GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Robert Godin

 

 

 

Интервью и экскурсия по

фабрике

 

 

 

 

KVR Audio

Сентябрь 2019

Перевод с английского

 

 

 

 

Хотя его имя может быть не настолько знаменито, как Лео, Орвилла или Кристиана, Робер Годэн делает гитары уже 47 лет и ценит каждую минуту, потраченную на это дело. Недавно мы посетили Робера в Квебеке и получили возможность посетить фабрику, где производятся электрогитары. Он рассказал о своем предпринимательском пути и продемонстрировал некоторые производственные технологии, которые определяют его инструменты. У Робера простая философия: "Вы не обязаны менять мир, но вы можете сделать людей счастливыми". С самого начала он решил, что не будет пытаться напрямую конкурировать с такими известными (на то время) брэндами, как Fender, Gibson и Martin, а вместо этого будет производить высококачественные гитары дешевле и обеспечивать экономию своим клиентам. С момента основания компании в 1972 году Робер (произносится как "raw-BEAR") выстроил бизнес, делая всё немного по-другому.

 

В настоящее время семья Годэн владеет пятью фабриками в Канаде и одной в США. Это делает Godin Guitars крупнейшим производителем гитар в Северной Америке. В дополнение к Godin, они производят пять линий акустических гитар: Seagull, Norman, La Patrie, Simon & Patrick и Art & Lutherie, которые ориентированы на различные сегменты мирового гитарного рынка.

 

Недавно мы посетили Робера в Квебеке и получили возможность посетить фабрику, где производятся электрогитары. Он рассказал о своем предпринимательском пути и продемонстрировал некоторые производственные технологии, которые характерны его инструментам.

Робер Годэн

 

 

 

Вы играете на гитаре?

 

Я с гитарой всю свою жизнь. Я начал играть примерно с 7 лет. В то время гитара была не так популярна. Не сравнить с тем, что сейчас, поэтому мне было проще. Я начал с классики, потом Beatles, потом  джаз, но я был левшой, и у меня был учитель, который заставлял меня играть на правую сторону. Думаю, это большая ошибка.

 

У моей тёти была музыкальная школа, и я услышал там некоторых молодых ребят и сказал себе: "Робер, ты никогда не станешь крутым гитаристом". И когда я понял свой предел, я решил, что хочу быть кем-то большим, чем посредственным музыкантом.

 

Как вы начали заниматься изготовлением гитар?

 

Однажды ночью моя тётя внезапно умерла, и в семье не было никого, кроме меня, кто мог бы взять на себя управление делами. В то время мне было 15 лет, отец болел, и у нас не было денег на содержание музыкальной школы. Мне пришлось бросить учёбу. Тогда моя другая тётя сказала: "Почему бы тебе не заняться школой, а я буду расписываться за тебя", так как я был несовершеннолетний. Так я стал владельцем музыкальной школы и начал превращать её в гитарный магазин.

 

А затем, примерно в 1965 году, гитара действительно начала прогрессировать благодаря таким группам, как Ventures, которые могли по-настоящему зажечь, используя только гитару, бас и барабаны. Они бендили струны и использовали вибрато рычагом. В то время существовало только два вида струн для гитары - электро и акустические, а струны калибра .010 можно было купить только для банджо. Люди приходили и просили струну B или G, а я говорил: "Почему бы вам не поменять весь комплект?". Я создал специальный комплект струн, используя струны для банджо. И я начал заниматься ремонтом, например, регулировкой высоты струн и мензуры.

 

Это было так давно...

 

Вы помните Conn Organ? [подразделение американской компании C.G.Conn, в настоящее время выросшей в мегакорпорацию Conn-Selmer - прим. переводчика] Они выпускали аналоговый стробоскопический тюнер. В то время они стоили несколько тысяч долларов и были размером с холодильник. Я сказал той же тёте: "Мне нужна эта игрушка". Это было в 1965 году, до того как начали распространяться бриджи Tune-o-Matic, и тонкая настройка мензуры была огромной проблемой для гитар. И гитаристам приходилось использовать камертон, который был на 2 октавы выше [относительно открытой струны ля – прим. переводчика], физически касаясь поверхности гитары.

 

Поэтому я убедил её, что я могу быть единственным человеком в Канаде, у которого есть такой тюнер, и я могу заниматься настройкой бриджа, мензуры и другими вещами. Я был прав. Я приобрёл репутацию человека, умеющего отстраивать гитары и басы, и люди приезжали за много миль, чтобы встретиться со мной, потому что у меня был этот тюнер.

 

Потом появились Beatles, и индустрия взорвалась. Через несколько лет мой магазин стал самым крупным в Монреале, потому что люди уже знали обо мне. Магазин назывался La Tosca. Все магазины в то время назывались по названиям опер или по классическим мотивам. В 1968 году я работал 7 дней в неделю и заработал около полутора миллионов долларов, продавая гитары, усилители и занимаясь ремонтом. Моя мечта о производстве собственных гитар зародилась именно тогда.

Тюнер Conn

 

 

 

Какой была первая гитара, которую вы сделали?

 

Я поехал с друзьями на охоту. Я ничего не знал ни об оружии, ни об охоте, а у моего отца даже не было машины, и это был способ выбраться из города. Мы поехали в крошечный городок под названием Ла-Патри недалеко от границы с Нью-Хэмпширом. В гостинице я познакомился со стариком по имени Норман, у которого в деревне была фабрика по производству окон. Он сказал мне, что у него есть гитара, которую он сделал для себя. Он играл примитивную двухаккордовую музыку в стиле кантри. В то время я много играл, ему понравилась моя игра, и он подарил мне гитару. Он использовал такие породы дерева, как дикая вишня и клён. Я был поражён, что кто-то может сделать гитару, не имея ни малейшего представления о том, как это делается.

 

Его фабрика производила деревянные окна, а в то время все переходили на алюминий, поэтому он хотел реорганизовать свою фабрику под производство гитар и попросил меня помочь ему. Мне очень понравилась эта идея, и я согласился. Когда я вернулся в Монреаль, я собрал в своем магазине достаточно ладовой проволоки и колков, чтобы сделать дюжину гитар, отвёз их в Ла-Патри и объяснил ему, что ему нужно сделать. И через три месяца гитары были готовы. Я забрал 12 гитар в свой магазин, и в течение месяца они были проданы. В то время в Канаде было трудно найти акустические гитары, а такие гитары, как Martin, были слишком дорогими для всех. Поэтому я перезвонил, мы внесли кучу изменений, и на этот раз я заказал пару дюжин, которые также были проданы очень быстро.

 

Я был так взволнован, что подумал: вот это да, это то, что я мог бы продавать по всему миру. Я продал магазин и на вырученные деньги помог ему переоборудовать фабрику, чтобы начать делать гитары. Это было в 1972 году. Наша линейка гитар Norman названа в его честь.

На сегодняшний день у Godin 4 фабрики в Канаде: 2 в Ла Патри, по одной в Пренсвиле и Ришмоне и одна в США, в Берлине, штат Нью-Хэмпшир, а также два офиса в Монреале, Канада - прим. переводчика

 

 

Вы уделяете большое внимание физической конструкции гитары. Расскажите о том, как вы пришли к некоторым своим инновациям.

 

Мне всегда было интересно пробовать новые вещи. Я изобрёл нечто под названием Acousticaster, что было похоже на арфу. Это была гитара в стиле Telecaster, но я выдолбил её, поставил еловую верхнюю деку и пьезозвукосниматель. Затем я приклеил под бриджем спицы, как у электропиано Rhodes, которые резонировали на ноты C E G A, но на две октавы ниже.

Godin Acousticaster лимитированного выпуска 1995 года с кленовым корпусом и локовыми колками

 

 

Идея пришла ко мне из концепции симпатических вибраций. Пьезозвукосниматель улавливает вибрацию дерева, поэтому я мог получить очень глубокий звук от маленького тонкого корпуса. Я до сих пор их выпускаю, но теперь в них 18 различных спиц.

Резонаторные спицы Acousticaster

 

 

 

В 1982 году я начал выпуск акустических гитар серии Seagull. Я считал, что традиционная голова гитары затрудняет ее настройку, поэтому я взял концепцию настройки виолончели и сделал голову более треугольной. Я также использовал сатиновое покрытие, потому что оно может быть тоньше, и поэтому резонирование было сильнее.

 

Когда я отнёс гитары в крупные магазины, они сказали, что они звучат великолепно, но почему бы вам не использовать традиционную голову и не сделать их более глянцевыми. Они просто хотели, чтобы гитары продавались сами, а всё, что выглядело иначе, нужно было объяснять покупателю.

Голова Seagull

 

 

 

Поэтому я купил старый фургон Econoline и возил свои гитары в небольшие магазины, где продавцом мог быть и сам владелец, и у них были постоянные клиенты. И они продавались как горячие пирожки. Я опустошал фургон каждые несколько дней. А владельцы магазинов звонили своим друзьям в другие города, чтобы представить меня, и именно туда я отправлялся дальше.

 

Почему вы начали производить MIDI-гитары?

 

Компания Roland занималась этим уже много лет, а меня всегда интриговала технология MIDI. Я начал с LGX-SA, на которой использовалась система совместимая с Roland. Несколько лет назад я очень заинтересовался системой Fishman TriplePlay. Я решил, что одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются люди, использующие MIDI-гитару, - это её настройка, поэтому я работал с Ларри Фишманом и фактически встроил систему TriplePlay в Montreal Premiere, так что настройка не требовалась. Хотя рынок MIDI-гитар еще сравнительно невелик, я действительно верю, что MIDI - это огромная часть будущего для гитаристов. Возможность использовать свои гитарные навыки для игры на других инструментах.

 

На протяжении десятилетий вы принимали различные вызовы и делали ставку на свою способность создавать новые рынки и находить клиентов. Довольно рискованно...

 

Да, и сегодня я бы этого не сделал, но когда тебе 20 лет, ты думаешь, что можешь завоевать весь мир (Смеётся). В какой-то момент я почти всё потерял.

 

"Люди спрашивают: "Почему вы всё ещё работаете?". Я отвечаю: "Я не работаю, я этим живу". - Робер Годэн.

MIDI-гитара LGX-SA золотой по мнению переводчика эры цельнокорпусных гитар Godin

 

 

 

Экскурсия по фабрике

 

На реке Сен-Франсуа, примерно в паре часов езды к юго-западу от Монреаля, в городе Ришмон находится фабрика, где производятся электрогитары Godin и кейсы Tric. Нам выпала честь побывать на экскурсии по фабрике в Ришмоне, которую провёл сам основатель компании.

Гитары начинаются и завершаются лучшей древесиной

 

Древесина - самая важная часть любой гитары. Фабрика Ришмона получает древесину со всего мира, включая палисандр из Индии, коа с Гавайских островов и, самое главное, кедр, клён и ель с северо-запада Канады.

 

Берегите природу, мать вашу

 

Производство Годэна стремится быть как можно более экологичным. Он заключил соглашение с канадским правительством, которое позволяет ему выбирать деревья, упавшие естественным образом в лесу. Лучшие из этих деревьев отправляются по железной дороге на фабрику. По прибытии древесина должна быть тщательно высушена, чтобы обеспечить максимальный резонанс при минимально возможном весе и избежать растрескивания. Ни один остаток материала не пропадает зря. Оставшиеся от производства опилки отправляются на заводы для изготовления ДСП, а крупные обрезки древесины используются работниками фабрики в качестве дров в зимние месяцы. Довольно практично для этой части Канады.

Ни одна щепка не пропадает зря

 

 

Взаимодействие человека и компьютера

 

На фабрике используются самые современные станки, позволяющие делать то, что невозможно сделать вручную, независимо от квалификации мастера.

Графический интерфейс ЧПУ

 

 

 

Например, станок с числовым программным управлением (ЧПУ) сверлит отверстия с такой точностью, что различные детали, такие как гриф и корпус, идеально подходят друг к другу, поэтому отходов материала при погрешностях очень мало. В конечном итоге это обеспечивает постоянство для клиентов и гарантирует, что качество гитары будет безупречным и долговечным.

Выполнение идеально точной фрезеровки

 

 

 

Несмотря на использование станков, большая часть инструмента по-прежнему изготавливается вручную. Поскольку производство гитар - это настолько узкая ниша по сравнению с другими видами использования ЧПУ, Роберу приходится нанимать и обучать людей для программирования, эксплуатации и обслуживания станков. Станки выполняют точную работу, но окончательную доводку всегда делает человек.

Человеческое участие

 

 

 

Следуйте зову своего сердца

 

Робер никогда не боялся пробовать новое. Однажды его путешествия привели его на Ближний Восток, где он впервые влюбился в уд. Музыканты, с которыми он познакомился, жаловались на то, как трудно держать этот грушевидный инструмент, и особенно на то, как неудобно играть стоя. Деревянные фрикционные колки и 12 струн делают настройку утомительной, а большая звуковая камера затрудняет запись и усиление. Но Роберу так понравился звук, что он решил попытаться решить эти проблемы.

Сирийский уд

 

 

Он спроектировал и изготовил несколько прототипов и обратился за отзывами к мастерам игры на уде. После ещё нескольких раундов доработки он завершил конструкцию, которая стала Multi Oud Ambiance. С тех пор были проданы тысячи электроудов, и Робер внёс свой вклад в развитие современной игры на уде.

 

Но он еще не закончил это дело. Он надеялся, что ещё больше народу смогут наслаждаться игрой на уде, поэтому он установил на гриф лады и выпустил его на рынок под названием Inuk, в знак уважения к одному из племен коренной народности Канады, проживающей в северной части его родной провинции Квебек.

Godin Inuk Encore

 

 

Мои уроки, полученные от непревзойдённого предпринимателя:

 

1. Не забывайте о мелочах. Робер знает всё о своих инструментах и технологиях их изготовления. Он также обладает почти энциклопедическими знаниями о современной истории гитар. Он всегда в курсе событий, задавая множество вопросов.

 

2. Нанимайте хороших сотрудников и будьте лояльны к людям, которые у вас работают. Многие из более чем 600 сотрудников фабрик работают в компании уже много лет.

Робер с руководителем фабрики Рики Тюркоттом

 

 

3. Будьте терпеливы и развивайтесь органически. Робер вложил себя - деньги и душу - в бизнес и взял от него очень мало.

 

4. Не бойтесь пробовать новое, особенно когда ваше сердце зовёт вас.

 

5. Если есть возможность, сохраняйте это в семье. Сыновья Робера Патрик и Симон теперь управляют бизнесом. Робер радостно объясняет, что теперь он работает на них, и его гордость очевидна.

Симон, Робер и Патрик Годэны. Настоящее, прошлое и будущее Godin Guitars

 

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).