звучания делали их особенными, и в одночасье они заставили все предыдущие драм-машины звучать искусственно и нереалистично. В серии R также появилась концепция "человеческого ощущения" - параметр рандомизации тембра, который придаёт дополнительный оттенок реалистичности запрограммированным паттернам.

Благодаря рандомно тзменяющим тембр сэмплам ударных и ЖК-дисплею приличного размера (что еще больше упрощало программирование ритмов с помощью предлагаемых Roland паттернов), R-8 и её меньший брат R5 остаются двумя лучшими драм-машинами Roland из когда-либо созданных.

 

 

Что касается других моделей, то MKB-1000 и MKB-300 уже начали показывать свой возраст, поэтому Roland заменил их мастер-клавиатурами A-80 и A-50. Они имели общие мощные возможности MIDI-контроллеров, включая несколько зон, полифоническую чувствительность к давлению, четыре назначаемых фейдера и входы для четырёх назначаемых педалей экспрессии. Они различались только клавиатурами: деревянная 88-нотная у A-80 и полувзвешенная 76-нотная у A-50.

 

Аналогично, GR-300 и GR-700 уже давно устарели, но Roland не забыли о своих покупателях гитарных синтезаторов, выпустив GK-2, гитарный/MIDI-звукосниматель, который остаётся стандартом и 15 лет спустя. GK-2 появился вместе с GR-50, первым цифровым гитарным синтезатором Roland. В нём использовалась ещё одна реализация урезаного LA-синтеза, встречавшегося в младших синтезаторах серии D, причём для его редактирования можно было использовать даже программатор PG-10.

 

Действительно, у Roland не было никаких признаков исчерпания идей относительно числа способов, модернизации своей текущей продукции. Была ещё одна, последняя, низкобюджетная модель серии D в виде D-5, но об этом лучше забыть. Был также каталог "компьютерных звуковых модулей и периферийных устройств", который включал CM-32L (модуль только с пресетами на основе D-110), а также CM-32P (модуль только с пресетами на основе U-110) и, с потрясающей логикой, CM-64, который объединял оба '32-х в одном модуле. Заимствованный из серии E, CA-30 представлял собой "интеллектуальный аранжировщик", предназначенный для дополнения модулей CM, а CF-10 и CN-20 были разработаны для облегчения создания композиций и микширования. Наконец, были две карты расширения, одна из которых, по сути, представляла собой MT-32 на плате.

CM-64 объединил звуковые движки LA-синтеза и U-серии в один компактный модуль и был предназначен для использования с ранними компьютерными системами MIDI-секвенсирования.

 

 

После покупки брэнднейма Rhodes в предыдущем году, 1989 год стал годом, когда компания выпустила первые два из пяти инструментов Roland, которые будут носить имя Rhodes. Маловероятно, что компания когда-либо намеревалась производить электромеханическое фортепиано, но история говорит о том, что, когда Гарольд Родес обнаружил, что его имя продаётся уже в четвёртый раз, он надеялся, что крупная японская корпорация оживит рынок для его собственных разработок и идей. К сожалению, Roland и Родес не сошлись во взглядах, и, по легенде, когда Родес впервые услышал цифровой MK-80, ему просто "стало плохо". Это была жёстокая реакция, потому что 88-клавишный MK-80 и его младший брат 64-клавишный MK-60 были прекрасными инструментами с отличной управляемостью и генерируемыми SAS звуками электропиано, которые сами по себе являются классикой. Похоже, общественность согласилась с Родесом, потому что ни один из инструментов не имел того успеха, на который, возможно, рассчитывали Roland.

 

Этот год примечателен ещё одним событием: открытие "Edition Roland Corporation", или "Edirol". Изначально предложенная итальянским подразделением Roland, компания Edirol была создана для удовлетворения растущего спроса в области Desktop Media Production (DTMP), такой как аудио- и видеоредакторы. Какехащи понимал, что для этого может потребоваться бизнес-модель, отличная от той, что использовалась в его музыкальном бизнесе, поэтому Edirol изначально был отделён от остальной бизнес-структуры Roland.

 

Первая видеосистема компании представляла собой плату видеозахвата формата ISA и программное обеспечение, которое позволяло пользователям выполнять простой монтаж видео на ПК. Названная Video-Kun, она (как и Musi-Kun годом ранее) так и не появилась за пределами Японии. Тем не менее, вскоре компания Edirol вышла далеко за пределы родных берегов, и впоследствии были созданы новые подразделения Edirol в тандеме с совместными предприятиями Roland: в 1994 году была основана компания Edirol North America, в 1998 году - Edirol Europe и, совсем недавно, Edirol Australia.

 

 

Веха: Признание цифровых фортепиано

 

В своей автобиографической и философской книге "Я верю в музыку" Какехащи рассказывает о том, как в 1976 году его попросили предсказать будущее электронных фортепиано. Под всеобщий смех он предположил, что в один прекрасный день электронные инструменты будут составлять 50 процентов от общего числа ежегодно продаваемых фортепиано. Учитывая, что в 1978 году Roland был единственным производителем таких инструментов, а также их тогдашнее слабое звучание и плохие игровые характеристики, это должно быть казалось смешным. Тем не менее, Какехащи оказался прав, и в конце восьмидесятых клавиновы Yamaha и цифровые пианино Roland серии HP начали серьёзно теснить продажи акустических пианино.

 

В 1989 году, всего через 13 лет после его предсказания, продажи электронных фортепиано обогнали продажи акустических. Значение этого факта невозможно переоценить, ведь именно эти инструменты люди предпочитают иметь в своих гостиных. Цифровые музыкальные технологии действительно прижились.

 

Сегодня продажи цифровых фортепиано превышают продажи акустических как по количеству единиц, так и по доходам.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1990 году

 

Усилители и микшеры: 12-канальный микшер M-12E, 24-канальный рэковый микшер M-240R, 48-канальный микшер M-480.

Продукция Boss: CL-50 Compressor/Limiter, DR-550 Dr Rhythm, усилитель EH-2, графические эквалайзеры GE-21, GE-131A, GE-215 и GE-231, LM2B Bass Limiter. NS-50 Noise Supressor, OS-2 Overdrive/Distortion, PN2 Tremolo/Pan, RE-1000 Digital Multi-Echo, RV1000 Digitap Reverb, процессор эффектов SE-50.

Эффекты: цифровой шумоподавитель SN-550.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: E-30 Intelligent Synthesizer.

Электропиано: EP-5, HP-2700, HP-3700, "интеллектуальное" фортепиано KR-100.

Ударные: звуковой модуль R-8M, перкуссионный пэд SPD-8.

Сэмплеры: цифровой сэмплер S-770, магнитооптический привод MO-7 для S-770, расширение памяти OMS-770 для S770, плата расширения памяти RAS-770 для сэмплера S770.

Секвенсоры: MC-50 Micro Composer, конвертер MIDI-файлов MRM-500, система для создания музыки MV30 Studio-M.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: D70 Super LA Synthesizer, MIDI-клавиатура PC-200, динамическая педальная MIDI-клавиатура PK-5, RS-PCM синтезаторы Rhodes Model 660 и Model 760.

 

 

1990

 

После бурных событий предыдущих трех лет можно сказать, что 1990 год был спокойным, хотя с корпоративной стороны компания открыла два новых предприятия в Хамамацу, создала совместное предприятие в Испании, инвестировала в другую компанию (на этот раз в Венгрии) и основала Roland Audio Development Corporation в США. Однако практически не было представлено ни одного нового устройства. Вместо этого происходило дальнейшее совершенствование существующих концепций и технологий.

 

Ассортимент Boss продолжал расти, и даже начал вторгаться на традиционную территорию Roland с парой рэковых процессоров реверберации и задержки... Появилось больше микшеров... Появился новый микро-композер, симпатичный MC-50, и улучшенная аранжировочная клавиатура... Появилась рэковая версия R-8, R-8M, и Octapad, который объединял в себе сами пэды и тон-генератор... Было две переработанные версии U-20, Rhodes Model 660 и Rhodes Model 760... Появился шумоподавитель, который заимствовал технологию DSP у эквалайзера E-660 и гитарного процессора GS-6... Также был представлен ряд новых цифровых фортепиано, в которых использовалась новая система Advanced SAS. Помимо того, что новая система стала звучать лучше и впервые в синтезированном фортепиано ввела "симпатический резонанс", она также обеспечила "полудемпфирование", и всё это сделало новые модели более реалистичными и более удобными для игры, чем предыдущие инструменты.

 

Однако среди всего вышеперечисленного не было ничего радикально нового. Тем не менее, среди обновлённых моделей 1990 года было как минимум четыре устройства, которые заслуживают особого упоминания.

MV-30 Studio-M был ранним примером секвенсорной рабочей станции, сочетавшей в себе секвенсорные функции в духе MC и звуковой движок на основе сэмплов серии U.

 

 

По сути, MV-30 Music Production System не была особенно инновационной, поскольку она просто объединяла секвенсирование и синтез, что уже стало обычным делом. Но её синтезаторный движок был версией тон-генератора RS-PCM модели U-20... с фильтрами. Таким образом, MV-30 находится на прямой линии от U-110 к современным PCM-синтезаторам.

 

Серия микшеров общего назначения и клавишных микшеров M заслуживает отдельной ремарки в истории. В этом семействе было два класса: те, что с буквой E в качестве суффикса, имели эквалайзер и микрофонные входы, а те, что без неё, были микшерами линейного уровня с шинами Aux, но без встроенной эквализации. Оба класса выпускались в настольном и рэковом исполнении, с 12-, 16-, 24- и 48-канальными конфигурациями, так что потенциальные пользователи имели огромный выбор. Несмотря на то, что сегодня такие устройства могут показаться неинтересными, M стали очень популярными, и многие из них до сих пор можно увидеть в составе небольших акустических комплектов.

 

В отличие от полезных, но довольно скучных микшеров, синтезатор D-70 Super LA вызвал большой ажиотаж. Разрекламированный как преемник почитаемого D-50, он обещал многое и обладал уникальной функцией программирования под названием DLM (Differential Loop Modulation), которая, в принципе, делала возможными некоторые необычные звуки. К сожалению, DLM, похоже, была способна создавать только резкий гул, и D-70 не хватало привлекательности D-50. Если бы он реализовал свой потенциал, D-70 заслуживал бы гораздо большего упоминания, чем это, но он оказался "почти" синтезатором: почти классическим и почти успешным.

 

Тем не менее, я сомневаюсь, что руководство Roland было особенно обеспокоено: в 1990 году продажи синтезаторов серии D перевалили за отметку в 300 000 штук, что почти наверняка сделало их самыми успешными синтезаторами из всех, что когда-либо производились

S-770 был одним из лучших сэмплеров Roland, но его несовместимость с форматом сэмплов Akai S-series, который быстро становился отраслевым стандартом, ограничивала его привлекательность.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1991 году

 

Продукция Boss: AW-2 Auto-Wah, мультиэффект BE-5M, BL-1 Bulk Librarian, CE-5 Chorus/Ensemble, стереоусилитель EH-50, педали экспрессии FV-300H и FV-300L, FW-3 Foot Wah, LS-2 Line Selector, MT-2 Metal Zone, PQ-4 Parametric EQ.

Эффекты: A-D-A конвертер ADA-8024, RSP-550 Stereo Signal Processor, RSS8048 RSS процессор звукового пространства. SSC-8004 Sound Space Processor.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: E-70 Intelligent Syntesizer.

Электропиано: цифровое фортепиано FP-8.

Органы: Rhodes VK-1000.

Ударные: CR-80 Human Rhythm Player.

Сэмплеры: звуковой модуль S-750.

Секвенсоры: PR1 Player & Recorder.

Sound Canvas: SB-55 Sound Brush (SMF-секвенсор). SC-55 Sound Canvas.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: A220 MIDI-Separator, JD800 Programmable Synthesizer, JX-1 Performance Synthesizer, SBX-1000 MIDI Сueing Box.

 

 

1991

 

Если 1990 год был относительно неудачным с точки зрения выпуска революционных устройств, то 1991 год должен был стать его противоположностью: в этом году было выпущено три новинки, имеющих долгосрочное значение. Одна из них была синтезатором, другая - звуковым модулем, а третья - устройством обработки звука.

 

Начнём с синтезатора... От Roland не могло ускользнуть, что их краткое лидерство на рынке в 1987 году было затмлено Korg M1 и его преемниками серии T, и что D-20, W-30 и D-70 не смогли вырвать корону из рук конкурента. Но когда кто-то в Roland сообщил о новом цифровом синтезаторе с большой поверхностью управления в аналоговом стиле, все подняли бровь (или две). Более того, по слухам, он мог называться JD-8, что, по мнению многих, означало "Jupiter Digital". Неужели это будет долгожданный преемник Jupiter 8 от Roland?

В 90-е! JD-800 решительно порвал с простым интерфейсом "одно колесо управления и двухстрочный ЖК-дисплей", характерным для синтезаторов Roland конца восьмидесятых, а его поверхность управления с ползунками не теряет своей популярности и сегодня.

 

 

Когда появился JD-800, это было то, о чём все мечтали: современный цифровой синтезатор, внешне и по ощущениям напоминающий аналоговый полисинтезатор высшего класса. Многие элементы управления также уходят корнями глубоко в прошлое, впервые появившись в программаторе PG-800 для JX-8P, но ярко-оранжевые светодиоды, двойной дисплей и большие выступающие кнопки поражали воображение, а инструмент казался очень современным.

 

Источником звука служили 108 PCM-волн, включая обычные циклические формы (часто используемые с добавлением "случайного шага" для имитации аналоговых нестабильностей), сэмплы и фрагменты атаки, напоминающие о LA-синтезе D-50. Фильтры представлены не в одной, а в трёх формах: НЧ, ВЧ и полосовые, все с резонансом, а многоступенчатые контурные генераторы Roland обеспечивают такую гибкость, какая только может понадобиться большинству программистов. Аналогичным образом, структура многочисленных эффектов, предлагающая такие вещи, как дисторшн и фэйзеры, а также привычные хорус и ревербератор, расширила возможности JD-800 намного больше, чем предыдущие модели Roland.

 

На первый взгляд, JD-800 был 24-голосым полифоническим устройством, но как только вы накладывали тона для создания более сложных и интересных звуков, полифония могла упасть до шести нот, что уже не впечатляло в 1991 году. Это также делало JD-800 малопригодным для использования в качестве мультитембрального инструмента, как и ограниченная память - всего 64 патча и одна мультитембральная настройка. Более впечатляющим был тот факт, что в мультитембральном режиме можно было назначать встроенные эффекты на патчи немного по-другому.

 

Благодаря большой и удобной панели управления, впечатляющей глубине программирования и тёплым звукам, JD-800 мог бы доминировать на рынке, если бы был выпущен годом или двумя раньше, но он появился как раз тогда, когда Korg выпустили схожую по цене рабочую станцию 01/W FD и Wavestation, которые оказались более популярными. Тем не менее, в 21 веке именно JD-800 по-прежнему привлекает внимание.

 

Несмотря на привлекательность JD-800, устройство, которому суждено было получить наибольшее наследие, как в финансовом плане, так и в формировании будущего музыкальной индустрии, не было ни грандиозным, ни захватывающим, ни особо впечатляющим по звучанию. Тем не менее, представляя General MIDI (GM) и General Standard MIDI (GS), SC-55 Sound Canvas сделал возможным для программистов создавать MIDI-секвенции, которые можно было бы предсказуемо воспроизводить на устройствах любого производителя, не только Roland. Это был огромный скачок вперед, и сегодня потомки SC-55 доминируют во многих областях музыкальной индустрии (см. ниже).

 

И все же, если бы не будущее влияние GM и GS, то устройство обработки звука заслужило бы звание "знакового продукта" 1991 года...

RSS от Roland был новаторской попыткой создать эффект объёмного звучания с использованием психоакустических принципов в обычном стерео, а не с несколькими дискретными каналами и динамиками, как это принято сегодня, но это означало, что эффективность (или неэффективность...) эффекта варьировалась от человека к человеку, в зависимости от его слуха.

 

С 1978 года Roland использовала аббревиатуру "RSS" для обозначения Roland Studio System, но в 1991 году она стала означать а Roland Sound Space - систему, которая (по заявлению компании) позволяла создать трёхмерное звуковое пространство с помощью обычных стереодинамиков. В теории это означало, что монофонический звук можно расположить в любом месте трехмерного пространства вокруг слушателя.

 

Презентация новинки прошла в нетипичной для Roland обстановке. Традиционно участвуя в выставках музыкальной индустрии, таких как Frankfurt Musikmesse и NAMM, компания вышла на арену аудиотехники, приняв участие в Конвенции Сообщества Аудиоинженеров (AES), построив звуконепроницаемый стенд, чтобы продемонстрировать объём звукового пространства, который RSS может извлечь из обычной стереосистемы.

 

Стандартная система RSS не была ни маленькой, ни дешёвой и состояла из четырёх устройств: пары аналогово-цифровых преобразователей ADA-8024 в рэковом формате 2U, процессора RSS-8048 Sound Space Processor в рэковом формате 2U и большого настольного SSC-8804 Sound Space Controller. Более крупные системы могли включать в себя до 16 процессоров!

 

Процессор был ключом к системе, сочетая в себе симуляцию бинауральной обработки (когда выступление записывается с помощью микрофонов, установленных внутри манекена головы) и то, что Roland окрестил "трансауральной" обработкой, процесс фазовой и амплитудной манипуляции, разработанный для преодоления ограничений бинаурального воспроизведения. Всем этим управлял RSS-8048 (большой блок, показанный ниже), чьи большие поворотные регуляторы могли, по утверждению Roland, позиционировать звук над или под слушателем, спереди или позади, слева или справа.

 

RSS был смелой попыткой создать процессор для формирования атмосферы, который сделал бы возможным ощущение трёхмерного "театра" с помощью обычной стереосистемы. К сожалению, многих это не убедило, в том числе и меня. Я присутствовал на одной из демонстраций AES в 1991 году, и, несмотря на то, что мне сказали, что я слышу звук, идущий сверху или сзади меня, я этого не заметил. Эффект был интересным, но он не оправдал своих грандиозных заявлений, и Roland продали очень мало своих RSS-систем первого поколения. Тем не менее, алгоритмы обработки звука были многообещающими, и вскоре они начали появляться в блоках эффектов и синтезаторах компании.

 

 

Веха: SC-55 и SB-55

 

Модель SC-55 была далеко не впечатляющей, но она оказала огромное влияние на судьбу Roland - влияние, которое сохраняется в полной мере и по сей день.

 

На первый взгляд (и на второй, и на третий...) в ней не было ничего особенного. Конечно, она использовала как RS-PCM, так и урезанную версию LA-синтеза, поставлялся с небольшим пультом управления, а его набор из 315 патчей, девяти наборов ударных, мультитембральности 16 партий и 24-голосной полифонии был вполне разумным для того времени. Однако ограниченные возможности редактирования не позволяли использовать его в профессиональных целях, и он прочно занял свое место на рынке "домашней" музыки.

Первый из огромной ныне линейки Sound Canvas, SC-55.

 

Что же сделало его важным? Ответ заключается в том, как были расположены его патчи и как их можно было изменять, что соответствовало новому стандарту MIDI, который мир назвал GM (General MIDI) и который Roland позже расширил, включив в него дополнительные команды, и назвал GS, или "General Standard". Конечно, это было бы бессмысленно, если бы SC-55 был единственным устройством, использующим GM или GS, но с самого начала компания обещала ряд совместимых продуктов, которые будут использовать те же карты памяти и редактирования. Они смогут корректно воспроизводить секвенции, независимо от того, какой инструмент вы используете, без необходимости перемещать патчи, изменять каналы приёма MIDI или менять уровни. Это была радикальная концепция для 1991 года, и она проложила путь для множества устройств, совместимых с GM и GS, которые появились с тех пор.

 

SC-55 был выпущен вместе с модулем воспроизведения секвенций под названием SB-55 Sound Brush. Разработанный как "дорожное" устройство, позволяющее пользователям оставлять свои компьютеры в студиях, он был совместим со стандартными MIDI-файлами, что означало, что он мог загружать и воспроизводить композиции, сохранённые в секвенсорах Atari, Mac, PC и MC-серии. Кроме того, он мог загружать одну композицию и одновременно воспроизводить другую, что делало его идеальным для использования на сцене.

 

Сочетание SB-55 и SC-55 переосмыслило искусство воспроизведения песен, позволив сольным исполнителям выступать с полноценной аккомпанирующей группой, занимая всего одно место в рэке. Кроме того, "55-е" навсегда изменили облик караоке, позволив исполнителям самостоятельно изменять высоту тона и темп бэкинг-треков, что было бы невозможно при использовании караоке-машин на кассетах и компакт-дисках.

 

 

Эпилог

 

Став председателем совета директоров Roland Group, Икутаро Какехащи к концу 1991 года добился многих своих целей. Имея множество производственных компаний, включая Roland, Boss, Rodgers и Roland DG, торговую марку Rhodes и около 20 совместных дистрибьюторских компаний, он занял прочное положение одного из величайших пионеров синтезаторов и высокотехнологичной музыкальной индустрии. В 1991 году он даже был удостоен почётной докторской степени всемирно известного музыкального колледжа Berklee.

 

Однако Какехащи понимал, что цифровая революция не ограничится синтезаторами, сэмплерами и блоками эффектов и что отдельные виды бизнеса, связанные с созданием музыки и её записью, вскоре столкнутся лицом к лицу. Его великие конкуренты, Akai и Korg, уже разрабатывали дорогостоящие высокотехнологичные студийные системы, и, хотя общественность в то время ничего об этом не знала, Roland не отставали. Очевидно, что 1992 год должен был стать важным годом для высокотехнологичной музыкальной индустрии, и именно с него мы начнем эту историю в четвёртой части.

 

 

Вернуться к оглавлению

RD-1000 стал большим прорывом в принятии технологии цифрового фортепиано. Даже Элтон Джон использовал его на сцене.

 

 

Самым известным из них стало сценическое фортепиано RD-1000. Знаменитое благодаря Элтону Джону, оно имело великолепную 88-нотную взвешенную деревянную клавиатуру, помещённую в элегантный корпус, дополненный стильным блоком педалей и поддерживалось еще более стильной хромированной и чёрной стойкой (KS-11), и всё это выглядело и звучало так же хорошо, как и всё, что было создано с тех пор. В нём было всего восемь голосов, но их можно было корректировать с помощью трёхполосного эквалайзера, а также добавлять хорус и тремоло, сохраняя результаты в памяти на 56, а в картридже M16C - на 64 пресета. Полифония была скудной по сегодняшним меркам - всего 16 голосов для акустических фортепиано и 12 для эмуляций электропиано - но для 1986 года это было в нормально.

 

Та же технология SAS была доступна в MIDI-модуле MKS-20, который быстро стал стандартом, но наиболее интересными, пожалуй, были замечательные домашние фортепиано серии HP, которые предлагали те же звуки без редактирования и памяти. Вместо этого они поставлялись со специальными акустическими системами, встроенными в тяжёлые деревянные корпуса, которые имитировали резонанс и гул... хм, тяжёлых деревянных корпусов.

 

Roland прекратил выпуск оригинального тон-генератора SAS в 1990 году, заменив его на "Advanced SA Synthesis", а затем снова заменив его в 1996 году на 64-голосую стереореализацию. В сочетании с улучшенной акустической конструкцией для домашних/концертных фортепиано и, впоследствии, настоящим молоточковым механизмом, эти разработки позволили Roland оставаться в авангарде рынка цифровых фортепиано на протяжении почти двух десятилетий.

 

 

Веха: LA-синтез - рождение S&S

 

Roland описывал движок "Линейный арифметический синтез" D-50 как "новую вселенную звука, выходящую за пределы обычного синтеза". На этот раз гипербола была оправдана. D-50 и D-550 воспроизводили звуки, которые ранее никто не слышал.

 

Первая половина секрета заключалась в изобретении технологии, известной сегодня как "сэмплирование и синтез", или S&S. Инженеры Roland обнаружили, что большая часть информации, которую мы используем для идентификации и классификации звука, содержится в его первых нескольких сотнях миллисекунд. Поэтому они решили, что синтезированные звуки будут более реалистичными, если перед обычными волновыми формами синтеза в них будут присутствовать фрагменты атаки "настоящих" инструментов. Поэтому в D-50 было установлено ПЗУ, содержащее 100 PCM-сэмплов. Хотя по сегодняшним меркам они были очень короткими, это позволяло D50 создавать имитацию звуков, которые были гораздо более динамичными, интересными и убедительными, чем у любого предыдущего синтезатора. Более того, LA-синтез генерировал одновременно два звука, каждый из которых содержал PCM-фрагмент и, вероятно, был первой "виртуально-аналоговой" архитектурой синтезатора -  вы могли комбинировать каждую пару в любой из семи структур, определяющих их взаимодействие и микширование.

 

Второй особенностью D-50 было включение цифрового хоруса и блока задержки/реверберации. Благодаря 32 различным типам эффектов задержки и реверберации D-50 стал первым синтезатором, который звучал сочно и  породисто без необходимости использования дорогостоящих внешних эффектов.

 

Многие заводские звуки D-50 в одночасье стали стандартами, почти сразу появившись на каждом компакт-диске и в каждом утюге по всему миру. "Fantasia" была повсюду, и с тех пор она появилась почти на каждом синтезаторе Roland. Точно так же "Digital Native Dance", "Soundtrack", "OK Chorale", "Nightmare", "Glass Voices" и "Intruder FX" стали основными элементами современной звуковой палитры. Но ни одна из последующих копий никогда не звучала так, как оригинал. D-50 обладал уникальным характером, который так и не удалось повторить никому, даже Roland.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1987 году

 

Усилители и микшеры: гитарные усилители DAC-15D и DAC-15XD, 16-канальный рэковый микшер M-160, 24-канальный микшер M-240.

Продукция Boss: BF-2B Bass Flanger, CE-2B Bass Chorus, DS-2 Turbo Distortion, педаль громкости FV-50H, педаль громкости FV-50L, GE-7B Bass EQ, LM-2 Limiter, MZ-2 Digital Metaliser. NS-2 Noise Supressor, PS-2 Digital Pitch-Shifter/Delay, RPD-10 - Digital Panning Delay, RRV-10 Digital Reverb, RV2 Digital Reverb.

Эффекты: DEP-3 Reverb/Delay, футконтроллер FC-100 , гитарный процессор эффектов GP-8, SDE-3000A Digital Delay.

Электропиано: HP-600, HP-700, HP-800, HP-6000S.

Ударные и драм-машины: Стойка MDS-1 для пэдов PD, пэд бас-барабана PD-11, пэд малого/тома PD-21, пэд малого/тома PD-31, интерфейс пэд-MIDI PM16, TR-626 Rhythm Composer.

Сэмплер: сэмплерный модуль S-220, сэмплерный модуль S-550.

Секвенсоры: секвенсор PR-100, Программный секвенсор SYS-503  Director-S для сэмплера S-50.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: MIDI-дисплей A-110, синтезатор D-5, синтезаторный модуль D-550, педаль экспрессии EV-5, MIDI-пэд MPD-4, модуль расширения MT-32, программатор PG-1000 для D-50 и D-550, вокальный процессор VP-70.

 

 

1987

 

Если 1986 год был знаковым, то он также ознаменовал завершение аналоговой эры Roland. Линейка Jupiter была снята с производства в 1985 году, и хотя аналогово-цифровые гибридные синтезаторы компании продолжали хорошо продаваться, 1986 год стал для них прощальным - с точки зрения выпуска новых устройств. Цифровой сэмплинг и синтез - это движение вперёд, и Какехащи знал это. Так что 1987 должен был стать годом, когда разработки Roland в области цифровых технологий принесли реальные плоды.

 

Компания продолжила расширять действующие линейки цифровых устройств, добавив фортепиано SAS и два новых сэмплерных модуля: S-550 и улучшенную версию MKS-100 - MKS-220. Но всё это было ничто по сравнению с влиянием нового синтезатора Roland. Оглядываясь назад, можно сказать, что 1987 год был годом одной вещи, перед которой меркло всё остальное, и не только для Roland, но и для всех производителей и клавишников. Это был год, когда Roland переосмыслил концепцию синтезатора. Это был год появления модели D-50.