GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Ritchie Blackmore

 

 

Возвращение на радугу

 

 

 

 

 

Вилли Дж.Мозли

Vintage Guitar, октябрь 1997

перевод с английского

Хотите прочитать о столкновениях личностей в легендарной рок-группе Deep Purple или о темпераменте гитариста Ричи Блэкмора?

 

Поищите эти истории в старых выпусках различных и разномастных ханжеских, злопыхательских "рок-журналов", потому что здесь вы не найдете таких гнусных сплетен. Легендарный стратслингер Ричи Блэкмор вернулся на сцену с новой инкарнацией Ritchie Blackmore's Rainbow, хард-рок группой, которую он основал, уйдя из Deep Purple в середине семидесятых. Воссоединившийся Deep Purple записал несколько альбомов в конце восьмидесятых и начале девяностых, а затем Блэкмор снова ушёл, практически по тем же причинам, что и в первый раз двумя десятилетиями ранее.

 

Но давайте не будем вдаваться в подробности, хорошо? Когда Vintage Guitar брал интервью у Ричи Блэкмора, он находился между этапами мирового тура Rainbow, продвигая их недавний релиз Stranger In Us All (Fuel Records), и его вежливые и красноречивые разговорные способности опровергли стереотип, который, похоже, преследует гитариста с тех пор, как Deep Purple ворвались на рок-сцену в конце шестидесятых с "тяжёлой" кавер-версией песни Билли Джо Ройала "Hush".

В примечаниях к альбому Stranger In Us All есть благодарность от вас "...моему папе за то, что он купил мне гитару, с которой всё началось". Каковы были обстоятельства, а также марка и модель гитары?

 

Когда мне было 11 лет, я попросил отца купить мне гитару; я слушал по радио таких исполнителей, как Элвис Пресли, так что я слышал гитарную игру Скотти Мура. Он купил мне акустический Framus в местном гитарном магазине; я думал, что она стоила около семи гиней, что было эквивалентно 20 долларам, а это были большие деньги в те времена. Я помню, как он сказал мне: "Если ты не научишься играть на этой штуке, я надену её тебе на голову".

 

Я также слушал Томми Стила, который был популярен в Англии. Я хотел играть, как он; я смотрел его шоу под названием Six-Five Special, которое было рок-н-ролльным шоу, таким же, как Shindig в Америке. Я смотрел Six-Five Special и наяривал на гитаре; и хотя я не мог сыграть ни одного аккорда, это выглядело здорово (смеётся).

Мне повезло, потому что я брал уроки с самого начала, так что у меня был правильный старт. На уроки мне приходилось ездить на велосипеде; я держал гитару и пытался управлять велосипедом, и такие поездки были интересными, потому что мне приходилось преодолевать десять километров.

 

Вы также слушали Радио Люксембург?

 

Да, тогда это было важным событием в моей жизни. Я слушал его с восьми до десяти вечера, но после десяти часов мне приходилось слушать его очень тихо, потому что папа думал, что я сплю! Радио Люксембург в то время было очень интересно слушать; там играли Бадди Холли и Дуэйн Эдди, которые были моими героями. Группы, в которых я играл в подростковом возрасте, исполняли много песен Бадди Холли и Дуэйна Эдди.

 

На какой гитаре вы играли, когда выступать в группах?

 

На день рождения мне подарили звукосниматель, и я поставил его на Framus, а также регуляторы громкости и тембра. В итоге я установил на нее в общей сложности три звукоснимателя, а потом, когда мне было 15 или 16 лет, я купил Höfner Club 50, а также усилитель Watkins Dominator. Мы выступали раз в неделю, если нам везло, и усилитель выглядел очень здорово, но каждый раз, когда я подключал его, он сгорал во время первого или второго номера! Мне приходилось продолжать играть через чужой усилитель.

Мне приходилось тащиться обратно в Лондон, когда усилитель сгорал. Я тащил его пять километров, чтобы сесть на метро, и он весил около пятнадцати кило. В магазине мне давали другой усилитель, но то же самое повторялось, когда мы играли в следующий раз. Как только я начинал играть, усилитель снова сгорал.

 

Сколько раз это происходило?

 

Шесть. Я ездил в магазин раз в неделю в течение пары месяцев. В конце концов, они попросили меня принести и гитару, и когда я принес, они попросили меня сыграть что-нибудь для них прямо там, и я сжёг усилитель у них на глазах!

 

В конце концов, они дали мне усилитель, который проработал пару месяцев, прежде чем сгореть. Но я думаю, что эта модель усилителя была разработана для игры на половинной громкости, а я играл на полной.

 

А на Club 50, которыми, как я помню, пользовались и другие музыканты в ранние годы, не было мощных звукоснимателей, не так ли?

 

Нет, совсем нет. Это были великолепные гитары, у них была фантастическая древесина. Но когда мне было около 17 лет, я купил подержанную Gibson ES-335 с точками на грифе, кажется, '59-го года, и я знаю, что сейчас они являются предметом коллекционирования.

 

Справедливо ли утверждать, что вы впервые получили известность, по крайней мере, в Великобритании, в составе группы Nero & the Gladiators?

 

Я никогда не играл с Nero & the Gladiators, но я часто вижу это в прессе. Я играл в раннем составе рок-группы под названием Screaming Lord Sutch and the Savages. Мне нравилось, как Nero & the Gladiators исполняли уникальные версии каверов; они были одними из моих кумиров в то время.

Примерно на половине альбома Shades of Deep Purple есть несколько уникальных каверов, включая "Hush" и пару мелодий Beatles. Была ли какая-то связь с Nero & the Gladiators в плане влияния?

 

Ну, это было похоже, но мы не написали достаточно собственных вещей. Я услышал "Hush" Билли Джо Ройала, когда жил в Германии, и подумал, что это отличная песня, а еще я подумал, что это была бы хорошая песня для нашего выступления, если бы мы смогли придумать другую аранжировку.

 

А как насчет Vanilla Fudge? Они исполняли уникальные кавера примерно в то же время.

 

Мы слышали о них, и в итоге они стали одной из моих любимых групп всех времён. Мы не могли поверить, что они делают восьмиминутные версии песен, а это было именно то, что делали мы. Это было в '68-м году.

 

Какие инструменты и оборудование вы использовали для записи Shades of Deep Purple?

 

Мой 335, и 200-ваттный усилитель Marshall. Я использовал фузз-бокс английского производства и вау-вау Vox время от времени.

 

Мне показалось, что на "Hush" есть несколько отличных гитарных звуков. Это было больше, чем один трек и/или больше, чем одна гитара?

 

Мы записали всю песню за два дубля, а весь альбом мы записали за 48 часов. У нас было в общей сложности две попытки на всё. Иногда мне нравится работать под таким давлением, потому что я могу действительно "изливаться", в то время как во многих случаях я попадаю в студийную ситуацию, где мне приходится повторять что-то слишком много раз, и мне становится скучно, и я теряю спонтанность. В песне "Hush" есть одна часть, где гитара возвращается назад, поддерживая звучание.

 

У меня есть тенденция переключать звукосниматели во время игры, почти как нервная привычка. Если я играю что-то синкопированное, то иногда я буду переключаться в синкопе. Я никогда не осознавал, что делаю это так часто, пока кто-то мне не сказал. Но мне нравится играть определённые фразы разными звуками, поэтому я часто переключаюсь с нэкового звукоснимателя на бриджевый и обратно.

Расскажите мне о вашем оборудовании во время первого воплощения Deep Purple.

 

Я начинал со своей 335 и Vox AC-30, который я отдал в Marshall и попросил их скопировать; я не был на 100% доволен их комбоусилителями. Я, наверное, сводил с ума всех людей на фабрике Marshall, потому что всякий раз, когда я заходил к ним, чтобы что-то протестировать, я играл очень громко. На самом деле, офис Джима Маршалла находился вниз по дороге от фабрики и на другой стороне улицы, но он говорил, что всегда знает, когда я там, потому что слышит меня (смеётся).

 

В конце концов, они придумали усилитель, который подходил мне; они добавили дополнительный выходной каскад, который добавил больше "мяса".

 

Когда вы перешли на Stratocaster?

 

Наверное, примерно году в '71-м. После того, как я так долго играл на Gibson, мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к грифу Fender; сначала мне было трудно. И Fender звучал очень "чисто"; с Gibson и его звукоснимателями вы получали определённый запас сустейна, но Fender очень точен и очень неумолим. Он великолепен, если вы правильно возьмёте ноту, но если нет, он даст вам знать.

 

Первый Stratocaster, на котором я играл, принадлежал Эрику Клэптону. Он подарил его моему другу, который в то время был роуди. Именно эта гитара заставила меня заинтересоваться Фендерами. Думаю, первым альбомом, на котором я играл на Fender, был Deep Purple In Rock.

Чем первое воплощение Rainbow должны были отличаться от Deep Purple?

 

Там не было столько эгоистов (смеётся)! Очевидно, что состав был очень похожим - орган и гитара.

 

Почему кавер-версия песни "Still I'm Sad" на первом альбоме Rainbow была инструментальной?

 

Я действительно не знаю; думаю, кто-то предложил включить инструментал в альбом. Я всегда считал эту песню Yardbirds великолепной, и в ней было почти григорианское песнопение. Я подумал, что она подойдёт в качестве инструментала, и на новом альбоме Rainbow есть её новая версия с вокалом. Я слышал, как остальные участники группы играли её, и они захотели сделать новую версию. Тональность была слишком высокой для вокалиста, так что теперь мы исполняем её в другой тональности

 

Справедливо ли утверждать, что первое воплощение Rainbow превратилось в пресловутую "группу одной песни" с "Street of Dreams"?

 

У нас было довольно много хитов в Европе; "Stone Cold" и "I Surrender", среди прочих. "Stone Cold" стала хитом и в Штатах.

Когда Deep Purple воссоединились, вы по-прежнему использовали гитары Stratocaster и усилители Marshall?

 

Совершенно верно, хотя примерно в '85-м году я пробовал использовать гитарный синтезатор Roland. Я был очарован звуками, которые можно было получить с его помощью, особенно эффектами струнных.

 

Гитарные энтузиасты упоминали такие термины, как "ренессанс" или "барокко", применяемые к вашему стилю, и моё восприятие таково, что вы, кажется, больше чувствуете себя в своей тарелке, играя в этих жанрах, нежели блюзовые партии.

 

Иногда это действительно так; это зависит от того, в каком настроении я нахожусь. Музыка эпохи Возрождения 1500-х годов - моя любимая музыка; я также люблю классику, но классическую музыку я играю нечасто. Мне также нравится играть блюзовые композиции, но я считаю, что иногда блюз может быть немного ограниченным и повторяющимся. Я могу играть блюз вместе с кем-нибудь, и я слышал некоторых замечательных блюзменов, но в определённом смысле я уже слышал это раньше, и музыка эпохи Возрождения - это то, что меня по-настоящему увлекает.

 

Можно предположить, что она также более сложная.

 

Да, я думаю, что это так, но многие блюзовые исполнители считают иначе. Однако в музыке эпохи Возрождения нельзя просто взять и выдумать что-то новое. Она очень дисциплинированная и жёсткая, но в то же время она не кажется "спланированной"; она может быть очень захватывающей.

Должна ли была музыка как-то измениться после воссоединения Deep Purple?

 

Не особенно. Мы действительно ничего не планировали, мы просто играли. Я думаю, что Perfect Strangers был довольно хорошим альбомом, возможно, потому что мы давно не играли вместе, но мне не очень понравилось то, что вышло после него.

 

Вы участвовали в благотворительной записи песни "Smoke On The Water" для помощи пострадавшим от землетрясения в Армении. Крис Сквайр из Yes также принимал участие, но когда я брал у него интервью, он не знал многих деталей, касающихся этого проекта. Не могли бы вы просветить нас?

 

(смеётся) Я, наверное, знаю меньше, чем он. Меня спросили, не хотел бы я сыграть в нём, и я подумал, что это отличная идея - сделать благотворительный проект; одна из вещей, которая меня взволновала, это то, что в нём поет Пол Роджерс, а я всегда был его поклонником.

 

Это означает, что я должен спросить, слышали ли вы два последних альбома Bad Company, ведь их вокалистом был Роберт Харт?

 

Мне нравится то, что они делают. Мне показалось, что вокалист очень близок к Полу Роджерсу, но всё равно то, что я слышал, было очень хорошо.

Дело вот в чем: Дуги Уайт, вокалист Stranger In Us All, кажется, имеет стиль, несколько похожий на Ронни Дио, который был первым вокалистом группы в первом воплощении. Является ли это "бонусом", за неимением лучшего определения?

 

Я не уверен. Он может петь разную музыку, но не было сознательного стремления взять вокалиста, похожего на Ронни Дио. Иначе я бы сошёлся с Ронни Дио! Но на Дуги очень повлиял Ронни Дио.

 

Ещё одним недавним проектом для вас стала запись с Пэтом Буном для его альбома In A Metal Mood, который в итоге был признан несколько противоречивым некоторыми религиозными группами.

 

Я всегда равнялся на Пэта Буна; я слушал его в пятидесятые, когда ходил в школу, и когда меня попросили сыграть на одной из его современных записей, я счёл это за честь. Это здорово, когда ты можешь сыграть на альбоме того, кто вдохновлял тебя, когда ты рос.

 

Но удивительно, что некоторые люди так узко мыслят. Если у кого-то длинные волосы или кожаная куртка, он автоматически становится злодеем. Такой фанатизм существует уже много лет, и это печально.

В новом воплощении Rainbow по-прежнему Stratocaster и Marshall?

 

Нет, я сделал значительные изменения со стороны усилителей. Теперь я использую усилители Engl; это немецкие усилители, и они потрясающие. У них много различных настроек и звуков овердрайва. Я обнаружил, что они очень хорошо работают как на низкой, так и на высокой громкости. Мои Marshall, казалось, работали лучше, только когда они были выкручены на полную мощность; когда я убавлял громкость, они звучали тонко. Но Engl отлично звучат на любой громкости.

 

Что касается вашего постоянного использования Stratocaster, ваша ассоциация с этой маркой и моделью возникла примерно с того времени, когда Fender начал выпускать Страты с трёхболтовым креплением грифа.

 

Я склонен искать хорошие грифы больше, чем что-либо другое; электроника всегда очень похожа. Мой друг ходил на фабрику Fender и доставал для меня самый тонкий гриф, какой только мог найти. Я всегда собирал гитары сам; я менял грифы, а иногда и электронику, пока меня не устраивали ощущения и звук.

 

Поэтому у меня нет ни одного "старого" Стратокастера; у меня есть старые запчасти, но иногда я не могу вспомнить, что я делал с какой гитарой. Раньше я вклеивал гриф после того, как менял его, потому что у них была тенденция к смещению.

Вы использовали какие-нибудь Стратокастеры с тех пор, как Fender вернулись к четырёхболтовой конструкции крепления грифа?

 

Да, и ещё есть моя именная модель, которая довольно уникальна. Гриф вклеен в корпус, он не привинчен. Очень интересна на ощупь пятка гитары Fender, в которой нет болтов. Я также хотел толстую ладовую проволоку, и у неё два звукоснимателя вместо трех, потому что я никогда не использую средний звукосниматель. Как я уже говорил, мне нравится переключаться с одного звукоснимателя на другой, и иногда, если я зацеплю средний звукосниматель, он меня бесит.

 

Значит, вам никогда не было интересно попробовать Страт с более современным, пятипозиционным переключателем?

 

Нисколько; я считаю, что это может быть слишком запутанным и слишком тонким. Когда ты играешь так громко на сцене, это в основном случай "чёрного и белого" и "громкого и тихого".

 

Значит, это "нэковый или бриджевый звукосниматель?"

 

Верно.

 

Существуют ли какие-либо технические требования к звукоснимателям вашей именной модели?

 

Нет, они просто должны быть громкими!

 

Учитывая то, что вы сказали о сборке различных Стратокастеров на свой вкус, я так понимаю, что вы не очень увлекаетесь коллекционированием.

 

Нет. Это странно; иногда я вступаю в жаркие споры с людьми, которые расхваливают Страт '58-го года, но для меня они почти все одинаковы; я думаю, что разница заключается в человеке, играющем на инструменте.

 

Я видел несколько гитар Gretsch, которые казались мне фантастическими, и внешний вид гитары - это то, что привлечёт ваше внимание в первую очередь, но я никогда не был тем, кто заплатил бы на тысячи долларов больше за красивый Страт, сделанный до '65-го года. Я думаю, что они делали хорошие гитары всё время.

Ещё один ваш текущий проект, о котором я слышал, называется Blackmore's Night; как я понимаю, он преимущественно акустический.

 

Верно; я всегда хотел играть музыку эпохи Возрождения, и это моя попытка. Кэндис Найт, которая является моей невестой, пела на бэк-вокале в Stranger In Us All, а также была соавтором некоторых песен на этом альбоме. Она любит музыку эпохи Возрождения так же, как и я, и мы всегда играли её дома, и люди говорили нам, что мы должны записать альбом такой музыки. Я играю на акустической гитаре и мандолине, Кэндис поет, и ещё несколько музыкантов дополняют нас. Мы очень довольны тем, что получилось; на этой неделе он выходит в Японии. Это своего рода эклектичный, "величественный"/"царственный" рок-альбом. Возможно, это мой любимый альбом из всех, на которых я когда-либо играл.

 

Где вы уже побывали в рамках тура в поддержку Stranger In Us All, и куда вы еще поедете?

 

На данный момент мы объехали всю Америку; мы также побывали в Южной Америке и Японии. В следующем месяце мы едем в Данию и Польшу.

 

Мы также планируем отправиться в тур в поддержку проекта Blackmore's Night; в группе должно быть около пяти музыкантов, и мы будем играть в некоторых избранных местах, например, в замках в Германии, пытаясь проникнуться "атмосферой". Это должно произойти примерно через два или три месяца, и должно быть довольно интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень серьёзно относится к своей музыке, но диалог, который мы вели с гитаристом-ветераном, был сердечным и познавательным. Несмотря на то, что у него за плечами десятилетия опыта игры громкой музыки (и он будет продолжать играть такую музыку), его начинание с музыкой эпохи Возрождения свидетельствует о том, что он стремится расширить свои музыкальные горизонты, записывая музыкальный жанр, который был его личным любимым на протяжении многих лет. Учитывая его достижения как рок-гитариста, Блэкмор более чем заслужил право реализовывать свои личные музыкальные мечты, что также должно стать интересным.

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.