Назад в будущее
Марк Байер
ToneQuest Report
июнь – июль 2001
перевод с английского
Прошло пятьдесят лет с тех пор, как Лео Фендер представил свою первую электрическую "испанскую гитару", временно названную Broadcaster, и одно посещение форумов, посвящённых Telecaster или Fender подтвердит, что шумиха, поднятая Лео, не утихает и сегодня в интернете. Имя Fender много значит для разных гитаристов, и обсуждение колоритной истории компании часто вызывает широкий разброс мнений, глубоких эмоций и старинных преданий. Для некоторых Fender прекратил своё существование, когда компания была приобретена CBS в 1965 году, и они до сих пор не забывают об этом. Другие легко находят радость в усилителях Silverface и Paul Rivera, Telecaster Thinline Роджера Россмайсла, Telecaster Custom (Кита не отпугнул гриф на трёх болтах и пуля регулировки анкера, так что не сомневайтесь), долгой и успешной серии различных винтажных переизданий и значительных достижениях Fender Custom Shop (но мы всё ещё ждем 1x15" Stevie Ray '64 Vibroverb Relic, ребята...). Сегодня есть доступная гитара или усилитель Fender, которые подойдут почти всем, и это именно то, чего стремились достичь Билл Шульц и компания, когда приобрели Fender у CBS в 1984 году. Их обновлённое видение вряд ли было новой идеей - каждая компания хочет добиться максимального проникновения на рынок и прибыли, но Fender потеряла большую часть своего первоначального блеска под руководством CBS, преследуя точно такие же цели. В 1985 году компания была бережно возрождена, по одной гитаре за раз, и сегодня философия Fender по-прежнему сосредоточена на создании продукции, которая доступна каждому музыканту, независимо от того, насколько мелкими или глубокими могут быть его карманы и в какой части света он живет.
Вице-президент по маркетингу Ричи Флиглер с готовностью признаёт, что он был одним из главных участников роста, который произошёл в Fender с момента его прихода 6 лет назад, и, честно говоря, мы нашли признание Флиглера бодрящим в эпоху политкорректной, самодовольной скромности. Давайте посмотрим правде в глаза - правда в наши дни часто в ужасном дефиците. Что ж, приготовьтесь к тяжёлой дозе реальности от человека, который может честно заявить, что прожил жизнь успешного действующего рок-гитариста, автора книг, охотника за винтажным оборудованием (когда охота была действительно хорошей), помешанного на звуке и руководителя корпорации. Продался ли Флиглер? Ну, он не стал бы утверждать, что остался абсолютно чист в своём искусстве, как, скажем, Майкл Блумфилд, но я бы предпочёл, чтобы Майк был рядом еще несколько лет, а вы? Сформируйте свое собственное мнение. Из следующего интервью вы узнаете, что никто не ценит больше, чем Флиглер, винтажные гитары и усилители, созданные во времена Лео Фендера, но этот бизнес всегда был направлен на производство разумно спроектированного, надёжного оборудования и продажу его с прибылью. Просто разработка и создание продукции исключительного качества и звука не является гарантией долгосрочного успеха, именно поэтому сегодня вы не можете зайти в музыкальный магазин и купить новый усилитель Matchless, но всё ещё можете купить Peavey...
Это интервью взял член консультативного совета TQR и основатель Victoria Amplifiers Марк Байер - возможно, самый заядлый фанат Fender, которого мы знаем, поскольку он заложил свой дом, чтобы основать компанию, посвящённую наследию твидовых усилителей Лео Фендера. Тот факт, что эти два "конкурента" смогли встретиться в Casa del Fliegler, чтобы пропустить по стаканчику и записать это интервью, говорит о них обоих многое, и это всё, что мы можем сказать, кроме "спасибо" за беседу, которой они поделились на этих страницах. Наслаждайтесь...
Насколько я понимаю, вы начинали как музыкант?
Примерно так. Я поступил в колледж и думал, что стану учителем рисования или художником. Мой отец был инженером, мой дядя был инженером, все в моей семье были инженерами. Мой дядя был инженером-химиком ракеты Jupiter-C, которая вывела на орбиту первый спутник Explorer - это была одна из таких семей. Я вырос в Нью-Йорке, и у всех, кого я знал, не было ни отца, ни матери, если уж на то пошло, которые не работали бы в Grumman, Allied, Republic, ну, вы понимаете... это всё космос и электроника. Всё было связано с будущим с большой буквы "Б". Grumman был крупнейшим работодателем в радиусе тысячи миль. Мой отец работал в Norden, так что я был окружен всеми этими вещами. Всякий раз, когда ломался телевизор, я был тем, кто его чинил. Я получал деньги на бейсбольные карточки, чиня радиоприемники для соседей и всё такое прочее. Если мне нужна была помощь, чтобы что-то починить, рядом был мой отец. Я просто научился этому.
Оттенки Лео Фендера.
Ну, вы слишком льстите - это была просто одна из тех вещей. Это было очень естественно, просто так получилось. Я учился в колледже и занимался всем этим, но бросил через два года, потому что просто не хотел этим заниматься. Я получил работу в качестве субподрядчика на NBC в качестве звукового редактора, который делал аудиоклипы для Вечерних новостей.
О каком годе идёт речь?
1972-'73, и однажды я проснулся и сказал: "Это не для меня". Я хотел быть рок-звездой.
И вы играли на гитаре?
Да, я играл на гитаре. Я начал играть на скрипке, когда мне было 4 года. Я играл на скрипке всю среднюю школу, а в шестидесятые взял в руки гитару и играл на ней, но скрипка была моим основным инструментом с самого начала. Я играл в группах, когда учился в старших классах, и всё такое. У меня была гитара Guild Starfire III и усилитель Kay. В общем, я не очень преуспел в колледже и бросил его через два года. Работа редактора тоже не вдохновила меня, и я решил ее бросить. Как я уже сказал, я действительно хотел стать профессиональным рок-музыкантом. Теперь я сказал себе, что нет места, куда можно пойти, чтобы просто получить такую работу, но должно быть место в пределах определённой доступности, которая позволит мне приблизиться к сцене. Я слышал об одном месте под названием Guitar Lab в Виллидже, которым руководили Чарли ЛоБью и Карл Томпсон, чел, который делает басы Carl Thompson. В то время (начало-середина семидесятых) Виллидж был инкубатором компаний, которые делали детали для винтажных инструментов и ремонтировали их, так как они начинали стареть раньше положенного срока. Это также было начало самого жалкого периода для американских гитар... когда-либо! Les Paul не выпускались... Fender катился на дно... всё катились в пропасть. Никто не заполнял пробелы. Всё было просто убого. Так что я пришёл в Guitar Lab в поисках работы, и они спросили: "Что ты умеешь делать? Ты можешь чинить гитары?" Я сказал, что никогда не работал с деревом, но если гитару нужно распаять или перемотать звукосниматель, я могу вам это отремонтировать. Они сказали, что у них нет никаких схем... Но я ответил: "Это гитара, ради бога, дайте мне паяльник и час времени, и я вам всё починю". Это был 1973-'74 год, для чего вам нужна была схема?
Просто посмотрите на неё. Если деталь странно воняет и коричневая, вы её замените. В общем, короче говоря, они сказали: "Ну, это здорово. Просто так получилось, что наш электронщик был арестован сегодня утром. Вы начинаете завтра". Меня взяли на работу за кругленькую сумму в 100 долларов в неделю. Мы сделали много гитар, которые вы, вероятно, видели, не подозревая, что они наши, например, копию Explorer, на которой играл Рик Дерринджер во времена Free Ride. Мы сделали эту гитару - это был не Gibson. Мы сделали много таких сумасшедших гитар для KISS. Питер Фрэмптон был крупнейшим нашим клиентом после Humble Pie и до Alive! Это было такое место. Оно находилось рядом с кофейней и пиццерией. Одним из тех, кто постоянно там бывал, был Боб Кулик. Боб - великий музыкант, а Брюс - его младший брат. Они были известны как лучшие гитаристы в округе, и Боб играл с миллионами разных исполнителей. Легенда гласит, что ему отказали в пользу Эйса Фрейли, чтобы тот стал гитаристом Kiss. Позже он был призраком на нескольких их записях, когда Эйс Фрейли не мог стоять на ногах. Боб покидал группу Джона Кейла и спросил меня, не хочу ли я пройти прослушивание. Он (Боб) сказал: "Эй, я слышал, как ты играешь. Не хочешь попробовать?". Конечно, почему бы и нет? Итак, я пошёл на прослушивание, играл как бензопила и получил работу. Вот и всё.
Я ушёл из Guitar Lab и на следующие два года стал гитаристом в группе Джона Кейла. Это был конец 1976 года. Я жил в Лондоне и гастролировал - это была величайшая вещь в мире. Будучи одним из участников Velvet Underground, он считался крёстным отцом панка, а мы выступали в качестве хедлайнеров вместе с Blondie, Talking Heads и Ramones.
Все они выступали у нас на разогреве. В один год, между Рождеством и Новым годом мы играли по два концерта за вечер в CBGB [CBGB OMFUG - знаменитый клуб в Нью-Йорке - прим. переводчика], и все билеты были распроданы.
Какое легендарное место - CBGB. Он всё ещё там?
Он до сих пор там [клуб был закрыт в 2006 году из за конфликта с владельцем здания - прим. переводчика]. В общем, я занимался всем этим, и одно привело к другому. Я стал больше работать в студии. Я ездил по всей стране, заходил в каждый ломбард. У меня было около 250 гитар, 30 усилителей, два Leslie и Hammond B3. Ситуация была такая: заходишь в ломбард в Индиане, а там Лесполы, синглкаты, дабллкаты, вишнёвые и жёлтые. Вы заходите и говорите: "150 долларов за все эти инструменты? А что с этим усилителем? Он не работает? Это не проблема, я возьму его за пятьдесят баксов". К тому времени, как вы уезжали на неделю, у вас был полный фургон вещей. Это было просто безумие. Я ремонтировал всё, что можно, и продавал, а хорошие вещи оставлял себе бесплатно. Я приезжал в We Buy Guitars или в другое место на 48-й улице, подгонял фургон, и они выходили. Я говорил: "В этом грузовике есть вещи на 10 000 долларов". Мои отношения со всеми ними были великолепными.
Они соглашались, давали мне деньги, я разгружал грузовик, и на этом всё заканчивалось. Через месяц я возвращался и говорил: "Эй, в этом грузовике вещей на 7 000 долларов", и всё начиналось сначала. Я начал сводить себя с ума из-за всего этого. Я также участвовал во всех этих сессиях, играя на пластинках, и вот настал момент, когда пора было сделать следующий шаг. Я очень усердно работал над этим. Я как бы сократил то, чем не хотел заниматься, но делал это, чтобы платить за квартиру. По выходным я подрабатывал, делая гитары, просто чтобы положить немного денег в карман. Я немного записывался с Джоном Уэйтом, у которого было пять платиновых альбомов. Я просто работал, играл, работал и играл. Это продолжалось десять, пятнадцать лет, но я понял, что всё ещё нахожусь в тройке А. Я играю с Джоном Уэйтом, но я не Джон Уэйт. Меня зовут на прослушивание к Роду Стюарту, но я не Род Стюарт. Я играю с Томом Верлейном, но я не Том Верлейн. Понимаете, о чём я? Я занимаюсь этим и думаю, что не так уж много сорокалетних музыкантов, и вот я здесь - мне 32. Я перестал этим заниматься. Мой хороший друг как раз основал компанию ESP Guitars. Одно за другим, и они наняли меня на выставку NAMM в качестве демонстратора. Я просто сидел там и играл на копиях Стратов. Это было здорово. Я никогда не был на выставке NAMM, и это было что-то вроде "Вау". И вот я на этой выставке, встречаюсь со всеми этими людьми и вижу целый мир вещей. Я сделал это два или три раза, и вот я уже дружу с Полом Смитом и живу в одном номере с Джимом Маршаллом. Я хотел быть другом каждого и просто изучить всё - наладить контакт. Если опустить все подробности, это вылилось в телефонный звонок от Митча Колби в 1989 году со словами: "Мы ищем демонстратора продукции для Marshall". Не хотите ли вы приехать к нам и продемонстрировать оборудование?" Это было на зимней выставке NAMM 1989 года в Лос-Анджелесе.
То есть вы были для них талантом на стенде?
Да. Я просто стоял там и играл на своей гитаре через Marshall весь день. В конце выставки они предложили мне работу. Мы с Лесли всё обсудили, и я сказал: "Что я теряю. Это здорово. Это Marshall, чёрт побери".
Это как корпоративная работа, а не игра?
Это ходить в офис каждый день и заниматься работой, чего я никогда не делал раньше в своей жизни, за исключением полугода на NBC.
Это довольно неожиданно. Наверное, они подумали, что у вас есть что-то, что вы можете предложить компании, чего у них ещё не было.
Наверное. Или так, или они не смогли найти никого другого. Я не знаю.
Каковы были ваши обязанности в Marshall?
В основном я занимался разработкой продукции и поддержкой продаж. За то время, что я там работал, мы придумали множество вещей, включая всю линейку Valvestate и JMP-1.
Это вы?
Да, это я придумал термин Valvestate - для читателей этого журнала я вроде как сам дьявол, наверное.
О боже, их очень сложно ремонтировать.
Может быть, их и сложно ремонтировать, но в то время это была самая продаваемая линейка полупроводниковых усилителей. 100-ваттная голова Plexi также была перевыпущена при мне. У меня дома в гараже стоит одна из первых. Это единственный экземпляр с прямоугольным логотипом из плексигласа [в 2005 году было выпущено переиздание JTM45/100 40th Anniversary с прямоугольным логотипом из плексигласа – прим. пеерводчика]. Она изображена на обложке моей книги. Переиздания 50- и 100-ваттных Plexi, все JCM900, преамп JMP-1 с цифровым управлением также относятся к той эпохе. Пожалуйста, поймите, не то чтобы я их разрабатывал, но я был тем, кто сказал: "Давайте сядем и подумаем".
Мы должны удовлетворить этот сегмент рынка". Я не диктовал технологии, но я работал с инженерами на регулярной основе. Я был там постоянно, часто по несколько недель подряд. Это не то, что может показаться большинству людей - в этих вещах происходит настоящая инженерная работа - даже в таких вещах, как Plexi. Там есть серьёзные вопросы, такие как сертификация безопасности в сотне стран и всевозможные другие вещи, например, пятилетние гарантии.
Как долго вы там проработали?
Я проработал в Marshall шесть лет.
Вы тоже занимались рекламными кампаниями?
Ни в коем случае, не сам. Я люблю выражаться так, говорите ли вы о рекламе или о продукции... если товар говно и не востребован на рынке, то винить будут меня. Поэтому я собираюсь взять на себя свою долю признания в случае успеха.
У успеха много отцов, у провала - один. Дело в том, что если продукция не продавалась, реклама не работала, я оказывался на самом горячем месте. Поэтому я готов сказать, что это сделал я. Я думаю, что это справедливо в корпоративной среде.
Конечно. Так что же произошло?
Я работал на Митча, который отличный парень, но он на полгода младше меня и собирается работать там вечно, потому что у него отличная работа, поэтому я задумался, а что меня ждет в этой жизни? Тем летом я разговаривал со многими людьми, прощупывал их, зная, что я не недоволен или разочарован, а ищу следующий шаг в своей жизни. Мы поехали на очередную выставку NAMM, я изложил свои предложения, и мне позвонили два человека - Джин Корнблум из Crate и Майк Льюис, менеджер по маркетингу усилителей Fender в то время. Я поехал на собеседование в Сент-Луис и почувствовал, что, хотя работа в Crate, конечно, не станет вершиной моей карьеры, если я смогу заставить их платить мне много денег, я, вероятно, смогу спокойно работать в St. Louis Music. В то время я готовился к прыжку. Я был автором популярной колонки в журнале Guitar World и написал две книги, и много чего ещё, я мог принести им всё это... некоторый авторитет. Мы могли бы сделать что-то хорошее и профессиональное, а не просто недорогое, что на самом деле не так уж и сложно. В конце концов, как вы знаете, хорошие и плохие вещи делаются из одного и того же. Список деталей лучшего усилителя, который вы когда-либо слышали, и список деталей худшего усилителя, который вы когда-либо слышали, практически идентичны. Это просто вопрос правильного встряхивания коробки, так что я думал, что мы сможем что-то сделать, но этому не суждено было случиться. Тут мне звонит Майк Льюис и говорит, что его собираются повысить до руководителя гитарного направления, заменив легендарного Дэна Смита. Хотел ли я получить его прежнюю работу? Дэн переезжал обратно в Калифорнию, чтобы возглавить отдел разработки гитар. Это было за неделю до Франкфуртской выставки Musikmese, которая является матерью всех музыкальных выставок. Я уже собирался туда по делам Marshall, поэтому мы назначили дату собеседования. Я приехал туда, и у меня было назначено собеседование с Биллом Шульцем на пять утра - он уже был там целую неделю - и я вошёл в его гостиничный номер, и это была одна из тех ситуаций, когда он сидит перед окном, и солнечный свет светит прямо в мои уставшие от перелётов глаза. Я полусонный, просто пью кофе и пью еще кофе, и он говорит: "Что ты думаешь о Fender?". Я говорю: "Это же Fender, что тут говорить?". Он спрашивает: "Что вы думаете о нынешних аппаратах?", и я говорю что-то вроде: "Аппараты неплохие, но...".
О каком годе вы говорите?
1995. Я сказал: "Я думаю, что у вас всё неплохо, но никто не знает, что, чёрт возьми, вы делаете и как вы это делаете. У вас тут стоит Bassman, тут - полупроводниковое оборудование - я не знаю, что вы делаете. Я не могу сказать, что именно вы делаете, но время от времени я играю на чём-то, и мне кажется, что это неплохо. Но как маркетолог, я не понимаю, где вы находитесь и куда движетесь". Он такой: "Вот оно что. Это то, что я слышал от дилеров. Вы правы. Когда вы можете начать?" Я подумал: "Ради Бога, я здесь, на выставке, с другой компанией". Я вернулся домой, поговорил об этом с Лесли, приехал сюда на один день, и они предложили мне работу. Это Билл - мне это в нём нравится. Никаких колебаний, это точно.
Значит, вы жили на Восточном побережье, а потом переехали сюда, в Аризону? Каково это было?
Великолепно! Пришло время перемен. Я приехал и начал работать менеджером по маркетингу усилителей. В первые пару месяцев я снял с производства шестнадцать устройств [из того, что сразу приходит на ум - RED, HOT, JAM, а также гибридные Champ 25 и Performer - прим. переводчика].
Тогда у вас было довольно много рычагов влияния.
Я знал, что у меня был медовый месяц, и я собирался воспользоваться им везде, где только можно. Я был такой: "Вот оно. Это Fender, чёрт возьми". Как парень, который играет на Marshall, а моя основная гитара - PRS, как парень, который любит все эти вещи от каждой компании, модельный ряд и позиционирование были неприемлемы, и я собирался это исправить (смеётся). За шесть лет работы здесь продажи наших усилителей выросли примерно вдвое. Повторюсь, я ни в коем случае не являюсь единоличником, но правило о заслугах и ответственности действует.
Вы говорите исключительно об усилителях?
Именно усилители... Мой успех в направлении усилителей привёл к тому, что я стал заниматься всей электроникой, включая усилители и про-аудио. Мой успех там пришёл с Passport и некоторыми другими вещами, которые не были моей разработкой или идеей, но я сидел в горячем кресле, когда они появились. Время было удачное. В конечном итоге это привело к повышению до вице-президента по маркетингу всей компании. Я много раз говорил, что мне очень повезло в этом путешествии. Меня окружали очень умные люди, чья усердная работа хорошо отразилась и на мне.
Это замечательная история.
Я мог бы провести целую неделю, рассказывая вам все подробности, но вот что произошло. Дело в том, что такую компанию, как Fender, очень трудно понять некоторым людям. Есть те, кто совершенно не разделяет реальность растущего, современного бизнеса, который носит имя Fender. Они хотят только монтаж "поинт-ту-поинт" и вещи из 1965 года, но это нереально. Есть все эти другие компании, в основном небольшие, к которым я отношусь с абсолютным уважением, и которые надирают задницу таким компаниям, как мы. Они следят за тем, чтобы Marshall, Gibson и Fender знали, что сейчас не 1965 год, когда любой кусок дерьма, который вы делаете, является приемлемым. Есть конкуренция, и мы должны участвовать! Если бы не Рэнди Смит, Марк Сэмпсон... если бы не вы, если бы не многие другие люди, всё было бы не так хорошо, как сейчас. В то же время, масштаб того, что мы делаем, способ, которым мы должны это делать, и проблемы, которые мы должны решать... такие компании, как ваша, не должны, или не выбирают...
"Не должны выбирать" - это именно так.
Например, меня задевают такие вещи - вы читаете в сети или в журналах, не в этом, конечно, - личные нападки типа: "Эти идиоты из Fender - разве они не знают, что Bassman должен быть XYZ, если бы у них было только это, это и это?". Так вот, знаю ли я, что такое оригинальный Bassman? Я могу с уверенностью сказать, что я знаю больше о том, что такое настоящий Bassman, чем большинство людей, которые обвиняют меня в том, что я не знаю, что такое настоящий Bassman. Они не знают, что такое CSA, CE, C-TICK, CLA [всевозможная обязательная сертификация - прим. переводчика] и миллион других вещей, которые мы должны выполнять, чтобы продавать в 85 странах, быть застрахованными и предлагать гарантии, держать двери открытыми и две тысячи человек занятыми. Мы должны делать всё так, как мы должны это делать.
То, что мы производим, и то, как мы это делаем... законы - номер один, и так оно и есть. Хотя у людей могут быть мнения о законах и кодексах, нет места для мнений относительно их интерпретации и применения. Опять же, вы читаете журнал, и в статье говорится: "Я не понимаю, почему...". На самом деле вам нечего понимать, кроме как если я скажу вам, что возьму этот стакан и отпущу его прямо сейчас. Если у кого-то есть другое мнение, кроме того, что он упадет на пол, что ж, он имеет право на свое мнение, но я ставлю на то, что стакан упадет на пол. Правила есть правила, и если кто-то хочет поставить на кон свой дом или бизнес, игнорируя эти вещи, это его прерогатива, но это тот курс, который мы выбрали. Мы делаем много вещей, которые люди в США не понимают, но, опять же, это мировой рынок - как успех Jaguar в Японии.
Стал ли рынок винтажных гитар раздутым, как и всё остальное? Я не вижу, чтобы "Ягуары" продавались за такие деньги.
Опять же, существует около 85 стран, и только на Соединённые Штаты приходится 70% нашего бизнеса. Это важные 70%, но есть целый мир. Jaguar возвращается; он идеален, и японский рынок выкупил почти весь годовой тираж. Вот итог - мы предлагаем больше выбора большему количеству покупателей в большем количестве стран, чем кто-либо другой. Все винтажники хотят, чтобы мы делали всё "поинт-ту-поинт", как Vibro King. Но VibroKing слишком дорог для большинства покупателей. Вы не можете получить и то, и другое. У вас есть усилитель "поинт-ту-поинт" за 3000 долларов, который полностью конкурентоспособен со всеми остальными усилителями "поинт-ту-поинт", но люди хотят, чтобы Hot Rod были сделаны точно так же. И опять же, список деталей довольно близок - в Vibro King мало того, чего нет в Hot Rod, которые действительно стоят столько же. Итак, как превратить усилитель стоимостью 3000 долларов в усилитель стоимостью 600 долларов? Вы делаете это, создавая впечатление, что это усилитель за 600 долларов. Вот тут-то и наступает разочарование для такого парня, как я. Вы хотите этого - я понимаю это - но когда я напяливаю свою шляпу Fender, мы единственная компания, где вы можете купить Frontman за 100 долларов или Vibro King за 3000 долларов, и всё остальное между ними. Все они производятся на той же фабрике, и все они собираются на одной линии одними и теми же людьми. Нет такого: "Поставьте этих новых ребят на эту линию, а лучших специалистов - на ту". Вы говорите о наших мексиканских Стратах... Они стоят 400 долларов, и люди спрашивают, можем ли мы сделать их немного дешевле. Ради Бога, это настоящий Fender Stratocaster за 400 долларов. На нём отделка стоит $1,000. Вот почему вы его покупаете. Он покрыт лаком, на него нанесëн цветной слой, и он снова покрыт лаком.
Вы покупаете его, потому что на нём покрытие стоимостью 1000 долларов, но мы производим его в Мексике, поэтому покрытие стоимостью 1000 долларов стоит в два раза меньше. Есть часть Fender, которую люди считают своим правом - что она почти не принадлежит FMIC - она принадлежит всему миру, и поэтому они чувствуют себя нормально, покупая поддельные декали на eBay. И вы знаете, я понимаю. Помните, как я в это ввязался... Но есть также часть меня, которая принадлежит акционерам и совету директоров. Ребята вроде меня, мы постоянно говорим винтажникам: "У вас есть Twin Reverb, Super Reverb и так далее. Но да, у нас также есть 30-ваттный полупроводниковый усилитель, который продаётся в SamAsh за 250 долларов, и знаете что? Он звучит неплохо". Так ли он хорош, как Vibro King? Это зависит от того, что вы подразумеваете под "хорошо". Я бы взял Vibro King. Но это как будто какой-то яд попадает на Twin или что-то в этом роде... Реакция, которую мы получаем на некоторые новые вещи, просто необъяснима! Самое приятное в некоторых новых усилителях то, что их не нужно покупать, если не хочешь.
Как продвигается концепция Custom Shop?
Custom Shop хорошо себя зарекомендовал. Проблема Custom Shop в том, что это неправильное название. На самом деле они не являются индивидуальным заказом, как и гитары. Это, понятно, сбивает с толку некоторых людей. Допустим, вы пришли ко мне и сказали: "Я бы очень хотел палисандровый кабинет, как у старого Mesa/Boogie на Vibro King". Ну, усилитель стоит 3000 долларов, а вот изменение соответствия новым спецификациям - 10 000 долларов. Так что, это действительно неправильное название Custom Shop. Мы не делаем вещи на заказ, но мы делаем их похожими на заказные.
Вы не сталкиваетесь с такими же трудностями при работе с гитарами?
Гитары и усилители - это не одно и то же в глазах органов контроля безопасности. Гитары - это пассивные устройства. Как только вы подключаете к изделию вилку переменного тока, на него распространяются те же законы, что и на телевизоры, стиральные машины и тостеры. Это становится совершенно другой вещью.
Сколько таких законов требуется соблюсти для продажи в этой стране?
Очень много.
Лично я никогда с этим не сталкивался. Мои юристы посмотрели на это и сказали, что могут сертифицировать мою продукцию, но это не помешает какому-нибудь придурку подать на меня в суд.
Многое из этого не нужно в торговых точках, но такие вещи, как CLA, необходимы. Но большинство европейских правил связаны с возможностью продавать там автомобили в первую очередь; они больше направлены на защиту местного бизнеса, чем на безопасность. В Соединенных Штатах, по большей части, у вас есть свобода закрыть свой бизнес. UL практически бесполезен, но он укрепляет уверенность многих покупателей-неофитов. UL признаёт CSA. Канадское управление по безопасности - это гораздо более строгий кодекс.
Есть ли какие-либо проблемы с ответственностью за ваши старые усилители? После продажи подержанного товара вы больше не несёте за него ответственности?
О, нет. Мы не несём ответственности за всё, что было сделано до 1985 года. Но... если парень покупает усилитель в магазине подержанных товаров, и он его убивает, чувак, дерьмо может попасть на вентилятор. То, что это не имеет никакого отношения к нам, не означает, что он не подаст на нас в суд. До 1985 года это другая компания. Но вот где становится весело... Возьмем, к примеру, мой T-Bird [модель автомобиля Ford - прим преводчика] - у него один главный цилиндр и барабанные тормоза. Если я въеду на нем в стену из-за отказа тормозов и отсутствия вторичной системы, я не смогу подать в суд на Ford, потому что он был сделан до 1985 года и не требовал обеспечения способности выдержать падение в бассейн во время ядерного холокоста и автоматически отключиться, прежде чем он убьёт вас, это не наша проблема. Сейчас речь идет о том, что... у вас есть обслуживаемые пользователем детали в усилителях Victoria, не так ли?
Да.
В скором времени все лампы должны быть закрыты в клетках, чтобы пользователь не мог к ним прикоснуться.
Как вам это... Я часто вижу это в оборудовании St. Louis Music [Crate/Ampeg - прим. переводчика]. У них у всё там в клетках. И вы тоже собираетесь это сделать? Даже в переизданиях, где эстетика так важна? У вас будет много битв с этим. Это дело Fender, или это дело государственного регулирования?
Регулирующие органы в Европе... Вы делаете что-то, в чём используются лампы - переиздания McIntosh, ламповые усилители St. Louis, Marshall - что угодно. Если в них используются лампы, они должны быть закрыты и не обслуживаться пользователем. Там все жёстко. Надеюсь, это не пройдёт.
Какой из усилителей Custom Shop был наиболее успешным?
Vibro King, безусловно.
Это подводит меня к следующему вопросу - о внедрении 6V6 против EL84 в пружинном ревербераторе. Я говорил с вами об этом несколько лет назад.
EL84 не совсем подходили для этой работы. Это так просто.
Но мы это исправили! Лес (Плоппа) исправил эту чёртову штуку, поставив туда сеточный ограничитель Он приручил лампу, и они прекрасно работали. 6V6, конечно, не такая "колючая" лампа, как EL84...
Когда EL84 работает на полную катушку, 6V6 гудит.
Что можно сделать с оригинальным Vibro King, оборудованным EL84? Это гарантийный ремонт?
Это было около четырёх лет назад.
Отлично. Есть ли какая-то тайна в усилителях, которые вы сделали для Эрика Клэптона? Об этом ходит много слухов. Есть ли какой-то талисман в усилителях, которые вы сделали для Эрика Клэптона? Об этом ходит много историй. Я их обожаю.
Этот усилитель... изначально он был напрочь убит. Его восстановил Сизар Диас, ещё один чел, которого я просто обожаю.
У меня есть видеозапись, где он наматывает звукосниматели электродрелью (оба разражаются истерическим смехом).
Знаете что... Я не очень люблю его усилители - они не в моём стиле, но он мне нравится. Я ничего не могу с собой поделать.
О да, он - легенда.
У людей есть склонность приписывать ценность словам. Усилитель Клэптона был модифицирован, как будто это значит лучше, чем то, что было. Это был полный бардак. Набор трансформаторов как от Super Twin 1978 года, два динамика CTS из 100-ваттного Bassman - вроде '73-'74 годов. Вот и всё. Это усилитель Клэптона. Клэптон любит этот усилитель. Это одна из тех вещей, о которых вы можете услышать: "Эй, усилитель Клэптона был модифицирован". Я гарантирую вам, что если кто-то придет ко мне и скажет: "Эй, чувак, я хочу, чтобы ты модифицировал мой усилитель", а я отвечу: "Отлично, я поставлю этот комплект трансформаторов Super Twin 1978 года и два динамика от этого 100-ваттного Silverface Bassman", то это не то, о чём они говорят. Они хотят получить полный курс лечения змеиным маслом. Поэтому, когда он захотел купить запасной, потому что ему очень нравился звук этого усилителя, мы сделали ему ещё один точно такой же. Мы нашли подержанный Super Twin и вынули из него трансформатор. Мы купили 100-ваттный Bassman за 50 долларов у человека, который собирался выбросить его на помойку. Мы вытащили конденсаторы и впендюрили их туда, а он сказал: "Да, вот так - это здорово!", и мы все посмеялись и отправили его в весёлый путь.
Мне кто-то сказал, что этот усилитель был Twin середины пятидесятых, который в оригинале имел две выпрямительные лампы и две 6L6, и две выпрямительные лампы были заменены диодным мостом, а их сокеты использовались для переделки на четыре 6L6.
Это, конечно, звучит правдоподобно. Я поверю в это, но я не помню.
Есть ли в проекте какие-либо комбо с 15-дюймовым динамиком?
У нас был один, но его сняли с производства из-за отсутствия спроса. Некоторые люди спрашивают, куда он делся.
Есть ли на рынке хорошин 15-дюймовые динамики? Вы слышали переиздания Jensen?
Я не слышал 15-дюймовые Jensen, но десятки просто великолепны.
P12R - это мусор. Они у меня постоянно вылетают. Я не могу сказать, сколько я их заменил.
Мы перешли на AlNiCo 10 и Jensen C12N для усилителей Twin и некоторых других вещей, над которыми мы работаем.
Осталось ли что-нибудь в разработке усилителей, что ещё не было реализовано с точки зрения ваших достижений. Есть ли у вас что-то новое?
Ну, выставка NAMM завершилась, и кот вылез из мешка - Super Reverb и Cyber Twin были представлены миру, и уже есть первые отзывы. В обоих случаях мы недооценили спрос на эти типы усилителей, и сейчас мы работаем над ситуацией, связанной с серьёзными заказами, которые по крайней мере втрое превысят наши первоначальные оценки для обоих этих усилителей, но... Наш первоначальный план был "Инь и Янь" от Fender - Super Reverb и Cyber Twin. Тогда и сейчас. Классика и инновации. Ну вот и все самые лучшие планы. Super получил обычные упрёки в том, что в нём используется печатная плата и т.д., но суть в том, что, по моему глубокому убеждению, усилитель был спроектирован и настроен таким образом, что реальные или воображаемые эффекты стали прозрачными. Поскольку, по моему скромному мнению, это беспроигрышный спор, вызванный скорее фанатизмом, чем фактами, я просто хотел бы сказать, что продажи идут хорошо, и счастливые музыканты зажигают с тем, что я считаю лучшим переизданием одного из наших исторически лучших усилителей. Я думаю, что команда хорошо поработала над этим. Однако мы никогда не могли быть готовы к эффекту удара хлыстом, который произошёл с Cyber Twin. Мне лично угрожали, звонили домой и посылали электронные письма, в которых обвиняли Fender как империю зла за этот усилитель (вот вам и братство музыкантов и творчества). Один гитарист решил, что сочетание "Twin" со словом "Cyber" настолько оскорбительно, что он больше никогда не купит ни одного продукта Fender. Интересно, как бы этот парень чувствовал себя в шестидесятые, когда мы добавили "Reverb" к "Twin"? Это действительно удивительно, какое бурление говн вызывают некоторые из этих вещей. В конце концов, я думаю, что это хорошо, потому что, как я повторяю снова и снова, наследие Fender предназначено для всех - музыкантов всех уровней мастерства и стилей музыки. Как здорово, что мы можем быть одной компанией и делать усилители Cyber Twin и Super Reverb для тех, кто хочет получить свою частичку Fender.
Лео был увлечён музыкой и самовыражением, а не распайкой "порнт-ту-поинт" и другим мозгоёбством. Я чувствую себя в некоторой степени оправданным тем, что Карлос Сантана, Бадди Гай, Боб Рок, Нил Шон и другие покупают усилители Cyber Twin для себя.
Это потрясающий список, перед которым я с радостью снимаю свою шляпу. Одна из особенностей работы в Fender, которую я нахожу очень интересной, заключается в том, что так много музыкантов рассчитывают на ваши вещи, и всё находится в постоянном движении. Я привожу такой пример: вы слышите, что современные Страты - ничто по сравнению с теми, какими были Страты прежних лет. Но что именно вы имеете в виду? Страт 1954 года? Страт 1957 года? Страт 1964 года? Между '56-м и '64-м годами инструмент полностью изменился. Они даже близко не похожи друг на друга. Мы продолжаем делать то, что привело нас к успеху, и стараемся, чтобы у нас было что-то для всех. Есть целая группа людей, которые хотят, чтобы мы делали вещи только для них - винтажные вещи, и это всё, чего они хотят. Они не хотят, чтобы мы делали все остальные вещи для других потребителей. Как они смеют решать, какие инструменты должен использовать артист, чтобы выразить свою музыку? На мой взгляд, такие настроения сильно противоречат духу творчества, и это объясняет, почему большинство тех, кто так дилетантски относится к этим вещам, обычно являются плохими музыкантами. У них закрытые взгляды.
Думали ли вы о модернизации вашей продукции? Очевидно, что лампы и динамики - это две вещи, которые очень легко модернизируются. Думали ли вы о том, чтобы выпустить на рынок что-то, что владелец может установить сам?
Это как самостоятельный бизнес, который мы с удовольствием передадим кому-нибудь другому прямо сейчас. Наш склад занимает 15 000 квадратных метров. Мы должны производить то, что производим, и если кто-то захочет поменять динамики, это действительно лучше сделать на вторичном рынке, чем нашими силами. Вы доходите до того, что накапливаете столько запасов, что у вас начинаются проблемы. Мы находимся в процессе строительства второго склада, который будет заниматься только мелкими товарами. Мелкие товары и готовая продукция - это две совершенно разные вещи, с которыми нужно иметь дело.
Ваши усилители для акустических инструментов потрясающи - такое естественное звучание.
Спасибо.
Что отличает их от других устройств, с которыми вы конкурируете?
Это не PA-системы с линейной характеристикой. Мы придумали базовый макетный образец звука, и около полудюжины ребят собрались вместе с Guild, Martin, Taylor и Fender, подключили их и сказали: "Это звучит хорошо. Готово".
На выставке NAMM вы специально продемонстрировали мне один из них и рассказали о каком-то конструкторском решении, которое легло в его основу. Он заполнил всю комнату.
SFX... Эта технология была разработана в шестидесятые годы как ранняя версия Surround Sound. Она потерпела неудачу, потому что вы никогда не могли предсказать, откуда будет исходить звук. Что это такое... это ситуация "лево-плюс-право-лево-минус право", когда у вас есть динамик, направленный вперёд, и динамик, направленный вбок, и два положительных и отрицательных сигнала фактически смешиваются в комнате. В любой момент вы слышите то, что исходит от стены, плюс динамик. Это больше, чем просто расхождение фазы. В зависимости от того, где оно находится в любой момент, оно может быть синфазным, противофазным или каким-то другим.
Вы видели парня, рекламирующего усилители для акустических гитар, у которого вместо динамика - кусок дерева, например, ели?
Я думал, что это хорошо звучащий усилитель.
Правда? Я думал, это говно.
Это то, что делает лошадиные скачки. Моя проблема с ним в том, что здесь, живя в пустыне с влажностью 12%, я не понимаю, насколько он прослужит долго.
Каково ваше мнение о состоянии производства новых вакуумных ламп?
У вас есть лампы Sovtek, которые работают. Они звучат хорошо, они стабильны, и мы можем получить их достаточно, чтобы оставаться в бизнесе. Мне очень нравятся лампы GT KT66. Они стоят в нескольких моих усилителях и стереосистемах McIntosh в этой комнате и в гараже. Svetlana 6L6 - хорошая лампа, хотя она не очень надёжная.
Есть проблема с микрофонией. Они выходят из строя после пары сотен часов. Это проблема.
Что касается 12AX7, у меня есть пара сотен китайских ламп, которые работают очень хорошо. У них отличный звук, и они были дешёвыми. Российские не микрофонящие, стоят дороже и звучат сухо для моих ушей. Естественно было бы предположить, что у меня старый Twin, поэтому я поставлю в него RCA. Тем не менее, они звучат не так хорошо, как некоторые из более новых.
Спасибо, что сказали это, потому что я согласен с вами. Когда я ставлю в свои усилители блэкплейты RCA, они мне совсем не нравятся.
В моём Marshall у меня стоят несколько Mullard, которые звучат здорово. Но если бы мне нужно было поставить лампу в рабочий усилитель, я бы склонился к китайским лампам. Это будут китайские 12AX7, Groove Tubes KT66 или последние EL34 - скорее всего, чешские [имеются в виду словацкие JJ - прим. переводчика].
И после того, как вы показали свой тайник с винтажными лампами, это говорит о многом. У меня есть пара вопросов о гитарах.
Конечно.
Почему сейчас произвродится только один Страт, с хардтейлом?
Должно же быть что-то ещё? Есть Robert Cray Custom Shop, который является хардтейловым. Есть хардтейл American Double-Fat с двумя хамбакерами и хардтейлом, American Series, по крайней мере.
Значит, они доступны. Есть ли в разработке новые именные модели, о которых вы можете рассказать?
Нет. Мы вообще-то отказываемся от именных моделей. Последняя именная модель, которую мы сделали, была для покойника - Мадди Уотерса. Он заслужил это. Он изменил способ исполнения музыки.
А как насчет Рори Галлахера?
Это было сделано для нашего дистрибьютора в Англии.
Мне показалось, что это самая крутая гитара на вашем стенде. К ней прилагается памятная клетчатая фланелевая рубашка?
Да, можно сказать, что да. И хороший виски, я надеюсь.
Скажите, правдивы ли слухи о том, что женщина из пятидесятых до сих пор мотает звукосниматели.
Эбигейл Ибарра... да, и там есть еще пара ребят из пятидесятых. Вы удивитесь... Билл Карсон до сих пор работает с нами. Я люблю этого мужика. Надеюсь, он будет жить вечно! Вот это гитарист...
Можно ли приобрести такие звукосниматели в Custom Shop, как у меня на Relic Tele?
Да.
Последний вопрос, и я не думаю, что на него будет легко ответить.
Я попробую.
Магниты на звукоснимателях, очевидно, очень важны. Вы действительно проводили интенсивный научный анализ старых, чтобы воспроизвести их?
Конечно. Дело в том, что люди не понимают, что такое звукосниматели.
Магнетизм - это как чёрная магия.
Это серьёзная вещь. Вы попадаете в ситуации, когда люди всегда ищут волшебную пулю - " Сколько здесь витков?", как будто есть что-то более несущественное. Это все равно, что спросить: "Сколько соли в этом соусе для спагетти?". Там происходит гораздо большее. Там была серьёзная металлургия. AlNiCo, который мы используем в магнитах Custom Shop, максимально приближён к тому, что использовалось когда-то в пятидесятые годы.
У меня есть настоящий друг-технофил, чья специализация - звукосниматели, и он утверждает (и я думаю, что он действительно это сделал, потому что он не в своем уме), что он отнёс звукосниматели Strat и Tele разных годов выпуска к приятелю, у которого был доступ к сканирующему электронному микроскопу, и на самом деле наблюдал различия в звукоснимателях разных годов. Он мог сказать, какой из них какой, просто взглянув на поверхность.
Мне это нравится. Вы знаете, почему Лео сделал магниты скошенными фасками?
Нет, не знаю.
Магниты были скошены, потому что материал был очень хрупким. Он получал их в большой коробке, и края были все в сколах, а фаски скрывали это. Это был просто практичный способ спрятать это и избежать брака. Это был его гений, потому что материал всё время менялся. У вас есть миллиард магнитов в миллиарде гитар, и одна из них находится на Аляске, где никогда не было температуры выше 20 градусов. Другая лежит в гараже в Аризоне, где она сгорает от жары. Одну из них роняли, а другую нет. Одна - такая, другая - иная. Что нужно сделать с магнитом, чтобы испортить его? Вы его бьёте и нагреваете. Это Stratocaster 1958 года (держит свою гитару). Он на 100% оригинальный - с ним никогда ничего не делали. Он такой, какой есть. Когда ребята из Custom Shop захотели сделать ' 58 Stratocaster, они сказали: "Эй, нам не нужно идти куда-то ещё, мы позаимствуем гитару Ричи". Они одолжили его и скопировали. Теперь я сижу на концерте с одним из "Всезнаек", и он держит в руках эту гитару Custom Shop. Он говорит: "Ребята, вы опять всё испортили". Поскольку я злой мужик, я ответил: "Правда, как это?". "Они никогда не делали таких грифов в '58-м году. Просто пощупайте заднюю часть, и голова грифа слишком большая..." Он перечисляет всё, что с ней не так. Я говорю: "Правда? Можете подождать минуточку?" Я принёс этот, оригинальный '58-й, и спросил: "Вы видите разницу между этими двумя гитарами?".
И парень выглядел просто ошеломлённым. И я спросил: " Ну что, вы закончили?". Он ушёл, и, конечно, попытался придумать, как подложить бомбу в мою сумку. Билл Карсон рассказывал мне эту историю... Я такой: "Билл, ты знаешь тот V-образный профиль грифа, как он появился, мужик? Это было так здорово. Как это произошло?" Он сказал: "Лео нанял парня и научил его делать грифы. Потом он уехал в отпуск, а когда вернулся, там было около 300 грифов с этим чёртовым V-образным профилем. Все они были неправильными, и я забраковал каждый из них". Я спросил: "Что ты имеешь в виду - они не такие, какими должны быть?". Он сказал: "Нет, это то, какими, по мнению деревообработчика, они должны быть. Каждый из них был испорчен". Я спросил: "Как же они тогда появились на гитарах?", и Билл ответил: "Лео сказал нам, что мы не можем выбросить 300 грифов. Поставьте их на гитары, и если они им не понравятся, мы заменим их по гарантии на месте". И на этом всё закончилось.
Кстати, примите мои поздравления по поводу Relic. Вы, ребята, создаёте лучшие гитары на свете.
Спасибо вам большое. Трудно быть универсальным для всех. Мы хотим делать Fender для всех, кто хочет Fender. Это то, к чему мы стремимся. Если у вас есть $200, вы можете купить Fender, а если у вас есть $3000, вы можете купить Fender, который будет заметно лучше, чем тот, который стоит $200. Но это всё равно Fender. Во всех них есть понемногу всего этого хорошего. На самом деле всё гораздо проще, чем люди думают, в плане того, почему мы делаем то, что делаем. "Почему вы делаете эти усилители Hot Rod?". Ну, эти усилители - самые продаваемые ламповые усилители на планете в настоящее время. "Как вы решаете, какие динамики поставить в этот усилитель?" Ну, у нас есть Jensen, три разных Eminence и Celestion. У нас есть переключатель динамиков, подключенный к гитарному усилителю для пяти или шести человек. Никто не знает, что там внутри, и мы просто играем. В конце концов, мы всё это подытоживаем, и именно этот динамик ставится в усилитель. Больше ничего не нужно - всё делается таким образом. Всё очень просто, но это большой бизнес, а в большом бизнесе есть свои проблемы.
Это то, о чём люди забывают.
Многие не понимают, и это нормально. Не им об этом беспокоиться. Как я уже говорил, есть часть Fender, которая воспринимается как право собственности - инструменты стали большим, чем кто-либо когда-либо мог себе представить. Для Fender это продукция, но для всего мира это просто инструменты. Мы понимаем это. На нас лежит большая ответственность. Есть ответственность перед людьми, есть ответственность перед наследием, акционерами и банками. Но вы делаете то, что можете, и стараетесь угодить всем.
Я занялся этим по той же причине, что и все остальные. Многие мои старые приятели, коллекционирующие винтаж, смотрят на меня и говорят: "Вот урод, продался". Но я всё ещё больше похож на них, чем они думают... Я знаю не так много других ребят, которые в 1972 году рыскали по ломбардам в поисках винтажных гитар. У меня не было запасного плана - быть бухгалтером и квотербеком в кресле... Если бы с гитарой ничего не вышло, я стал бы торговать гамбургерами. У меня не было выбора - это то место, где мне суждено быть, и меня окружают люди, настроенные так же, независимо от того, программируют ли они компьютеры или собирают гитары. Иногда нас критикуют за то, что мы слишком тонкокожие, и это правильное утверждение. Мы реагируем так, как реагируем, потому что мы так страстно увлечены своей работой и инструментами. Вот как я попал в это. Вот как мы все здесь оказались. Мы действительно любим это дело.