Из маленьких кирпичиков
возводятся большие стены
Рок Клаузер из B.C.Rich Custom Shop
Musicians Hotline (с 2007 переименован в Premier Guitar)
апрель/май 2006
Перевод с английского
Что общего между Ван Халеном, Воэном, Мэем, Гилмором, Эткинсом и Шольцем, кроме того, что они легендарные гитаристы? Ответ: ничего, кроме того, что все они разработали свой собственный оригинальный, мгновенно узнаваемый звук и стиль. Однако быть артистом, напрямую копирующим чей-либо звук, не очень-то артистично. Вы можете сказать, что всё это уже было, но год за годом появляются новые исполнители, которые мгновенно узнаваемы благодаря своему неоспоримому, безошибочному звуку.
Многие гитарные легенды приписывают себе множество влияний, но именно сочетание этих влияний создает их уникальный стиль и звук. Однако я оставлю влияние гитаристов на следующий раз, а вместо этого рассмотрю другие, более конкретные факторы звука, которые вы, возможно, не принимали во внимание. Я дам рекомендации по звуковым экспериментам для развития того, что звучит как никто иной, как вы сами! Помните, что не существует правильных ответов, когда речь идет о звуке. Надеюсь, я оставлю вам некоторые строительные кирпичики для создания вашего "собственного звука". Многие из этих тем могли бы стать целыми статьями. Давайте начнём со стены и вернемся к исполнителю.
Усилитель
Усилитель - это, безусловно, один из самых важных элементов оборудования. На рынке представлено множество отличных марок усилителей, будь то ламповые, полупроводниковые или гибридные. Каждый тип усилителя имеет свой собственный тональный отпечаток, поэтому выбирайте тщательно. У всех типов усилителей есть положительные и отрицательные стороны. Помните также, что на выбор есть винтажные и новые усилители, поэтому стоит посетить несколько магазинов и опробовать несколько моделей. Заранее обдумайте, что именно вы ищете в тональном и функциональном плане, и сосредоточьтесь на поиске усилителя, который это обеспечит.
Динамики и конструкция кабинета
Наряду с усилителем, обратите внимание на качество динамиков и кабинета. Какой мощности динамики вам нужны? Вы ищете тёплый, надрывный дисторшн или кристально чистый колокольный звук? Вы играете в кабинет 4x12, который должен перемещать много воздуха, или, может быть, больше ориентируетесь на 2x12 с плотно установленным микрофоном? Предпочитаете ли вы звучание усилителя с открытым задником в стиле комбо или с закрытым ? Естественно, кабинеты из массива дерева имеют больший резонанс и лучший глобальный звук, чем большинство кабинетов из ДСП. А как расположены отверстия и перегородки? Все эти характеристики влияют на ваш звук. Помните, что колонки и кабинеты - это резонатор, который передаёт то, что вы в них вкладываете, поэтому опять же, выбирать нужно тщательно.
Провода
Зачем покупать лучший усилитель и акустику, а затем подключать к ним говёный шнур? Возможно, это само собой разумеется, но при покупке проводов не стоит экономить. В конце концов, ваш шнур - это связующее звено между вашим инструментом и усилителем. Не позволяйте ничему потеряться по пути от гитары к усилителю. Инвестируйте в высококачественные, надёжные шнуры для всего вашего оборудования. Они будут служить вам долго и помогут обеспечить наилучшее звучание.
Эффекты
Некоторые усилители сегодня оборудованы встроенными эффектами. Встроенные эффекты уменьшают возможные помехи, но они могут ограничивать возможности музыканта. Если вы используете внешние педали, обязательно покупайте модели, которые соответствуют уровню вашего остального оборудования. Вам нужны бесшумные, надёжные и эффективные педали. Ищите педали с "труЪ байпасом". Это означает минимальное окрашивание вашего звука, когда педаль выключена. ТруЪ байпас важен, учитывая тот факт, что при включении или выключении педали ваш звук всё равно проходит через её схему. Кроме того, избегайте еще одной распространенной ошибки: Не забывайте использовать высококачественные коммутационные провода между педалями.
Звукосниматели и электроника
Звукосниматели и электроника также могут повлиять на ваш звук. Просто обновив проводку, потенциометры и переключатели, можно добиться значительного улучшения звучания. Кроме того, большинство производителей звукоснимателей предлагают широкий выбор стилей и тембральных характеристик. Сначала поставьте задачи, а затем выбирайте звукосниматели с умом. Вы сможете быстро найти желаемый звук, если потратите немного времени и поэкспериментируете с различными вариантами. После того, как вы установите их, попробуйте различные регулировки высоты звукоснимателей. Всего несколько регулировок в большую или меньшую сторону позволят вам изменить характер инструмента.
Дерево, конструкция, колки и бридж гитары
Естественно, породы дерева и конструкция инструмента сильно влияют на звук. Клён плотный и яркий, красное дерево более тёплое, кленовый гриф звучит иначе, чем с накладкой из чёрного дерева, и т.д. Но это уже отдельная статья. Также обратите внимание на то, является ли инструмент сквозным, с вклеенным грифом или болчёным. Опять же, все типы конструкции имеют свои преимущества и недостатки; не существует единственного "правильного" типа. Профиль и плотность ладов также повлияют на звучание инструмента, и очевидно, что инструменты, оборудованные тремоло, звучат по-другому, чем те, которые имеют сквозной гриф или оборудованы фиксированным бриджем. Опять же, просто экспериментируйте с различными вариантами. Вскоре вы найдете то, что лучше всего звучит для вас и вашего стиля музыки.
Струны
Струны и звук инструмента идут рука об руку. На рынке представлено множество вариантов струн, и это относительно недорогой способ проверить разницу в звучании. Для начала следует отстроить гитару на определённый калибр струн (жёсткий или мягкий) и придерживаться его. Смена марок струн, калибров и их сплава (стальные, никелевые, с покрытием и т.д.) может повлиять как на интонацию, так и на тембр.
Медиаторы
Удивительно, что такая простая вещь, как медиатор, может быть настолько важной в плане звучания. Опять же, это недорогой способ коррекции тембра. Попробуйте разные варианты медиаторов (толщина, материал, форма и т.д.) и обратите внимание, насколько по-разному звучит ваш инструмент через один и тот же усилитель, с одними и теми же педалями, струнами, медиаторами и т.д. Затем выберите свой медиатор и придерживайтесь этой модели.
Пальцы и тело
Наконец-то мы перешли от стены к музыканту, который является одним из самых важных, но непонятых факторов в звуке. К сожалению, у вас очень мало контроля над этим. Сама анатомия ваших рук - включая плотность костей, толщину подушечек пальцев и даже запястья - влияет на тембр. Аналогично, масса вашего тела и его плотность, структура костей и т.д., а также то, насколько сильно вы соприкасаетесь с гитарой - как сзади, так и спереди - влияют на тембр инструмента. Приведём пример: пробовали ли вы когда-нибудь играть на чужой гитаре и оборудовании и обнаруживали, что под вашим управлением они звучит совершенно по-другому? Ваше тело и манера исполнения имеют решающее значение для общего звучания. Осознайте это при выборе инструментов и убедитесь, что если вы выбираете сценический инструмент, вы попробуете его стоя. Если вы выбираете студийный инструмент, попробуйте его сидя. Если вы не пробуете инструмент именно так, как на нём будете играть, вы можете быть неприятно удивлены.
К чему я клоню? Всё просто: Всё влияет на звук! Как говорится, из маленьких кирпичиков возводятся большие стены. Начните развивать свой фирменный звук кирпичик за кирпичиком, и вскоре вы создадите уникальную стену, представляющую собой смесь ваших влияний и наилучшего возможного сочетания оборудования. В конечном итоге вы построите стену, которая станет узнаваемым фирменным кусочком вашего звука!
Удачи!
- Рок
Рок Клаузер - нынешний менеджер по продукции/дизайнер гитар B.C. Rich. Он опытный гитарист и басист, работающий в музыкальном бизнесе более 30 лет. У него богатый опыт розничной и оптовой торговли музыкальными инструментами [в настоящее время Рок работает в компании KHS, где отвечает за укулеле Lanikai, - прим. переводчика].