Как музыкант вернул свой грув
Тесса Джефферс
Premier Guitar, август 2013 г.
перевод с английского
Фото Фрэнка Уайта
Воодушевлённый новой не вмешивающейся в творческий процесс звукозаписывающей компанией, новой 6-струнной педал-стил гитарой, на которой он может играть стоя, и готовящимся к выпуску именным усилителем, сакральный герой стил-гитары Роберт Рэндольф возвращается к праведному образу с Family Band и радующим душу новым альбомом Lickety Split.
Роберт Рэндольф выступает в нью-йоркском театре Beacon в рамках Experience Hendrix Tour.
Заниматься музыкой – это как быть влюблённым: Вы должны наслаждаться приливами и отливами, и иногда химия есть, иногда нет. "Когда у вас нет этого замечательного творческого процесса" – а мы все знаем, как это здорово, – "это высасывает из вас энергию", – говорит Роберт Рэндольф. После трёхлетнего перерыва знаменитый преподобый стил-гитарист и его Family Band – группа, состоящая из настоящих членов семьи Рэндольфа, включая его сестру, вокалистку Ланешу Рэндольф, находится на волне этих приливов и отливов. И доказательство тому – первый альбом группы, выпущенный на Blue Note Records – Lickety Split.
"Я просто счастлив, что нам удалось найти отличный лейбл, который разделяет с нами одно и то же видение в музыкальном плане", – говорит он. "Это позволило мне сделать несколько шагов назад и снова сидеть дома и репетировать по четыре часа в день – что расслабляет и напрягает одновременно!"
Рэндольф выступил сопродюсером Lickety Split и соавтором девяти из двенадцати его песен. По его словам, на создание гитарного звука его вдохновили две вещи – работа с легендарным инженером Эдди Крамером и обретение нового замечательного инструмента. "Люди удивляются, почему гитары Хендрикса и Led Zeppelin звучат так, как они звучат – во многом это благодаря работе в студии с Эдди Крамером. Он просто знает, что делать, и это невероятно". Что касается новой игрушки – педал-стил гитара для игры стоя от Jackson Steel Guitar Company, – то он говорит об этом просто: "У этой штуки просто волшебный звук". Рэндольф также включил две кавер-версии, "Love Rollercoaster" и "Good Lovin'", в последней из которых используются зажигательные слайд-риффы в гавайском стиле.
Из названий песен "Amped Up", "Born Again" и "Brand New Wayo" должно быть очевидно, что в Lickety Split Family Band по-прежнему уходит корнями в госпел – и по-прежнему обладает своей фирменной энергией. "Нас всегда учили устанавливать духовную связь и не играть ради прославления себя", – говорит Рэндольф. "Церковь – это когда все собираются вместе, чтобы создать единую праздничную атмосферу – великий день совместного пения и игры".
У Lickety Split очень живая атмосфера. Как вам удается так хорошо передавать ее в изолированной среде, где все находится под микроскопом?
Студии превратились в место, где все не играют вместе – никто не находится в студии в одно и то же время. Это больше похоже на "У нас есть технология, так что давайте просто соединим всё записанное вместе". Мы же получаем настоящую энергию, находясь в студии по несколько часов в день, просто играя всевозможные мотивы, потому что именно взаимодействие создает ощущение живого исполнения. Я знаю, что у меня получилось что-то хорошее, когда мне не терпится исполнить песню живьём и посмотреть, как на нее отреагируют фанаты.
Когда вы впервые увлеклись гитарой и что заставляет вас продолжать?
Я был подростком, 15 или 16 лет. Я начал играть на педал-стил гитаре в церкви, и, поскольку наша церковь имеет богатую историю педал-стил, я вырос, наблюдая за всеми теми старшими ребятами, которые были до меня. Они были моими Мадди Уотерсом, Альбертом Кингом и Би Би Кингом. Я всегда хотел быть похожим на этих ребят, поэтому целыми днями занимался и старался быть похожим на них. Именно тогда я впервые почувствовал страсть.
В последнее время вы активно рассказываете о таких стил-гитаристах, как Кельвин Кук, Дэрик и Чак Кэмпбеллы, а также об Обри Генте, более известном как Slides Brother. Это те ребята, на которых вы выросли, наблюдая за ними в церкви?
О да. Многие ребята умерли, но это те, кто остался. Я рос и всегда хотел быть похожим на этих ребят – они были большими звёздами в церкви. Стил-гитарист всегда был звездой.
Раньше прихожане очень сильно осуждали, когда церковные группы со стил-гитарой выходили за пределы религиозных общин. А как сейчас?
Мы все подвергались тщательному надзору, особенно со стороны тех, кто постарше. Я был моложе и не обращал на это внимания. А вот ребят постарше это задело, потому что они посвятили этому всю свою жизнь, а потом им сказали, что они играют дьявольскую музыку. Теперь никто не обращает на это внимания, потому что они видят любовь и радость, которыми мы делимся с людьми. Нет ничего более приятного, чем быть здесь, распространяя музыку по всему миру.
Новый альбом открывается двумя зажигательными песнями "Amped Up" и "Born Again", которые как бы намекают на пробуждение. Эти песни символизируют то, что вы переживали во время написания альбома?
"Born Again" – это песня о любви, если честно. Она о том, как найти человека, который сделает тебя счастливым. Она звучит как спиричуэлс, со всеми этими бэк-вокалистами, которые звучат как хор. В этом и заключается вся прелесть того, кем я являюсь и что мы делаем – это может казаться духовным, и ты хочешь вознести руки вверх или что-то в этом роде. Это просто корень того, откуда мы вышли. Это как Sly & the Family Stone – у них тоже есть влияние госпела. Я видел интервью со Слаем, в котором он рассказывал о песне "I Want to Take You Higher", и он сказал, что в то время все были под кайфом и речь шла о том, чтобы подняться выше, но это звучит как спиричуэлс.
Как, по-вашему, изменилась ваша игра за последние десять лет?
Я многому научился, находясь рядом с такими великими гитаристами, как Эрик Клэптон и Карлос Сантана. Мы, молодые гитаристы – такие, как Дерек Тракс, Джек Уайт и все эти молодые ребята – мы все росли, развивались и становились лучше, и у большинства из нас было время побыть рядом с такими легендами, как Бадди Гай, Клэптон, Сантана или Кирк Хэмметт. Я ценю в этих старших ребятах то, что они видят в нас следующую группу гитарных первопроходцев, и это здорово, что они критикуют и говорят нам, как стать лучше. Я многому научился у них в плане того, что действительно стараюсь оставаться оригинальным и делать то, что вдохновляет меня на то, чтобы испытывать то волнение, которое было в начале, и сохранять тот же дух.
Кстати, о Сантане: на альбоме есть композиция с его участием под названием "Brand New Wayo", верно?
Да. Это было забавно, потому что припев, который вы слышите, был записан уже после того, как была готова музыка. Мы поставили микрофон и занимались вокалом, пока звучала музыка. Мы просто сделали всё одновременно, и в микрофон попала вся музыка.
Вы волнуетесь, когда Сантана наблюдает за вашей игрой?
Я наслаждаюсь этим. Одна вещь, которой я научился у этих ребят, заключается в том, что они наблюдают за тобой, потому что ценят то, что ты делаешь. Они хотят видеть, как ты поднимаешься, так же как и ты хочешь видеть их. Это здорово, потому что такие ребята следят не за всеми.
Вы играете на уровне интуиции или теория играет какую-то роль в ваших действиях?
Я даже не знаю теории, так что для меня все дело в том, что сочетается. В студии всё происходит на месте. Я никогда не могу сыграть одну и ту же вещь дважды одним и тем же способом, правда. Мы много времени проводили с великим Эдди Крамером, и он сказал, что Хендрикс был таким же. Крамер говорил, что когда Хендрикс играл, ему всегда приходилось перематывать плёнку, потому что он всегда забывал то, что играл, или когда он пытался сыграть это снова, это уже было не то же самое. То же самое происходит и со мной.
Почему вы решили записать кавер-версию песни Ohio Players "Love Rollercoaster"?
Я включил iTunes, и тут заиграла версия Red Hot Chili Peppers, и я сказал: "Эй, давайте посмотрим, сможем ли мы превзойти версию Chili Peppers". Получилось очень фанково, напористо и в то же время грязно. Я даже не собирался включать её в альбом, но люди с лейбла услышали её и сказали: "Вы должны включить это в альбом – это круто!"
Существует ли такая вещь, как грустная песня Роберта Рэндольфа?
[смеётся] Я не думаю, что у меня есть грустные песни.
"Welcome Home" сентиментальна, но она несёт позитивный посыл для ветеранов, верно?
Мой дом в Нью-Джерси находится рядом с одним из арсеналов. Я разговариваю с ребятами, когда бываю на заднем дворе, и я написал эту песню в своей гостиной после разговора с ними о том, что происходит. Сейчас все начинают возвращаться домой, так что вот такая история стоит за этой песней.
Давайте поговорим о ваших инструментах. Вы всё еще играете на своей 13-струнной педал-стил?
Сейчас у меня новая педал-стил. Это моя оригинальная идея – 6-струнная педал-стил Jackson Steel Guitar Company Robert Randolph Signature.
Было ли интересно переходить с 13-струнной на 6-струнную?
Всё относительно, но стоя выгляжу немного более рок-н-ролльно – так я выгляжу сексуальнее. [смеётся.]
Но теперь вы не можете откинуть стул назад.
Да, но теперь я могу попинать гитару, как обычный рок-н-ролльщик.
Сколько гитар вы берёте с собой в этот тур?
Я играю на четырёх педал-cтил: одна для игры стоя, одна в настройке Drop-E, одна в обычной 13-струнной настройке, и ещё одна в 12-струнной, потому что на одну струну меньше, чтобы я мог петь и играть, меньше задумываясь. У меня также есть мой красный искристый Fender Custom Shop Tele. Я обожаю эту гитару.
Давайте поговорим о разных примочках: Какая у вас основная педаль эффектов?
Педаль, без которой я не могу жить, – это моя вау-вау Morley У меня также есть педаль от компании JAM. Я не скажу вам, какая именно – не хочу выдавать все свои секреты, – но JAM производят одни из лучших аналоговых педалей". [Примечание редактора: согласно сайту JAM, Рэндольф использует (или использовал) педали хорус/вибрато Waterfall, дисторшн Rattler, компрессор/сустейнер Dyna-ssoR, тремоло Chill и дисторшн Red Muck].
Это то, что вы используете в таких песнях, как "Take the Party", где ваши риффы имеют более вокальное звучание?
В этой песне я использую свою педал-стил с хорусом, сделанным ребятами из JAM. Это не совсем хорус – это что-то вроде фильтрующего хоруса на низких частотах.
Вы уже говорили, что не можете найти рок-н-ролльный усилитель для педал-стил. Нашли ли вы его сейчас?
Идеальный педал-стил усилитель среднее между старым Peavey Classic Chorus и Fender Bassman... или Fender Deville. Действительно эти три. В студии их гораздо проще менять местами, но на концертах это важно, потому что стил-гитара – это безумие. Вы хотите иметь возможность использовать его чистым и грязным, но он должен быть серединистым и жирно звучащим. Подумайте вот о чём: Все эти усилители были разработаны для обычной гитары. Когда люди пробуют их, они используют обычную гитару, а не педал-стил. Если вы хотите получить больше низких частот от Fender Strat или Gibson, вы делаете то или это, но это никогда не применялось к педал-стил. Так что я делаю это, но на это нужно время. Я работаю и с Fuchs, и с Fender, чтобы увидеть, кто действительно сделает это. Возможно, он будет готов ещё через месяц или около того... мы работаем над ним уже 9 месяцев.
Вы до сих пор используете свой Super Reverb или твидовый Fender Twin переиздания модели '57, который изначально был создан для Джеффа Бека?
Оборудование Джеффа Бека было великолепным, но оно не было идеальным, поэтому я бесился. Super Reverb слишком быстро брейкапят для меня – они не остаются чистыми так, как мне нужно, чтобы они сохраняли чистый звук. Например, тот волшебный звук, который вы слышите в "New Orleans" [с альбома Lickety Split] – мне так трудно добиться его вживую, потому что в студии было три разных гитарных аппарата, а потом Эдди Крамер настраивал эквалайзер. Если бы я не слышал, как это воспроизводится, я бы не смог так сыграть. Это как слушать Стиви Рэя Воэна, играющего "Lenny" – вы знаете, что он должен был слышать, как его гитара звучит так красиво, пока он её записывал. Иначе он бы не догадался сыграть так.
Ходят слухи, что вы используете автомобильные динамики в своем новом усилителе?
Я научился такому трюку у Сантаны, который я начинаю изучать, но это маленький секрет. [смеётся.]
В песне "Amped Up" вы поёте о том, что порвали струну. Часто ли с вами такое случается?
Это происходит во время наших живых выступлений, когда становится жарко – особенно много лет назад. Я всегда рвал струны, когда мы были в середине хорошей песни или хорошего грува. На самом деле я использую свои собственные струны, сделанные D'Addario – мне пришлось купить их на заказ, потому что мои руки сильно потеют, и мне нужно дополнительное покрытие и защита на них.
Что нового вдохновляет вас и вашу игру в последнее время?
В последнее время я слушаю старую африканскую музыку. Но для меня это всегда было прослушивание Led Zeppelin – потому что гитара никогда не звучит одинаково. В каждой песне есть разные звуки и разные вещи, которые заставляют тебя пытаться задуматься: "Что это было? Что он там делает?" Понимаете? Это то, что действительно важно и вдохновляет меня.
Оборудование Роберта Рэндольфа:
Гитары: Jackson Steel Guitar Company 6-струнная именная педал-стил, Jackson Steel Guitar Company 13-струнная педал-стил (настроена в Drop-E), Mullen 12-струнная педал-стил (настроена на C#), Fender Custom Shop Telecaster, 6-струнная педал-стиол Asher.
Усилители: 100-ваттный Fuchs (голова и кабинет), Fender Vibrosonic.
Эффекты: Вау-вау Morley, педаль громкости Goodrich, JAM Waterfall.
Струны, медиаторы и аксессуары: Струны D'Addario Robert Randolph Pedal-Steel с покрытием, кастомовые слайды Shubb Robert Randolph, именные медиаторы Dunlop.