GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту Guitarblog.ru исполнилось ровно три года

Хью Прайс

Guitar Magazine (Online), Ноябрь 2019

Перевод с английского

 

 

История легендарного гитарного дизайнера Роджера Россмайсла начинается далеко от солнечной Калифорнии, в северогерманском городе Киль. Его отец Венцель, родившийся в 1927 году, играл на гитаре и изготавливал инструменты, и семья переехала в Берлин, где Венцель выступал в джаз-бандах. Но когда грянула Вторая мировая война, Венцель приостановил производство гитар, и 10-летнего Роджера отправили в город Миттенвальд, расположенный недалеко от австрийской границы.

Это решение было принято ради безопасности Роджера, но дополнительным преимуществом было то, что в Миттенвальде была школа, где обучали изготовлению скрипок и гитар. Он проучился в этой школе на протяжении всей войны, где получил глубокие знания по изготовлению инструментов с упором на традиционные ручные орудия труда.

Roger Rossmeisl

 

 

 

Он работал на Gibson, Rickenbacker и Fender

и создал одни из самых культовых гитар '50-х и '60-х.

 

 

 

 

 

 

От переводчика: В этом году (2021) вышел документальный фильм Who the f... is Roger Rossmeisl?, посвящённый легендарному лютье и дизайнеру, премьера которого состоялась 5 июня на кинофестивале в Нью-Джерси. Предлагаю вам ознакомиться с биографией этого недооценённого гения.

В Мичигане

 

Несомненно, послевоенная Германия не была идеальной средой для любого производителя гитар, и Венцель столкнулся с "трудностями", когда в 1951 году его посадили в тюрьму за нарушение правил обмена немецкой валюты. Роджер был вынужден взять на себя ответственность за управление семейным бизнесом, но всё пошло не очень хорошо. Венцель считался хорошим бизнесменом, склонным к бережливости. Роджер был полной противоположностью, и его пристрастие к красивой жизни в итоге разорило компанию, прежде чем его отец был амнистирован и освобождён.


Роджер решил спастись от кредиторов путем эмиграции, поэтому он написал президенту Gibson Теду Маккарти письмо с просьбой о работе. Его диплом Gitarrenbaumeister оказался достаточно впечатляющим, чтобы Маккарти предложил Роджеру работу и оплатил его переезд в США в сентябре 1953 года.

Rickenbacker

 

Если время - это всё, то для Роджера лучшего момента и быть не могло. Rickenbacker была семейной компанией, которая добилась некоторого успеха в производстве арктопов и лэп-стил, но сотрудничество Холла с Fender открыло ему глаза на потенциал электрогитары.

 

В 1954 году Холл нанял Роджера для работы в компании Rickenbacker, и на этот раз тот не стал тратить свои усилия, пытаясь изобрести колесо. Вместо этого он провёл следующие восемь лет, разрабатывая классические Rickenbacker, которые определяют эстетику компании, и по сей день.

 

Модели Combo 800 считаются результатом совместной работы Роджера, Пола Барта и Фрэнсиса Холла, но Роджер достиг своего пика в конце 1950-х годов, когда он разработал модели Rickenbacker Solidbody и Capri, которые превратились в серию 300, а также бас-гитары 4000 и 4001. Работая в Rickenbacker, он также изготавливал гитары на заказ и лично конструировал прототипы. Фрэнсис Холл назвал Роджера "отцом нашего современного дизайна Rickenbacker".

Получив степень магистра и звание "Gitarrenbaumeister", Роджер вернулся в Берлин, чтобы работать со своим отцом. Гитары Венцеля были не традиционными, и помимо производства акустических и электрических гавайских гитар, он считается первым немецким производителем электрогитар. Он назвал свою компанию в честь сына.

 

Технологии производства и подход Венцеля к дизайну также были новаторскими. Хотя до войны он изготавливал довольно традиционные арктопы, вынужденное бездействие дало возможность переосмыслить ситуацию. Возобновив производство, Венцель ввёл многослойные грифы и весьма характерные резные топы. И то, и другое имеет большое значение, поскольку Роджер позже адаптирует идеи своего отца к собственным конструкциям.

В течение первого года работы в Gibson Роджер разработал джазовую гитару, но рассорился с Маккарти, который не был согласен с идеями Роджера по улучшению арктопов Gibson. Есть также сведения, что у Роджера были напряженные отношения с остальными сотрудниками Gibson, многие из которых менее чем за десять лет до этого участвовали во Второй Мировой Войне.

 

Возможно, из-за этих факторов Роджер сказал руководству Gibson, что берет "отпуск", но вместо этого отправился на запад, чтобы играть на гитаре на круизном лайнере, направлявшемся на Гавайи. Вернувшись в Лос-Анджелес, он разыскал Фрэнсиса Холла, который ранее работал с Лео Фендером и приобрёл в 1953 году Rickenbacker.

Роджер (слева) вручает свою гитару Йоханнесу Редиске (ещё до переезда в США)

Если вы посмотрите на гитары Roger Венцеля Россмайсла 1940-х годов, многие из них имеют многослойные грифы, причём многослойность продолжается и в голове грифа. Дополнительные подклейки использовались для достижения необходимой ширины головы, и часто можно увидеть чётко выраженную волюту. По сути, такие детали в конструкциях Roger можно считать прототипами грифов Rickenbacker. Литой металлический струнодержатель Rickenbacker с буквой "R" в центре - ещё одна общая черта.

 

Однако особенность, наиболее тесно связанная с Roger, стала известна как "German Carve". Её можно описать как чёткую ступеньку по всему краю верхней деки, которая приподнимает центральную часть. Это совсем не похоже на плавные изгибы обычного арктопа, и на самом деле она была придумана Венцелем Россмайслом.

Идея возникла из-за нехватки подходящих материалов для изготовления гитар в Германии после войны, в частности ели, достаточно толстой, чтобы использовать её для резных топов. Венцель использовал старые половые доски, часто склеенные вместе, и некоторые могут сказать, что такой характерный вид больше подходит для цельнокорпусных гитар, чем для арктопов.

 

German Carve, безусловно, оказал влияние на других мастеров, в свое время подмастерье Rickenbacker, Сэми, Мозли сделал его особенностью гитар Mosrite, а Деннис Фано недавно возродил эту практику на некоторых моделях Fano и Novo.

 

Насладившись таким грандиозным успехом в компании Rickenbacker, вы можете удивиться, почему Роджер решил оставить компанию. Но подумайте, как мало изменилось в Rickenbacker с момента его ухода в 1962 году. Rickenbacker - это гитарная компания, не похожая ни на одну другую, и кроме нового цвета там или изменённого профиля грифа сям, она просто досих пор продолжает выпускать те же самые гитары, разработанные Россмайслом. Возможно, Роджер понял, что ему больше нечего было там делать, поэтому переход в Fender был вполне логичен.

Флэт-топы, полуакустики, Wildwood

 

И снова Роджер идеально выбрал время, когда он появился в Фуллертоне и предложил свои услуги Лео Фендеру, который тут же взял его на работу. Отдел продаж компании Fender настойчиво просил Лео создать линию акустических флэт-топов, и он увидел в Роджере человека, подходящего для этой работы.

 

В результате совместной работы был создан ряд акустических инструментов с болчёными грифами и головами в стиле Fender. Fender также подал заявку на патент на металлическую трубу, которая крепилась между грифом и нижним клёцем для жёсткости конструкции, но на самом деле это было возрождение довоенной конструкции Larson Brothers.

 

В линейку входили различные шестиструнные модели, а также 12-струнная с головой в виде хоккейной клюшки. Fender удалось заполучить в свои лапы многих звёзд того времени, но Рэй Дэвис из группы The Kinks - единственный известный музыкант, который продолжал играть на акустике Fender в течение сколько-нибудь продолжительного времени.

 

В 1966 году появилась новая акустическая модель под названием Wildwood, с цветовой гаммой, которая была бы более привычной для кастомовых цельнокорпусных электрогитар. У Роджера был знакомый в деревообрабатывающей промышленности, который вводил красители в растущие буковые деревья. Краски проникали в ствол, а после "сбора урожая" ярко окрашенная древесина разрезалась на листы шпона.

В том же году появились модели Coronado. Спроектированные Роджером, они выпускались в шести- и двенадцатиструнном вариантах, была даже басовая версия. Как и акустики, Coronado пользовались скромным спросом. Если Coronado предназначалась для конкуренции с Gibson ES-335, то она с самого начала была ограничена полностью полым корпусом, грифом на болтах и маломощными звукоснимателями. Однако эти гитары сами по себе прекрасно звучат - особенно двенадцатиструнка.

 

Работая в Fender, Роджер также участвовал в разработке модели Telecaster Thinline - точнее, способа ее изготовления. Как и у Rickenbacker, корпуса Thinline вырезаются по форме, фрезеруются с задней стороны для создания акустических полостей и закрываются крышкой, наклеенной сзади.

 

Также была предпринята последняя попытка применения German Carve в моделях LTD и Montego. Звукосниматели и электроника были изготовлены вручную Фредди Таваресом, друг и помощник Роджера, Фил Кубицки объяснил: "Гитары LTD были сделаны для престижа, они не были предназначены для получения прибыли".

Хотя отношения Роджера с CBS испортились, новое руководство понимало важность продукт плейсмента, и был разработан план по созданию нескольких единичных экземпляров для The Beatles и Джими Хендрикса. Идея Роджера заключалась в создании Телекастера и Страта с использованием цельного палисандра для грифа и корпуса.

 

Палисандр очень тяжелый, поэтому Роджер взял две палисандровые плиты с выдолбленными камерами для облегчения веса, и сделал сэндвич с прослойкой из более тонкого слоя клена между ними. Харрисон, как известно, использовал свой палисандровый Телек на протяжении всех сессий записи Let It Be, но Хендрикс, к сожалению, умер до того, как ему доставили его Страт.

После Фуллертона

 

Друзья и коллеги по работе описывали Роджера как эпатажного человека, который любил жить полной жизнью, всегда одевался по последнему слову моды и имел пристрастие к спортивным автомобилям. Однако последнее привело к печальным последствиям - он попал в серьезную автокатастрофу, в результате которой получил тяжёлые травмы головы. После этого события его жизнь уже никогда не была прежней.

 

К началу 70-х годов Роджер ушел из Fender, развёлся и влез в долги. Он настолько разорился, что его матери пришлось оплатить его билет, чтобы он смог вернуться в Германию в 1971 году. К сожалению, это уже не было "домом", поскольку Роджер принял гражданство США, а без немецкого гражданства ему было трудно найти работу. В итоге Роджер устроился работать продавцом в универмаге Kaufhaus des Westens в Западном Берлине.

 

Бизнес семьи Венцеля был свёрнут примерно к возвращению Роджера, а старший Россмайсл умер в 1975 году. К сожалению, всего четыре года спустя в возрасте 52 лет Роджер также ушёл из жизни, оставив после себя ряд наиболее характерных гитарных конструкций золотой эпохи, ни одна из которых не носила его имени.

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).